Битва под Москвой
классный час по теме

методическая разработка урока мужества 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bitva_pod_moskvoy.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс методических разработок

«Ты хочешь мира? Помни о войне!»,

посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

Чулкова Наталия Юрьевна

ГО(О)УНПО Профессиональное училище №14  

Преподаватель общественных дисциплин

г. Грязи 2010г.

Пояснительная записка

Отечество.…  Есть в этом слове особая сила. В нём переплелись и величие нашей Родины, и неброская красота того уголка, где человек родился и рос. А ещё в этом слове - связь времён.

Урок мужества «Битва под Москвой» проводится в рамках воспитательной работы среди обучающихся II курса (15-16 лет). Урок готовится творческой группой, сформированной из актива  II курса.

Изучение истории Великой Отечественной войны невозможно без обращения к краеведению. Знание о героических страницах прошлого своей малой Родины, о людях, которые прославили наш край, наполняет сердце человека чувством гражданственности и патриотизма.

Цели и задачи: урок призван наглядно и образно воссоздать панораму событий, происходивших на подступах к Москве; показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников; раскрыть антигуманную сущность войны; воспитывать у обучающихся уважение к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановившему страну в послевоенный период.

Формы и методы реализации: Поисковая работа в рамках краеведения, работа по опережающим заданиям, использование Интернет-ресурсов для сбора фотоматериалов, архивных документов, творческая работа по созданию презентации и литературно-музыкальной композиции к Уроку.

Тематическое содержание:

  1. Вступительное слово преподавателя.
  2. Начало Великой Отечественной войны.
  3. Оборона советских войск на московском направлении:

А) И.А.Флёров - «катюши» первый командир;

Б) 7 ноября 1941г. – военный парад на Красной площади;

В) Подвиг панфиловцев;

Г) Она назвала себя Таней.

  1. Контрнаступление советских войск под Москвой:

А) Елецкая операция;

Б)  А.А. Калачёв. На легендарном «Ил-2».

  1. Значение победы Красной Армии под Москвой зимой  1941-1942гг.
  2. Минута молчания.
  3. Заключительное слово преподавателя.

Рефлексия:

- углубление знаний обучающихся о Московской битве,  её уроках, о героях - земляках, знакомство с фотоматериалами времен Великой Отечественной;

- развитие творческих способностей обучающихся при создании литературно-музыкальной композиции и презентации урока, умения работать в коллективе, нести ответственность за себя и за каждого члена команды (творческой группы);

- развивать умение поисковой работы, сбора и анализа материала, работы в Интернете и грамотное использование фото и других архивов;

- способствовать гуманизации обучающихся как умение ценить жизнь свою и других людей, воспитывать чувства патриотизма на примерах героического наследия нашего народа.

Материально-техническое оснащение: Медиа-проектор, плакаты военного времени (иллюстрации), карта Московской битвы.

Перечень использованной литературы:

  1. Венок Славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12 т. Т.2 Битва за Москву. Сост. В.И.Кочетков, М.: Современник, 1987г. 623с., фотоил.
  2. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945: Краткая история. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Воениздат, 1984г. – 560 с., ил.
  3. Преподавание истории и обществознания в школе, 2005г., №3
  4.  Грязи. Серия «Библиотечка «Грязинских известий». Липецк: ООО «ИГ «Инфол», 2003. – 240 с.
  5. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Любое издание.
  6. Интернет-ресурсы.

Цели и задачи: урок призван наглядно и образно воссоздать панораму событий, происходивших на
подступах к Москве; показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников; раскрыть антигуманную сущность войны; воспитывать у обуч-ся уважение к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановившему страну в послевоенный период.

Демонстрируется титульный слайд «Битва под Москвой»

Звучит первый куплет и припев песни «Священная война» (муз. В. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

Вступительное слово преподавателя.

Слайд «Начало войны»

Ведущий (1).  В памяти человеческой 22 июня 1941 г. осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Воины свыше ста национальностей защищали Отечество от коричневой фашистской чумы, выстояли и победили, скрепив кровью своё нерушимое братство.

Слайд  «Оборона советских войск на московском направлении накануне великой битвы»

Ведущий (2).  В первые дни войны Красная Армия понесла большие потери. Несмотря на героическое сопротивление советских бойцов, немецко-фашистские войска быстро продвигались вглубь нашей территории. Гитлер и его военачальники ликовали.

Захвату  столицы придавалось решающее значение. Гитлеровский генштаб дал операции наименование “Тайфун”, полагая, что группа армий “Центр”, подобно тайфуну, сметет советскую оборону стремительным наступлением и захватит Москву. По планам врага, война должна была закончиться его победой еще до наступления зимы.

Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы.

Ведущий (3).  Из письма немецкого солдата, октябрь 1941г.: «Дорогая жена, благодаря гению фюрера, мы совсем рядом с русской столицей Москвой. Ещё один – два хороших ударчика – и этот колосс на глиняных ногах рухнет. Правда, русские сражаются с особой сейчас яростью. Каждое село, каждый дом  стоит нам жизни многих. Но люди из нашего взвода рвутся вперёд. И ничто их не остановит до центра Москвы. Хайль Гитлер!»

Ведущий (4).  Из письма артиллериста – разведчика Аркадия Полуэктова, октябрь 1941г.: «Дорогой Саша! Если я умру, напиши моим старикам, что я умер легко и спокойно. Я ненавижу фашизм, ненавижу кровавую, грабящую, убивающую фашистскую нечисть. И, если бы у меня была и вторая жизнь, я бы отдал и её. Напиши им, что я счастлив, что был бойцом в этой великой битве. Прощай, не забывай меня. Аркадий Полуэктов».

Слайд «10 октября 1941г. - Назначение Г.К.Жукова командующим Западным фронтом, обороняющим Москву»

Ведущий (1).  Газета «Правда» на второй странице напечатала портрет Жукова и приказ о назначении Георгия Константиновича командующим Западным фронтом, обороняющим Москву».

Слайд «Катюши» первый командир»

Ведущий (2). Флёров Иван Андреевич родился в селе Двуречки  Грязинского района. В 1926г. Закончил профтехшколу  в Липецке и был оставлен в ней в качестве мастера производственного обучения.

В 1940г. Иван Андреевич был принят в число слушателей Артиллерийской академии им. Дзержинского. С 1932г. Он командир Красной Армии.

Ведущий (3)В начале Великой Отечественной войны Флёрову было доверено командование батареей новых реактивных миномётов, ласково называемых «Катюшами». Первый залп батарея произвела 14 июля 1941г. у станции Орша. В ночь на 7 октября 1941г. Батарея оказалась во вражеском окружении. Неизвестное врагу мощное оружие оказалось под угрозой захвата. Расстреляв все снаряды, батарейцы с капитаном Флёровым взорвали все установки и погибли. Это случилось у дер. Богатырь  Смоленской обл.

В 1995г. отряды поисковиков обнаружили останки капитана и его сослуживцев. Через 50 лет после Победы Флёрову Ивану Андреевичу было присвоено звание Героя России.

Слайд «Гвардейский миномёт «КАТЮША»

Ведущий(4). Светлеют на граните имена

                        Их дождь не смоет, время не разрушит

                        Ракета –

                        В космос, в мир устремлена,

                        Кремлёвской башней высится

                                                            на старте.

                        Первоисточник этой красоты,

                        Начало штурма внеземных

                                                          просторов –

                        Окраина деревни Богатырь,

                         Где, смерть поправ,

                         Ушёл в бессмертье Флёров.

          Слайд «7 ноября 1941г. – военный парад на Красной площади»

Ведущий (1). 7 ноября 1941г. на Кранной площади состоялся традиционный парад войск. Мимо трибун проходила пехота, за ней двигались кавалерия, артиллерия, танки. Многоголосое «ура», мерная поступь полков, рокот моторов сливались в мощный гул. Вся страна с волнением и надеждой внимала ему как предвестнику грядущей победы.

Слайд «Подвиг панфиловцев»

Ведущий (1). 15-16 ноября фашисты предприняли очередную попытку наступления на Москву. На одном из направлений на пути противника встала 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Ивана Васильевича Панфилова.

Слайд «Разъезд  Дубосеково»

Ведущий (2). Наступление фашистов проходило через железнодорожный разъезд  Дубосеково. Прорыв позиций здесь дал бы возможность немецким войскам двигаться по Волоколамскому шоссе на Москву. На разъезде 28 бойцов 1075-го полка Панфиловский дивизии приняли на себя удар 50-ти вражеских танков.

Безграничное снежное поле,

Ходит ветер, позёмкой пыля.

Это русское наше раздолье,

Это вольная наша земля.

И зовётся оно Куликовым,

Бородинским зовётся ль оно,

Или славой овеяно новой,

Словно знамя опять взметено,

Всё равно оно кровное, наше,

Через сердце горит полосой.

Пусть война на нём косит и пашет

тёмным танком и пулей косой.

Но героев не сбить на колени,

Во весь рост они встали окрест,

Чтоб остался в сердцах поколений

Дубосеково тёмный разъезд.

Поле снежное. Снежные хлопья

Среди грохота стен огневых,

В одиноком промёрзшем окопе

Двадцать восемь гвардейцев родных!

  Слайд «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва»

Ведущий (3).Из письма Героя Советского Союза политрука дивизии Василия Клочкова жене и дочери, август 1941-го: «Здравствуйте, мои любимые Ниночка и Эличка!  24 августа приехал в Рязань, сегодня вечером будем в Москве. Враг совсем близко. Заметно, как по военному летают наши «ястребки». Завтра в бой. Хочется чертовски побить паразитов. … Много мы проехали деревень, городов, сёл, аулов и станиц, и везде то мала до велика от души приветствовали нас, махали руками, желали победы и возвращения. А беженцы просили отомстить за то, что фашисты издевались над ними. Я больше всего смотрел на детей, которые что-то лепетали и махали своими ручонками нам. Дети возраста Элички – и даже меньше – тоже кричали, и махали ручками, и желали нам победы.  … Гитлеру будет та же участь, которая постигла Наполеона Бонапарта в 1812г. … Настроение прекрасное, тем более что я всем детям обещал побольше побить фашистов. Для их будущего, для своей дочки я готов отдать свою кровь каплю за каплей. В случае чего (об этом, конечно, я меньше всего думаю) жалей и воспитывай нашу дочку, говори ей, что отец любил её и за её счастье… Ваш папа Василий Клочков».

Ведущий (4). Василий Клочков не увидел свою семью. В этом бою, который длился четыре часа, он погиб. Но бессмертными стали его слова «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва».

Слайд «28 героев – панфиловцев»

Ведущие (1) и (2) называют имена панфиловцев.

Ведущий (3). …Я знаю никакой моей вины,

                            В том, что другие

                            не пришли с войны,

                            В том, что они  - кто старше,

                            кто моложе,

                            Остались там, и не

                            О том же речь,

                            Что я их мог, но

                            Не сумел сберечь, -

                            Речь не о том, но

                            Всё же, всё же

                            Всё же…

Слайд «Памятник на месте сражения панфиловцев»

Ведущий (4). 14 танков из 50 подбили панфиловцы, вооружённые лишь гранатами, бутылками горючей смеси и противотанковыми ружьями. Из 28 панфиловцев на поле боя погибли 23,один скончался в госпитале, а четверо остались живы. Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза, на месте сражения воздвигнут памятник. В Москве есть улица генерала Панфилова и улица Героев – Панфиловцев.

Слайд «Она назвала себя  Таней»

Ведущий (1). Навечно в народной памяти осталась ученица 201-й московской школы Зоя Космодемьянская. Подвиг её пришёлся на период Московской битвы. Партизанка Зоя погибла при выполнении боевого задания в дер. Петрищево, что в Наро-фоминском районе Московской области. Школа №201 г. Москвы, где учились Зоя и Александр Космодемьянские, носит их имя.

Слайд « Контрнаступление советских войск под Москвой»

Ведущий (2). В конце ноября – начале декабря фашистские войска подошли на некоторых участках к Москве на 32-30 км. С 5 декабря началось контрнаступление Красной Армии. К середине января 1942г. нашими войсками было освобождено 11 тысяч населённых пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг отброшен на 100-250 км от Москвы.

Слайд «Елецкая операция»

Ведущий(3). 11 декабря 1941г. Все газеты напечатали сводку Совинформбюро, в которой говорилось: «В первых числах декабря развернулись крупные бои в районе города Ельца. Немецкие войска, сосредоточив значительные силы, потеснили наши части и захватили город. Войска Красной Армии Юго-Западного фронта, перейдя в контратаки, в течение 4 дней вели ожесточённую борьбу за город Елец. 9 декабря наши войска во главе с генерал-лейтенантом Костенко разгромили немецко-фашистские войска и заняли город Елец».

Ведущий (4). Вначале московской зимы

                       Счастливое катится эхо,

                       Не враг наступает, а мы.

                       Всё шире пространство успеха.

                       На карте возникла стрела.

                      Она, изогнувшись на фланге,

                      В движенье полки привела,

                      Нацелила «Илы» и танки.

                      И южное наше крыло,

                      Левей оружейницы Тулы

                      Взметнулось, удар нанесло,

                      Противника вспять повернуло.

                      Сбылось! Дождались  наконец.

                      И в зимнее дымное утро

                      Я вслед за бойцами в Елец

                      Спешу на машине попутной.

                      На взятом в ночи рубеже

                      Студёная мгла ещё длится,

                      Но в ней проступают уже

                      Ельчан просветлённые лица.

Ведущий (1). Из письма  немецкого солдата, начало декабря 1941-го: «Дорогая жена. Здесь ад! Русские начали наступать. Умоляю тебя перестать писать мне о шёлке и резиновых ботиках, которые я должен бы привезти тебе из Москвы. Пойми – я погибаю…»

Слайд «На легендарном Ил-2»

Ведущий (2). Уроженец г. Грязи Анатолий Калачёв боевое крещение получил под Кромами во время наступления гитлеровцев на Москву. В составе звена  Анатолий штурмовал вражескую танковую колонну.

Выполнив очередное задание «Илы» возвращались на свой аэродром. Внезапно их атаковала большая группа «мессершмиттов». Удар принял на себя Калачёв. Его самолёт был подбит.  Анатолию пришлось приземлиться на территории, занятой врагом. Пятнадцать суток добирался он до своей части. А в это время родственникам в Грязи ушла «похоронка».

Всего за годы войны трижды подбивали самолёт отважного лётчика, и трижды он падал на землю, всякий раз не веря, что останется в живых.

Слайд «Анатолий Александрович Калачёв – почётный гражданин  г. Грязи»

Ведущий (3). День Победы Анатолий встретил под Веной. В 1945г. Гвардии старшему лейтенанту Калачёву присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Анатолий Александрович продолжал службу в Советской Армии. В 1956г., уйдя в запас, переехал в Воронеж, много работал, занимал активную гражданскую позицию, участвовал в патриотическом воспитании молодёжи.

Слайд «Значение Победы Красной Армии зимой 1941 – 1942гг.»

Ведущий (4). Развернувшиеся зимой 1941/42 г. наступательные операции советских войск под Москвой и на других участках советско-германского фронта имели огромное, поистине историческое значение. Разгромив и отбросив противника на 150—400 км, Красная Армия устранила непосредственную угрозу столице.

Поражение немецко-фашистских войск зимой 1941/42 г. коренным образом изменило обстановку на советско-германском фронте. Однако при всем огромном значении этих событий они не могли еще окончательно повернуть ход войны в пользу СССР. Хотя Красная Армия нанесла по врагу сильные удары, этого было еще недостаточно, чтобы вывести из строя гитлеровскую военную машину.

Впереди предстояла еще длительная и упорная борьба, но на всем ее ходе и конечном исходе в огромной мере сказывалось влияние великой победы под Москвой. Она заложила фундамент последующих успехов, которые были достигнуты в других битвах. Зимой 1941/42 г. Вооруженные Силы СССР накопили ценный опыт наступательных фронтовых операций.

Слайд «Победа под Москвой – это победа всего народа».

Ведущий (1).  «Прежде всего, мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку.…  Где бы ни находился этот человек  - на фронте, в тылу страны, в тылу врага, на подневольном труде в Германии, - повсюду и везде он делал всё от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом». (Жуков Г.К.)

Ведущий (2). Победа под Москвой – это победа всего народа. Но в первую очередь, это победа солдата, воина – труженика войны.  Это победа талантливых полководцев. Это победа и тех, кто самоотверженно трудился в тылу. Среди защитников Москвы были и наши родные, и мы в долгу перед ними.

 Вспомним с нами отступавших,

Воевавших год иль час,

Павших, без вести пропавших,

С кем видались мы хоть раз.

Провожавших, вновь встречавших,

Нам попить воды подавших,

Помолившихся за нас.

 Завершающий слайд

Ведущий (3). Цена победы под Москвой была очень высокой. Многие пали в той битве, многие умерли в госпиталях от ран. Многие имена так и не были установлены, что привело к идее создания Могилы Неизвестного солдата.

Прошу почтить память  погибших защитников нашей столицы Минутой молчания. Прошу всех встать.  

Заключительное слово преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Битва под Москвой"

Урок-презентация для 9 и 11 класса "Битва под Москвой 1941 г"...

Внеклассное мероприятие по истории "Битва под Москвой"

Методическая разработка классного часа для 9 класса (в зависимости от аудитории легко адаптировать), посвящённая битве под Москвой....

Доклад на областной конференции:"Коломна и Московская область в битве под Москвой"

Доклад на областной конференции, посвящённой 65-летию битвы под Москвой: "Коломна и Московская область в битве под Москвой"...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...

Открытое мероприятие методического объединения ЛИРа по теме «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы под Москвой

Мы – москвичи! Мы живем в огромном городе, столице великого государства, где каждый день проходят какие-то знаменательные события. Но так хочется поговорить о старой Москве, Москве 19-20 веков, котору...

Сценарий праздника "Москва за нами", посвященного Битве под Москвой

По данному сценарию учащимися 8 класса проведен праздник, посвященный 76-й годовщине битве под Москвой. Продолжительность 25 минут. Далее выступление ветеранов 15 минут....

Презентация по теме "Решающие битвы ВОВ". "Битва за Москву".

Данная презентация может быть использована на внеклассных школьных мероприятиях, посвященных ВОВ....