"Всё начинается с семьи" Классный час для 8 класса
классный час (8 класс) на тему

Гаряева Марина Сергеевна

Классный час с презентацией, содержит инсценировки отрывков литературных произведений, изучаемых в 8 классе, интреактивную беседу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_kl_chas_8_kl_vsyo_nachinaetsya_s_semi.rar477.72 КБ

Предварительный просмотр:

Гаряева Марина Сергеевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №41»

г. Братск Иркутская обл.

Класс: 8

Открытый классный час 

«Всё начинается с семьи»

Цель: дать представление о нравственных основах счастливой семьи.

Задачи:

1). Дать понятие о семье как среде, в которой формируется личность ребёнка;

2). Доказать, что не только семья влияет на формирование личности ребёнка, но и в ребёнке с раннего возраста закладываются нравственные ценности, по которым будет жить его будущая семья;

3). Дать понятие о нравственных устоях православной семьи, рассказать о символике таинства венчания.

Оборудование: презентация, костюмы актёров, фильм о венчании, огрызок яблока и целое очень красивое яблоко.

Ход урока:

1. Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Мы сегодня встретились, чтобы поговорить о семье. Тема нашего классного часа – «Всё начинается с семьи» (слайд 1).

2. Беседа:

Всё начинается с семьи. А что - всё? Что начинается с семьи? (ответы детей)

Учитель: Да, именно в семье начинается счастье, от семейного уклада зависит, какими вырастут в семье дети, будут ли они БЛАГоРОДными. Давайте посмотрим сценки, подготовленные вашими одноклассниками. Интересно, узнаете ли вы этих литературных героев?

3. Сценки из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» и повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1-я сценка разыгрывается на фоне слайда 2, 2-я – слайда 3).

Сценка 1 (участники – Митрофан, г-жа Простакова, Еремеевна)

Митрофан. А я почти и вовсе не ужинал.

Еремеевна. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть. Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всё така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку. (разнежась). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Сценка 2 (участники – Пётр Гринёв, его отец и матушка. Отец за столом пишет, матушка стоит рядом, Пётр – в стороне).

Матушка: Не забудь, Андрей Петрович, поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

Батюшка: Что за вздор! К какой стати стану я писать к князю Б.?

Матушка: Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?

Батюшка: Ну, а там что?

Матушка: Да ведь начальник Петрушин — князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

Батюшка: Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда. (Матушка подаёт)

Петруша: Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург?

Батюшка дописывает письмо, складывает его и подаёт Петру со словами: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».

Автор: На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне

Батюшка: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

4. Обсуждение:

- Как зовут главных героев? (Митрофан Простаков, Пётр Гринёв)

- Что можете о них сказать? Какие они по характеру?

- Почему они стали такими? Какова роль родителей?

- Что стало с ними потом? Нашли ли они своё счастье?

5. Слово учителя:

Считается, что воспитание детей начинается с момента рождения их родителей. Действительно, дети перенимают от родителей не только внешность, но и культуру поведения, манеры, некоторые привычки, жизненную философию. Это значит, что ваша будущая семья уже начинается где-то в вас, так как ваши привычки и жизненные ценности уже формируются или сформировались. Какими же нужно воспитывать себя, чтобы в вас началась счастливая семья? Давайте поразмышляем.

6. Беседа:

- Кто знает, зачем на свадьбе жених и невеста кусают свадебный каравай?  (Кто больше откусит, тот и будет главой семьи). Кто, по-вашему, должен откусить больше?

Учитель: Главой семьи должен быть мужчина, муж, отец. Это правильный порядок семейного мира, созданного по образу большого мира, во главе которого – Бог-отец. Недаром говорят: «Семья без отца как дом без крыши» (слайд 4). Как вы понимаете эту пословицу?

- А что значит быть главой семьи? (ответы детей)

Учитель: Глава семьи – не мучитель, не самодур. Он всё решает, всех оберегает, за всё отвечает, обо всём печётся. Он ЗАЩИТНИК и не только своей семьи, но и Отечества. Он знает, что должен ответить перед Богом за свою семью. Он хороший отец и хозяин.

А давайте проверим, хорошие ли будущие хозяева наши мальчики? За 1 минуту напишите на своих листочках все свои мужские дела, которые вы уже умеете делать по дому или на даче (в деревне). Посчитать, сколько у кого получилось, у кого больше всех. Самоанализ: хватит ли мне этих навыков или всё-таки необходимо ещё учиться мужским делам?

- Легко ли быть главой семьи?

- Кто из наших литературных героев (Митрофан или Пётруша) станет главой семьи, а кто – нет? Почему?

- Какие черты характера надо воспитывать в себе, чтобы стать главой?

Учитель: Главная черта – научиться жить не только для себя. Перестать быть маленьким, вокруг которого «пляшет» вся семья, и начать стараться по мере сил служить людям и близким, и знакомым, и незнакомым, всем помогать. Во многих дворянских семьях в 19 веке было такое правило для детей: делать хотя бы 1 доброе дело в день. Хорошо бы и нам это правило иметь. Надо уметь забыть о себе, не быть эгоистом. Если научитесь – всё будет легко.

 (слайд 5)А если сейчас парень

  • Обманывает маму, отца, учителя;
  • Тайком курит;
  • Матерится;
  • Стремится всё своё время посвящать только безделью;
  • Стремится попробовать алкоголь и наркотики;
  • Часами сидит в подъезде или во дворе на ступеньках;
  • Может легко ударить девушку, оскорбить её;
  • Не хочет задумываться о своём образовании и выбирать будущую профессию;
  • Ищет способы, при помощи которых можно будет уклониться от службы в армии?

Можно ли «разглядеть» в таком парне будущего главу семьи?

7. Но есть ещё одно условие, чтобы мужчина стал главой семьи: его жена должна быть настоящей женщиной. Интересно, что с разными женщинами один и тот же мужчина ведёт себя по-разному, потому что все отношения с мужчиной устанавливаются женщиной. Если в семье жена будет стараться командовать, перевоспитывать мужа, всё решать самостоятельно, муж никогда не станет главой (совсем как у Простаковых).

8. Беседа:

- Какой же должна быть настоящая умная жена?

Подчиняться мужу, советоваться с ним, признавать его превосходство и силу, принимать его помощь. Дамы, проверьте себя: на экране вы видите фразы. Какие можно говорить мужу и детям, а какие – нет? Почему? (слайд 6)

1) Я всё сделаю сама.

2) Тебе решать.

3) В прошлый раз сделал по-своему, и что получилось?

4) (Ребёнку) Спроси у папы. (Самопроверка)

Настоящая умная жена должна быть хорошей хозяйкой. Уборка, стирка и приготовление пищи не должно быть для девочки подвигом – это обычное дело. Должна уметь сделать дом уютным. Девочки, проверьте себя: за 1 минуту запишите на вашем листе бумаги, сколько блюд и какие вы уже умеете готовить. (Самоанализ)

Настоящая жена должна быть хорошей матерью. Как к этой роли готовиться? Какие черты вырабатывать в себе? (Ответы детей)

Учитель: терпение, доброту, добродушие, ответственность, жертвенность. Снова хорошо бы вспомнить традицию наших предков – делать хотя бы 1 доброе дело в день.

Самое главное – быть женственной. (слайд 7) Поэтому если девушка

  • Матерится;
  • Курит и пьёт;
  • Доступна для всех парней;
  • Сидит в подъезде на лестнице или во дворе на лавочке целый день;
  • Весь день ходит по гостям;
  • Дома неряшливо одета, не убирает свою комнату;
  • Никогда не готовит, не умеет стряпать, шить, вязать,

Можно ли «разглядеть» в ней будущую счастливую жену и мать?

(слайд 8) Девушки, представьте себе, что ваше сердце – яблоко. Если не дать ему созреть, а сорвать до времени, не дать ему накопить в себе любви, растратить попусту, раздарить всем подряд, разрешив откусить каждому желающему, оно ведь превратится в огрызок (учитель показывает огрызок яблока). Найдётся ли кто-то, кто захочет взять этот огрызок себе «в жёны»? Кто хочет яблочко? (учитель предлагает всем в классе. Обычно желающих взять огрызок себе не находится). Учитель: да и мне это «сердце» не нужно, и никому не нужно (выбрасывает в ведро).

Если же девушка бережёт своё «яблоко» - сердце, даёт ему накопить в себе любовь ко всем людям, созреть, тратит свои юные годы на накопление мудрости, доброты, добродушия, её сердце будет таким (достаёт целое очень красивое яблоко). Кто хочет? Кому отдать? (появляется много желающих). Учитель: такая девушка ещё подумает, кому своё драгоценное сердце подарить. А парень рядом с такой девушкой обязательно превратится в настоящего  рыцаря и продемонстрирует свои лучшие черты: мужественность, настойчивость, терпение, нежность. И тогда может возникнуть настоящая любовь и как её продолжение – семья. А легко ли вести семью? (ответы ребят)

9. Рассказ учителя:

Жить в семье, строить свою семейную жизнь в радости и счастье трудно, однако необходимо, потому что только в семье человек может найти своё счастье. Поэтому всегда люди обращались к Богу с просьбой о помощи в создании семьи. (слайд 9)

Наши предки венчались в храме. Венчание – таинство, которое даёт силу на этот подвиг семьи. Венчание – благодать, чтобы семья ушла в вечность и увела туда своих детей.

Почему венчание так называется? (От слова «венец». Венцы даются жениху и невесте как победителям страстей. Всю жизнь после венчания они теперь должны быть верны друг другу.)

Какие ещё атрибуты венчания вы знаете?

Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом.

Венчальные свечи. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.

Иконы – благословение родителей молодых.

Посмотрим фильм о венчании православной пары http://www.youtube.com/watch?v=GGMxFediTP8.

10. Вывод: От чего зависит счастье человека? Во многом – от семьи, родителей. Всё начинается с семьи. А будущая ваша семья начинается в вас уже сейчас. Помните об этом и будьте счастливы! (слайд 10)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешний вид и его влияние на психологическую атмосферу в классе. Учитель начинает с себя

Цель психологическая: определение фактора внешности как одного из приемов создания психологической атмосферы в классе. Цель педагогическая: научить использовать составляющие внешнего вида в качестве ...

Урок-проект ИЗО в 6 классе "Все начинается с любви"

Разработка и создание проекта подарочного изделия к Дню св.Валентина способом декоративного оформления....

Сценарий литературного вечера для 9-11 классов " Все начинается с любви"

Сценарий литературного вечера для старшеклассников, на котором они представляют  "звездные" пары: Татьяна и Онегин, Наташа Ростова и Андрей Болконский, Дон Кихот и Дульсинея, Квазимодо и Эсмераль...

Мастер-класс "Познание начинается с интереса" на тему "Прямая и обратная пропорциональность"

Данный мастер-класс раскрывает проблемный подход при изучении темы "Прямая и обратная пропорциональности" в 6 классе....

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...

Методическая разработка интегрированного урока английского языка и МХК в 7 классе по теме " Искусство:театр. Как все начиналось"

Интегрированный урок английского языка и МХК проходил в 7 классе. Учителем были определены следующие цели урока:...

Неделя психологии "Завтра начинается сегодня, будущее начинается сейчас"

Неделя психологии в школе - просветительско-профилактическое мероприятие. Данная неделя была посвящена профилактике алкоголя и табакокурения и традиционно прошла под названием «Завтра начинается сегод...