Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Мартынова Елизавета Петровна

 

Тема: «С чего начинается Родина?»

 (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)   

 Цели:1.Отработка умения отличать действительные причастия настоящего и прошедшего времени от страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

  2. Закрепление навыков постановки запятой при причастном обороте.   

3. Воспитание интереса к истории родного края (на основе краеведческого материала).

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МБОУ «СОШ с. Озерки,

Калининского  района, Саратовской  области»

Урок русского языка в 7-ом классе.

                                                учитель: Мартынова Е.П.          

                                                   

Тема: «С чего начинается Родина?»

(интегрированный урок на основе краеведческого материала; урок

          сотворчества)    

Цели:1.Отработка умения отличать действительные причастия

настоящего и прошедшего времени, от страдательных причастий

настоящего и прошедшего времени.

          2. Закрепление навыков постановки запятой при причастном

обороте.

           3. Воспитание интереса к истории родного края (на основе

краеведческого материала).

Ход урока:    

1. Учитель:

-- Ребята, у нас сегодня немного необычный урок. И назвала я его «С чего начинается Родина?»

    «С чего начинается Родина?»- задумчиво спрашивает  песня? «С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе, А может она начинается с весенней запевки скворца и с этой дороги проселочной,  с которой не видно конца».

-- Ребята, а с чего начинается Родина для каждого из вас?

(учащиеся дают свои ответы).

-- Верно, для каждого из нас Родина начинается с чего-то своего, личного. Для кого-то с рождения, для кого-то с природы, для кого-то с родителей, для кого-то со своего села, села Озерки.

   Для Тургенева Родина начиналась с парка в Спасском - Лутовинове. Для Льва Толстого с Ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию.

 

   Да, человеку навсегда, на всю жизнь дорого то место, где он родился, где прошло его детство. Для вас - это ваше село - Озерки, это ваша малая Родина.  

 

   - 2 дня назад, я отправляла вас в так называемую « этнографическую экспедицию», для того чтобы вы повстречались со старожилами нашего села, составили этнографический паспорт исчезнувших деревень (название села, его историю, основное занятие жителей села и нарисовать рисунок этого села).

   Этих сел уже нет на территории Озерского округа, но память о них жива в сердцах жителей этих сел, которых судьба раскидала по разным местам.

   Да, на этом месте остались только следы прошлой жизни - красота природы, да погосты, чистый воздух и дорогая сердцу земля.

   - Но прежде, чем начать этнографическое представление населенного пункта, мы должны вставить пропущенные буквы в словах (цветным мелком), если правильно вставите, то у вас получится название населенного пункта, который вы будете представлять.

 

2. Словарный диктант

   Задание: вставьте цветным мелком пропущенные орфограммы, объясните

   их написание.

   Потревожен--ый             пер-он

   Расст—лать                                       ножниц-

   Рыба—кий                                         шу-ка

   Кузне—кий                                       обн-жаться

   Т--нцор                                              со-нце

   (с. Ницца)                                          ак-уратный

                                                               В-негрет

                                                               Куплен-ый

                                                               Свеч-й

                (с. Рыбалкино)

Воз-вание               ш-рох

Тр—ва                                                    -десь

Мя—кий                                                 ш-пот

Девч—нка                                              бар-икада

Тер—аса                                                  во-зал

Выкращен—ый                                      на площад-

Ц-пленок                         (с. Озерки)

Красивы-

(с. Загорный)

3. Слова разгаданы. Представитель этнографической экспедиции          рассказывает о населенном пункте (показывает паспорт и рисунок села,          кроме села Озерки).

        Учитель: Очень жаль, что замерла жизнь в этих селах, что не звенят  больше наигрыши гармони, не звучат русские песни. Такие места действуют на сердце с неотразимой силой. Я сказала бы об этих местах, что они благостны, успокоительны и что в них есть что-то священное.

4. Беседа с учащимися.

     -Ребята, а вы бывали в этих местах?        

     -Чем они вам запомнились?

     -Что в них необыкновенного?

     (ответы, рассказы учащихся)

5. Заслушать сообщение учащихся об Озерках (представление    

    этнографического паспорта, история создания села, Озерки сегодня).                

6. Учитель: В ваших сообщениях прозвучало много причастий. Я думаю, что                                                                                              

     вы без особого труда определите вид причастий.      

    Задание: определите вид причастий

дейст.прич. наст.вр

    Ведущая(дейст.прич. наст. вр.) в глубь сада, засеянное(страд. прич. прош вр.)                                         поле, сморщенное(страд. прич. прош вр.) лицо, обожае дейст.прич. наст.вр

мый(страд. прич. наст.вр.)

родителями, склоняющиеся(дейст.прич. наст.вр.)к земле, облетевшая(дейст.прич. прош.вр.) листва, сощуренные (страд. прич. прош.вр.) глазки, отражающие(дейст.прич. наст.вр) солнце, танцующие(дейст.прич. наст.вр) в хороводе.

7. Разбор предложений с причастным оборотом.

   Задание: выделить причастный оборот, определить вид причастий.

  А) Художник Шишкин, воспевший красоту родной земли, создал много                                                  

      полотен о природе России. Он остается непревзойденным художником.

  Б) Я вижу необъятные  поля, волнующиеся урожаем.

8. Итак, с чего начинается Родина?

   -Ребята, вы согласны, что она начинается с любви к родному краю,к дому, с                                  размышлений о прошлом, о  будущем, со стихов наших местных поэтов,           строки которых посвящены родине, селу, труженику, сельскому жителю,            детям.

 

9. Чтение учащимися стихов поэтов Калининского района (на фоне медленной классической музыки)

10. Заключительное слово учителя.

   -Ребята, наш урок подошел к концу. Я уверена, что этот урок оставит свой след в вашей душе, что в ваших глазах зажглась искорка интереса к истории своей малой родины, которая всю жизнь будет одаривать вас крыльями вдохновения.

    -Хочу закончить урок словами из песни:

    «Пусть говорят, что есть края иные,

      Что в мире есть иная красота.

      А я люблю свои места родные,

      Свои родные, милые места».(Ю.Антонов)

11. Домашнее задание творческого характера.

      Тема: «Так хочется заговорить стихами» (попытайтесь написать                                       небольшое сочинение о своей малой родине)    

12. Оценки за урок. Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по немецкому языку в 7 классе на тему "С чего начинается Родина". Учебник Schritte, И.Л. Бим

Тема: Что мы называем нашей родиной? («Was nennen wir unsere Heimat?»).Учебник: Бим И.Л. Немецкий язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л.В. Садомова ; Рос. акад. наук, Рос. ...

Разработка урока английского языка по теме "С чего начинается Родина?"

Конспект урока английского языка по теме "С чего начинается Родина?",составленный на материале УМК Spotlight 5....

Внеклассное мероприятие по немецкому языку в 8 классе на тему: "С чего начинается Родина?"

Обобщение повторение пройденного материала в рамках отдельных ситуаций ситуативной форме. Тренировка учащихся на немецком языке в ролевых играх....

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»...

Методическая разработка конкурса по английскому языку "С чего начинается Родина"

Данная разработка особенна иетнресна для учителей и учеников Иркутской области, так  как связвны с ее историей....