Открытый классный час в 5 классе "Время выбрало нас!"
классный час (5 класс) на тему

Классный час посвящен 15-летию вывода советских войск из Афганистана и памяти солдат, проявивших героизм и отвагу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afganckaya_voyna_1979-1989.docx40.35 КБ
Файл vremya_vybralo_nas.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

                   МБОУ ЕКАТЕРИНОВСКАЯ СОШ

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС В 5 КЛАССЕ

ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС!

                    КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

                                         БЕДИРХАНОВА М.Б.

                            2014 ГОД

КЛАССНЫЙ ЧАС В 5 КЛАССЕ «Время выбрало нас!».

ЦЕЛИ:- воспитание чувства любви и уважения к своей Родине;                                         - военно-патриотическое воспитание: воспитание гордости за свою армию, уважения к участникам  локальных войн и конфликтов.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ.

УЧИТЕЛЬ: Помните о тех, кто так и не вернулся на Родину из Афганистана.  Ведь войны никогда не кончаются... "ВОЙНА" - это правда обмана. Война заканчивается, когда умирает ее последний солдат. Десять лет войны - сто лет памяти. Нам осталось не так много, чтобы сохранить правду  этой войны...   

25 декабря. Каждый ветеран войны в Афганистане знает эту дату. В этот день в далёком 1979 году начался отсчёт времени. Времени, увы, не мирного. В декабре 1979 года правительство СССР приняло решение о вводе ограниченного контингента советских войск в республику Афганистан.                     10 лет Афганской войны стали испытанием на прочность для Советской армии. Воины - интернационалисты с честью выдержали это испытание.               Те люди, которые прошли ту войну, в этот трагический день собираются вместе вспомнить, помянуть друзей.

Презентация о солдатах - афганцах  выпускниках  Екатериновской средней школы. Слайды №1-10

Семеро выпускников  Екатериновской средней школы служили в Афганистане.  Эти ребята с честью выполнили свой долг перед Родиной.

Рассказ о них по слайдам. 1. Остапенко Владимир Николаевич, выпускник Екатериновской средней школы 1974 года, после окончания Сумского высшего военного артиллерийского училища в должности командира гаубичного дивизиона, служил в Афганистане в провинциях Кундус, Баглан, Файзабад в 1980-1981 годах. Награжден медалью «За отвагу». В настоящее время подполковник запаса.

2. Плотников Виктор Владимирович,  служил в Афганиcтане в 1984-86 годах. Его воинская часть располагалась в городе Баграм. Водитель, он сопровождал грузовые колонны через перевал Саланг.                                         Саланг – это стратегический перевал в горах Гиндукуш, связывающий северную и центральную часть Афганистана. Через Саланг из Советского союза доставлялись стратегические грузы: продовольствие, боеприпасы, личный состав воинских частей. Там велись активные боевые действия, так как недалеко находилось Паншерское ущелье, которое контролировал Ахмад Шах Масуд, один из полевых командиров моджахедов, который в 1982 году  пошел на перемирие с советскими войсками. Там погибло много наших ребят. Это место в сердце каждого ветерана Афганской войны.

3. Моисеенко Петр Павлович,   после окончания восьми классов нашей школы и СПТУ г. Таганрога в 1985 году был призван в армию. Служил в ВВС, в отдельном батальоне технического обеспечения близ города Кандагар.

4. Скиба Виктор Владимирович,  в 1981 году был призван в ряды СА, служил в ВДВ, участвовал в боевых операциях. Был ранен в 1982 году. Лечился в госпитале в Узбекистане. Демобилизовался в 1983 году в звании старшего сержанта.                                                                                        

5. Мелешко Александр Николаевич ,  проходил службу в погранвойсках на турецкой границе. У него были военные командировки в Афганистан.                                                                                                    

6. Поселянинов Владимир Викторович,   начал свою службу в июне 1980 года в 122 полку недалеко от афганского города Мазари-Шариф.  

7. Алпатов Сергей Юрьевич,  стал последним воином-интернационалистом из числа выпускников Екатериновской средней школы. В 1986 году был призван в СА. В качестве водителя БТРа служил в городе Кандагар. Во время боевой операции был тяжело ранен. Долго лечился в Кабульском госпитале. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».

Слайд № 11. К бессмертному подвигу, высшему из вдохновений,                                                                                                            Не как на вершину идут от ступени к ступени,                                                                                    К бессмертию взлетают подобно пылающим птицам,                                                                    Себя целиком отдавая, а не по частицам. (Фазу Алиева)                                                                      

Слайд № 12. Кто и зачем воевал в Афганистане?   Зря ли мы воевали?

Очень часто люди задают эти вопросы, когда начинают говорить о войне в Афганистане.  Каковы обычные цели войны? Война нужна для того, чтобы захватить и оккупировать территорию, после чего население подчиняют себе, либо, как это у многих принято, вырезают, как это делал Гитлер в ВОВ.                                                                                                                    В Афганистане ничего подобного не было: население не подчинили себе, территорию контролировали только там, где это было надо.                          Интерес сверхдержавы СССР заключался, во-первых, в охране своих собственных границ, т.к. Афганистан граничил с тремя республиками советской Средней Азии, а во-вторых, в противодействии попыткам другой сверхдержавы закрепиться в регионе.                                                                                        

США, потеряв влияние в Иране, срочно пытались усилить свои позиции в регионе.  Как Советский Союз должен был смотреть на перспективу возникновения у своих границ исламской республики, да еще и подконтрольной США? Сколько новых военных баз США появилось бы в этом случае в сопредельном СССР государстве?                                                                                                          Простые советские парни, каким был Андрей Цветков, погибший на высоте 3234,  хорошо разбирались в международной обстановке и понимали важности выполнения своего долга перед Родиной. Вот пример из его переписки с родными: «17.05.87. Отец, ты пишешь, что мы тут теряем здоровье, порой жизнь из-за азиатов. Это далеко не так. Мы, конечно, выполняем интернациональный долг, но, кроме этого, мы ведь выполняем и патриотический долг, ведь мы защищаем южные границы и нашей Родины, а стало быть, вас. Вот это-то и является главной причиной нашего нахождения здесь. Отец, ты представь, какая бы угроза нависла над СССР, если бы здесь были американцы и на границе стояли их ракеты».                                  Много желающих поспорить на тему, насколько серьезной была угроза дестабилизации советской Средней Азии. Этим людям надо напомнить, что произошло в Средней Азии после развала Советского Союза. Тысячи зарезанных в Фергане, несколько локальных гражданских войн, массовое бегство русских, оставшихся без защиты советских военных гарнизонов, мощный вал героина, хлынувший на территорию России через среднеазиатские республики. Стоит ли напоминать о том, что при активной моральной поддержке Запада и активной финансовой поддержке арабского мира происходило в Чечне? Стоит ли упоминать о захваченных театрах, родильных домах и школах?  В наше время мы видим, что творится с миром вокруг нас. Везде угроза терроризма.                                                                                         Были люди, которые спорили о том, что нет никакой опасности размещения американских баз у советских границ. Этим людям рекомендуется вспомнить про Карибский кризис, едва не переросший в третью мировую. Причиной кризиса послужила угроза размещения советских ракет на Кубе, которое последовало в ответ на размещение американских ракет в Турции.                     Это все к тому, что дело было крайне серьезное, и оставлять его без должного внимания было решительно невозможно.                                                               Возникает вопрос: а был ли вообще у СССР в этой ситуации хоть какой-то выбор? Очевидный ответ таков: в сложившихся обстоятельствах другого выбора у советского руководства не было, кроме как ввести войска в Афганистан.                                                                                                                    Как и почему, а главное, зачем солдаты и офицеры попадали в Афганистан?                                                                                                    Причины, как водится, были у всех свои. Многие солдаты и офицеры, каким бы невероятным это сейчас ни казалось, понимали, что они должны послужить своей стране, как это заведено у нормальных людей в нормальных  странах. Например, за прекрасное бесплатное образование и бесплатную   медицину для всех и каждого.                                                                                                Были те, кто просто хотел «проверить себя» на настоящей войне.               Были те, кто отправился в Афганистан, следуя семейной традиции. В основном это были офицеры из семей потомственных военных.  Были и те, кто отправился в Афганистан за вещами исключительно материальными — военным в составе ОКСВ платили значительно больше, чем служившим в СССР. Не стоит забывать и о том, что, обладая энергичностью, решительностью, с толком используя полученные знания и боевой опыт, сделать карьеру в подразделениях армии, ведущих активные боевые действия, можно значительно быстрее, чем получая в мирной обстановке звания за выслугу лет.   Были и те, кто действительно верил в то, что выполняет интернациональный долг, помогая народу отсталой феодальной страны двигаться к свету знания.                                                                                           На вопрос  «Зачем мы пошли в Афганистан, зачем мы были там?»           Наши земляки майор запаса пограничных войск Иван Брянцев и сержант запаса погранвойск Вадим Донцов, члены общественной организации «Саланг» ответили так: « в СССР в 70-80-е годы очень сильно было патриотическое и интернациональное воспитание. Мы помогали очень многим странам строить социализм. Подавляющее большинство наших солдат были уверены, что выполняют интернациональный долг, хотя были исключения  в виде перехода на сторону моджахедов. Но это единичные случаи.  А в массе своей все были уверены, что идут помогать строить новую жизнь. Эта война не была захватнической. Ведь мы пришли по просьбе афганского правительства. Наверное, политическое решение было неправильным, тем не менее, там была проведена огромная работа по строительству социальных объектов, дорог, коммуникаций. Провели туда газопровод в сторону Мазари-Шарифа. Строили и промышленные объекты. Оказывали помощь медикаментами, стройматериалами, продуктами питания и многим другим»  Источник информации: газета «Деловой Миус» №6, 2014г. п. Матвеев-Курган, Ростовская область.                                             Солдаты и офицеры Советской армии воевали за свою жизнь и за жизнь своих товарищей, проявляя отвагу и героизм.                                                                                                        На высоте 3234 погиб старший сержант Вячеслав Александров, которому за три дня до боя исполнилось двадцать лет. За три минуты до своей гибели он отослал в укрытие двух парней своего расчета. Солдаты и офицеры первого и второго взводов, уже только по интенсивности обстрела высоты видевшие, что бегут они прямиком в морг, все-таки продолжали бежать на помощь третьему взводу.  Начальник полковой артиллерии кричал в рацию, умоляя корректировщика сказать, сколько и куда снарядов положить, так как рассеивание снарядов таково, что наши ребята могли быть убиты собственной артиллерией. Но благодаря отличной работе корректировщика Ивана Бабенко и наводчика полковой артиллерии ни один солдат не пострадал от массированного обстрела высоты нашими орудиями.  Весь ход боя напрямую контролировался штабом полка и Валерием Востротиным лично. Но были люди, которые говорили  о том, что «солдат забыли на никому не нужной безымянной высоте».                                                        Осенью 1988 года сотни солдат и сержантов могли бы с чистой совестью отправляться домой, потому что срок службы вышел. Но они вышли перед строем и выступили с предложением оставить их еще на несколько месяцев в Афганистане, чтобы вновь прибывшее пополнение не подвергалось риску быть убитыми.                                                                                                                     И что же получили советские солдаты и офицеры за мужественное и доблестное выполнение воинского долга в Афганистане?                                А получили они предательство. Предали отдельные граждане их собственной страны. Те самые граждане, которые, не имея ни малейшего понятия о том, «как оно было», рассказали на всю страну о том, «что все было зря». После возвращения из Афганистана домой кадровых офицеров, прошедших огонь и воду, сначала оплевали, а потом посадили на смехотворное денежное довольствие.  Как в этих условиях было обеспечить сносное существование семьям? Как смотреть своему сыну в глаза после того, что сын может увидеть по телевизору, прочитать в газете, а еще лучше — наслушаться в адрес армии от своих сверстников? Вот и уходили из армии талантливые кадровые офицеры.  Чудо, что нашлись в рядах Вооруженных сил люди, пережившие этот период в строю. Люди эти, продолжавшие защищать Родину от бандитов и убийц в смутное время, достойны безмерного уважения. Страна не имеет права забывать о них, как не имеет права забывать о собственной истории. Многие прошедшие Афганистан офицеры великолепно зарекомендовали себя в ходе Чеченской войны. Многие зеленые срочники обязаны жизнью именно им. Десять лет афганской войны — это десять лет мира и спокойствия среднеазиатских советских республик.   Афганская война — это важная веха в истории наших Вооруженных сил. Страница в истории нашей страны. Это дни и годы, боль и потери, доблесть и героизм наших солдат и офицеров. Наших людей, многие из которых живут среди нас. Наша задача – не забывать об этих людях и отдавать им должное, показывая историю такой, какая она есть.

Источник информации: Тамбовская региональная организация «Российский союз ветеранов Афганистана»

Учащиеся рассказывают стихи. Слайды №13-30                                                     1. ПРО ВЕНЮ.                      Слайды №13-15
Через сердце пропуская 
каждый метр чужой земли, 
Веня шёл, не уставая, 
Мы за ним гуськом брели. 
Веня мастер своего дела – 
знает он куда ведёт. 
И сказать мы можем смело – 
и сегодня пронесёт. 
Он душманские ловушки 

нюхом чувствует, как пёс, 
даже ушки – на макушке, 
даже светлый взгляд – всерьёз. 
Никогда не улыбнётся, 
каждый нерв так напряжён – 
обнажён, как в небе солнце. 
Но, скрутив ловушки, он 
с облегченьем щуп отбросит 
и закурит не в затяг. 
Ухмыльнётся: «Пане проше!» 
Мол, теперь вам в руки флаг. 
Флаг – не флаг, а путь свободен. 
И без шума – всё ништяк! 
Тут бы в пору парню орден, 
но не нам решать что как... 
2. Помолитесь за нас , родные,                         Слайды №16-18
даже если не верите в Бога, 
чтобы мы возвратились живые, 
чтобы нас не скрутила дорога. 
Сколько нам предстоит быть в разлуке – 
мы не знаем, гадать не умеем. 
Вы ж гадалкам подставите руки, 
суевернее став и сильнее. 
Если что – отпевать не спешите.                                                                             Может быть, ошибутся пророки. 
И вы нас обязательно ждите, 
даже если на всё выйдут сроки.

3. Я ВЕРНУЛСЯ, МАМА!                  Слайды №19-22
Я вернулся, мама, 
птицей перелетной, 
и, расправив крылья, 
сяду на крыльцо. 
И спою, родная, 
о стране далекой, 
посмотрев украдкой 
в милое лицо. 
Я вернулся, мама, 
соловьиной трелью, 
ласковым закатом 
и грибным дождем. 
А коль пожелаешь, 
я приду капелью – 
тем, что мы 
в надежде 
даже вечность 
ждём. 
Я вернулся, мама. 
Не уйду. 
Останусь. 
Уходить – не страшно. 
Больно – не прийти. 
И пусть всех ушедших 
не сомнёт усталость 
на тернистом долгом, 
жизненном пути. 
Я вернулся, мама…

 4. Шинданд, Герат, чужие горы и ислам,     Слайды №23-25
Печаль души моей, как штамп Афгана,
Пусть только реже снится по ночам
Афганистан - незаживаемая рана...                                                                          Погибшие пускай спокойно спят,
Ни перед кем они не виноваты,
Мы будем вечно помнить тех ребят,
Они герои - вечные солдаты...
Пусть будет память вечна и светла,
Чтоб никогда она не стёрлась, не забылась,                                                         Жестокая и непонятная война
Чтоб больше никогда не повторилась.

Учитель: Наш Донской военно-исторический музей снял фильм реконструкцию об Афганской войне. Я бы хотела показать его вам. Надеюсь, что фильм вам понравится.                                                                                     Учащиеся смотрят фильм "Афган 1979-1989"                                                                                             Документальный фильм с элементами военно-исторической реконструкции.
"Донской Военно-исторический музей" 2010
продюсер: Иван Стреляев
режиссер: Юрий Мальцев

  Учитель: Я б хотела закончить наш классный час словами стихотворения Расула Гамзатова.        

 О Родине, только о Родине    

О чём эта песня плакучих берёз,

Мелодия, полная света и слёз?

О Родине, только о Родине.

О чём за холодным гранитом границ

Тоска улетающих на зиму птиц?

О Родине, только о Родине.

В минуты печали, в годину невзгод

Кто нас приголубит и кто нас спасёт?

Родина, только лишь Родина.

Кого в лютый холод нам надо согреть

И в трудные дни мы должны пожалеть?

Родину, милую Родину.

Когда мы уходим в межзвёздный полёт,

О чём наше сердце земное поёт?

О Родине, только о Родине.

Живём мы во имя добра и любви,

И лучшие песни твои и мои —

О Родине, только о Родине…

Под солнцем палящим и в снежной пыли

И думы мои, и молитвы мои —

О Родине, только о Родине.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС ! Семеро выпускников Екатериновской средней школы служили в Афганистане. Эти ребята с честью выполнили свой долг перед Родиной. Остапенко Владимир Николаевич Плотников Виктор Владимирович Моисеенко Петр Павлович Скиба Виктор Владимирович Мелешко Александр Николаевич Поселянинов Владимир Викторович Алпатов Сергей Юрьевич

Слайд 2

Остапенко Владимир Николаевич, выпускник Екатериновской средней школы 1974 года, после окончания Сумского высшего военного артиллерийского училища в должности командира гаубичного дивизиона, служил в Афганистане в провинциях Кундус , Баглан , Файзабад в 1980-1981 годах. Награжден медалью «За отвагу». В настоящее время подполковник запаса.

Слайд 3

Плотников Виктор Владимирович служил в Афганистане в 1984-86 годах. Его воинская часть располагалась в городе Баграм. Водитель, он сопровождал грузовые колонны через перевал Саланг .

Слайд 5

Моисеенко Петр Павлович после окончания восьми классов нашей школы и СПТУ г. Таганрога в 1985 году был призван в армию. Служил в ВВС, в отдельном батальоне технического обеспечения близ города Кандагар.

Слайд 6

Скиба Виктор Владимирович в 1981 году был призван в ряды СА, служил в ВДВ, участвовал в боевых операциях. Был ранен в 1982 году. Лечился в госпитале в Узбекистане. Демобилизовался в 1983 году в звании старшего сержанта. Мелешко Александр Николаевич проходил службу в погранвойсках на турецкой границе. У него были военные командировки в Афганистан.

Слайд 7

Поселянинов Владимир Викторович начал свою службу в июне 1980 года в 122 полку недалеко от афганского города Мазари -Шариф.

Слайд 8

Алпатов Сергей Юрьевич стал последним воином-интернационалистом из числа выпускников Екатериновской средней школы. В 1986 году был призван в СА. В качестве водителя БТРа служил в городе Кандагар. Во время боевой операции был тяжело ранен. Долго лечился в Кабульском госпитале. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».

Слайд 9

Конкурс песен «Афганский ветер», посвященный 15- летию вывода из Афганистана советских войск. Были приглашены воины-афганцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме "Подольск - мой родной город" (навстречу 230-летию города)

В этом году нашему городу исполняется 230 лет, поэтому многие классные часы провожу под знаком юбилея города. На них знакомлю детей с историей города, его геральдикой, вместе сравниваем современные зд...

Открытый классный час для начальной школы "Защита прав детей в школе и семье"

Этот классный час проводится с учащимися начальных классов совместно с родителями. Его проведение  целесообразно в рамках Недели права.  С помощью такого мероприятия мы можем повысить правов...

Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…» (к 185 – летию со дня рождения Н.А.Некрасова)

Разработка открытого мероприятия (классного часа), посвященного 185-летию со Дня рождения Н.А.Некрасова ...

Открытый классный час "Конфликты в нашей жизни"

Классный час рассматривает ситуации, позволяющие найти компромис....

Классный час: "Почему я выбрал профессию повар-кондитер?"

Данный классный час знакомит учащихся с историей данной професси, формирует у чащихся представление о социальной значимости професии "Повар"...

Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)

Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессии. Самоанализ открытого классного часа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессииСамоанализ открытого классного часа...