Материал к родительскому собранию "Конфликт с собственными детьми и пути их разрешения".
статья (8 класс) на тему

Дудка Ольга Александровна

Материал дает возможность подготовиться классному руководителю к родительскому собранию в 8-10 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_roditelskogo_sobraniya.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Материал к родительскому собранию
  2. "Конфликты с собственными детьми и пути их разрешения"

Что означает слово конфликт?

Конфликт (от лат. Conflictus столкновение) есть форма выражения противоречий.

Конфликт – это взаимодействие двух и более субъектов, имеющих взаимодействующие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счёт другого).

Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, её способы и средства, мобилизуемые каждой стороной. Каждое общество, каждая социальная общность в той или иной степени развивается “под знаком конфликта”. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который даёт выход социальной напряжённости, порождая тем самым социальные изменения.

Итак, без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходимо учиться их конструктивно разрешать, т.к. уход от решения проблемы конфликтной ситуации может привести к серьёзным проблемам, связанным со здоровьем как физическим, так и психологическим и даже к суициду.

Задача педагогов и родителей определить причины и возможные пути выхода из разных конфликтных ситуаций.

I. Каковы причины конфликтов родителей с подростками?

1. Кризис переходного возраста.

2. Стремление к самостоятельности и самоопределению.

3. Требование большей автономии во всём: от одежды до помещения.

4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.

5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками.

6. Нежелание родителей признавать, что ребёнок стал взрослым.

7. Боязнь выпустить ребёнка из гнезда, неверие в его силы.

8. Проецирование поведения ребёнка на себе в его возрасте.

9. Борьба за собственную власть и автономию.

10. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребёнка.

11. Не подтверждение родительских ожиданий.

II. За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?

1. За то, чтобы перестать быть ребёнком.

2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

3. За утверждение среди сверстников.

4. Против замечаний, обсуждений, особенно в формах ироничных, по поводу его физической зрелости.

III. Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?

1. Не следует видеть в самостоятельности ребёнка угрозу его лишиться.

2. Помните, что ребёнку нужно не столько самостоятельность, сколько право на неё.

3. Чтобы ребёнок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

5. Не создавайте в семье “революционную ситуацию”, а если создали её, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём.

6. Не забывайте слова И. В. Гётте: “В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках.

Стратегия выхода из конфликтной ситуации

Каждый человек имеет свой стиль выхода из конфликтной ситуации, иногда он использует несколько способов. С помощью теста можно определить те способы поведения, которые наиболее характерны для человека в конфликтных ситуациях.

1. Соперничество. Типичная реакция на конфликтную ситуацию – противоборство, соперничество. При такой стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своём, путь открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения, использования других средств давления на оппонента (в том числе и психологических).

2. Сотрудничество. При конфликтной ситуации действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и интересы и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме, о том, как она представляется участникам конфликта. Люди стоят за совместное обсуждение разногласий, для выработки общего решения.

3. Компромисс. Все действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чём-то в обмен на уступки другой стороны, на намёк и выработку в ходе переговоров промежуточных, средних решений, устраивающих обе стороны.

4. Избегание. В этой ситуации человек старается выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своём, воздерживается от вступания в споры и дискуссии. Никогда не берёт на себя ответственности за решение.

5. Приспособление. В этой ситуации все силы человека направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, сглаживание разногласий даже в ущерб своим интересам. Человек старается обратить внимание партнёра на то, в чём оба согласны, вместо того, чтобы обсуждать спорные вопросы всячески поддерживает своё согласие с предъявленными требованиями.

IV. Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону! Замените традиционный вопрос “Кто виноват?” на другой “Как нам быть?”

Памятка для родителей

1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя останавливаться.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Подростковую психику нередко называют периодом “гормональной дури”. У подростка происходит поиск и становление своего “я” - это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции поражают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

“От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви – километры шагов”.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к родительскому собранию "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

В данном материале размещены анкеты-заповеди  для родителей и детей- учащихся 10 класса....

Родительское собрание "Конфликты с собственными детьми и пути их разрешения"

Наши дети, уч-ся 11-х классов, стоят перед самостоятельным выбором дальнейшего пути. Как в 10-м так и в 11-м классе более всего подростки подвержены со...

Родительское собрание на тему "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения"

В данном материале представлены ход собрания на тему "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения", тесты для учащихся и родителей, анкета для родителей, памятка для родителей, специально по...

Родительское собрание на тему "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

Без конфликтов жить невозможно, нужно научиться конструктивно их решать. Подростковый период - самый конфликтный. Проблема отцов т детей встаёт особенно остро, поэтому первое родительское собрание в 1...

Конфликты с собственным ребенком и пути и разрешения (родительское собрание)

Цели собрания: Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.Предоставить родителям возможност...

Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения".

Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения" + презентация...

Родительское собрание в 6 классе по теме: "Наши взаимоотношения с детьми. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

Родительское собрание  в 6 классе по теме:"Наши взаимоотношения с детьми. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"...