Моя малая Родина. Москва литературная
классный час (6 класс) на тему

Кузьменюк Наталья Сергеевна

Цели:

•         привить чувство патриотизма и гордость за свою Родину;

•         воспитывать чувство любви и гордости за свою малую Родину;

•         способствовать формированию стремления обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskva_literaturnaya.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Моя малая Родина. Москва литературная».

Дата проведения: 01.09.14

Класс: 6б

Кл. руководитель: Кузьменюк Н.С.

Цели:

  • привить чувство патриотизма и гордость за свою Родину;
  • воспитывать чувство любви и гордости за свою малую Родину;
  • способствовать формированию стремления обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

Задачи:

  • научить ребят видеть и ощущать красоту родного края;
  • развивать у детей речь, кругозор, память, внимание;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы

Оборудование: презентация, проектор, выход в интернет, компьютер.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организационный

Организация пространства класса для работы трех групп.

Важная задача – настроить детей на работу, определить эмоционально-волевое состояние детей перед изучением темы.

Подготовка  рабочего места

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний

Задаются вопросы учащимся.

. Что человек называет своей Родиной?

Какая страна занимает самую большую площадь? 
В какой стране мы с вами живем? 
Гражданином какой страны вы являетесь? 
Как называется столица нашей Родины? 
Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

Кл.руководитель: А что мы назовем для себя малой Родиной?

Отвечают на вопросы учителя, дополняют своей информацией об истории Москвы.

Рассказывают стихи о Москве

Организует диалог с учащимися, в ходе которого учащиеся вспоминают красоту родного края

Просмотр  видео «Россия – родина моя»

Просмотр  видео о Москве

Этап усвоения новых знаний

Трудно  сказать, сколько точно великих русских поэтов и писателей признавались в искренней и преданной любви к Москве. Гиляровский с жаром восклицал: «Я – москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя». Москва притягивала, подсказывала сюжеты, питала вдохновением. Так много мест в Белокаменной связано с выдающимися именами, давно вошедшими в учебники и истории, и литературы. Литературные достопримечательности Москвы заслуживают самого пристального внимания. И попутешествуем по литературному музею Паустовского.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя

Рассказывают о биографии Паустовского и литературном музее Паустовского.

Учитель отмечает, что уже на протяжении многих веков Москва – столица России. Это крупнейший город, который богат своими достпримечательностями в области литературы.

Демонстрирует видео о Паустовском и экспонатах музея Паустовского.

Обобщение и систематизация

Результат работы групп(заранее сгрупированных)

Группы представляют минипроекты «Мои любимые литературные места Москвы»

Организует выступления групп, обмен мнениями, побуждает к высказыванию собственного мнения

Рефлексия

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания

Закончите фразы: мне запомнилось…, у меня получилось…, было интересно…

Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения

Классный час «Моя малая Родина»

Эпиграф:

“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом. 
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

Ребята заранее подготовили сообщения(презентации) по теме «Мои любимые места Москвы»

Кл. руководитель: Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной? (ответы детей)

А сейчас посмотрите на карту, (слайд 2) сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь? (ответы детей)
В какой стране мы с вами живем? (ответы детей)
Гражданином какой страны вы являетесь? (ответы детей)
Как называется столица нашей Родины? (ответы детей)
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.

Что каждый из вас считает своей малой родиной? (ответы детей
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина? (ответы детей)

Просмотр  видео «Россия – родина моя»

Кл.руководитель: А что мы назовем для себя малой Родиной? (ответы детей)

Учащимися зачитываются стихи о Москве на фоне видео о Москве

1-й ученик.

                                           Шмелёв И.С.

                                Москва (отрывок)

… Отец смотрит на Москву, долго-долго. И говорит:

- А там… Донской монастырь, розовый… А вон Казанская наша… а то Данилов… Симонов… Сухарева башня…

- А  Кремль-то наш…ах, как хорош! – говорит отец. – Успенский, Архангельский… А где же Чудов?.. Что-то не различу? ..

   А отец всё на Москву любуется..

   И вижу я – губы у него шепчут, шепчут… – и будто он припоминает что-то…задумался.

   И вдруг – вычитывать стал, стишки! Любимые мои стишки. Я их из хрестоматии вычитывал, а он – без книжки! И все, сколько написано, длинные-длинные стишки. Так все и вычитал, не запнулся даже:

   Город чудный, город древний!

  Ты вместил в свои концы

  И посады, и деревни,

  И палаты, и дворцы!

 Я шепотком повторял за ним – и всё-таки сбивался…

 А он…вычитывает всё лучше, громче. В первый раз  я слышал, как он говорит стишки. Он любил насвистывать и напевать песенки, напевал молитвы, заставлял меня читать ему басни и стишки, но сам никогда не сказывал. А теперь, на Воробьёвке, на высоте, над раскинувшейся в туманце красавицей Москвой нашей вдруг начал сказывать… - и как же хорошо сказывал! С такой лаской и радостью, что в груди у меня забилось и в глазах стало горячо.

   И все-то стишки, до самого последнего словечка!

   Град срединный… град сердечный…

   Коренной России град!..

  Он прикрыл рукой глаза – и стоял так, раздумчиво. И все притихли. А у меня слёзы, слёзы… с чего-то слёзы.

…Долго стояли мы у окон галдарейки и любовались Москвой. Светилась она в туманце, широкая, покойная, - чуть вдруг всплеснёт сверканьем. Так бы и смотрел, смотрел… не нагляделся бы…

2-й ученик.

                   Глинка Ф.Н.

                      Москва

Город чудный, город древний!

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен

Весь пестреешь ты в садах.

Сколько храмов, сколько башен

На твоих семи холмах!

Исполинскою рукою

Ты, как хартия, разлит.

И над малою рекою

Стал велик и знаменит.

На твоих церквах старинных

Вырастают купола.

Глаз не схватит улиц длинных,

Это – матушка-Москва.

Кто, силач возьмёт в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьёт златую шапку

У Ивана-звонаря?

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернёт?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?

Ты не гнула крепкой выи

В бедовой твоей судьбе.

Разве пасынки России

Не поклонятся тебе?

Ты, как мученик, горела

Белокаменная!

И река в тебе кипела

Бурно-пламенная!

И под пеплом ты лежала

Полонённою!

И из пепла ты вставала

Неизменною!

Процветай же славой вечной

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный.

Коренной России град!

3-й ученик.

Пушкин А.С.

                        ***

…Но вот уж близко. Перед нами

Уж белокаменной Москвы

Как жар крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг:

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

4-й ученик.

                                           О Москве

           … Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча. Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке!

… Нет! У неё есть своя душа, своя жизнь…

… Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком…

Как у океана, у неё есть свой язык сильный, звучный.

                                                                                         (М.Ю. Лермонтов)

5-й ученик.

                М. Цветаева

                       ***

  Семь холмов – как семь колоколов,

  На семи колоколах – колокольни.

  Всех счетов: сорок сороков, -

  Колокольное семихолмие!

  В колокольный я, во червонный день

  Иоанна родилась Богослова.

  Дом – пряник, а вокруг плетень

  И церковки златоголовые.

  И любила же, любила же я первый звон –

  Как монашки потекут к обедне,

  Вой в печке, и жаркий сон,

  И знахарку со двора соседнего.

 - Провожай же меня, весь московский сброд,

   Юродивый, воровской, хлыстовской!

   Поп, крепче позаткни мне рот

   Колокольной землёй московскою!

6-й ученик.

Л.А. Мей

              Москва

   Там за синей цепью гор,

   За широкими полями,

   Где усталый видит взор

   Только землю с небесами –

   Там спит город-великан,

   На холмы облокотившись,

   К долам низменным склонившись,

   Завернувшийся в туман;

   Весь из куполов, блистает

   На главе венец златой;

   Ветер с поясом играет,

   С синим поясом-рекой.

   То величья дочь святая,

   То России голова,

   Наша матушка родная,

   Златоглавая Москва!

   Ожила небес равнина,

   Вот помчалася заря,

   В колеснице из рубина,

   Серебра и янтаря;

   Пробралась среди тумана,

   К граду огненной тропой

   И коснулась великана

   Бледно-розовой рукой…

7-й ученик.

Аксаков К.С.

                    Москва

Столица древняя, родная –

Её ль не ведает страна?

Её назвать, - и Русь святая

С ней вместе разом названа.

У ней с землёй – одна невзгода,

Одно веселье – общий труд.

Её дела, любовь народа

Ей право первенства дают.

За Русь не раз она горела,

Встречая полчища племён;

За Русь не раз она терпела

И поношение и плен.

В напастях вместе с нею крепла,

Мужалась, Господа моля,

И возникала вновь из пепла, -

И с нею Русская земля.

Её удел: всегда тревожить

Врагов России заклятых.

Её унизить, уничтожить

Не раз пыталась злоба их:

Но в страх врагам, но в радость краю

Она, великая, жива,

И старый клич я подымаю:

Да вечно здравствует Москва!

8-й ученик.

К. Павлова

               

             Москва

День тихих грёз, день серый и печальный,

На небе туч ненастливая мгла,

И в воздухе звон переливно-дальний,

Московский звон во все колокола.

И, вызванный мечтою самовластной,
Припомнился нежданно в этот час

Мне час другой, - тогда был вечер ясный,
И на коне я по полям неслась.

Быстрей! быстрей! и у стремнины края

Останови послушного коня,

Взглянула я в простор долин, пылая,

Касалось их уже светило дня.

И город там палатный и соборный,

Раскинувшись широко в ширине,

Блистал внизу, как бы нерукотворный,

И что-то вдруг проснулося во мне.

Москва! Москва! что в звуке этом?

Какой отзыв сердечный в нём?

Зачем он сроден так с поэтом?

Так властен он над мужиком?

Зачем сдаётся, что пред нами

В тебе вся Русь нас ждёт любя?

Зачем блестящими глазами,

Москва, смотрю я на тебя?

Твои дворцы стоят унылы,

Твой блеск угас, твой глас утих,

И нет в тебе ни светской силы,

Ни громких дел, ни благ земных.

Какие ж тайные понятья

Так в сердце русском залегли,

Что простираются объятья,

Когда белеешь ты вдали?

Москва! в дни страха и печали

Храня священную любовь,

Не даром за тебя же дали

Мы нашу жизнь, мы нашу кровь.

Не даром в битве исполинской

Пришёл народ сложить главу

И пал в равнине Бородинской,

Сказав: «Помилуй Бог, Москву!»

Благое было это семя,

Оно несёт свой пышный цвет,

И сбережёт младое племя

Отцовский дар, любви завет.

9-й ученик.

Брюсов В.Я.

         

                ***

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов!

Здесь Иван Васильич Третий

Иго рабства раздробил,

Здесь, за длинный ряд столетий,

Был источник наших сил.

Здесь нашла свою препону

Поляков надменных рать,

Здесь пришлось Наполеону

  Зыбкость счастья разгадать.

  Здесь, как было, так и ныне –

  Сердце всей Руси святой,

  Здесь стоят её святыни,

  За кремлёвскою стеной!

  Здесь пути перекрестились

  Ото всех шести морей,

  Здесь великие учились –

  Верить родине своей!

  Расширяясь, возрастая,

  Вся в дворцах и вся в садах,

  Ты стоишь, Москва святая,

  На своих семи холмах.

  Ты стоишь, сияя златом

  Необъятных куполов,

  Над Востоком и Закатом

  Зыбля зов колоколов!

10-й ученик.

Н. П. Кончаловская

       Славен, славен град Москва!

Спит Москва, Руси столица,

Сон спокойный людям снится.

Сторожа то там, то тут

В колотушки глухо бьют.

Тёмны улицы кривые,

Лают псы сторожевые,

Торопясь домой идёт

Запоздалый пешеход.

И под звёздным небосводом

Кремль, построенный народом,

Словно сторож, над страной

Он стоит в тиши ночной.

Все ворота на засовах,

Сторожа из войск царёвых

Караулят пять ворот

Перекличкой в свой черёд.

У Фроловских начинают:

«Славен град Москва!» - кричат.

У Никольских отвечают:

«Славен Киев!» - говорят.

И у Троицких не спят:

«Славен Новгород!» - кричат.

«Славен Псков!» - у Боровицких.

«Славен Суздаль!» - у Тайницких.

И гремят в ночи слова:

«Славен, славен град Москва!»

Славен город наших дедов,

В жизни многое изведав,

Сколько войн и сколько бед,
Сколько радостных побед!

И над всеми временами

Древний Кремль, хранимый нами,

Нас хранит из года в год –

Наша гордость и оплот!

11-й ученик.

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын...

Михаил Лермонтов

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и – обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
Ты жив!.. Ты жив, и каждый камень твой –
Заветное преданье поколений...

Кл.руководитель: Трудно  сказать, сколько точно великих русских поэтов и писателей признавались в искренней и преданной любви к Москве. Гиляровский с жаром восклицал: «Я – москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя». Москва притягивала, подсказывала сюжеты, питала вдохновением. Так много мест в Белокаменной связано с выдающимися именами, давно вошедшими в учебники и истории, и литературы. Литературные достопримечательности Москвы заслуживают самого пристального внимания. И попутешествуем по литературному музею Паустовского.

12-й ученик (под видео о Паустовском)

 Константин Паустовский уроженец Москвы, родился в 1892 году 19 (31) мая. Из воспоминаний писателя ясно, что его отец, железнодорожный статистик, был непоправимым мечтателем, поэтому постоянно менял службу. После множества переездов семья обживается в Киеве. Мальчик поступает в первую классическую гимназию Киева. Когда он был шестиклассником, папа бросил семью, и юноше пришлось заниматься репетиторством, чтобы зарабатывать деньги. Сильно повлиял на юного Паустовского Александр Грин. Первое произведение Константина "На воде", которое он создал в 1912-м еще в гимназии, опубликовало киевское издание "Огни". Стихи Паустовского После гимназии юноша продолжил учебу в Университете Киева, а затем перешел в Университет Москвы. Из-за войны учебу пришлось прекратить. Константин стал вожатым в трамвайном парке Москвы, позже работал на поезде санитарного назначения. После погибели двух братьев на фронте, Костя возвращается к маме, но потом опять начинает скитаться. В 1916-м он отыскал себе пристанище на Азовском море, став рыбаком. В Таганроге он начал создавать "Романтики" – первое большое произведение. После революций Константин стал корреспондентом в Москве. Но вскоре снова начал ездить: сначала в Киев, в Одессу, затем в Сухуми, в Батуми, и в Тифлис. После Кавказа Константин очутился в Армении, затем в северной Персии. В 1923 году он стал редактором РОСТА в Москве. В 1928-м вышли в свет роман "Блистающие облака" и сборник рассказов "Встречные корабли". В 30-х годах Константин был занят в изданиях "Правда", "Наши достижения","30 дней". Тогда были поездки в Астрахань, Соликамск, Калмыкию. После издания повести "Кара-Бугаз" в 1928-м году Паустовский стал писателем-профессионалом. Стихи Паустовского Он продолжает много путешествовать, посещает Алтай, Среднюю Азию, Крым. Особенно он тяготеет к Мещерскому краю. Во время Отечественной войны, Паустовский был военным журналистом. С 1945 по 1963 г. автор создавал автобиографическую "Повесть о жизни", в которую входит шесть книг. В 50-х к писателю пришло признание всего мира, он стал путешествовать по странам Европы, долго жил на Капри. Заметки из поездок легли в основу ряда очерков и рассказов. Умер Паустовский 14 июля 1968 г. в Москве. 
13-й ученик.

22 ноября 1975 года по инициативе Квитко Зои Всеволодовны - учителя литературы школы №456 Волгоградского района г. Москвы, Богомоловой Татьяны Германовны был открыт общественный "Музей К. Г. Паустовского". Экспонаты для первой экспозиции собирались учениками школы № 456 г. Москвы, членами литературно-драматического кружка, в многочисленных экспедициях по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя (Солотча, Севастополь, Одесса, Ленинград, Киев, Таруса, Рязань, Москва, Московская обл.). 

Музейный центр Константина Паустовского в московской усадьбе "Кузьминки" был открыт в 1975 году и на сегодняшний день является единственным в стране музеем писателя. Коллекции музея собирали по всей России. Где только не находили экспонаты - в Москве и Киеве, Севастополе и Одессе, Ленинграде и Рязани, Тарусе и Солотче.

Здание музея - памятник деревянной архитектуры XVIII века - расположено в глубине Кузьминского лесопарка. Чтобы попасть в музей, нужно взойти на крыльцо старинного деревянного дома и позвонить в колокольчик.

Просмотр видео об экспонатах музея Паустовского.

Заслушиваются минипроекты учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие литературно- музыкальная композиция "Моя малая родина"

Внеклассное меоприятие "Моя малая родина" разработана на основе личного исследовательско-краеведческого материала об истории, становлении, развитии родного села Чувашское Бурнаево. Также использовала ...

Элективный курс "Литературное наследие малой родины"

Программа элективного курса в 5 классе...

Анализ работы литературно-краеведческого кружка "По малой родине моей"

Литературное краеведение может стать помощником в воспитании любви к Родине, воспитанием красоты, познавательных интересов и способностей. Оно делает изучаемых писателей и созданные ими произведения б...

Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).

Урок внеклассного чтения  по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр

Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...

Сценарий литературно-краеведческой конференции «Малая родина – сердца частица».

Сценарий посвящен 75-летию Октябрьского района Тюменской области ХМАО-Югра...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...