Воспитание толерантности в классе
статья по теме

Мурзаев Сергей Николаевич

Воспитывать чувство толерантности необходимо в современном мире.  Данная статья поможет классному руководителю в решении данной проблемы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitanie_tolerantnosti_v_klasse.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности в классе.

             

Последнее время в детской, а особенно в подростковой среде, распространена неоправданная агрессия по отношению к сверстникам другой национальности или религиозных убеждений. На это много причин. СМИ часто подбадривают негативные настроения, вызывая иногда приступы внезапной агрессии в среде многих групп людей. Такие настроения проникают и в школы, в еще несформировавшиеся умы молодежи.  В настоящее время министерство образования нашей страны  должно больше посвящать времени решению этих проблем и вопросов. В связи с этим активизируются поиски способов эффективных механизмов воспитания детей  в атмосфере толерантности и терпимости по отношению к другим, принятию их культур, прав и свобод непохожих, но близко живущих с тобой людей.

Отрочество – это возраст, когда ребенок еще  полностью духовно не сформировался. Подросток уже стремительно включается в повседневное бытие, формируются взгляды, им адаптируются различные социальные роли. Огромная жизненная нацеленность зависит от субъективного отношения подростка к миру в целом и конкретно к себе, к социуму. Быть терпимым и доверять – это фундамент для реализации выбора будущих поколений в сторону мира, и бесконфликтного сосуществования народов как на территории одного государства, так и на всей планете. Укрепление в системе образования позиций толерантности, само положительное отношение к этому понятию – это важнейший вклад  сферы преподавания в совершенствование культуры страны и планеты в целом.  

Проблемы толерантности не перестают оставаться актуальными особенно в связи с последними событиями, происходящими на территориях соседних с Российской Федерацией государств: Украины, Грузии, стран Балтии. Интолерантная картина наблюдается на протяжении длительного времени в некоторых пограничных с Россией странах. Искореняется русская культура, цинично извращается общая история, ущемляется русский язык.

Современное общество диктует ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. Толерантность или терпимость - стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание.  В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Толерантность является ценностью, необходимой и фундаментальной для реализации прав человека и достижения мира. 

 Итак, проблема толерантности – это  проблема воспитания.

 Стать и оставаться толерантным – это кропотливая работа, требующая эмоциональных и интеллектуальных усилий, потому что успех возможен только на желании изменить себя, сложившиеся стереотипы и  сознание.

Педагог – это наставник, и как говорил Я.А. Каменский: «Без примера ничему не выучишься», поэтому  учителя должен быть образцом  толерантного поведения, так как они являются примером для учащихся.

Толерантность – это одно из важных личных и профессиональных качеств современного педагога. Но не только в работе с детьми применимо это качество, оно обязательно и в работе с родителями и взрослыми. Среда взаимоотношений педагога и родителей последнее время становится все более требовательной и агрессивной к школе. Типичны примеры столкновений и непонимания мнений о детях и школе среди учителей и родителей.  Для предупреждения, избегания  и преодоления столкновений авторитетов, важно щадить самолюбие родителей при публичных и индивидуальных характеристиках ребят; необходимо сдерживать эмоции, общаясь с «тяжелыми» для себя родителями; чаще проявлять интерес к домашним условиям детей, стараться содержательнее информировать о различных сферах жизни детского коллектива; также следить за хоть и небольшими успехами ребенка.

Толерантности родителей к самому себе педагог достигнет, лишь по возможности проявляя (во всяком случае - внешне) равно доброе, заботливое отношение ко всем детям.

 Учитель должен воспитывать в себе толерантность. Это произойдет через осознание важности своей профессии, предполагающей самоуважение и желание уважать других людей и детей.

Педагог, который воспитал толерантность в себе, без трудности воспитает ее и в детях. Для того чтобы воспитывать чувство толерантности в ребятах педагогу нужно:

- воспитывать в любви;

- воспитывать в атмосфере мира;

- привлекать родителей в воспитании детей;

- стимулировать коллективную деятельность;

- определять важность позиции каждого ребенка, его чувства и эмоции;

- созидать дух справедливости и честности;

- не допускать манипулирование и авторитаризма;

- уметь вести диалог и проявлять солидарность и понимание;

- избегать грубой иерархичности классного коллектива;

- выстраивать свободную и демократическую обстановку в классе;

- быть личным примером для ребят;

- одобрять общие положительные успехи класса;

- демонстрировать, возможность приобретения и сохранения мира;

- поощрять самостоятельность учеников в решении проблемных вопросов;

- развивать у учеников чувства расположения друг другу.

Таким образом, воспитание в себе и доверенных тебе детях качества толерантности  - одна из  первоочередных  задач для педагога, живущего в многонациональной и многоконфессиональной державе.  Толерантность гарантирует  установку и сохранность общности с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения.

Литература

1. http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1531

2. http://newsland.com/news/detail/id/354864/

3. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). – М., 2003.

4. http://pedsovet.su/publ/41-1-0-1013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К Международному Дню толерантности. Приемы по воспитанию толерантности.

ВИКИПЕДИЯ: Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Día Internacional para la Tolerancia)...

Цикл классных часов по направлению Духовно-нравственное воспитание "Воспитание толерантности"

Здесь представлен цикл из трех классных часов,посвященных воспитанию терпимого отношения учащихся друг к другу, что способствует формированию позитивного, продуктивного климата в классном коллективе....

Презентация "Воспитание толерантности 7 класс"

Презентация воспитательной работы "Воспитание толерантности 7 класс"...

Классный час "Воспитание толерантности", 6 класс

Разработка классного часа "Воспитание толерантности" содержит конспект и презентацию....

Толерантность. Основы воспитания толерантности обучающихся.

Если ребёнка принимают и обращаются                                              ...