Цикл классных часов по направлению Духовно-нравственное воспитание "Воспитание толерантности"
классный час (6 класс) на тему

Сиротина Элеонора Владимировна

Здесь представлен цикл из трех классных часов,посвященных воспитанию терпимого отношения учащихся друг к другу, что способствует формированию позитивного, продуктивного климата в классном коллективе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1. Имя 2. Хобби 3. Любимый цвет 4. Любимое животное 5. Три самых своих важных качества

Слайд 9

Мы разные в этом наше богатство! Мы разные – в этом наша сила!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нам нужен мир, чтоб строить города, Сажать деревья и работать в поле. Его хотят все люди доброй воли. Нам нужен мир навеки! Навсегда!

Слайд 2

День Мира был проведен в сентябре 1982 года. С 2002 года этот праздник отмечается 21 сентября, как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия.

Слайд 9

Мир – в каждом доме, в каждой стране! Мир – это жизнь на планете! Мир – это солнце на нашей земле! Мир – нужен взрослым и детям!



Предварительный просмотр:

ЦИКЛ КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ»

ТЕМА «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

СИРОТИНОЙ ЭЛЕОНОРЫ ВЛАДИМИРОВНЫ 

учителя русского языка и литературы

 Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №489

Московского района Санкт-Петербурга

                                                              Санкт-Петербург

2015

Оглавление предоставленного материала

1.Пояснительная записка

2. Классный час «Урок мира»

3. Классный час  «Коробка с карандашами»

4. Классный час  «Важней всего погода в доме…»

Пояснительная записка

Темой нашего цикла классных часов мы не случайно выбрали «Формирование толерантности учащихся» Формирование и воспитание  толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных и других различий в ситуации их постоянного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, нетерпимости, которые невозможно преодолеть без работы классного руководителя. Формирование толерантности должно начинаться с первых классов школы и продолжаться на протяжении всего обучения.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых проблем в обществе.  

    Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и  свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям.

    Цель: формирование толерантных отношений между детьми, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.

    Задачи:

- воспитывать уважение к себе, сверстникам и старшим;

- воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей;

- способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.

- формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять;

Целевая аудитория: 5-7 классы

Оборудование: компьютер, проектор, листы бумаги А4, колонки.

Данный цикл классных часов может быть использован в работе любого классного руководителя, который проводит работу по формированию толерантности, а также для классных руководителей, которые занимаются формированием коллектива.

Классный час «Урок Мира»

Учитель Сиротина Элеонора Владимировна

Ход классного часа:

Учитель: Сегодня – наш первый урок и говорить мы будем об очень серьезных и важных вещах. Тему нашего урока вы сами определите, после того, как я прочитаю стихотворение.(1 слайд)

«Нам нужен мир, чтоб строить города, 
Сажать деревья и работать в поле. 
Его хотят все люди доброй воли. 
Нам нужен мир навеки! Навсегда!»

Учащиеся строят гипотезы.

Учитель: Да, действительно сегодня мы будем говорить о Мире  в нашем мире!

 Но для того , чтобы начать урок обратимся к слову «Мир» Что оно  означает?

Ребята делятся предположениями, называя различные значения этого слова  (фиксирую на доске)

После этого обращаемся к словарю (2 слайд)

1. МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара. 
2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны; 
тишина, покой; соглашение о прекращении войны.

Учитель: теперь точно знаем значения этого слова.

Давайте ответим на вопросы

- Сложно ли построить  мир?

- А сберечь его?

Слушаем ответы учащихся.

Учитель: Да, действительно, мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий

 Как вы думаете почему мы сегодня затронули эту тему?

Ответы учеников (ситуация на Украине, на Ближнем Востоке, день памяти жертв Беслана).

Учитель: Все это совершенно верно, но еще и потому, что в сентябре отмечается Международный день Мира (слайд 3)

Историческая справка о Дне Мира. День Мира был проведен в сентябре 1982 года. С 2002 года этот праздник отмечается 21 сентября, как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия.

 Учитель:  Ребята,  о чем нас должен заставить задуматься этот день?

Ответы учащихся.

Учитель: Согласна с вами, этот день должен заставить нас задуматься о мире, но не только. Еще и  о том, что нужно сделать ради него каждому из нас.

 Ребята, а что является символом мира? 

Учащиеся высказывают свои предположения, формируем образ голубя, как символа мира.

Учитель: Действительно, голубь издревле ассоциируется у людей с миром. Возможно. кто-то из вас вспомнит легенду, связанную с голубем
, как символом мира?

Ответы учеников

Учитель: Прекрасно, мы вспомнили легенду о Ное и его ковчеге(слайд 4)

Мы также вспомнили, что голубь нес в клюве оливковую ветвь , как символ плодородия.

 А сейчас я вам сообщу очень интересный факт. В 1945 году была проведена Конференция, где были объявлены итоги и потери Второй Мировой Войны. известный испанский художник  Пабло Пикассо  опубликовал свою эмблему Голубя с оливковой ветвью в клюве, посвятил ее именно этой конференции(слайд 5).Эта эмблема стала символом Мира.

 Теперь мы с вами понимаем, почему именно такую эмблему выбрал Пабло Пикассо для этой конференции.

 Как раз на этой конференции была создана специальная организация, которая должна была существовать для поддержания мира и сотрудничества между странами, возможно, кто-то знает, как называется эта организация, она существует по сей день.

Дети отвечают.  (ООН)

Учитель: Правильно! А как вы думаете, каковы задачи этой организации?

Да, это защита и сохранение мира во всем мире.

 А как ей этого добиться?

Учащиеся предполагают.

Учитель: Для реализации своих программ ООН задействует известных людей: актеров, писателей, певцов, ученых и других людей, известных большим массам людей. Таким образом ООН привлекает внимание к вопросам Мира. Ведь такие известные люди своим авторитетом заставляют других проникнуться идеей Мира во всем мире! Среди таких людей известный актер Майкл Дуглас, писатель Паоло Коэльо.(слайд 6)

 Ребята, а как вы думаете, кто остается совсем беззащитным в период конфликтов между странами?

Ответы учеников

Учитель:  Правильно, это дети. (слайд 7)

И вот чтобы не оставить детей в такой тяжелый момент, ООН создала  Международный чрезвычайный фонд помощи детям – ЮНИСЕФ. Возможно, кто –то из вас слышал это название. ЮНИСЕФ как раз занимается тем, что помогает  самому беззащитному слою населения любой страны – детям. В этой организации трудится огромное количество людей, готовых прийти на помощь детям из разных уголков нашей планеты. Она привлекает в свои ряды очень известных людей: Анжелина Джоули, Давид Бекхэм, Селена Миллер, Эмма Уотсон и др.(слайд 8 и 9)

Все они имеют звание Послов Доброй Воли.

Как вы думает, откуда такое название?

Дети предполагают.

Учитель:  Конечно, они послы от ООН, и они все это делают из добрых побуждений, ради Мира на Земле.

 Ребята, а что мы с вами сейчас могли бы сделать для детей, которые  не имеют мирного неба над головой?

Высказывают предположения.

Учитель:  Я согласна, мы  с вами можем пожелать им чего-то хорошего и светлого.

 В какой форме это можно сделать?(слайд 10)

Предлагают варианты.

Учитель:  Я предлагаю вам нарисовать  то самое дерево Мира (оливу), но вместо листочков на нем будут добрые слова-пожелания. Пусть они дети из горячих точек знают , что мы знаем о них, что мы желаем им всего самого хорошего!

 Рисуют дерево Мира, (звучит песня «Пусть всегда будет солнце…»)

 Учитель: Спасибо вам, ребята, что вы нарисовали это дерево, пусть слова этого дерева долетят до каждого ребенка на Земле, который лишен сейчас этого прекрасного слова «МИР»

И в заключении мне хотелось бы вам сказать. Давайте ценить мир, который есть у нас. Мир в любом значении этого многозначного слова.

Мир – в каждом доме, в каждой стране!(слайд 11)

Мир – это жизнь на планете!

Мир – это солнце на нашей земле!

Мир – нужен взрослым и детям!

Классный час «Коробка с карандашами»

Учитель Сиротина Элеонора Владимировна

Ход классного часа

  1. Учитель: Здравствуйте ребята, взгляните на экран, что вы видите?

Отвечают

Учитель: Верно, это коробка с карандашами (слайд 1)Что вам сразу бросается в глаза?

Отвечают (все карандаши разного цвета)

Учитель: Верно, все карандаши, действительно, разных цветов, но все они в одной коробке.

Как вы думаете, зачем я показала вам сейчас эту коробку, о чем я хочу поговорить с вами на этом занятии?

Учащиеся  предполагают:

Учитель: Отлично, вы абсолютно правы! Коробка с карандашами похожа на наш класс, наш коллектив. Коллектив- коробка, а мы с вами цветные карандаши.

Все мы с вами очень разные, но судьба свела нас в одном месте, в нашем классе.

Скажите, если много разных людей находится в одном месте,  им легко находить общий язык, имея разные интересы и привычки?

Отвечают (нет, сложно)

Учитель: Согласна с вами, все разным людям не всегда просто находить общий язык, так как  у нас у всех  разные представления о различных вещах. Но что же делать? Ведь учиться нужно и существовать в одном коллективе тоже?

Учащиеся  предполагают.

Учитель:  Вы абсолютно правы, нужно стараться узнать друг друга лучше, уважительно относиться к различиям между нами.

 Так вот сегодня мы с вами мы , как раз, это и попробуем сделать.

  1. Первая игра называется «Сам о себе»

Каждый из вас сейчас расскажет нам о себе по определенному плану. (слайд 2)

  1. Имя
  2. Хобби
  3. Любимый цвет
  4. Любимое животное
  5. Свои три самых важных качества

  1. Учитель:  Ну вот, теперь мы точно знаем, что все мы совсем разные. Каждый из нас любит что-то свое, мечтает о чем-то своем, любит свой цвет и имеет свои сильные стороны. Так и во всем мире. Все люди разные. Мир разноцветный (слайд 3)

Скажите, ребята, если бы люди были одинаковыми, и мир был бы одноцветным, вам было бы интересно жить в таком мире? (слайд 4)

Отвечают (нет)

Учитель:  Да, скучно жить в мире, где нет разнообразия.

Когда мы рождаемся, мы все немного похожи, маленькие сопящие комочки(слайд 5), но родители дают нам имя, и мы уже совсем разные.(слайд 5) Значит, все начинается с имени.

  1. Мы сейчас поиграем с вами в игру «Звали, зовут, будут звать»

Ученики рассаживаются в круг, и все по очереди, начиная с ведущего, произносят «Когда я был маленький меня называли..Сашенькой, сейчас – Сашей, а когда я вырасту, меня будут называть Александром Дмитриевичем».  Для многих детей их имена с отчеством звучат непривычно, но повышают уважение к себе и родителям, а также дают ориентир на будущее, на взросление.

Итак,  нам нравится, когда нас называют по имени, уважительно, но и мы должны точно также относится к другим, не забывая, что все люди это любят.

  1. Мы с вами уже сказали, что все мы разные, и в начале урока вы назвали три своих важных качества характера, каждый из вас назвал в основном положительные качества. Но разве в человеке есть только положительные качества?

Отвечают (нет)

  1. Учитель:  Тогда я предлагаю вам сейчас сыграть в  игру «Магазин». Да, да, именно так, но только магазин будет не совсем привычный.  Мы с вами пойдем за качествами характера.

В этом магазине можно купить положительные качества за отрицательные.

Перед вами выложены положительные качества, а вот здесь отрицательные, какие вы хотели бы приобрести, а от каких наоборот избавиться? (проводим обмен)

Теперь вы знаете, что все наши качества делятся на положительные и отрицательные. И в каждом из нас они есть в какой-то степени, но важно стремиться развивать свои положительные качества, так как каждый из нас в другом человеке ценит именно их.

  1. Мы с вами каждый день проводим много времени в школе, общаемся, узнаем друг друга. Но все равно многое остается нами не понято. Давайте посмотрим на отношение друг к другу внимательно.  Ведь так приятно, когда тебя окружают внимательные и заботливые люди, когда тебе говорят добрые слова. Я предлагаю сейчас как раз произнести эти добрые слова по отношению друг к другу.

  1. Игра «Передай другому»

Передавая игрушечную сову (символ нашего класса), скажите своему однокласснику «Ты мне нравишься, потому что…» или «мне понравилось, как ты…» Первым произносит фразу учитель и далее дети передают сову по классу, проговаривая фразу и добавляя положительные качества одноклассника.

Приятно ли вам было говорить добрые слова? А слышать их?

Отвечают (да, приятно)

  1. Учитель:  Итак , ребята, в этом разноцветном мире (слайд 6) живут очень разные люди(слайд 7), но всех нас объединяет желание быть понятыми, быть услышанными. Важно помнить об этом, стараться понять другого человека, увидеть его положительные качества. Уважительно относиться к различиям между людьми, ведь благодаря этим различиям наш мир такой, каким является: ярким, разнообразным, заставляющим покорять новые горизонты. Не забывайте об этом. (слайд 8)

Мы разные в этом наше богатство! (Слайд 9)

Мы разные – в этом наша сила!

Классный час «Важней всего погода в доме…»

Учитель Сиротина Элеонора Владимировна

Ход классного часа

«Важней всего погода в доме…»

Учитель - Ребята, посмотрите на доску. Здесь мы видим  дом (дом нарисован на доске,  к этому дому ведет тропинка )

Давайте предположим, что этот дом-наш коллектив, наш класс. Где же дорога к этому дому, как туда попасть? Дом окружен лесом, как нам пробраться сквозь него? На пути нас ожидают опасности: разбойник  - это наши обиды, бурелом - ссоры. Как нам преодолеть эти препятствия?

Ученики отвечают, предполагают : нам помогут взаимопонимание, уважение, улыбка, доброе слово, похвала, поддержка)

Учитель: Прекрасно, я с вами совершенно согласна, значит все эти препятствия можно преодолеть, надо только запастись всеми этими качествами.

Ну вот мы и у дома, что же ждет нас внутри? Какой этот дом вблизи?

Пусть каждый из вас выберет себе лист бумаги (на выбор розовые, желтые, оранжевые, белые, зеленые) и нарисует наш с вами дом- наш класс. Итак, удачи!

Играет музыка Ludovico Einaudi – Nuvole Bianche

Учитель: Вы закончили? Отлично. Расскажите о своем  доме.

Ученики выходят и рассказывают о своих домах (учитель делает пометки, какие черты дома-коллектива дети отметили,  делает выводы, над чем нужно поработать)

Учитель: Ребята,  а что нам нужно сделать , чтобы наши дома стали лучше, чтобы каждый домик имел все, что необходимо, чтобы им восхищались все, проходящие мимо люди.

И если дом-это наш класс, то какие качества в себе мы должны развивать?

Ученики отвечают.

Учитель: Давайте подведем итоги. Что в наших домах есть, а что только предстоит приобрести?

Напишите на обратной стороне вашего рисунка чего ,по вашему мнению, не хватает ,нашему коллективу, чтобы стать комфортным  для всех учеников?

Ученики отвечают.

Учитель:  Прекрасно, а теперь мы с вами знаем к чему стремиться ,какие качества в себе нужно развивать.

Мой последний вопрос к вам, ребята.

А зачем нам с вами красивый, комфортный дом?

Ответы учеников (это наш второй дом, чтобы стать успешными, чтобы лучше учиться)

Учитель: Согласна! Такой дом поможет нам стать успешными, научиться работать в коллективе, ведь человека везде окружают люди.

На этом мы с вами закончим наш классный час, но продолжим  работать над нашим коллективом на других классных часах.  Звучит песня «Без друзей меня чуть - чуть…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России

Презентация для педсовета об основных напрвлениях духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в соответствие с нормативно-правовыми документами и путях их реализации...

Формирование экологической культуры как одно из направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла глобальные масштабы. В усл...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.

Статья о возможностях предметов гуманитарного цикла и целесообразности интегрированных уроков...

Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена

Представлен опыи работы по теме:Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена...

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы»....