Личностно ориентированное воспитание старшеклассников в условиях профильного обучения
статья (11 класс) на тему

Крюкова Людмила Владимировна

Данная работа содержит анализ воспитательной работы в старших классах в условиях обучения по индивидуальным учебным планам. Статья содержит рекомендации для классного руководителя  по созданию благоприятного психологического климата в коллективе. В работе также рассматриваются пути разрешения конфликтных ситуаций, выхода из них. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Личностно ориентированное воспитание старшеклассников

В условиях профильного обучения

Слово «воспитание» известно каждому. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен чётко себе представлять, что это такое. В разное время педагогическая наука даёт различные трактовки понятия «воспитание». Однако наиболее верным является следующее, предложенное Х. И. Лийметсом: «Воспитание – это целенаправленное управление развитием личности». И управлять этим развитием призван педагог. Педагогика в моём понимании – это счастье творческого труда, в котором проявляются разные грани личности педагога: богатый внутренний мир, любовь к детям, умение чувствовать настроение, понять психологию каждого ребёнка. Учитель должен быть организатором, хорошим психологом, а для этого ему нужна инициативность, организаторские способности, бодрость, энергия, вера в свои силы  и возможность проявлять чуткость и любовь к ученикам. Именно учитель закладывает фундамент будущей личности и от того, насколько  самоопределился его ученик, способен ли он  к саморазвитию, может ли взять ответственность за судьбу России, зависит то, каким станет наше будущее поколение.

В  качестве классного руководителя 11 «а» класса я, Крюкова Людмила Владимировна, работаю с 2005 года, а классным руководителем вообще - с 1994 года. В классе 24 человека: 14 мальчиков и 10 девочек.  Особенностью учебного плана нашего лицея является изучение отдельных предметов в старших классах  по индивидуальным учебным планам.  Выбор предметов  для  углублённого изучения связан с профессиональной направленностью каждого  учащегося. Сочетание естественно-математического и гуманитарного образования, проектных и научно-исследовательских работ разного вида позволило выстроить концепцию методической системы воспитательной работы, которая представлена в данной работе.

Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья учащихся. Цель воспитательной работы – воспитание коллектива-группы    с высоким уровнем самоорганизации, создающей оптимальные условия для самореализации каждого ребёнка в микросоциуме через научно-исследовательскую деятельность.  

Исходя из данных целей ,можно сформировать задачи педагога-воспитателя:

  1. Жизненно-практические: организация свободного времени учащихся через экскурсии, совместные походы, подготовку внеклассных мероприятий.

Ученики проводят в лицее большую часть  своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах, проектах – все эти интеллектуальные усилия требуют «внеучебной» разрядки. Служит этому интересная внеклассная работа, которая способствует всестороннему личностному развитию. Внеклассная деятельность учащихся строится на  принципах открытости, когда дети совместно с классным руководителем планируют жизнь в классе, вносят коррективы с учётом своих интересов. Также в работе с детьми важен принцип обратной связи, который заключается в обмене мнениями по поводу проведённого мероприятия. Иногда значимость этого события оценивается на других предметах. Например, после прошедшего в 5 классе Дня именинника ребята писали сочинение, посвящённое интересно проведённому дню в  школе. 6 человек посвятили свои работы этому событию. На основании их работ можно сделать вывод, что данное мероприятие оставило след в памяти ребят. Одним из ведущих принципов педагога является принцип сотворчества. В этом принципе соединяются 2 слова: сотрудничество и творчество. Иногда можно построить свою работу так, что даже самые «ленивые» принимают участие в подготовке мероприятий, сами не подозревая об этом. И взрослому, и ребёнку нужно чувствовать свою значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать  в работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Цель классного руководителя на данном этапе – увидеть участие каждого ученика в жизни класса и лицея в целом. Если ученик увидит, что его вклад в общее дело оценён, то в последующих делах он будет участвовать ещё активнее и с удовольствием.

  1. Воспитательные: формирование групп по интересам и с учётом этого организация проектно-исследовательской работы  учащихся. Личностно-ориентированный подход представляет собой целую педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подходы. Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой-либо одной части влечёт изменение всего целого.  Иногда от учителей можно услышать такие слова: «Дети ничего не хотят делать, им всё неинтересно». Однако с правильностью этого суждения не всегда можно согласиться. Ребятам нужна активная и значимая деятельность, которую необходимо строить, полагаясь на личную заинтересованность. Классный руководитель должен заинтересовать учащихся, показав им привлекательность дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам неинтересны абстрактные и расплывчатые цели, их увлекает конкретный результат выполняемого дела. Например, однажды я поинтересовалась у детей, какие имена, на их взгляд, самые популярные в данное время. Мой вопрос вызвал интерес почти у каждого,  а в результате проведённой работы появился совместный проект «Личные имена. История и современность».  Но на этом наша работа не остановилась, ведь, выяснив самые частотные имена в данный момент, ребята заинтересовались тем, какие имена пользовались «спросом»  во времена их бабушек и дедушек. И конечно, говоря об именах, нельзя не сказать о значении имён, а для этого необходимо полистать словари, справочники.
  2. Организационно-педагогические: правильная организация системы воспитания. Для этого классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества, индивидуальные характеристики. Для выполнения этих задач существует психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение особенностей ученика, его поведения в коллективе, отношений с другими, выявление своего места в коллективе. Например, интересна такая диагностика «Памятные даты моей жизни». Учащимся предлагается написать самые памятные даты своей жизни, и  начинать эту работу лучше с 5 класса,  проводить её 2 раза в год. Лучше, чтобы листы с этими данными хранились у учителя, а в  11 классе перед каждым учеником откроется мир его интересов по годам. Ребятам интересно посмотреть, какие идеи «владели» их умами, а классному руководителю эта таблица позволит понять нравственную суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.  Также вызывает интерес такая диагностика – «сочинение». Традицией нашего класса стало написание сочинения на одну и ту же тему в конце каждого года «Письмо самому себе». Итоги этих личностных изысканий представляют собой своеобразный архив, который является собственностью нашего класса.

Используя данные методики, процесс воспитания можно сделать увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для их родителей и для педагогического коллектива в целом.

Моим основным направлением деятельности как классного руководителя является создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащихся, формирование классного коллектива, создание в классе ученического самоуправления, налаживание связей с родителями, воспитание учащихся на основе истории России.

С целью создания благоприятного психологического климата классному руководителю необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Изучение личности  каждого ученика, его склонностей, интересов.
  2. Создание благоприятного микроклимата для каждого ученика классного коллектива.
  3. Помощь в   решении проблем, возникающих между товарищами, родителями.
  4. Воспитание у учеников ответственного отношения к учению, культуре умственного труда и сознательной дисциплине.
  5. Применение личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
  6. Развитие интеллектуальных способностей, нравственных качеств, патриотизма через проектно-исследовательскую деятельность.
  7. Привлечение к сотрудничеству учеников, учителей, родителей.
  8. Организация посещения исторических мест
  9. Соблюдение прав и свобод учащихся.

В воспитательной работе с классом выделяю следующие направления:

  • Организация учебной и внеурочной деятельности через самоуправление на основе проектной деятельности учащихся.
  • Организация учащихся для создания психологического климата в коллективе через походную деятельность
  • Стремление придать классу отличительный облик: оформление в классе музея «По следам наших путешествий»
  • Организация коллективных творческих дел (показ спектаклей, подготовка школьных мероприятий, подготовка классных вечеров, музыкальных гостиных)
  • Отслеживание и обобщение результатов своей деятельности (ведение летописи класса, фотоальбома, архива класса)

В классе сформировано и активно действует классное самоуправление, сложился здоровый психологический климат, налажена связь со школьным самоуправлением. Наше классное самоуправление не стоит на месте, постоянно идёт процесс самосовершенствования, обновления. Ведь только в данном случае происходит успешное развитие личности, создаются условия для развития демократической культуры учащихся, происходит формирование человека-гражданина. В нашем коллективе соблюдаются принципы открытости и доступности, добровольности и творчества, равенства и сотрудничества, непрерывности и перспективности.

Учащиеся класса делятся на 4 содружества:

1. Знание - сила (учебная группа).

 2. Люблю тебя, мой край родной (образовательный  туризм).

3. Из искры возгорится пламя (творческая группа).

4. Богатырская наша сила (группа, отвечающая за трудовые дела).

Во главе каждого содружества стоит председатель. Из председателей содружеств образуется совет старейшин. Все члены совета  по очереди занимают высокий пост старейшины. Совет старейшин должен выполнять следующие функции: подготовка и проведение классных мероприятий; анализ деятельности членов своего совета; подготовка информации в вышестоящие органы самоуправления. Таким органом является собрание учащихся класса. В нашем коллективе сложились свои традиции, например, нашим «классным» праздником считается День защитника отечества, 8 Марта. Подготовка к этим торжествам начинается заранее: каждое содружество (мальчики и девочки) не просто поздравляет друг друга, а готовит концертную программу, рисует поздравительные открытки, придумывает конкурсы.

  К 11 классу мы подошли не с пустыми руками: летопись класса, фотоальбом (с 5 по 11 класс), архив писем, «Музей наших путешествий», сборник видеоматериалов, охватывающий семилетний период, папки личных достижений.  А каких только экспонатов нет в нашем музее: и модель Эйфелевой башни, привезённая из Франции, и  изящная стеклянная лошадка ручной работы из Венеции! Просторы нашей Родины тоже не остались без внимания: Москва, Волгоград, Санкт-Петербург, Елец, Анапа, Тула – и из каждого города ребята привозили сувениры. Самое главное, что весь этот архив не лежит «мёртвым»  грузом, к нему постоянно обращаются его главные герои. Заходя в класс, я постоянно вижу ребят, которые рассматривают альбом, по-доброму смеются друг над другом, вспоминают что-то.  В такие моменты понимаешь, что всё это делалось не зря, что все совместные мероприятия объединили ребят, сплотили их в одну семью.

Своим девизом в работе классного руководителя считаю слова Ж. Ж. Руссо: «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьёй, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своём месте». Поэтому главную  цель воспитания я вижу в том, чтобы каждый маленький человек в будущем состоялся и был на своём месте.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение музыки на уроках физической культуры как одна из форм эстетического и личностно-ориентированного воспитания

Система физического воспитания школьников должна, быть построена таким образом, чтобы физические упражнения были оправданы не только с точки зрения физиологической и функциональной, но и образовательн...

Реферат "Личностно-ориентированное воспитание и обучение в условиях ФГОС"

В работе представлен материал  для внеклассной деятельности учителя...

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

Личностно-ориентированное воспитание с точки зрения психологии

Реализация современной цели педагогического процесса – развитие человека как субъекта собственной жизни. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным поня...

«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».

Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современно...