Классный час для учащихся 9 класса в форме пресс-конференции "Курение - "за" и "против"
классный час (9 класс) на тему

Обухова Надежда Павловна

Цель: целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к курению.

Задачи:

- помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;

- на конкретных примерах доказать пагубное влияние никотина на организм человека;

- вырабатывать умение правильно делать обоснованные выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurenie_za_i_protiv_stsenariy_kl.chasa_.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Поповская ООШ» Боковского района

КЛАССНЫЙ ЧАС

НА ТЕМУ

«КУРЕНИЕ – «ЗА» и «ПРОТИВ»»

                           КЛАСС:                  9

ПОДГОТОВИЛ: учитель ОБУХОВА

 НАДЕЖДА ПАВЛОВНА

Х.Попов

Форма проведения: пресс-конференция.

Цель: целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к курению.

Задачи:

- помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;

- на конкретных примерах доказать пагубное влияние никотина на организм человека;

- вырабатывать умение правильно делать обоснованные выводы.

Предварительная подготовка: распределить роли, раздать ребятам выступления специалистов

Ход занятия

  1. Учитель: 18 ноября во всем мире отмечается День некурения, поэтому наш классный час мы посвящаем теме: «Курение – «за» и «против»». Проводим его в необычной форме в виде пресс-конференции. На нее мы пригласили представителей разных профессий, которые помогут рассмотреть данную проблему со всех сторон. И первое слово мы предоставляем преподавателю истории, он расскажет, откуда и когда пришли к нам сигареты.

Выступление преподавателя истории:

История первая гласит: 15 ноября 1492г. Христофор Колумб сделал в своем дневнике запись о «тлеющих головешках» и о том, что не в состоянии понять, какую пользу они приносят человеку. Колумб видел их в кубинских селениях. Его удивило странное поведение аборигенов. Они сворачивали в трубки большие желто-зеленые листья какого-то растения, один конец трубки поджигали, другой клали в рот. «Пить дым» аборигенам нравилось. Трубки индейцы называли «табако» или «сигаро».

История вторая гласит: на Русь «тлеющие головешки» завезли английские купцы в 1585г. Наши предки увидели в них козни злых сил. Борьба с курильщиками началась уже в царствие Михаила Федоровича.

Также в 15854г. в Англии по указу Елизаветы 1 курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.

Римские папы даже предлагали отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. В назидание потомству пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.

История третья: Во Франции табак первое время называли «травой Нико» (по имени фр. Посла Жана Нико, подарившего листья табака королеве Франции Екатерине Медичи). Причем табак характеризовался как «средство для придания бодрости», хорошего настроения и даже… считался лекарством от зубной и головной боли. Позже, в честь французского посланника, самый известный табачный алкалоид был назван никотином в 1697г.

Вопрос:Когда была разрешена торговля табаком?

В 1697г. Петр 1 разрешил торговлю табаком. Он сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Разрешил ввоз табака, но обложил большой пошлиной.

  1. Учитель: Начиная курить, не всегда задумываются, к чему может привести эта пагубная привычка. А стоило бы. А теперь мы попросим выступить врача, который нам расскажет, какой вред наносит организму курение.

Выступление врача:

Курение, как одна из вредных привычек. Давно распространилось и укоренилось у многих народов, став поистине эпидемическим заболеванием современного общества.

А теперь рассмотрим последовательность воздействия дыма на организм человека. В момент затяжки температура на кончике сигареты достигает 600 градусов. Под воздействием высокой температуры из табака и папиросной бумаги образуются различные ядовитые вещества: никотин, угарный газ, аммиак, синильная кислота и др. Газообразные и твердые вещества, содержащиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку гортани, трахеи, бронхов и легочных пузырьков. При систематическом курении слизистая оболочка воспаляется, развиваются хронические заболевания дыхательных путей. Под действием ядов табачного дыма гибнут клетки эпителия, которыми покрыта слизистая оболочка трахеи. Выделяется слизь, тем самым организм защищает себя. Поэтому у длительно курящих людей почти постоянно держится кашель, сопровождающийся обильным отделением мокроты.

Не менее страдает и сердце: никотин, всасываясь в кровь, вызывает сужение кровеносных сосудов. Это ведет к тому, что сердце курильщика работает с повышенной нагрузкой. Даже при небольшой нагрузке частота пульса у курящих достигает 140-150 ударов в минуту (у некурящих 86-100 ударов). Больше всего страдает нервная система. Нарушается питание головного мозга за счет того, что к нему поступает кровь, обедненная кислородом. Ухудшается память, появляются частые головные боли. Страдают  органы пищеварения. Тошнота, иногда рвота, боли в желудке и кишечнике. Установлено, что среди больных язвенной болезнью курильщики составляют 98%. У курящих матерей дети отстают в физическом и психическом развитии, у них снижен аппетит, они беспокойно и плохо спят. Особенно опасно курение для школьников: не сформировавшийся, еще растущий организм страдает от табачного дыма значительно больше, чем организм взрослого, и рано или поздно отравляющее действие курения сказывается на различных его функциях.

Задержка роста, общего развития, нарушение процессов обмена веществ, снижение слуха, зрения, ряд нервных расстройств – такова плата за детское и подростковое курение. Школьники-курильщики, как правило, пониженными умственными способностями, слабо успевают, очень часто нарушают дисциплину. По данным исследований, в возрасте 12-13 лет курят около 7%, а среди 16-летних – уже 40% мальчиков, а в старших классах начинают курить и некоторые девочки.

Вопрос: Только ли рак легкого грозит курильщикам или еще какие-либо онкологические заболевания?

В настоящее время также установлена связь между курением и злокачественными образованиями нижних отделов мочевых путей, поджелудочной железы. Курение – важная причина возникновения рака полости рта, верхней и нижней частей глотки, гортани и пищевода. Причем в сочетании с приемом больших количеств алкоголя риск развития данных заболеваний значительно возрастает.

  1. Учитель: О вреде курильщиков для окружающей среды расскажет эколог.

Выступление эколога:

Народная мудрость гласит: «Один курит – весь дом болеет».

Установлено, что в организме курильщика задерживается только четвертая часть никотина. Еще одна четвертая разрушается при сгорании и остается в окурке. Остальное количество, т.е. половина, загрязняет воздух помещения, в котором курят.

Человек, который находился в течении часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как будто он выкурил 4 сигареты. Поэтому курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей.

Подсчитано, что население земного шара ежегодно выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет. Общая масса окурков, бросаемых где попало, достигает 2 520 000 тонн. Курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384 000 тонны аммиака, 108 000 тонн никотина, 600 000 тонн дегтя и более 55 000 тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма.

При массовом распространении курение становится социально опасным явлением.

Не курящие люди буквально в принудительном порядке вынуждены дышать «выхлопными газами» курящих.

Вопросы:

  1. Объясните, что такое пассивное курение?

Пассивное курение – Это вдыхание сигаретного дыма человеком, который сам не курит, но находится в окружении курящих. Пассивный курильщик подвергается тем же опасностям, что и курящий человек, но в меньшей степени.

  1. Влияет ли дым от сигарет на состояние окружающей среды? Например, на увеличение озоновой дыры?

Специальных исследований по данному вопросу не проводилось. Но можно предположить, что влияние загрязнения окружающей среды табачным дымом не велико. Что же касается озоновой дыры, то здесь основную роль играют окислы азота и фреоны.

  1. Учитель: О правилах продажи сигарет нам расскажет продавец.

Выступление продавца:

Прежде всего следует отметить, что все табачные изделия, и отечественные и импортные, проходят контроль у нас в стране. Поэтому превышения содержания пестицидов и других ядохимикатов можно не бояться ни в тех ни в других.

А вот относительно содержания таких специфических для табака  веществ, как никотин и смолы, существует разница. Содержание смол и никотина нормируется санитарными правилами и гигиеническими нормативами для табачных изделий от 29.02.1996г., которые определяют для импортных сигарет предельное содержание смол в 15 мг на сигарету и никотина – 1,3 мг на сигарету, для отечественных допуск – 25 мг на сигарету. Что касается табака, то здесь надо пояснить, что в нашей республике нет собственного производства сырья. Поэтому его качество в наших изделиях зависит от того, какое сырье закуплено.

  1. Учитель: Проведены социологические исследования о влиянии курения. Послушаем их.

 

Выступает социолог:

В США с курением ежегодно связано 225 тысяч летальных исходов от болезней сердечно-сосудистой системы, больше 100 тысяч – от рака легких, свыше 20 тысяч случаев смерти – от болезней органов дыхания.

В Великобритании ежегодно теряется свыше 50 миллионов рабочих дней вследствие курения, стоимость лечения болезней, вызванных курением, ежегодно составляет 150 млн фунтов стерлингов.

По подсчетам польских экономистов, доходы от производства и продажи табачных изделий составляют в этой стране лишь около половины стоимости экономических потерь из-за болезней и преждевременной смерти курящих.

Европа теряет ежегодно более 800 тысяч жизней своих курящих граждан. Это число равнозначно шести авиационным катастрофам огромных аэробусов с гибелью всех пассажиров каждый день в году.

Поэтому в развитых странах общество давно бьет тревогу по этому поводу. Там развернуты широкомасштабные кампании по борьбе с курением. Причем основа их – вовсе не преследование курящих, а защита прав каждого на чистый воздух. И результаты уже есть.

Курение выходит из моды у юных французов. Таков итог недавнего исследования, опубликованного в прессе: молодежь в возрасте от 12 до 18 лет воспринимает курящего как «грустного» человека. В ряде стран, таких как Швейцария, Финляндия, приняты даже специальные законы о табаке, охватывающие все стороны данной проблемы.

Табачные компании, теряя рынки сбыта у себя на родине, переключаются на нас. Неужели мы в этом вопросе будем плестись в хвосте мирового сообщества и тратить деньги и здоровье в угоду чужим интересам?

  1. Учитель: Как вы думаете, совместимы ли курение и спорт? Сейчас мы услышим ответ.

Выступление спортсмена: 

Курение и спорт – несовместимы. Спорт и крепкое здоровье взаимосвязаны. Людям физического труда и спортсменам, особенно на соревнованиях, нельзя курить, так как после курения через 10-15 минут мышечная сила снижается на 15%. Можно привести такой пример: на Памире во время перехода через перевал на высоте 4555 метров потерял сознание только один из семи участников научной экспедиции Академии медицинских наук. Этот человек был курящим.

Прославленный вратарь сборной России по хоккею с шайбой Владислав Третьяк говорил: «Если курить – это значит полжизни спортивной отнять у себя. Как стать большим мастером в спорте? В первую очередь нужно любить вид спорта, который выбрал. Второе – нужно очень много трудиться. Третье – самое главное в жизни спортсмена – это отказаться от курения».

Вопрос: Отражается ли курение на внешнем облике человека?

Да, отражается. Правда, проявляется это лишь со временем. Во-первых, резкая разница температур выдыхаемого дыма и окружающего воздуха ведет к появлению микротрещин эмали зубов. Затем в них откладываются табачные смолы, придающие зубам более темный желтоватый оттенок. Во-вторых, компоненты табачного дыма способствуют более раннему старению коллагена, образующего «каркас» кожи. Разрушение этого «каркаса» ведет к появлению морщин и обвисанию кожи. В-третьих, табачный дым задерживает усвоение витамина С и частично восстановительные процессы в организме.

  1. Учитель:  Какие преимущества имеет человек, который бросил курить? Об этом нам расскажет психолог.

Выступление психолога:

Многие из тех, кто курит, пробовал отказаться от этой вредной привычки. Однако не всем удается раз и навсегда бросить. С чем это связано?

Дело в том, что действие никотина более пагубное, чем действие алкоголя. Он вызывает в организме кратковременное эйфорическое состояние, легкость, душевный подъем. При длительном курении у людей развивается так называемая никотиновая зависимость. Вот почему, бросая курить, человек вначале испытывает довольно тягостное состояние. Но стоит потерпеть лишь несколько дней, и эти явления проходят. Основная причина отказа от курения – ухудшение состояния здоровья. Лучше всего не начинать курить. Но уж если появилась тяга к сигаретам, постарайтесь избавиться от этой вредной привычки. Подумайте, какие преимущества вы можете приобрести, если не будете курить:

- вам не придется мучиться, что негде купить сигареты,

- ваша жизнь будет длиннее на 10-20 лет; и это будут годы без одышки, без сердечных болей и невзгод;

- вы будете выглядеть лучше,

- ваши любимые не будут задыхаться в табачном дыму,

- подумайте о сотне других способов провести свое свободное время,

- кстати, этому могут помочь деньги, которые высвободятся  увас потому, что не придется покупать сигареты.

Вопрос:Является ли табак наркотиком?

Наркотик, правда, довольно слабый, - это не табак в целом, а его составная часть – никотин. Именно развитием зависимости от никотина объясняется сложность отказа от курения у курильщиков со стажем.

 

  1. Учитель: Итог пресс-конференции подведут журналисты.

Выступление первого журналиста:

Во время пресс-конференции мною отмечены положительные и отрицательные стороны курения. Давайте сравним.

П о л о ж и т е л ь н ы е:

- с помощью сигарет можно выглядеть более взрослым,

- легче заводить знакомства и т.д.

О т р и ц а т е л ь н ы е:

- учащается пульс,

- повышается кровяное давление,

- может возникнуть раздражение глаз,

-возникает раздражение слизистых оболочек дыхательных путей,

- могут нарушиться вкусовые ощущения, обонятельные, снижается зрение,

- загрязняется воздух,

- в организм попадают ядовитые вещества,

- подавляется иммунитет организма,

- на лице раньше появляются морщины,

-возникает кашель, синдром курильщика,

- повышается выделение слюны, приходится часто сплевывать,

- последствиями курения могут быть раковые заболевания различных органов и прочее,

- испытываешь неудобства, когда нет сигарет или нельзя курить,

- тратишь деньги на сигареты, когда можно было бы купить что-нибудь полезное.

Как вы видите, отрицательные стороны во много раз превышают положительные.

А также положительные стороны на деле не всегда такими являются.

Итак, жизнь без вредных привычек – более предпочтительна. Здоровья вам!

Выступление второго журналиста:

Случается так, что твои друзья предлагают тебе закурить. Ты не хочешь выглядеть «белой вороной» или тебе просто не хватает умения отказаться и поступить не так, как «все». Будешь ли ты курить или нет – это твой выбор, даже если на твое решение влияют друзья, курящие, окружающие или реклама.

Во многих странах ведется борьба с курением.

Но если ты хочешь:

- сохранить свое здоровье,

- состояться в жизни как личность,

- выглядеть молодо и привлекательно,

- всегда быть в хорошей спортивной форме,

- родить и вырастить здоровых детей,

- не быть рабом вредной привычки,

- не допусти, чтобы табак помешал тебе реализовать свои возможности и поставь большую жирную точку.

Ведь твой выбор – никогда не начинать курить!

  1. Учитель: Вот и подошла к концу наша пресс-конференция. Каким бы ни было твое отношение к курению, в любом случае твое будущее зависит от твоего выбора. И, может, на правильный выбор подтолкнет наше представление.

Знайте, что главное слагаемое успеха – это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно. Здоровья вам! Если любишь себя и ценишь свое здоровье, то скажешь «нет» всему, что может принести тебе вред.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9-11 классов, «Многоликий реформатор России» в форме дискуссии.

Классный час для учащихся 9-11 классов, «Многоликий реформатор России» в форме дискуссии....

Разработка классного часа к 8 марта в форме конкурса «А ну – ка, девочки» для учащихся 6 класса

        Вашему вниманию предлагается разработка классного часа к Международному женскому дню 8 марта в форме конкурса. Каждый классный руководитель старается привнести в сво...

классный час для учащихся класса духовых инструментов на тему "Оркестровая этика"

Материал направлен на воспитание оркестровой этики у учащихся , закреплению правил поведения в оркестре, используется интересный прием, когда преподаватель вместе с детьми анализирует жизненные ситуац...

Классный час для учащихся 7 класса в форме интеллектуальной игры «Счастливый случай»

Цель: Развитие познавательных способностей учащихся, интерес к познанию окружающего мира.Задачи:Создать условия для проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений.Развивать так...

Портфолио ученика как средство оптимизации ВР классного руководителя с учащимися класса

Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени ...

Разработка классного часа для 6 класса в форме игры «Счастливый случай» Тема «Человек и его манеры»

Разработка классного часа для 6 класса в форме игры «Счастливый случай»Тема «Человек и его манеры»...