Классный час "Единство- это сила"
классный час (6 класс) на тему

Есипова Алевтина Александровна

Классный час, посвящен Дню народного единства. Проводится в форме устного журнала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_-_edinstvo_-_eto_sila.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Единство – это сила».

(Устный журнал, посвященный Дню воинской славы России и Дню народного единства).

«Чтобы уничтожить нард, нужно

отделить его от корней».

А.И. Солженицын

Цели: дать детям представление о событиях Смутного времени и начала XVIIв., развивать интерес к изучению истории; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как бескорыстие, самопожертвование, ответственность за судьбу своей страны и своего народа; способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма.

Форма: устный журнал.

Ход классного  часа.:

 Вопросы на засыпку «Угадайте праздник»

Кл. руководитель:

Ребята в начале классного часа я хочу загадать вам загадку, своеобразный вопрос на засыпку: угадайте, о каком празднике идет речь.

        Даю четыре подсказки.

  1. Учрежден этот праздник в память о событии, которое спасло русский народ от гибели, спасло Русское государство от иностранных захватчиков.
  2. В церковном календаре уже три с половиной  века этот день называется празднованием Казанской иконы Божьей Матери.
  3. В честь этого праздника благодарные потомки установили в Москве на Красной площади памятник воеводе и старосте.
  4. Событие, в честь которого учрежден этот праздник, объединило самых разных людей в России – дворян, купцов, крестьян, людей разных национальностей. Именно благодаря этому единству и была достигнута победа.

(Дети высказываются)

Кл. руководитель:

Прочитайте эпиграф к сегодняшнему классному часу.

- что такое корни народа?

- как понять фразу «отделить народ от его корней»

- зачем нужно сохранять память о прошлом?

- хотим ли мы, чтобы наш народ исчез с лица земли?

- что нужно делать, чтобы нас не уничтожили?

- немало людей, которые считают, что им не нужно знать прошлое своего народа, своей страны. Вы согласны с ними?

(Дети высказываются)

Кл. руководитель:

Корни народа – это его прошлое. Как не может жить дерево без корней, так не может народ жить без исторической памяти. Как можно отделить народ от его корней? Ответ прост – уничтожить память. Лишить людей знания о том, кто они такие и откуда взялись. На протяжении целого столетия наш народ так и уничтожали. И сейчас приходится возвращаться к корням, восстанавливать целые пласты стертой памяти.

- как же сохранить историческую память?

(Дети отвечают)

Кл. руководитель.

В русской традиции помнить – значит что-то сделать, не случайно есть у нас такие выражения, как «творить память», «совершать память».

Сегодняшний классный час и будет нашим делом памяти.

И участники, и слушатели восстановят маленький эпизод из далекого славного прошлого России. Это и будет наш вклад в сохранение исторической памяти, а значит, и в спасении нашего народа от уничтожения.

        Передаю слова главному редактору устного журнала.

Устный журнал «Единство – это сила!»

Главный редактор:

Предлагаем вашему вниманию специальный выпуск устного журнала, посвященного Дню народного единства. Мы назвали этот выпуск «Единство – это сила!».

Познакомьтесь с содержанием выпуска.

Первая страница – «Время смутное, баламутное» - исторический очерк о Смутном времени.

Вторая страница – «Легенды Смутного времени» - 4 заметки о легендах и героях Смуты:

  1. «Колокол патриарха Гермогена»;
  2. «Спасители Отечества»;
  3. «Заступница земли Русской»;
  4. «Всем известный герой».

Третья страница – «Про Толстого, веник и единство» - интерактивная презентация приготовленная учениками класса, в которой содержится главная идея нашего журнала.

Итак, открывают первую страницу – «Время смутное, баламутное»

«Время смутное, баламутное»

1-й ученик.

А что такое смута?

2-й ученик

В словаре Владимира Ивановича Даля сказано:

Смута – это тревога, переполох, возмущение, восстание, мятеж, общее неповиновение, раздор между народом и властью, замешательство, неурядица, непорядок, расстройство дел.

1-й ученик

Это определение можно применить к эпохе 1598-1613 годов. Этот период русской истории и называют «Смутное время»

В 1598г. умер царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного. Он был слабым правителем, и все государственные дела поручил брату своей жены – Борису Годунову. Боярин Годунов стал очень влиятельным человеком. После смерти царя Федора, который был бездетным, на престол должен был взойти его брат, малолетний царевич Дмитрий. Но он погиб при загадочных  обстоятельствах в Угличе. Народная молва винила в этой смерти Бориса Годунова.

2-й ученик

        Но в 1598 г. Годунов был избран на царство. А в 1601-1603гг. в стране разразился страшный голод. Сначала шли проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Сотни тысяч людей умирали от голода. Начались разбои, волнения, бунты.

        Народ связывал бедствия с убийством Дмитрия и неправедным воцарение Годунова.

Появились желающие занять престол. Беглый монах Григорий Отрепьев объявился в Польше и сказал, что он царевич Дмитрий, законный наследник русского трона.

В Польше нашлись охотники посадить в России своего царя, и польское войско во главе с Лжедмитрием пришло в Москву.

1-й ученик

Народ радостно приветствовал мнимого царевича. Многим хотелось верить, что это и есть настоящий царь, что он остановит и притеснения народа, и разбои, и голод. Но вскоре все увидели, что новый царь только пирует, а поляки, которые привели его к власть, грабят казну, обижают народ. Тогда москвичи подняли восстание и убили самозванца.

        Потом избрали нового царя, боярина Шуйского. Однако народ не успокоился. Появились новые самозванцы, вспыхнули крестьянские волнения, усилились иностранное вмешательство в русские дела.

2-й ученик

Особенно активны были поляки. Они хотели иметь в России послушного царя, распространить в России католичество. Поляки грабили окрестности Москвы, пытались взять другие города. А по призыву Шуйского в Россию вошли шведы. Потом и Шуйский был смещен и в стране стала править группа из 7 бояр – Семибоярщина. Эта группа пригласила на российский трон польского королевича Владислава.

        Как бы ни было тяжело, народ давал отпор захватчикам. Героически сопротивлялся Смоленск. Монахи Троице- Сергиево монастыря 15месяцев сдерживали осаду 30-ти тысячного польского войска и не пустили врагов в святую обитель.

        Поднялось ополчение в Рязани, в Москве жители восстали против поляков. Но среди разнородных русских сил не было единства.

1-й ученик.

Россия оказалась в отчаянном положении. Без царя, с польскими захватчиками в столице, разоряемая иноземными и своими шайками. Казалось пришел конец России.

        Однако у русского народа нашлись силы, чтобы отстоять независимость страны.

Главный редактор:

Как же удалось победить Смуту, поднять народ на борьбу с захватчиками? Кто они, герои Смутного времени? На этот вопрос ответят авторы очерков «Легенды Смутного времени».

«Колокол патриарха Гермогена»

Ученик:

        Все привыкли связывать освобождение Москвы и именами Минина и Пожарского. Но мы начнем свой рассказ о героях Смутного времени с другой фигуры. Не было бы ни Минина, ни Пожарского, не вышла бы Россия из Смуты, если бы не Гермоген – выдающийся подвижник земли Русской. В годы Смуты голос патриарха Гермогена, как колокол, звучал народ на борьбу с захватчиками, пробуждал национальное чувство народа.

Патриарх – это  глава всей церкви. Когда поляки оказались в Москве, патриарх призвал народ не присягать королю, не подчиняться изменникам-боярам. Он открыто заявил боярам, что будет поднимать народ на борьбу с захватчиками. После этого заявления поляки поставили стражу и никого не допускали к патриарху, потом заточили его в Чудов монастырь.

        Но и оттуда патриарх Гермоген слал грамоты к народу , с болью говорил о расхищении Отечества, призывал на борьбу с иноземцами.

        Его призывы были услышаны. Народ стал собираться в ополчения. Когда поляки узнали, что ополчение, собранное Мининым и Пожарским, идет к Москве, то потребовали от патриарха остановить народ. Но он сказал: «да будут благословенны борцы за Родину, а изменники да будут прокляты». За эти слова поляки заперли его в темницу и уморили голодом.

«Спасители Отечества»

Главный редакто:.

Герои очерка «Спасители Отечества» Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Передаю слово ведущим этой странички.

Ученик:

        Осенью 1611г. в Нижний Новгород доставили последнее послание патриарха Гермогена. Грамота была зачитана в храме после богослужения. Вместе с народ слова Гермонега услышал нижегородский купец Кузьма Минин, земский староста, избранный народом.

        На одном из народных собраний Минин выступил с призывом спасти веру православную, подняться на борьбу с врагами.

        Его речи нашли отклик в сердцах нижегородцев. Было решено собрать служилых людей, организовать ополчение. Для этого постановили обложить всех горожан податью – брать «третью или пятую деньгу», то есть треть или пятую часть имущества. Собирать этот налог было поручено Кузьме Минину, известному своей честностью. Сам Минин подал другим пример, отдав все свое имение – деньги, драгоценности жены и даже золотые и серебряные оклады с икон.

        Откликнулись все: купцы, и князья, и горожане, и мелкие торговцы, и крестьяне.

        На собранные деньги удалось вооружить большое войско. Вместе с русскими в него вошли марийцы, чуваши, коми, и другие народы. В воеводы был выбран князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который в годы Смуты доблестно сражался с неприятелями и не запятнал свою совесть сотрудничеством с самозванцем и внешними врагами.

        В августе 1612 г. ополчение после тяжелого боя выбило поляков из Москвы и заперло из гарнизон в Кремле и Китай- городе. Участники народного ополчения проявили в сражении массовый героизм, а их руководители – высокое полководческое мастерство и личную храбрость. Разоренная и разрушенная столица была освобождена, но для освобождения страны еще нужно было воевать. Необходима была сильная власть и для того, чтобы навести в стране порядок. Для этого нужен был новый царь. Им стал 16-летний боярин Михаил Романов, избранный зимой 1613 г. на Земском соборе.

Спустя 200 лет в Москве на Красной площади на народные деньги был открыт памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Надпись на памятнике гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

«Заступница земли Русской»

Главный редактор.

В церковном календаре на 4 ноября приходятся два праздника – день освобождения Москвы от поляков и день прославления Казанской иконы Божьей Матери. Может быть, это случайное совпадение? Ответ на этот вопрос вы найдете в очерке «Заступница земли Русской».

Ученик: 

        Конечно это не случайное совпадение. С освобождением Москвы от поляков связано и прославление Казанской иконы Божьей Матери. В русском народе сохранилось предание, что именно образ Казанской Божьей Матери помог преодолеть Смуту, изгнать захватчиков. Недаром эту икону называют заступницей Земли Русской.

        Вот как рассказывается об этой иконе в церковных книгах:

        «в 1579г. страшный пожар опустошил Казань. Начался от в доме купца Онучина. После пожара Матроне, девятилетней дочери купца, явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства. Божья Матерь точно указала место, где можно было найти икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным. Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, та рассказала ему о чудесном явлении.

        Все духовенство города в сопровождении огромной толпы направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан…»

        Казанская икона Божьей Матери постоянно сопровождала войско Минина и Пожарского, и пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. Кремль был освобожден. Сразу после освобождения Москвы в 1612 г. совершен торжественный крестный ход с Казанской иконы Божьей Матери. С тех пор ежегодно в этот день совершался такой крестный ход в память об освобождении Москвы от поляков.

        На Красной площади на пожертвования князя Д.М. Пожарского был построен Казанский собор, в котором и поместили Казанскую икону Божьей Матери.

        Казанская икона Божьей Матери не раз еще помогала русским воинам. Перед этим образом молился Петр I накануне Полтавской битвы. Перед этой иконой со слезами о спасении России молился князь Михаил Илларионович Кутузов, главнокомандующий в войне против Наполеона.

«Всем известный герой»

Главный редактор.

А теперь очерк «Всем известный герой». Это настоящая загадка.

        Давайте вспомним еще одну легенду Смутного времени. Имя этого героя известно всем. Мы расскажем о его подвиге, и вы сами догадаетесь, о ком идет речь.

        Ученик:

        Он был жителем села Домнино Костромской губернии. Это было родовое село Михаила Романова, молодого русского царя. Сразу после избрания на престол царь Михаил жил со своей матерью в этом селе.        

        Польские и литовские захватчики решили убить его и посадить на русский престол польского королевича Владислава. С этой целью и пришли враги в Костромскую область.

        Недалеко от села Домнино им попался крестьянин, который разгадал их коварные замыслы и взялся быть их проводником. Перед уходом этот крестьянин послал своего родственника к царю Михаилу с советом укрыться в монастыре.

        Долго водил герой поляков, тянул время, чтобы царь успел укрыться, и завел из в противоположную сторону, в дремучие леса. Утром он раскрыл свой обман, несмотря на жестокие пытки, не выдавал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски»

        Уже, наверное, все могут назвать имя и фамилию этого героя. Это

Дети:

Иван Сусанин

Ученик:

В Костроме по повелению императора Николая I воздвигнут памятник Сусанину. На памятнике слова о том, что в бессмертном подвиге Сусанина благодарные потомки видят «спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения»

Презентация. Про Толстого, веник и единство.

Заключительная беседа «Единство – это сила!»

Кл. руководитель:

Давайте вспомним о названии нашего журнала. «Сила народа – в единстве».

        Вы познакомились с некоторыми событиями Смутного времени, когда наше государство и наш народ были на грани исчезновения. Это было время, когда все были против всех. Тогда народ стал легкой добычей для захватчиков.

        Кто же смог спасти Россию?

(Дети высказываются. Их ответы подытоживаются)

- патриарх Гермоген призывал спасти веру и государство.

-купец Минин организовал ополчение.

-князь Пожарский возглавил войско.

        Все эти люди действовали не по приказу, а по велению сердца. Их боль за судьбу народа отозвалась в сердцах тысяч других людей. Патриарх Гермоген высказал идею, которая смогла воодушевить и сплотить народ. Минин и Пожарский подняли народ на борьбу за эту идею.

-какая же это идея? За что шли в ополчение к Минину и Пожарскому? На что отдавали свои последние сбережения?

(Спасение православной веры, спасение Русского государства)

        Пример наших далеких предков говорит о том, что только в единстве народ обретает силу.

Подведение итогов. Рефлексия.

Кл. руководитель:

- трудно ли это – творить память о прошлом?

- чей рассказ поразил ваше воображение?

- какая страничка вам больше всего запомнилась?

-удалось ли вам почувствовать себя частицей того народа, который шел в ополчение к Минину и Пожарскому?

(Дети высказываются)

Литература:

Классные часы. М. «Вако» 2012  6класс

Новые стандарты второго поколения в 5-7 классах. Ростов-на-Дону 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час "Знание -сила"

документ содержит разработку классног часа....

Классный час "Целебные силы березы"

Интеграция в сознании школьников происходит на основе решения задач здорового образа жизни путем опоры на исторический этнокультурный опыт русского народа....

Классный час "Вежливость -сила, слабость или необходимость"

урок побуждает детей к сотрудничеству и пониманию...

Классный час. Тема: Сила слова. Вирус сквернословия.

Речь - это показатель ума.Сенека О значении слова и языка в жизни человека написано огромное количество книг. Влияние слова на человека изучают многие науки: лингвистика, психология, фоносемантик...

Классный час «Наша сила – в народном единстве!»

Цель:- формировать чувство гражданственности и патриотизма;- формировать ответственность за судьбу Родины;- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 16...

Классный час "Знания-сила образованного человека"

Классный час, посвященный Дню Знаний 2016 года....

Классный час "Вежливость сила, слабость или необходимость?"

Вежливость сила, слабость или необходимость?...