Концепция развития классного коллектива
проект по теме

Проект "Сотвори себя сам" разработан для развития классного коллектива и личности ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_razvitiya_klassnogo_kollektiva_10b.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ

 развития классного коллектива

Актуальность

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Но, к сожалению, подавляющее большинство учителей сомневается в возможности развития творческого мышления.

Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.

Идея.

Исходя из экспериментальной темы школы, концепции воспитательной работы ХСФАШ «Развитие саморегуляции как осознанное управление своим поведением», обращаемся к проблеме развития творческого отношения самоорганизации учащихся. Обращение к проблеме развития творческости определяется положением Л.С. Выготского и его школы о том, что «…творчество…является нормальным и постоянным спутником детского развития», что творческая работа учащихся - это деятельность, где наиболее полно реализуется потенциал ребенка. Рассматривая творческие способности как путь к развитию всесторонне развитой личности, деятельность классного руководителя нацелена на развитие творческих способностей учащихся 11-12 лет.


Тема: Формирование и развитие творческой личности учащихся в классном коллективе.

Цели:

Развитие творческой личности учащихся на основе формирования самостоятельности в делах, поддержки творческих устремлений в индивидуальной и совместной деятельности.

Задачи:

1. Развитие самостоятельности, ответственности в делах отдельного ученика и класса в целом.

2. Поддерживание в классе атмосферы дружбы, уважения, помощи, поддержки, доверия друг другу.

3. Выработка моральной устойчивости к отрицательным воздействиям

4. Содействие саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию, самореализации личности детей.

5. Организация работы для выбора, конкретизации профиля.

6. Привлечение к воспитательной работе родителей

7. Содействие укреплению здоровья детей

8. Формирование навыков самостоятельной подготовки, работы по учебным предметам, самостоятельных занятий.

Исходя из данных задач, выделены следующие направления воспитательной работы класса:

1. Сплочение коллектива

2. Профориентационная работа

3. Творческие дела

5. Школьные дела

6. Работа с родителями

1 этап - 10 класс. 2007-2008 г.г.

«Переосмысление»,

 «Развивай себя»

Цель: содействие процессам саморазвития, самопознания учащихся, их нравственной самореализации, профессионального самоопределения.

Форма деятельности: работа органов самоуправления, классные часы;

2 этап - 11 класс. 2008-2009 г.г.

«Самореализация»,

 «Совершенствуй себя»

Цель: создание условий для самореализации учащихся

Форма деятельности: организация спецкурсов, уголка выпускника, создание банка данных профессий.

3 этап – 2009-2012 г.г.

« Саморегуляция»

Цель: отслеживание успешности самореализации выпускников.

Форма деятельности: встречи выпускников, сайт класса, наблюдение

4) Сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада (демократичный характер принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления)

Самоуправление в классе организуется по структуре самоуправления, разработанной воспитательным завучем. Актив класса избирается каждое полугодие открытым голосованием. Проработавший актив проводит отчетное собрание.

Актив класса руководит:

 - дежурством в классе и по школе;

- сбором материальных средств;

- организацией подготовки к классным, школьным мероприятиям;

- установлением связей с другими классами, с правительством школы;

- ведением контроля за посещаемостью и пропуском уроков;

- отслеживанием участия учащихся класса в мероприятиях разного уровня;

- подведением итогов рейтинга.

5) Продуктивность реализации программы развития класса ( достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней показателями результативности)

Показателями результативности служат:

- отслеживание результатов успеваемости, рейтинга;

- данные уровня воспитанности учащихся;

- изучение уровня развития творческих способностей учащихся;

- наблюдение за успешностью отдельного ученика во внеучебной деятельности;


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 10 «б» класса

Время проведения

Название мероприятия

Кто проводит

Отметка о выполнении

Сентябрь 

День Знаний,  спорт.эстафета,  выборы актива, турслёт,  кросс, предвыборная кампания

Органы самоуправления, учителя физкультуры,

кл. руководитель 

 

Октябрь

Кл. вечер «День Рождения класса», родительское собрание «Организация образовательного процесса в старшей школе»

Актив, органы самоуправления, кл. руководитель

Ноябрь

, интеллектуальные игры, декадник математики, олимпиады по предметам, поездка в театр

Актив, органы самоуправления, кл. руководитель

Декабрь

Родительское собрание «О воспитании ума», декадник иностранного языка, новогодний праздник, зачётная неделя

Актив, органы самоуправления, кл. руководитель, родители, учителя иностр. языка

Январь

Месячник здоровья, каникулы, экскурсия в школьный музей

Актив, кл. руководитель, родители,

Февраль

Зимняя прогулка, интеллектуальные игры, родительское собрание «Вопросы, которые нас волнуют» (совместно с учащимися)

Актив, кл. руководитель, родители, учителя, работающие в классе

Март

Классный вечер, интеллектуальные игры, молодецкие забавы

Актив, органы самоуправления, кл. руководитель, учитель физкультуры

Апрель

Родительское собрание «Поговорим о будущем (профориентация – это важно)», научно-практическая конференция

Актив, органы самоуправления, кл. руководитель, родители

Май

Номинация «Звезда», трудовой десант,

 участие в мероприятиях, посвящённых Великой Победе, зачётная неделя

Актив, органы самоуправления, кл. руководитель, родители

 Основное содержание работы классного руководителя.

1.      Индивидуальная работа с гимназистами

         изучение (совместно с психологом и медработником) здоровья, интересов, характера, познавательных способностей, семейных условий и внегимназического общения учащихся;

         помощь учащемуся лицея  в поиске позиции в классе, способствующей личностному развитию; регулировка его отношений в классном коллективе;

         помощь учащемуся в развитии интеллектуальных и творческих интересов  через стимулирование и координацию его участия в кружках, клубах, секциях;

         непосредственное общение классного руководителя с учеником;

         помощь учащемуся в преодолении трудностей в общении с коллективом, проблем в учебной работе;

         регулирование информационных интересов учащихся (чтение, видео, кино, телевидение, интернет).

 

2.      Работа с классным коллективом

         участие класса в общешкольных  мероприятиях;

         организация совместных творческих и коллективных дел гимназистов, основанных на их интересах и потребностях;

         воспитание культуры общения учащихся;

         организация развивающих мероприятий, экскурсий, посещений театров, концертов, выставок и прочих мероприятий;

         выработка общественного мнения коллектива через групповые дискуссии, обсуждения дела, проблем и ситуаций классной жизни;

 

3.      Организация воспитывающей среды  и повседневного быта гимназистов

         привитие навыков выполнения правил (законов) общения в классном коллективе;

         совместная работа с родителями и школьниками по эстетизации  среды классного коллектива;

         организация самообслуживания, текущих трудовых дел, дежурства;

         регулировка школьного питания учеников;

 

4.      Координация воспитательных действий и изучения учеников

         с  администрацией;

         с  родителями;

         с  учителями;

         с  руководителями кружков и внешкольных объединений;

         с медработником и психологом.

Целевая воспитательная программа «Сотвори себя сам»

Цель программы: Создание микросреды, способствующей достижению личного успеха

Задачи программы:

  1. Познакомить учащихся с научными методами самопознания.
  2. Обучить учащихся приемам планирования личного успеха и самовоспитания.
  3. Сформировать у учащихся умения соотносить свои запросы (цели) с объективными возможностями их реализации.
  4. Развить у учащихся способность брать на себя ответственность за что-либо (предоставить учащимся право принимать самостоятельные решения и нести ответственность за ошибки).
  5. Скоординировать воспитательные воздействия участников воспитательного процесса, направленные на формирование у учащихся умений пользоваться научными принципами работы по самоорганизации и управлять своей жизнедеятельностью.

Ожидаемые результаты: Наличие учебно-воспитательной микросреды, обеспечивающей формирование у гимназистов опыта эффективного планирования своей деятельности и успешной самореализации в учёбе, в творчестве и в жизни.

Сроки реализации программы:                                                                                                                                                                                   Программа является действующей и постоянно обновляющейся программой.                                                                                                    

 Работа по данной программе проводится с учащимися в течение всего учебного года.

Умения и навыки, приобретаемые учащимися в результате работы по программе:

  • Предъявлять требования к себе.
  • Ставить конкретные цели.
  • Осуществлять анализ собственных возможностей.
  • Планировать различные сферы жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями.
  • Сосредотачиваться на выполнении предъявленных самому себе требований.
  • Осуществлять анализ своих поступков в соответствии с реализацией поставленных целей.
  • Выдерживать, если это необходимо, повышенную нагрузку.

Работа по программе осуществляется посредством прохождения следующих этапов:

  1. Исследование ситуации. Изучение отношения учащихся к проблемам формирования способности достигать личного успеха. Определение уровня владения навыками планирования личного успеха (анкетирование, интервьюирование учащихся, учителей-предметников).
  2. Инструктирование учителей-предметников.
  3. Обучение учащихся различным методикам, оказывающим воздействие на формирование способности планировать личный успех (классные часы, уроки).
  4. Проведение классных ролевых игр, коллективных творческих мероприятий, направленных на выработку навыков использования различных методик.
  5. Оперативный контроль и корректировка деятельности (внесение поправок в процессе работы, осуществление педагогических «подсказок»).
  6. Использование полученных знаний в конкретных областях (исследовательская работа, личные дела, учеба, общение и другое).
  7. Анализ результатов. Каждый год, переходя из класса в класс, ученики осваивают программу «Сотвори себя сам» на качественно новом уровне. В результате многократного моделирования чувства личного успеха у выпускников гимназии формируются требуемые навыки планирования и прогнозирования своей жизнедеятельности. Постоянное стремление к успеху становится их естественной потребностью.

«Алгоритм планирования личного успеха»

Алгоритм планирования личного успеха можно разделить на следующие ступени:

  • выбор важной цели,
  • ранжирование задач,
  • планирование временных рамок,
  • реализация цели и задач.

Найти свою цель в жизни                                                                                                                                                                                                                В жизни всегда есть много того, что нужно сделать.
Но что важно именно сейчас?
Что важно лично для меня?                                                                                                                                                                                                              На эти вопросы нужно ответить в первую очередь. Ответ на них определяет точку, к которой следует двигаться. Это - моя цель.                                              Цели - это просто инструменты. Они помогают мне сделать то, что я хочу.

Определить задачи.                                                                                                                                                                                                                Теперь я знаю, что важно. Я понял, что важно именно сейчас. Я определил, что важно сейчас именно для меня.                                                         Теперь необходимо разобраться в том, как каждая задача может приблизить меня к поставленной цели.

Уточнение пути к выбранной цели.                                                                                                                                                                                     Каждую неделю, просматривая перечень своих задач, спрашиваю себя, что я могу сделать для того, чтобы приблизить реализацию данной задачи?                                                                                                                                                                                                                                                     Для этого я планирую свой день. В течение дня могут произойти разные события, но каждое из них требует продуманных действий


Классный час на тему «Толерантность» в 10 «б» классе

Цель: - дать учащимся возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми;

- дать возможность учащимися понять поступки толерантного и интолерантного поведения.

Форма: дискуссия

Ведущие: классный руководитель

Определение понятия «толерантность»

1. Идет определение основных черт толерантности с пояснением непонятных характеристик, записанных на доске:

- расположенность к людям;

- снисходительность;

- терпение;

- чувство юмора;

- чуткость;

- доверие;

- альтруизм;

- терпимость к различиям;

- умение владеть собой;

- доброжелательность;

- умение не осуждать других;

- гуманизм;

- умение слушать собеседника;

- любознательность;

- способность сопереживать;

Учащиеся активно обсуждали, выясняли те черты, которые не понимают: альтруизм, терпимость к различиям, снисходительность, способность к сопереживанию, любознательность.

3. Вывод: каковы особенности толерантного и интолерантного поведения. Толерантный путь развития личности – путь свободного , хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. И есть учащиеся, которые считают , что в определенных ситуациях интолерантное поведение допустимо.

Литература:

1. Планирование воспитательной работы. Под ред.Степановой. – М.,2003.

2. Статья Трубина Л. – педагога-психолога школы №30 .Старый Оскол в журнале «Психология».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива.

Указаны направления развития классного коллектива, методы и приёмы работы классного руководителя....

Программа развития классного коллектива.

Методическая помощь классному руководителю....

Дополнительная образовательная программа развития классного коллектива "Я и другие Я"

Введение Осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов,, всей общественности.Давно известно, что наиболее инт...

Программа развития классного коллектива

Программа развития классного коллектива на 2 года...

Программа развития классного коллектива классного руководителя

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных ...

Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс

Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс...