Беседа с родителями "Завышенные требования к ребенку - это хорошо или плохо?"
материал на тему

Юдина Елена Сергеевна

Беседа с родителями "Завышенные требования к ребенку - это хорошо или плохо?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Завышенные требования к ребенку - это хорошо или плохо?

«Если перед ребенком не поставить определенную планку, он никогда к ней не подойдет. Нужно требовать, чтобы он во всем и всегда стремился быть лучшим!» – примерно так рассуждают родители, предъявляющие к своим детям самые высокие требования. Правы ли они? Попытаемся разобраться.

Без цели не бывает достижений

С одной стороны, взрослые правы. Не все дети могут сами определить для себя ориентиры в учебе, спорте, музыке и других занятиях. Их нужно научить преодолевать трудности, проявлять терпение, искать пути для достижения успеха. Если родители поставят перед ними задачу «быть лучше других», они будут стремиться опередить своих сверстников, то есть начнут прикладывать максимум усилий для того, чтобы оправдать надежды семьи. Удастся им это или нет – это уже другой вопрос, но они привыкнут трудиться.

Постоянное напряжение

С другой стороны, такая установка требует от ребенка серьезных усилий, постоянного напряжения. С чем это можно сравнить? Представьте себя, взрослого человека, на его месте: допустим, вам ежедневно надо доказывать на работе своему начальнику, что вы лучший! Ваши коллеги могут в течение дня несколько раз устроить себя пятиминутки отдыха – вы никогда не отвлекаетесь от работы; они спокойно относятся к замечаниям – для вас недовольство шефа целая трагедия: ведь вы должны быть во всем и всегда первым! Теперь сравните психику взрослого человека и ребенка: дети более ранимы.

Комплекс неполноценности

Если ребенок очень переживает свои неудачи, огорчается из-за того, что он никак не может приблизиться к той высоте, которую обозначили родители, у него может развиться комплекс неполноценности: сколько он ни старается, у него никак не получается обойти своих товарищей в изучении курса школьной программы. Хорошо, если все-таки у ребенка хотя бы к одному предмету будет определенный талант – тогда он сможет себе и другим доказать, что в чем-то он неоспоримый лидер. Возможно, он найдет себя в спорте, музыке, танцах, рисовании – в чем угодно, лишь бы только определилась та ниша, где способности его будут оценены педагогами и товарищами по достоинству.

Разумные требования родителей

Разумеется, установки родителей никогда не нанесут вреда ребенку, если они будут к нему внимательны и, несмотря на безграничную родительскую любовь, смогут объективно оценить его способности: поймут, где и в чем надо поднажать на ребенка, требуя от него настоящих успехов, а где придираться к результатам не стоит – не дано... Например, у ребенка ярко выраженные гуманитарные способности, но при этом не дается математика: значит, акцент надо делать на такие предметы, как литература, языки, история – с расчетом на то, что поступать в перспективе он будет в вуз именно гуманитарного профиля. Или другой пример: не очень-то даются предметы в школе, зато тренер в спортивной секции видит у ребенка отличный потенциал; почему бы не постараться его максимально развить?

Вывод один: предъявлять определенные требования к ребенку надо, он должен стараться! Однако при этом нельзя забывать и о том, что нельзя от него требовать то, что заведомо у него не получится: такой прием пользы не принесет.

«Догнать и перегнать, быть самым лучшим, успешным и талантливым» – такие установки дают многие современные родители своим детям. При этом, зачастую, упуская самое главное – желание ребенка и его возможности. Но еще хуже, что часто подобная гонка за достижениями оборачивается проблемами, ведь у любой медали существует и обратная, нелицеприятная, сторона.

Музыкальная школа, танцы, спортивные секции, занятия иностранными языками, всевозможные конкурсы, олимпиады и кастинги – повседневные будни большинства нынешних детей и подростков расписаны буквально по часам. А начинается все с самого детства, когда «заботливые» родители начинают заниматься ранним развитием своих чад, экспериментируя с разными методиками, доходя иногда до полнейшего абсурда. Например, вешать возле кроватки 4-х-месячного малыша карту мира или английский алфавит в надежде воспитать вундеркинда.

Практически каждая мама почему-то считает своим долгом обязательно и, как можно раньше,  записать малыша в кружки или школы раннего развития, которых сегодня более, чем достаточно. Доходит иногда до того, что  если ребенок не посещает подобные заведения, у многих это может вызывать недоумение и даже считается дурным тоном.

Дальше – хуже. Подготовка к школе вообще становится чем-то невероятным, ведь к будущим первоклассникам априори предъявляются определенные требования. Согласно им, дошкольник должен уметь читать, считать, решать простые задачи и примеры, знать английский алфавит и т.д. Как правило, перечень необходимых навыков и умений зависит от учебного заведения, но ознакомившись с ним, иногда напрашивается вопрос – а зачем тогда нужна школа? Тем не менее, усердные родители  пытаются эту подготовительную программу не только выполнить, но и перевыполнить: «ребенок должен быть не хуже других».

Все это продолжается и во время школьного обучения: репетиторы, секции, кружки, соревнования, конкурсы. И хорошо, если желания ребенка в данном случае совпадают с родительскими требованиями, а возможности – с их претензиями. Ведь, иногда родители хотят сделать музыканта из ребенка, не имеющего способностей к этому. Еще больше удручает, если ребенок хочет заниматься, например, фехтованием, а вынужден дома играть гаммы.

Понятно, что толку от подобных занятий не будет. Ребенок будет продолжать делать это в угоду родителям либо начнет симулировать и хитрить, чтобы не ходить на нелюбимые занятия. В конце концов, у него может возникнуть полная антипатия к данной деятельности и ненависть к музыке на всю жизнь. Кроме того, это   отразится на нервной системе, а  в подсознании обязательно останется осадок и обида на родителей, которые заставляли его подавлять собственное «я». Понятно, что на месте музыки может быть все, что угодно.  И  внутреннее удовлетворение родителей, их гордость перед знакомыми обернется горечью и слезами ребенка, которому хочется делать совсем другое, а может и ничего не делать, просто гулять и играть в игры.

К сожалению, не все родители могут вовремя остановиться и признать, что они перегибают палку, требуя от своих детей завышенных результатов и показателей, стараясь загрузить их свободное время, тем самым, по сути, лишая действительно полноценного развития – настоящего детства с беганием по лужам, играми во дворе, шалостями и т.д.

Ошибка  заключается в самих родителях – через ребенка они пытаются удовлетворить свои собственные амбиции или реализовать мечты, которые не смогли воплотить сами. Например, мама, мечтавшая в детстве стать актрисой, записывает ребенка, склонного к точным наукам, в школу искусств или водит на всевозможные кастинги. А папа, который видит своего ребенка только  успешным бизнесменом, не хочет замечать его склонностей, например, к биологии или рисованию. 

При этом родители почему-то забывают, что ребенок – совсем другой человек, со своими  способностями и желаниями. Он – отдельная личность, а не собственность родителей, которые должны просто  понять ребенка, присмотреться к нему, услышать его и, главное, не навязывать свое мнение и, тем более, не заставлять делать то, что он не хочет. Понятно, что речь не идет о крайних случаях, когда ребенок просто ленится заниматься и т.д.  Знания необходимы, и подтолкнуть ребенка, проконтролировать, не упустить  момент,  тоже очень важно. Но при этом совсем не обязательно пытаться сделать из него вундеркинда. Стремиться к лучшему всегда нужно, но гармония и психологический комфорт гораздо важнее, чем победы и достижения. Сделанное из-под палки не только не пойдет на пользу, но  может отвратить и озлобить. И, наоборот, занятие «по душе» может стать отличным стимулом для развития личности.

Ребенок всегда ждет похвалы, пусть даже за самую мелочь: любящие мамы и папы всегда найдут повод это сделать. Однако, если у родителей завышенные требования,  детей всю жизнь будет преследовать «комплекс отличника» –  планка быть исключительно лучшим. Несоответствие ей может вызывать внутренний дискомфорт, стрессы и проблемы коммуникативного характера  с окружающими.

Во все времена главной задачей родителей  считалось воспитать хорошего, настоящего человека – доброго, честного, чуткого. Эти ценности важны и сегодня. Просто, к сожалению, многие родители отодвигают их на второй план  в погоне за  успешностью и «осчастливливанием» своих детей.

Жизненные и исторические примеры показывают, что детские успехи и достижения, хорошая успеваемость, перенасыщенность дополнительными занятиями и знаниями в угоду родителям далеко не всегда приносят пользу во взрослой жизни. Иногда такие дети, устав от нагрузки, становятся апатичными и безинициативными.  Или наоборот начинают делать все то, что им запрещали ранее.  Конечно, каждый случай индивидуален. И многое зависит от того,  как далеко зайдут родители и смогут ли  вовремя понять свою неправоту и остановиться. Для этого нужно  больше разговаривать с  ребенком, находить время на общение с ним, несмотря на усталость после рабочего дня, быть ему другом, уважать его взгляды и мнение и видеть в нем личность с самого детства.

Каждому родителю, безусловно,  хочется, чтобы его ребенок был самым лучшим. На самом деле, для каждого родителя  ребенок и так является лучшим по определению, только потому, что он его, собственный. Вспоминайте об этом чаще, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был действительно успешным и счастливым.

Основные ошибки родителей

 Стремление иметь детей-гениев препятствует пониманию родителями реальных способностей своих детей и их проблем. Зачастую завышенные требования родителей означают слишком высокую планку для конкретного ребенка, что может вызвать снижение мотивации, увеличивающееся сопротивление и даже низкую самооценку, которая будет все больше затруднять процесс обучения.  

 1. Сводить все к учебе 

Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: «Мои родители интересуются лишь моими оценками, до остального им нет дела». Эта жалоба не всегда объективна, но психологи уверяют, что она точно отражает происходящее в некоторых семьях, в особенности, когда возникают трудности или дети не добиваются ожидаемых результатов в учебе.

К сожалению, учеба занимает самое большое место в семейных заботах и, как следствие, в ежедневных разговорах. Многие родители ставят учебу во главу угла жизни своих детей. Хотя она и занимает важную роль в жизни детей, не следует забывать и о многих других аспектах развития, как, например, спорт, игры и культурные мероприятия, досуг, планы на будущее и семейные дела, друзья, общественные отношения, личные привязанности внутри семьи и за ее пределами.

2. Награждать ребенка за хорошие оценки 

Обычным способом родителей воодушевить своих детей на учебу является обещание им дорогих подарков в случае хороших оценок. Но специалисты в области образования считают это ошибкой. Если родители будут прибегать к стимулам подобного рода, то значит что-то идет не так, потому что ребенку не нужно материальных наград за обучение. Лучшим стимулом для них должно быть открытие нового, преодоление трудностей и развитие своих интересов. Конечно, хорошие оценки достойны того, чтобы их похвалить, одобрить и даже отпраздновать, но только не покупать, потому что ребенок тут же становится рабом материальных стимулов. И если, несмотря на обещанное вознаграждение, он не получит хорошую оценку, его разочарование будет еще большим, поскольку, помимо неудачи в школе, он к тому же останется без подарка. 

 Еще одна частая ошибка родителей: поспешные решения.

Увидев оценки, мы тут же начинаем высказывать свое мнение, положительное или отрицательное, что неправильно. Вместо этого надо поразмыслить два-три дня, поостыть и принять взвешенное решение. Вместо выволочек за плохие оценки, родители должны учить детей преодолевать разочарования и неудачи, помочь им разобраться в причинах и принять правильные решения в будущем. 

3. Выдавать лень за нервное расстройство 

Как считают эксперты, еще одна часто повторяющаяся ошибка родителей состоит в том, чтобы пытаться объяснить школьные неудачи своих детей нервными расстройствами.

Многие дети неспособны совершить надо собой усилие, чтобы приготовить домашнее задание, или просто учиться, в силу своей лености. Но это просто незрелость, а не нервное расстройство. Иногда эту леность пытаются представить как последствие разочарования или стресса, хотя на самом деле речь идет о нехватке самостоятельности. Доказательством этого может являться то, что эти ребята, которые не в состоянии прилежно учиться, также не могут содержать свою комнату в порядке, сделать бутерброд или разогреть еду, когда приходят домой после учебы.

 Причиной лености и отсутствием мотивации к учебе является использование практически всего времени на досуг и развлечения, в особенности на столь распространенные сейчас технические новшества, которые не дают заниматься другими делами.

4.Нетерпеливость 

  Нетерпеливость родителей выливается в стремление добиться, чтобы дети как можно быстрее обучились иностранным языкам, стали читать и писать до поступления в начальную школу, овладевали математическими операциями, опережая школьную программу.

Это стремление научить побыстрее и как можно большему количеству предметов в высшей степени ошибочно.  Эта нетерпеливость родителей приводит к тому, что они сильно расстраиваются при столкновении их детей с первыми трудностями в учебе или первыми плохими оценками. Родители забывают при этом, что трудности и ошибки присущи обучению, а детям в первую очередь нужны спокойствие и настрой на упорную работу в течение всего школьного года. Родители не должны рассматривать неудовлетворительные результаты как неудачу, потому что это приводит к снижению самооценки детей, все более ослабляя их способности.

5. Переносить свой опыт на детей 

Другая достаточно распространенная ошибка родителей заключается в механическом перенесении собственного опыта обучения на своих детей.

Школа сильно изменилась, и дети тоже. И то, что нравилось нам или то, чему мы тогда обучались, совершенно необязательно будет гарантией успеха для наших детей. К сожалению, во многих семьях по-прежнему преобладают надежды родителей на учебу своих детей, чем предпочтения или способности последних, и многим ребятам приходится изучать то, что нравится их родителям.

6. Подвергать сомнению действия преподавателей 

Не поддерживать учителей, постоянно проявлять свое несогласие с педагогом в присутствии детей – еще одна ошибка некоторых родителей. У преподавателей уже нет былых возможностей по поддержанию дисциплины в классе, и крайне нежелательно, что родители, вместо того, чтобы поддержать их, выступают против, а ученики, пользуясь сложившейся ситуацией, манипулируют ими и натравливают одних на других, хотя цели у родителей и преподавателей одни и те же.

При этом психолог добавляет, что учителя зачастую руководствуются приукрашенным представлением о своих учениках, зачастую не зная, как они ведут себя дома. Взаимодействие и обмен информацией между родителями и учениками может помочь ребенку как добиться хороших результатов в учебе, так и улучшить свое поведение.

7. Связывать наказание с выполнением домашнего задания

«Он наказан, делает уроки» или «пока не сделаешь задания, не подойдешь к компьютеру», эти фразы часто можно услышать во многих семьях. По мнению педагогов, их следует искоренять. Во-первых, потому что домашние задания должны выполняться в спокойной, а не нервозной обстановке. Во-вторых, цель должна состоять в том, чтобы дети получали удовольствие от чтения и учебы, а не воспринимали это как наказание. И, наконец, они также не должны рассматривать чтение или выполнение домашних заданий в качестве необходимой платы за просмотр телевизионных программ, возможность «посидеть» за компьютером, возможность поиграть или встретиться с друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как помочь ребенку учиться хорошо?».

Сегодня наше собрание – круглый стол – посвящается Его Величеству – Домашнему Заданию.Кажется, что учеба требует немалых сил. Одни схватывают все на лету, другие – нет. У одних сильно развита способно...

Беседа для приемных родителей «Приемный ребенок в образовательном процессе. Проблемы и пути решения»

Абсолютно доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить полностью. По этой причине, сиротство становится одной...

Беседа для родителей: «Как помочь ребенку учиться самостоятельно».

У каждого ребенка, обучающегося в музыкальной школе, есть склонность к музыке. Задача педагогического коллектива школы эту склонность поддержать и развить. А если так случится, что из вашего ребенка н...

Беседа с родителями на тему "Ребенок один дома. Оставить – не оставить…"

Рано или поздно перед родителями встает вопрос: оставлять ли ребенка дома одного? Бабушки вспоминают, что в свое время детей оставляли дома на целый день — и ничего. Многие даже не сомневаются, ...

Беседа с родителями на тему: "Ребенок личность - его надо уважать".

Рекомендации дефектолога для родителей "Ребенок-личность. Его нужно уважать, наказания недопустимы"Наша главная цель-установление единства воспитательных условий между отцом, матерью и ...

10 способов поощрить ребенка за хорошую учебу

Для многих родителей хорошая учеба ребенка – его прямая обязанность, и они воспринимают это как должное, не вознаграждая и не подчеркивая как какое-то особое достижение. Однако многие мамы ...