Классный час "Путешествие в прошлое родного языка"
классный час (7 класс) на тему

Левина Татьяна Владимировна

 

 

Цель:

Проследить основные этапы развития родного языка,

формировать у учащихся представление о языке как национально-культурном феномене, воспитывать чувство гордости за русский язык и его великую историю, чувство ответственности за его дальнейшее сохранение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_puteshestvie_v_proshloe_rodnogo_yazyka.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Путешествие в прошлое родного языка» в 7 «а» классе

                     

Цель:

Проследить основные этапы развития родного языка,

формировать у учащихся представление о языке как национально-культурном феномене, воспитывать чувство гордости за русский язык и его великую историю, чувство ответственности за его дальнейшее сохранение.

Учитель:

Ребята,  мы с вами знаем, что родной язык прошёл много этапов своего развития. Он стал долгожданным детищем своего народа, рос и развивался, не раз переживал взлёты и падения. Сегодня у нас есть прекрасная возможность совершить путешествие в прошлое родного языка и понять, насколько велик и значим он для каждого из нас.

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Ведущий:

Кто б ни был ты, наш гость, я хочу, чтобы ты полюбил наш великолепный, богатый, благозвучный, яркий русский язык. Давайте вместе приоткроем таинственный занавес истории родного языка.

Звучит музыка (перезвон колоколов). На экране высвечивается надпись «Киевская Русь. IX – X век».

Выходят 2 человека. На сцене доска с прикреплёнными буквами старинного написания из разных алфавитов.

Кирилл: Нужно бы нам, Мефодий, алфавит новый создать, язык письма, на который можно переложить тексты церковных книг. Непонятен чужой латинский славянским народам нашим.

Мефодий: Как же создать его? Языков-то много уже. Похож больно будет он на другие. Может пообвыкнут люди к латинскому?

Кирилл: Нет. К чужому привыкать сложнее. Видел я недавно азбуку их дивную из 27 букв, 23 похожи на греческие. Мы вот что сделаем. Возьмём за основу алфавит скоростного греческого письма, добавим буквы из еврейского, грузинского и других языков понемногу. Вот и получится у нас алфавит славянский, народу близкий и понятный.

Ведущий:

Так появилась глаголица. Но этим алфавитом было трудно пользоваться. Уж больно витиеватый он оказался. После знаменитых братьев Кирилла и Мефодия их ученики, из которых наиболее известен Климент, подготовили новую азбуку-кириллицу.

Климент:

Вот и закончили мы (любовно гладит азбуку). Аз, буки, веди, глаголь… Красивые имена буквам дали. И волю учителей исполнили, сохранили основу греческого написания, только проще теперь стало писать да понятнее, потому как на основе торжественного унциального письма создана азбука. Я думаю, Кирилл и Мефодий рады были бы. (Продолжает гладить буквы и называть их). Добро, есть, живете, зело земля… Слова-то какие! Всем понятные. Люди, мыслете, наш, покой, рци, слово… Доброе дело сделали.

Ведущий:

Так появилась кириллица, и на основе её начал складываться письменный, ещё очень молодой язык.

Ведущий 2:

Прошло несколько веков. Язык развивался, крепчал, приобретал новые слова. Он уже был хорошо знаком монахам. На нём складывали песни, писали летописи. Заглянем-ка мы в гости да послушаем сказ старинный.

На экране высвечивается надпись «Киевская Русь. XII век». Выходит ученик и декламирует начало «Слова о полку Игореве».  

Одновременно с этим звучит музыка – фрагмент оперы А.Бородина «Князь Игорь»).

Ведущий 2:

Много сложено на языке этом было летописей, которые повествуют о делах «давно минувших дней, преданьях старины глубокой». Менялась жизнь. Менялся и язык. Он избавлялся от некоторых букв в алфавите, приобретал новые слова, складывал ненужные устаревшие слова (архаизмы) в архив. Заглянем в петровскую эпоху.

     (На экране высвечивается надпись «Россия. XVIII век».)

Выходит Пётр I: Много больно букв в алфавите накопилось. Неудобно пользоваться. Вычеркнем, пожалуй, пару-тройку – легче писать будет. Уберём, пожалуй, «Пси»… (стучит тростью по полу после названия каждой буквы). «Юс малый», «Ферт», а «Фиту» оставим! Зачем нам две «Ф»? «Иже» ещё уберём, а «I» оставим. Две «И» тоже ни к чему.

Думаю, что недаром наши за морями обучаются. Я побывал в Голландии, корабли строят там умело, науки развиваются, язык совершенствуется, культура великолепная есть, есть чему поучиться. Не грех и слов у них нужных позаимствовать.

 (Исполняется испанский танец)

ПётрI:

Видал! Вот мы к языку их и приглядимся. В нашем языке многих слов современных не хватает. Почему бы не поучиться и не взять нужные слова из других?

Ведущий 2:

Так язык что-то терял, а что-то впитывал в себя, перенимал, изобретал – развивался. «Явился Пушкин – и русский язык обрёл новую силу, прелесть, гибкость, богатство, а главное – стал естественен, стал вполне русским языком» – это слова великого критика Виссариона Григорьевича Белинского.

   (Одновременно с этим на экране появляется изображение А.С. Пушкина).

Прощай, свободная стихия!

Последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Ведущий 1.

Наступил XX век, век социальных потрясений, век революций и войн, век технического прогресса.

(На экране высвечивается надпись «Россия. XX век»).

Ведущий 2.

Ушли в прошлое архаизмы, литературный язык стал основой языка нации, пробили дорогу неологизмы, термины, гордо поднял голову жаргон.

(Звучит музыка С. Рахманинова. II концерт.)

Ведущий:

Преобразовываясь, меняя облик, с нами всё же навсегда остаётся добрый, красивый, певучий, образный русский язык.

Учитель обращается к учащимся с вопросом «Что для вас, жителей XXI века, значит русский язык?» (Ответы школьников).

Как прекрасен и велик

Русский, близкий нам язык!

Я на нём, таком родном,

Разговаривать привык.

Родная речь – дарованное благо,

Сложным-сложна, а то простым-проста.

Пусть сожжена бесценная бумага,

Слова живут, текут из уст в уста.  

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык – я онемею,

Утратив русский – стану я глухой.

Ведущий:

Спросят меня: что похоже на море?

Все: Русский язык…

Ведущий:

Он, словно солнце, согреет землю.

Свежесть подарит засушливым летом.

Воды его, разливаясь без края,

Блещут немеркнущим солнечным светом.

К людям хорошим в дальние страны

Катятся волны с горячим приветом.

Все: Русский язык

Ведущий:

…безграничное море!

В глубе морской я дождался улова:

Выловил ключ, открывающий радость

Этим ключом было…

Все: … русское слово.

Учитель:

Вот и закончилось пусть не большое, но увлекательное путешествие. Хочется завершить его словами Н.М. Карамзина: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».

      Ребята, очень хочется надеяться, что русское слово навсегда останется для вас этим сладостным ручейком, который, со временем, благодаря вашему старанию, а главное – желанию, станет полноводной рекой, течение которой сможет вынести вас в необъятный океан вашей жизни. И в этом океане вы всегда сможете управлять штурвалом своего корабля, имя которому-СЛОВО.

Цените, любите, берегите родной язык!

МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа №4 им.Б.Б.Городовикова»

          Классный час  по русскому языку

                      в 7 «а» классе

«Путешествие в прошлое родного языка»

           

                                                                     Классный руководитель: Левина Т.В.

                                           г. Городовиковск,2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия по краеведческой экспозиции: «Путешествие в прошлое родного края», посвященной 65-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне»

При подготовке урока-экскурсии был спрогнозирован конечный результат задуманного задания: «Урок-экскурсия строится на исторической достоверности фактов, носит познавательный характер, имеет инфо...

Тематический классный час "Знай и береги родной язык"

В рамках реализации ФГОСов  учащемуся было дано задание подобрать дидактический материал, который бы способствовал повышению качества речи учащихся....

Презентация классного часа Международный день родного языка

21 февраля-Международный день родного языка...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Классный час, посвященный родному языку

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален....

Классный час "День родного языка"

Разработка классного часа по теме "День родного языка"....

«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).

laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...