Классный час "Путешествие в прошлое родного языка"
классный час (7 класс) на тему
Цель:
Проследить основные этапы развития родного языка,
формировать у учащихся представление о языке как национально-культурном феномене, воспитывать чувство гордости за русский язык и его великую историю, чувство ответственности за его дальнейшее сохранение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
«Путешествие в прошлое родного языка» в 7 «а» классе
Цель:
Проследить основные этапы развития родного языка,
формировать у учащихся представление о языке как национально-культурном феномене, воспитывать чувство гордости за русский язык и его великую историю, чувство ответственности за его дальнейшее сохранение.
Учитель:
Ребята, мы с вами знаем, что родной язык прошёл много этапов своего развития. Он стал долгожданным детищем своего народа, рос и развивался, не раз переживал взлёты и падения. Сегодня у нас есть прекрасная возможность совершить путешествие в прошлое родного языка и понять, насколько велик и значим он для каждого из нас.
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Ведущий:
Кто б ни был ты, наш гость, я хочу, чтобы ты полюбил наш великолепный, богатый, благозвучный, яркий русский язык. Давайте вместе приоткроем таинственный занавес истории родного языка.
Звучит музыка (перезвон колоколов). На экране высвечивается надпись «Киевская Русь. IX – X век».
Выходят 2 человека. На сцене доска с прикреплёнными буквами старинного написания из разных алфавитов.
Кирилл: Нужно бы нам, Мефодий, алфавит новый создать, язык письма, на который можно переложить тексты церковных книг. Непонятен чужой латинский славянским народам нашим.
Мефодий: Как же создать его? Языков-то много уже. Похож больно будет он на другие. Может пообвыкнут люди к латинскому?
Кирилл: Нет. К чужому привыкать сложнее. Видел я недавно азбуку их дивную из 27 букв, 23 похожи на греческие. Мы вот что сделаем. Возьмём за основу алфавит скоростного греческого письма, добавим буквы из еврейского, грузинского и других языков понемногу. Вот и получится у нас алфавит славянский, народу близкий и понятный.
Ведущий:
Так появилась глаголица. Но этим алфавитом было трудно пользоваться. Уж больно витиеватый он оказался. После знаменитых братьев Кирилла и Мефодия их ученики, из которых наиболее известен Климент, подготовили новую азбуку-кириллицу.
Климент:
Вот и закончили мы (любовно гладит азбуку). Аз, буки, веди, глаголь… Красивые имена буквам дали. И волю учителей исполнили, сохранили основу греческого написания, только проще теперь стало писать да понятнее, потому как на основе торжественного унциального письма создана азбука. Я думаю, Кирилл и Мефодий рады были бы. (Продолжает гладить буквы и называть их). Добро, есть, живете, зело земля… Слова-то какие! Всем понятные. Люди, мыслете, наш, покой, рци, слово… Доброе дело сделали.
Ведущий:
Так появилась кириллица, и на основе её начал складываться письменный, ещё очень молодой язык.
Ведущий 2:
Прошло несколько веков. Язык развивался, крепчал, приобретал новые слова. Он уже был хорошо знаком монахам. На нём складывали песни, писали летописи. Заглянем-ка мы в гости да послушаем сказ старинный.
На экране высвечивается надпись «Киевская Русь. XII век». Выходит ученик и декламирует начало «Слова о полку Игореве».
Одновременно с этим звучит музыка – фрагмент оперы А.Бородина «Князь Игорь»).
Ведущий 2:
Много сложено на языке этом было летописей, которые повествуют о делах «давно минувших дней, преданьях старины глубокой». Менялась жизнь. Менялся и язык. Он избавлялся от некоторых букв в алфавите, приобретал новые слова, складывал ненужные устаревшие слова (архаизмы) в архив. Заглянем в петровскую эпоху.
(На экране высвечивается надпись «Россия. XVIII век».)
Выходит Пётр I: Много больно букв в алфавите накопилось. Неудобно пользоваться. Вычеркнем, пожалуй, пару-тройку – легче писать будет. Уберём, пожалуй, «Пси»… (стучит тростью по полу после названия каждой буквы). «Юс малый», «Ферт», а «Фиту» оставим! Зачем нам две «Ф»? «Иже» ещё уберём, а «I» оставим. Две «И» тоже ни к чему.
Думаю, что недаром наши за морями обучаются. Я побывал в Голландии, корабли строят там умело, науки развиваются, язык совершенствуется, культура великолепная есть, есть чему поучиться. Не грех и слов у них нужных позаимствовать.
(Исполняется испанский танец)
ПётрI:
Видал! Вот мы к языку их и приглядимся. В нашем языке многих слов современных не хватает. Почему бы не поучиться и не взять нужные слова из других?
Ведущий 2:
Так язык что-то терял, а что-то впитывал в себя, перенимал, изобретал – развивался. «Явился Пушкин – и русский язык обрёл новую силу, прелесть, гибкость, богатство, а главное – стал естественен, стал вполне русским языком» – это слова великого критика Виссариона Григорьевича Белинского.
(Одновременно с этим на экране появляется изображение А.С. Пушкина).
Прощай, свободная стихия!
Последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Ведущий 1.
Наступил XX век, век социальных потрясений, век революций и войн, век технического прогресса.
(На экране высвечивается надпись «Россия. XX век»).
Ведущий 2.
Ушли в прошлое архаизмы, литературный язык стал основой языка нации, пробили дорогу неологизмы, термины, гордо поднял голову жаргон.
(Звучит музыка С. Рахманинова. II концерт.)
Ведущий:
Преобразовываясь, меняя облик, с нами всё же навсегда остаётся добрый, красивый, певучий, образный русский язык.
Учитель обращается к учащимся с вопросом «Что для вас, жителей XXI века, значит русский язык?» (Ответы школьников).
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык!
Я на нём, таком родном,
Разговаривать привык.
Родная речь – дарованное благо,
Сложным-сложна, а то простым-проста.
Пусть сожжена бесценная бумага,
Слова живут, текут из уст в уста.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык – я онемею,
Утратив русский – стану я глухой.
Ведущий:
Спросят меня: что похоже на море?
Все: Русский язык…
Ведущий:
Он, словно солнце, согреет землю.
Свежесть подарит засушливым летом.
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом.
К людям хорошим в дальние страны
Катятся волны с горячим приветом.
Все: Русский язык…
Ведущий:
…безграничное море!
В глубе морской я дождался улова:
Выловил ключ, открывающий радость
Этим ключом было…
Все: … русское слово.
Учитель:
Вот и закончилось пусть не большое, но увлекательное путешествие. Хочется завершить его словами Н.М. Карамзина: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».
Ребята, очень хочется надеяться, что русское слово навсегда останется для вас этим сладостным ручейком, который, со временем, благодаря вашему старанию, а главное – желанию, станет полноводной рекой, течение которой сможет вынести вас в необъятный океан вашей жизни. И в этом океане вы всегда сможете управлять штурвалом своего корабля, имя которому-СЛОВО.
Цените, любите, берегите родной язык!
МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа №4 им.Б.Б.Городовикова»
Классный час по русскому языку
в 7 «а» классе
«Путешествие в прошлое родного языка»
Классный руководитель: Левина Т.В.
г. Городовиковск,2014г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-экскурсия по краеведческой экспозиции: «Путешествие в прошлое родного края», посвященной 65-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне»
При подготовке урока-экскурсии был спрогнозирован конечный результат задуманного задания: «Урок-экскурсия строится на исторической достоверности фактов, носит познавательный характер, имеет инфо...
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/27/picture-12873.jpg)
Тематический классный час "Знай и береги родной язык"
В рамках реализации ФГОСов учащемуся было дано задание подобрать дидактический материал, который бы способствовал повышению качества речи учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-417618-1394600411.jpg)
Презентация классного часа Международный день родного языка
21 февраля-Международный день родного языка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-87629-1380820952.jpg)
Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-877363-1484545700.jpg)
Классный час, посвященный родному языку
Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/01/picture-733390-1593592615.jpg)
«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).
laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...