Технология работы классного руководителя кадетского корпуса
статья (5 класс) на тему

Смирнов Алексей Игоревич

Представлена модель системы работы классного руководителя по устранению неудовлетворительных оценок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc45.5 КБ
Файл sistema_raboty_po_ustraneniyu_neudovletvoritelnykh_otsenok.docx110.4 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнов А.И.,

Марчук П.Н.,

Морозов Ю.А.,

Лукина Н.В.

г.Санкт-Петербург, Россия

Технология работы классного руководителя кадетского корпуса

Классный руководитель – одна из ключевых фигур школьного педагогического коллектива. Классный руководитель является организатором детской жизни в образовательном учреждении. Его деятельность направлена на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.

Классное руководство — профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка, создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.Деятельность классного руководителя регулируется нормативно-правовыми документами, принятыми органами законодательной и исполнительной власти разного уровня. В них и определены основные направления работы классного руководителя: организация деятельности классного коллектива, организация учебной работы классного коллектива и дельных учащихся, организация внеурочной жизни класса, изучение личности и коррекция в воспитании школьников, социальная защита школьников, работа с родителями.

Нормативно-правовую основу деятельности классного руководителя составляют:

К документам, которыми руководствуется в своей деятельности классный руководитель, относятся не только законы, приказы, положения, правила, инструкции, регламентирующие организацию деятельности специалиста, но и концепции, целевые программы и планы их реализации, определяющие содержание работы с детским коллективом.

Согласно федеральным нормативам определение обязанностей классного руководителя отнесено непосредственно к компетенции образовательного учреждения, в котором приказами директора утверждаются Положение о классном руководстве и Функциональные обязанности классного руководителя. Наряду с положениями, отражающими специфические, свойственные сложившейся в учреждении системе воспитания, данные документы раскрывают общие подходы к определению основных функций и обязанностей классного руководителя, которые могут быть отличными в зависимости от возраста воспитанников педагога.

Спектр функций классного руководителя обусловлен условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы, экологическими возможностями школы и родителей, возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития, подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Возможны варианты должностных функций классного руководителя (воспитателя), которые могут быть определены Уставом образовательного учреждения и Программой развития школы.

Должностные обязанности классного руководителя включают в себя:

- содействие созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. С этой целью изучаются особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, склонности, интересы, сферу дарований ребенка для подбора определенного вида деятельности, где его может ожидать успех; воспитанникам оказывается содействие в решении актуальных вопросов, возникающих в отношениях с педагогами, товарищами, родителями. Классный руководитель призван помочь воспитаннику адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников, направить самовоспитание и саморазвитие личности ребенка в соответствии с правами и свободами российского гражданина;

- содействие получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства;

- содействие осознанному профессиональному самоопределению будущего выпускника;

- и другие.

Технология воспитательной работы классного руководителя качественно описана в педагогической литературе. Внеклассная воспитательная работа составляет значительную долю в содержании деятельности классного руководителя. Она включает в себя технологии организации делового и дружеского общения школьников, индивидуального воспитательного взаимодействия с ребенком, педагогического взаимодействия с родителями учащихся. Описание педагогических условий для успешной реализации названных технологий приведено в пособии «Общая педагогика» Головановой Н.Ф., которое адресовано не только студентам, изучающим курс педагогики в системе бакалавриата, но и магистрантам и аспирантам педагогических специальностей, а также педагогам-практикам, занимающимся профессиональным самообразованием.

Технология организованного общения школьников требует соблюдения классным руководителем определенной последовательности деятельности: изучение межличностных отношений детей, организация малых групп, обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе.

 Технология организованного общения школьников будет результативна с точки зрения личностно ориентированного образования, если классный руководитель сумеет обеспечить ряд важных педагогических условий:

- организацию взаимодействия микрогрупп в классе;

- обучение детей культуре общения;

- выстраивание «регуляторов» жизни класса: совместную выработку законов, правил, традиций своего класса;

- создание ситуаций успеха как для отдельных детей, так и для микрогрупп, и для всего класса;

- предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения;

- развитие гуманистического взаимодействия класса с другими классами и творческими группами школы.

Перечисленные условия для каждого конкретного класса будут иметь разную значимость, но технология организованного общения такова, что главной заботой воспитателя являются именно отношения детей. Поэтому такие условия одновременно становятся и конкретными задачами классного руководителя.

Технология индивидуального воспитательного взаимодействия с ребенкомшкольного возраста предполагает создание возможностей для становления и проявления субъектного начала растущей личности, для осознания ребенком своего отличия от других одноклассников, принятия слабых и сильных сторон своей личности. Эта ювелирная воспитательная работавключает:

- создание условий для реализации полученного каждым ребенком от природы большого фонда задатков и возможностей;

- индивидуально ориентированную помощь детям в реализации их познавательных потребностей и потребностей в общении;

- помощь растущей личности в творческом самовоплощении, в духовном самосовершенствовании, в развитии способностей к жизненному самоопределению.

Технологический алгоритм педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями школьников:

- изучение социально-культурных и воспитательных возможностей семьи;

- установление личностного контакта с родителями. Стоит учитывать ряд важных условий: не допускать невидимую «войну» с родителями учеников: не предъявлять родителям требования, которые они не могут выполнить; не «примерять» к семьям своих учеников шаблон идеальной семьи; не обсуждать на родительских собраниях публично личности отдельных учеников, не высказываться критично в адрес конкретных родителей; не разжигать соперничество между родителями по поводу учебных успехов детей, проявлений индивидуальных способностей, побед на олимпиадах и конкурсах; не жаловаться родителям на учебную работу детей в школе, на их поведение (это означает признать свой непрофессионализм);

- организация совместной деятельности детей и родителей в условиях школы;

- педагогическое просвещение родителей;

- педагогическая помощь родителям в решении трудных проблем семейного воспитания.

Но одной из главных обязанностей классного руководителя является осуществление помощи воспитанникам в учебной деятельности. С этой целью инициируются педагогические советы и психолого-педагогические консилиумы по проблемам учащихся своего класса; посещаются уроки учителей-предметников; осуществляется ведение классного журнала (в бумажной и электронной версиях), личных дел учащихся, ученических дневников; осуществляется контроль за посещаемостью.

Классный руководитель призван координировать деятельность учителей, работающих в классе, контактировать с родителями по поводу успеваемости школьников, создать условия для расширения кругозора учащихся,  развития познавательных интересов.

Не является секретом, что при подведении итогов работы классного руководителя администрация рассматривает не только уровень воспитанности и социализации учащихся, не только качество организации воспитательного процесса и его ценностную направленность, не только уровень развития детского коллектива и его морально-психологический климат, но и показатели успеваемости. По качеству обученности школьников, оцениваемому по пятибальной шкале, часто судят и о благополучии классного коллектива. Поэтому мы предлагаем рассмотреть вариант организации системной работы классного руководителя по избавлению учащихся от неудовлетворительных оценок.

Представленная модель работы классного руководителя по данному направлению деятельности является результатом анализа и обобщения многолетней педагогической практики в кадетских корпусах Министерства обороны РФ. В названных общеобразовательных учреждениях интернатного типа функции классных руководителей выполняют воспитатели – офицеры, имеющие педагогическое образование. Профессиональная уверенность этих людей в том, что поставленная задача должна быть выполнена точно и в срок, привычка соблюдать предписания и следовать разработанным инструкциям, послужили поводом для анализа ситуаций появления неудовлетворительных оценок, сложившейся практики преодоления трудностей в обучении, и обобщении опыта педагогической практики.  

Мониторинг оценок по учебным предметам регулярно проводят все классные руководители. Трудолюбивые и ответственно относящиеся к педагогическому сопровождению своих воспитанников имеют базу данных неудовлетворительных оценок учащихся своего класса для того, чтобы иметь наглядное представление о складывающихся в классе тенденциях успеваемости и возможность оперативно принять меры по профилактике неуспеваемости.

Поэтому, авторы предлагают вниманию читателей Модель системы работы классного руководителя по избавлению учащихся от неудовлетворительных оценок.

Авторы будут признательны за критические мнения по существу представленной модели работы, так как это, возможно, будет способствовать её усовершенствованию.

Литература:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство "Ось-89", 1997. - 224 с.

2. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: Учебное пособие для вузов. - СПб.: «Речь», 2005. – 317с.



Предварительный просмотр:

Система работы классного руководителя по устранению неудовлетворительных оценок учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы классного руководителя в кадетских классах

Основной целью моей воспитательной работы как классного руководителя является формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное врем...

план воспитательной работы классного руководителя 6 кадетского класса

классным руководителем представлено развернутое планирование работы  в кадетском классе...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Мастер-класс для классных руководителей «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»

план мастер-класса для классных руководителей по теме «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»...

Анализ воспитательной работы классного руководителя 5 кадетского класса

     Внеурочная деятельность не просто добавка к основному образованию – это важнейшая часть процесса воспитания и развития детей. Основным назначением воспитательной работ...

Использование интерактивных технологий в воспитательном процессе кадетских корпусов

Первостепенная задача образования и воспитания в кадетских военных корпусах - не просто дать воспитаннику основные знания, но и обеспечить для него базовые условия для адаптации в социуме в будущем, в...