Классный час в 9 классе на тему: "Моя малая Родина"- "Живу я в глубине России..."
методическая разработка (9 класс) на тему

Серова Тамара Васильевна

Целю классного часа является расширение и углубление знаний об истории родного города, воспитания чувства любви и гордости за свою малую Родину. "Путешествие" по Челябинску, Южноуральску. Викторина "Я любдю свой город". Знакомство с литературой о Южном Урале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 9 классе VII вида.

Разработала учитель русского языка и литературы, классный руководитель 9Б класса

Серова Тамара Васильевна.

Тема: «Моя малая Родина».

Живу я в глубине России…

 В настоящее время Россия переживает нелегкие времена: развал экономики и попытки ее восстановления, смена политической системы. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи. Уровень детской преступности возрастает.

На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма является важным условием возрождения России. Патриотизм является фундаментом общества и государства, опорой их жизнеспособности и необходимым условием эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

     Гражданско-патриотическое воспитание является в настоящее время приоритетным направлением образовательной политики государства.

     Классный час является одной из форм работы с учащимися для реализации поставленных целей и включает пропедевтику проектной деятельности.

Цели:

  1. Расширение и углубление знаний учащихся об истории родного города.
  2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
  2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
  3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
  4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
  5. Содействовать моральному развитию детей.

Форма проведения:

Классный час.

Оформление:

Мультимедийная презентация, выставка книг.

Ход занятия

Эпиграф:

“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом. 
И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

I. Вступление.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

1-й ученик читает стихотворение Л.К.Татьяничевой “Живу я в глубине России”.

Живу я глубине России,

В краю озер и рудных скал.

Здесь реки – сини, горы – сини

И в синих отсветах металл.

Милы и дороги до боли,

Да так, что глаз не оторвать,

Мне брови лиственниц собольи

И сосен царственная стать.

Тайга, тайга…

Берет отсюда

Начало изумрудный цвет,

И зеленее изумруда

Ни дерева, ни камня нет!

По красоте, по скрытой силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

Иной здесь видится Россия.

Суровей, строже может быть.

А может, здесь она моложе…

Свежей тут времени рубеж.

Но сердце русское – все то же.

И доброта, и песни те ж!

И лица те же, что в Рязани,

И так же звучны имена.

Как солнце в драгоценной грани,

В Урале Русь отражена.

Учитель:

21 век дал возможность людям жить в разных концах земного шара, путешествовать по городам и странам, учиться и работать в самых разных точках мира. Но, когда встретишь такого путешественника с чемоданом в аэропорту или на вокзале и задашь ему вопрос: «Куда направляетесь?» - он с улыбкой ответит: «К себе на Родину, навестить родные места, подышать родным воздухом».

Вот, что такое – место, в котором родился и вырос, место, куда всегда хочется вернуться.

2-й ученик.

Я знаю, с сотворения земли,

Наверно, не бывает по – другому,

Куда бы вас мечты не завели,

Дорога приведёт к родному дому.

Где ничего не надо объяснять,

Где всё без слов понятно и знакомо.

Прийти лишь надо, тихо обувь снять,

И слушать тишину родного дома.

-Вы, конечно, же поняли, ребята, что сегодня мы поговорим о наших родных местах, нашей малой родине.

- А живем мы в какой области? (Челябинская область)

II. Челябинск.

- Наша малая Родина начинается с Челябинска. Посмотрите небольшую зарисовку о нём (видео – 10мин.)

- Но все же ближе и роднее нам Южноуральск. Кто из вас родился в Южноуральске?

III.Южноуральск.

- Сейчас мы с вами совершим небольшую «прогулку» по нашему городу.

Видеоролик о Южноуральске.

IV.Викторина «Я люблю свой город» (презентация «Я люблю свой город» -слайды 1,2)

- А сейчас посмотрим, насколько вы знаете свой город. А может узнаете что-то для себя новое. К 50-летию Южноуральска, который город отмечал в августе 2013 года, проводилась городская викторина «Я люблю свой город». Вот некоторые из нее вопросы.

1. Когда появилось название «Южноуральский»? (слайд №3)

3-й ученик. Нижнеувельская станица получила второе рождение в конце 40-х годов XX века, когда вблизи нее стали возводить Южноуральскую государственную районную электростанцию (ЮГРЭС). В 1948 году возник рабочий поселок на месте станции и стал называться Южноуральским. С 28 августа 1950 года стал поселком городского типа. С 1 февраля 1963 года Южноуральск получил статус города. С 2005 года – городской округ.

2.Когда был создан и утвержден первый герб Южноуральска? (слайд №4)

4-й ученик. Первый герб города Южноуральска был утвержден 10 июля 1969 года решением местной администрации: «В верхней части щита на голубой планке серебром – название города. Основное поле щита красного цвета. В центре его размещена эмблема, символизирующая основные отрасли промышленности города (ГРЭС, связка изоляторов – арматурно-изоляторный завод, лилия – эмблема фарфорового завода, шестерня – ремонтно-механический завод), в нижней части золотые серп и молот).

- О современном гербе Южноуральска нам расскажет Каменский Данил, который создал презентацию на городской конкурс.

Ученик показывает свои слайды, рассказывает о южноуральском гербе.

3.Какая улица в Южноуральске самая зеленая? (слайд №5– самая зеленая улица в городе – улица Парковая)

4. Какая улица в Южноуральске самая длинная? (слайд №6 – самая длинная улица Спортивная – 3 км.)

5.Какое сооружение в Южноуральске самое высокое? (слайд №7 – трубы ГРЭС – 150 метров)

6.Как прежде называлась улица Ленина? (слайд №8 – проспект Сталина)

7.Единственная улица в Южноуральске, названная в честь Героя Советского Союза. (слайд №9)

5-й ученик. Единственная улица в Южноуральске, названная в честь Героя Советского Союза это улица Чкалова. Чкалов Валерий Петрович (1904-1938), летчик-испытатель, комбрит. Разработал ряд новых фигур высшего пилотажа. В 1936-1937 годах совершил беспосадочные перелеты Москва – о.Удд (Дальний Восток) и Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Погиб при испытании нового истребителя.

8. Сколько почетных граждан в городе Южноуральске? (слайд №10 – 37 почетных граждан)

9. Какая школа самая старая в нашем городе? (слайд №11 - наша школа)

Учитель: Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Учитель выслушивает ответы и подводит итоги: “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

6-й ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

(Песня «Нет у нас журавлей» муз.Садовникова, сл. А.Щербакова исп. Ансамбль «Родник» г.Южноуральска)

V. Знакомство с книгами о Южном Урале.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ГОРОД Малая Родина – Островок земли. Под окном смородина, Вишни расцвели. Яблоня кудрявая , А под ней скамья – Ласковая малая Родина моя! Классный руководитель: Серова Тамара Васильевна МСКОУ «СКОШ №2» Г.Южноуральск

Слайд 2

“Для России наш город – частица, А для нас он – родительский дом. И мы рады, что можем гордиться Малой Родиной, где мы живем”.

Слайд 3

Когда появилось название « Южноуральский »? В 1948 году возник рабочий поселок на месте станции и стал называться Южноуральским .

Слайд 4

Когда был создан и утвержден первый герб Южноуральска? 10 июля 1969 года

Слайд 5

Какая улица в Южноуральске самая зеленая? Улица Парковая

Слайд 6

Какая улица в Южноуральске самая длинная? улица Спортивная – 3 км.

Слайд 7

Какое сооружение в Южноуральске самое высокое? трубы ГРЭС – 150 метров

Слайд 8

Как прежде называлась улица Ленина? П роспект Сталина

Слайд 9

Единственная улица в Южноуральске , названная в честь Героя Советского Союза. У лица Чкалова Чкалов Валерий Павлович (1904-1938)

Слайд 10

Сколько почетных граждан в городе Южноуральске ? 37 почетных граждан

Слайд 11

Какая школа самая старая в нашем городе ? МСКОУ «СКОШ№2»

Слайд 12

Я люблю свой город!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 7 класса по теме "Моя малая Родина"

единый классный час "Моя малая Родина", посвящённый истории ст. Урухской...

Разработка классного часа в 5-6 классах на тему: «Моя малая Родина»

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека; способствовать воспитанию патриотизма; определить, что для каждого ученика является малой родиной; экологическое воспитание...

Классный час на тему: "Моя Малая Родина" для 10-11-х классов

Материал классного часа посвящен формированию образа Малой Родины, повышение интереса к истории и современной жизни своего родного края, своей семьи. Материал направлен на воспитание патриотизма, чувс...

Классный час в 8 классе на тему «Моя малая Родина»

   В настоящее время необходимо повышать уровень своих знаний по истории Отчизны, родного края. Ведь не зная истории своей Родины, невозможно научиться любить её и гордиться ею. Образ...

Классный час в 6 классе на тему "Моя малая Родина-Бурятия"

Классный час "Моя малая Родина-Бурятия"  был проведен в незнакомом классе в рамках конкурса школьных МО...