классный час для 7 класса по теме "Моя малая Родина"
классный час (7 класс) на тему

ПРОЦЕНКО ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА

единый классный час "Моя малая Родина", посвящённый истории ст. Урухской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_po_teme.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Моя малая Родина»

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи: 
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия.

Эпиграф:

«Вдоль Золки-реченьки полоской узкою,

Подобно девичьей косе,

Ты протянулася, моя Урухская,

Станица милая, во всей красе.»

Учитель: Дорогие ребята! Мы много раз с вами говорили о нашей великой России. Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордится нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Каждый из вас с гордостью может сказать, что является гражданином Российской Федерации. По одному из определений патриотизм - (от лат. pater - отец) – это благородная любовь к Родине как к месту рождения или же как к стране, принявшей человека и признаваемой им самим в качестве таковой согласно своему внутреннему чувству принадлежности.  С чего же зарождается любовь к Родине? С отчего дома со своими традициями, улицы на которой прошло счастливое детство, школы в которой  учился, станицы в которой живёшь?  Любовь к Родине начинается с любви к малой родине.

- А что каждый из вас считает своей малой родиной?
- Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
для нас малая родина – это прежде всего наша станица.

Учитель:

- Ребята а кто знает почему наша станица называется Урухская?

- От названия реки Урух.

- В каком году была основана наша станица? (1873)

- Кто является основателем нашей станицы? (А.П. Ляпин)

(читают сообщение о Ляпине А.П)

- Какой сегодня мы видим нашу станицу?

Станица Урухская является центром муниципального образования, в который входит и поселок Нижнезольский.  Станица имеет развитую инфраструктуру. На территории работает ООО «Агро-Смета», ООО «Намыс», Шамяновское сельпо. Создано муниципальное унитарное предприятие «Коммунальщик». Среди общеобразовательных учреждений на территории станицы расположены детский сад № 20 «Ромашка» и МБОУ СОШ № 18 им.А.П. Ляпина.

Поправить свое здоровье жители станицы могут в хорошо оборудованной амбулатории. В станице возрождаются традиции казачества. В состав Урухского казачьего хуторского общества входят более 25 членов. Атаман — Безгин С.В.

Замечательные люди жили и живут на Урухской земле, они внесли неоценимый вклад в процветание станицы. Мы гордимся своими ветеранами ВОВ. Их осталось совсем немного. Совет ветеранов станицы Урухской, во главе с Высочиным А.М. делают все возможное, чтобы ветераны ни в чем не нуждались. 

Много лет своей жизни отдала сбору исторического материала о станице Урухской Прыткова Н. А.– краевед не по специальности, а по зову своего сердца. Нина Алексеевна 15 лет занимала пост председателя Совета ветеранов ст. Урухской. Награждена государственными наградами. Благодаря её работе в станице Урухской создан музей, в котором хранятся  документы, относящиеся к истории создания станицы, становления, развития, преобразования. Она смогла организовать поисковую работу по сбору материала о погибших танкистах, освобождавших станицу в 1943 году. Благодаря ее энтузиазму начата работа по созданию книги об истории станицы Урухской.

Сейчас в ст. Урухской стабильно работает общество с ограниченной ответственностью «Агро-Смета». Основной трудовой костяк ООО «Агро-Смета» остается неизменен на протяжении многих лет: директор Папушоя С.В.(награждён в 2008 году Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства РФ), главный бухгалтер Слизская А.И. (награждёна в 2006 году Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства РФ) агроном (с 2011 г. заведующий мехтоком) Чурилов Ф. В. .(награждён в 2011 году Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства РФ), главный агроном Полянкина А.Ф. (в 1999 году получившая почетное звание «Заслуженный агроном Российской Федерации»), бригадир Голокозов Р.В., трактаристы-машинисты Тарасенко И.Н., Шаталов А. В.. Водители Прокудин В.Е., Рыдзилев Ю.А. Достойная смена ветеранам – это молодые  механизаторы Пелихов И.В.,…

Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим нашу станицу.

В нашей станице не только люди замечательные, но и места прекрасные, которые известны за пределами Ставропольского края.

Более подробную информацию об истории нашей станицы, людях прославивших её и многое другое можно найти в книге, выпущенной к 140-летию станицы Урухской «Урухская станица - России частица».

Говорят, все пути ведут к дому,

Говорят, он начало начал.

Человек, как никто, По-любому

Тосковал по нему и скучал.

Человек здесь на свет появился.

И отсюда пойдет он вперед,

Только где бы он не поселился,

Дом родной его вновь позовёт.

И порой невозможно вернуться

Нам туда, где пол жизни прошло.

Дом далёк, и года всё несутся,

Но лишь там нам светло и тепло.

Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов.


1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
1. Знаю все о своих родителях
2. Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
3. Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
4. Затрудняюсь ответить
5.Владею информацией частично


2.Являетесь ли Вы коренным жителем  станицы (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить

3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
1. Не знаю
2. Знаю (укажите)_______________________________________________

4.Знаете ли Вы историю своей станицы?
1. Когда была основана

2. Кем была основана
3. Историю развития станицы
4. Другое

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.

Итог:

Спасибо всем. С заданием вы справились достойно.

Учитель: закончить классный час мне бы хотелось стихотворением о станице Урухской, написанным нашим поэтом и композитором В.В. Бакшеевым.

Урухские холмы, заря по небосклону.

Там росы пьет чабрец да горькая полынь,

А утренний туман плывет над прудом сонным,

И первый солнца луч пронизывает синь.

Урухские холмы нам многое напомнят

О славе казаков в их доблестном бою.

Когда врагов они громили беспощадно

И проливали кровь за Родину свою.

Душою мы слились с цветным степным простором,

С журчаньем родников и золотом полей,

А если песнь казачью заводили хором,

То каждый пел её как звонкий соловей.

Ушли былые дни, пришло иное время,

Но не привык казак подолгу унывать,

А в помощь ему Бог и молодое племя

И Родины свободу он защитит опять.

Казачья станица, родимые лица...

Все кровное с детства любя,

 Урухское солнце, свети нам в оконце.

Как трудно прожить без тебя.

Ляпин Андрей Павлович

Андрей Павлович родился  3 октября 1841 г. в семье подполковника Терского казачьего войска Ляпина Павла. Вероисповедание — православный, сословие — дворянское, но родового поместья не имел, воспитывался и обучался в родительском доме, всю свою жизнь посвятил военному делу — защите Отечества и царя.

        Был дважды женат. Первая жена из рода Ворожбиевых последние годы жила  в ст. Урухской, их дом находился на месте памятника воинам, погибшим при освобождении станицы от фашистов. Вторая жена — вдова хорунжего — Соколова Маргарита Макаровна. Приказом Правительственного Сената Андрей Павлович усыновил ее сына, Михаила.

        18-и лет Андрей Павлович поступил на службу во Владикавказский казачий полк, а через год, в 1860 г., был произведен в урядники.

        В 1864 г.  за отличие в делах с горцами, был награжден орденом Святого Георгия  IV степени. В 1874 г. был произведен в хорунжие в Кизляро- Гребенской полк.

        За отличие в делах при взятии г. Ловчи был произведен в есаулы, а при взятии укреплений Горный Дубиян  и Тилиша  - был награжден орденом Святого Станислава II степени с мечами и бантом. За успешные дела при переходе через Балканы  был награждён орденом Святого Станислава II степени с мечами.

        В 1882 г. за отличия в делах по службе был произведен в старшины и назначен командующим второй сотней Второго Сунженского Владикавказского льготного полка.

        В 1887 г. был назначен председателем полкового суда.

        В 1889 г., за отличие по службе, был награжден орденом Святой Анны II степени. При производстве офицерской стрельбы показал отличные результаты и получил денежный приз.

        Собранием офицеров полка был избран  в члены суда  общества офицеров и председателем  комиссии по заведованию офицерским капиталом.

        В 1825 г. был командирован в состав депутации от строевых частей для принесения всеподданнейшего  поздравления Государю Императору Николаю Александровичу и Государыне Императрице Александре  Фёдоровне по случаю бракосочетания Их Высочеств.

        В 1896 г. было разрешено принять и носить Бухарский Золотой орден  Восходящей Звезды II степени.

        За отличие в делах против турок  под Плевной в 1877 г. был награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью: «За храбрость».

        За  25-летие беспорочной службы  в офицерских чинах был награжден орденом Святого Владимира IV степени с бантом.

         2 марта 1901 г. был уволен в запас  с производством в генерал-майоры с мундиром и пенсией.

        В жизни нашей станицы Андрей Павлович оставил большой след:

  1. в составе Сунженского полка воевал с Шамилем на высотах Лисинка, Лохматка;
  2. принимал активное участие в хлопотах по переселению станицы с р. Урух (в Осетии) на р. Золку;
  3. большое внимание уделял школе, воспитанию детей, для особо одаренных детей  назначил стипендию с похвальным листом по окончании  нашей школы и определении их (совместно с заведующим школы Собачкиным Гавриилом Семеновичем) во Владикавказскую казачью гимназию.

Дата смерти Андрея Павловича точно не установлена, умер, примерно 1911 — 1914 гг. Похоронен по его  завещанию, на Урухском кладбище. Урухчане с большим почетом проводили Андрея Павловича к месту захоронения.

        В 30-х годах склеп из кирпича был разрушен, кирпич куда-то исчез, а в 1937 г. была варварски разрушена и могила, её сравняли с землёй. Следы её постоянно зарастали травой, засыпались землёй так, что следы её было найти трудно.

        В 90-х годах с помощью старожилов  место захоронения было установлено, ученики школы привели в порядок место захоронения, заботами сельского совета была поставлена гробница. В настоящее время за могилой ухаживают ученики  и казаки станицы.

На  новом месте

        Получив разрешение на переселение, комиссия в составе атамана Бочарова Андрея, подполковника Ляпина Андрея Павловича, лекаря Правдина и нескольких  уважаемых стариков-казаков, отправились осмотреть новое место для станицы.

        Место всем очень понравилось: могучие дубы и белолистки, полноводная река Золка, ровная долина, защищенная с востока и запада возвышенностями, умеренный климат. Ляпин А. П. сделал планировку будущей станицы: определил место площади, указал направление улиц (с востока на запад и с севера на юг), определил место расположения церкви, станичного управления, школы, дома священника.

        Для определения места кладбища комиссия поднялась на возвышенность с западной стороны и, увидев сверху всю открывшуюся перед ними красоту, Ляпин А. П., не сдержав своего восторга, воскликнул: «Прошу, где бы я ни жил, где бы ни умер, похоронить меня на этом кладбище!»

        Умер Андрей Павлович во Владикавказе примерно в 1911-1914 годах. Жена выполнила его завещание, похоронили его при большом стечении станичников, над могилой был построен склеп из кирпича и поставлен крест из известняка. В 1930 году склеп разобрали на какие-то нужды, а в 1937 году  ночью могилу варварски разрыли и останки выбросили. Утром, люди увидев такое кощунство, зарыли останки. Долгое время не могли потом установить место захоронения. В 70-х годах, благодаря воспоминаниям старожилов: профессора медицины Василенко Ф. Д., станичного историка Власенко И. Ф., учителя русского языка  Урухского школы Поповой  А. С., правнучатого племянника Ляпина А. П. - Попова Д. Ф. и многих других, место захоронения было установлено. Учащиеся школы привели место захоронения в порядок, сельский совет поставил гробницу. А в последние годы могилу Ляпина А. П. взяли под свой присмотр Урухские казаки.

        Андрей Павлович большое внимание уделял школе, одаренным ученикам, а заведующий (директор) школы определял их в войсковую бесплатную гимназию во Владикавказе.

        Андрей Павлович положил в Георгиевский коммерческий банк 100 рублей (золотом) с тем условием, что лучшему выпускнику школы будут каждый раз выдаваться процентные (10 руб) деньги — стипендия.

  • 1-ую такую стипендию в 1911 г получил Алпатов Гавриил, погибший в годы ВОВ;
  • 2-ую — получил Пугачев Игнат, закончив войсковую гимназию, он работал учителем в одной из школ района. Во время гражданской войны был порубан белыми шашками. В станице проживают его родственники: дяди, племянники, внуки.
  • 3-ю стипендию получил Василенко Филипп. Закончив гимназию, он поступил на рабфак (уже в советское время), потом учился в  Ленинграде в мединституте. Был направлен в аспирантуру, успешно закончил, получил звание профессора, доктора медицинских наук. Был знаком с нашим замечательным физиологом Павловым И. П.  В годы Великой Отечественной Войны воевал на Ленинградском фронте в звании майора, имел награды. Умер в Москве на 96 году жизни, похоронен на кладбище «Ракитки».
  • 4-ю стипендию (в 1916 г)  получил Василенко Яков. Закончил

железнодорожное учебное заведение, работал всю жизнь на железной дороге инженером.

        В советское время стипендии  уже не выдавали, а лучшие ученики, получив  серебряные медали, получали высшее образование, многие возвращались в родную станицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "Якутия - моя малая родина"

Урок-педагогическая мастерская. Проводится в рамках национально-регионального компонента. Цель: научить ребят элементам творческой работы , выработать умение самостоятельно мыслить, работать с моделя...

Программа курса по выбору учащихся 5- 6–х классов «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» (историческое краеведение)

Представленная программа «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» реализует запросы современного общества по формированию знаний об истории родного края, ее р...

Внеклассная работа по географии, 7 класс «Знай свою малую Родину. Река Имиз».

Данный материал является примером внеклассной работы по географии для 7 класса. Работа зключается в изучении и описании бассейна рек на конкретном примере - реке Имиз....

Классный час на тему : «Большая и Малая родина»

Каждый человек должен знать о историю родного края. О людях живущих в ней....

Классный час на 1 сентября «Моя малая Родина», 5 класс

Первый классный час, посвященный Дню знаний и юбилею родного города, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса»....

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Классный час на тему: "Россия - моя малая Родина"

Данный материал способствует расширению и углублению знаний обучающихся об истории родного села, способствует формированию потребности в сохранении исторических и культурных памятников и природы родно...