Классный час "Жизнь наша, как сама природа, непроста: С жестокостью соседствует и доброта»
классный час на тему

Козлова Светлана Николаевна

 

Форма проведения: классный час-размышление с элементами тренинговых упражнений.

Цели:

  • Воспитательная:
    1. продолжить формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг, моббинг, насилие, агрессия,  гипермоббинг,  и пр;
    2. продолжить формирование толерантного отношения к сверстникам и взрослым людям (закрепление понятия толлерантность)
  • Образовательная: закрепить понятия буллинг, моббинг как резко отрицательных явлений жизни.
  • Развивающая: продолжать развивать такие нравственные качества, как терпимость к людям, доброта, милосердие, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду зла и насилия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_ili_zlo_moe.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный час"Жизнь наша, как сама природа, непроста:  

                               С жестокостью соседствует и доброта»

Форма проведения: классный час-размышление с элементами тренинговых упражнений. 

Цели:

  • Воспитательная:
  1. продолжить формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг, моббинг, насилие, агрессия,  гипермоббинг,  и пр;
  2. продолжить формирование толерантного отношения к сверстникам и взрослым людям (закрепление понятия толлерантность)
  • Образовательная: закрепить понятия буллинг, моббинг как резко отрицательных явлений жизни.
  • Развивающая: продолжать развивать такие нравственные качества, как терпимость к людям, доброта, милосердие, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду зла и насилия.

1. Психологическая разминка

Педагог: Девчонки и мальчишки! Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада видеть вас на нашем классном часе.  Я пришла к вам с шарами не случайно. Разноцветные шары напоминают нам о нашем детстве, о той прекрасной поре, когда мы умеем радоваться, быть бескорыстными людьми. Именно отсюда начинается наш путь в Прекрасное Далеко, в страну, где рядом идут добро и зло.  Хочу поблагодарить каждого из вас за терпение, усидчивость, за милую улыбку, искренность, за блеск в глазах… (идет перечисление личностных качеств учеников). Привяжите шары к спинке вашего стула.

А теперь я попрошу вас закрыть глаза, послушать музыку и постараться прислушаться к своему внутреннему «Я». Вы чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо! Мне комфортно! Мне спокойно!». Откройте теперь, пожалуйста, глазки и подарите друг другу улыбки. Что вы почувствовали? Вам комфортно в кругу ваших одноклассников?

(Ответы детей: мне спокойно и комфортно, потому что вокруг меня знакомые лица: мои друзья, мои одноклассники; мне стало немножко грустно, т.к. детство уже прошло; стало веселее – все вокруг меня улыбнулись…..)

Педагог: Вы правы, музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова М.Пришвина: «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека».

Игровое задание:

народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают окружающих. Сейчас я раздам слова.

  • аккуратный
  • доброжелательный
  • вежливый
  • грубый
  • неучтивый
  • умеет прощать обиды
  • чуткий
  • отзывчивый
  • помогает в беде
  • часто ссорится
  • вспыльчивый
  • скромный
  • общительный
  • ласковый
  • веселый
  • счастливый
  • наглый
  • внимательный
  • жадный
  • крикливый

Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям. На доске слайд с изображением солнца, надо убрать те, лучи, на которых  отрицательные качества. Молодцы!

Педагог: Но не всегда мы бываем добрыми, открытыми и отзывчивыми. Мир людей очень противоречив и непредсказуем. Вот как писал об этом Эдуард Асадов:

На земле нашей сложно и очень людно.

Одиночество - злой и жестокий друг.

Тренинг: в такой ситуации человеку нужна поддержка  и психологическая помощь со стороны его друзей и близких людей. Я попрошу вас расставить стулья полукругом. Присесть на них и взяться за руки….

Люди! Милые! Нынче мне очень трудно,

Протяните мне искренность ваших рук!

Ложь, обиды, любые земные муки

 Тяжелы. Но не гибнуть же, наконец!

 Люди! Милые! Дайте мне ваши руки

 И по лучику ваших живых сердец!

Спасибо за вашу поддержку!

2. Мотивация деятельности.

Педагог: А сейчас предлагаю вам посмотреть видео фрагмент и задуматься о том, что же нас разрушает, что заставляет становиться грубыми, нетерпимыми, агрессивными.

(Просмотр отрывка из фильма «Чучело»).

Педагог: В школе, как и в любой социальной среде возможны конфликты.

  • Всегда ли мы хорошо поступаем по отношению к своим сверстникам?
  • Встречались ли вы с подобной ситуацией?
  • Какое проявление зла вы увидели при просмотре данного фрагмента? (Жестокость подростков, унижение сверстников…)

 Теперь давайте вместе постараемся сформулировать тему нашей сегодняшнего классного часа, попробуйте  сказать, о чем у нас пойдет речь.

(Ответы детей)

Педагог: В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников. Я приглашаю вас к разговору о добре и зле. Тема нашего классного часа:

 "Жизнь наша, как сама природа, непроста:  

                       С жестокостью соседствует и доброта»

.

3. Работа с понятиями.

Педагог: Как вы понимаете значение слов "добро и зло"? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Попытайтесь сформулировать  собственное определение понятий «добро», «зло». Для каждого добро означает что-то своё . Для кого-то взаимопомощь , а для другого поддержка и опора. Давайте поработаем группами по карточкам (или из разрезанных карточек сложить высказывание 2 группы  по 5 чел.)

Я хотела познакомить вас еще с несколькими словами: буллинг, моббинг, толерантность. Что же они обозначают: добро или зло? Давайте посмотрим несколько слайдов: (просмотр слайдов)

  • существует и такая форма психологического насилия, как моббинг — форма психологического насилия в виде травли в коллективе. Школьники издеваются, высмеивают своих же одноклассников, которые, возможно, не так, как принято в их среде, одеваются, слишком хорошо учатся и т. п.

 Виды моббинга: бойкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации, доносительство, различные издевательства.

  • Буллинг – это систематическое физическое насилие, словесные оскорбления и запугивание детей со стороны одноклассников.
  • Какие формы проявления зла вы увидели в фильме?

Ответы детей: и моббинг, и буллинг. Одноклассники насмехаются над девочкой, используют физическое насилие, словесные оскорбления, …

  • Вспомните кадры из фильма…Подумайте про себя, совершал ли я подобное: хотел бы я оказаться на месте главной героини?

Ответы детей

  •  Какие слова отнесем к категории «добро», а какие к категории «зло»?

И моббинг, и гипермоббинг, и буллинг – это проявление зла. На сегодняшний день, очевидно, что моббинг в школьном классе – достаточно распространенное явление.

  • Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации?

Ответы детей:…

Учитель:  

  • не обойтись. Нужно отыскать союзника взрослого, сильного, мудрого, который окажет реальную помощь. Это может быть школьный психолог, социальный педагог, учитель, родитель.
  •  Можно отыскать помощника и в рядах тех, кто атакует, возможно, найдутся общие интересы или скрытая симпатия. Вместе противостоять злу легче.

 Понять, почему именно ты стал жертвой моббинга, не прогибаться перед обидчиком, не заискивать. Найти зачинщика травли, побеседовать с ним, попытаться помириться и наладить контакт.

  • Никогда не оставайтесь один на один с проблемой. Обратитесь по телефону доверия – специалисты этой службы выслушают и дадут совет.

Чтение притчи.

Учитель: Почувствовать на себе зло моббинга может каждый из нас, прежде чем творить зло остановитесь и подумайте, а не обернется ли это зло против меня?

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: “А какой волк в конце побеждает?”. Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: “Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь”. Я очень надеюсь на то, что мы вместе кормим доброго волка. Потому что согласны с выражением Марка Твена: “Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой”.

И наша с вами дружба тому доказательство.

Рефлексия.

Учитель:

помните:
 
Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
 
Зло – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.

А закончить наш разговор мне хочется выполнением нескольких тренинговых упражнений:

  • Встаньте, пожалуйста, в круг. Не забудьте взять с собой свои шары. Обратите внимание, что все они разного цвета и формы (красный, синий, зеленый, оранжевый, голубой, розовый, белый, коричневый, фиолетовый).  Все они разные,  но каждый по своему красив. Передайте по кругу шары. В руках у вас другой шарик, но он нисколько не хуже того, который был у вас до этого. Вот так и мы с вами все разные, но каждый из нас уникален.
  • Очень хорошо, когда у человека есть друзья. Скоро вы станете выпускниками, но пусть друзья остаются рядом. Вместе легче преодолеваются все трудности. (все встают плечом к плечу и высоко поднимают свои шары, имитируют процесс полета шаров или подходят к окну и выпускают шары в небо)
  • И еще одно упражнение:

Описание упражнения: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАША ШКОЛА САМАЯ ЛУЧШАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НАША! (8А класс в цифрах и фактах - 2012/13 учебный год)

НАША ШКОЛА САМАЯ ЛУЧШАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НАША!(8А класс в цифрах и фактах - 2012/13 учебный год)    Со своим классом я уже 4 года и все эти годы наша жизнь была интересной и насыщенной. ...

Сценарий праздника "Наши мамы самые-самые красивые"

привитие уважительного отношение к маме;развитие творческих способностей учащихся;содействие воспитанию у детей интереса к совместной деятельности и результатам коллективного творчества....

Выступление на кконкурсе "Наша клаасная- самая классная!"

Материал готовился очень долго и является абсолютно авторским.  На мой взгляд, достойный материал и может использоваться в работе классных руководителей. Можно что-то изменить. Это принимается....

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные» 6а класс Классный руководитель: Оганян Н.А.

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные»6А классКлассный руководитель: Оганян Н.А.Цель: прививать уважение к девочкам.Оформление: цветы; шары; праздничные плакаты и рисунки,...

Классный час "Наша школа самая лучшая!"

Классный час "Наша школа самая лучшая!" посвящен 130-летнему юбилею МБОУ "Курумканская СОШ №2"...

Самая простая, непростая игра. Игры со счетными палочками.

Самая дешевая, самая доступная и такая разнообразная игра. Немного примеров и вашей фантазии и простая, многофункциональная игра у вас в руках. ...

Классный час на тему "Наши мальчики-самые лучшие"

          Данный  классный час посвящен   патриотическому воспитанию, формированию у учащихся гражданственности, преданности и любви к своему Отечеству, ...