Работа классного руководителя с учащимися с девиантным поведением и слабой успеваемостью (статья)
статья на тему

Федосеева Ольга Юрьевна

Данная статья может помочь классным руководителям, работающим с "трудными" детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя с учащимися с девиантным поведением и слабой успеваемостью.

(учитель истории  ГОУ СОШ №20 г. Москвы Федосеева О. Ю.)

   Одной из самых сложных проблем в современной школе является увеличение количества учеников с девиантным поведением и слабой успеваемостью. Это обусловлено рядом причин, на которые школе повлиять очень трудно.

   Во-первых, это социальные причины: сложное материальное положение многих семей в условиях экономического кризиса, неблагополучные и неполные семьи. Следствием данных причин является  недостаточное внимание родителей к воспитанию и образованию детей, слабый контроль со стороны родителей, безнадзорность, психологические проблемы у детей в связи с нездоровой обстановкой в семье, слабое здоровье учащихся, вредные привычки.

   Во-вторых, это причины, связанные с увеличивающимся притоком мигрантов. Следствием данных причин являются межнациональные конфликты  и трудности в усвоении русского языка учащимися.

   Третья группа причин связана с ухудшением экологической обстановки. Это приводит к тому, что в школу приходит все большее количество детей с ослабленным здоровьем, дефицитом памяти и внимания, гиперактивностью, отставанием в развитии.

   Тем не менее, общество требует от школы давать качественное образование всем без исключения детям. Поэтому здесь необходим комплексный подход к данной проблеме.

   Я работаю с такими детьми уже более пятнадцати лет. Хочу поделиться опытом работы классного руководителя с классом, в котором подавляющее количество детей имеет проблемы с усвоением школьной программы и  отклонения в поведении. Я работаю с этими детьми с пятого по восьмой класс в качестве классного руководителя и учителя истории, обществознания и МХК.

   Сначала характеристика класса. В классе 22 ученика. Из них 7 девочек и 15 мальчиков.  

   Класс многонациональный (в классе представлены дети семи национальностей: русские, армяне, азербайджанцы, дагестанцы, поляки, курды и киргизы).

   Класс сложный по социальному составу: 7 детей из многодетных семей, 1 ребенок- инвалид (на домашнем обучении), 3 детей из малообеспеченных семей, 10 – из неполных семей: 4 – воспитывают матери одиночки, 1 ребенок из неблагополучной семьи, 1 ребенок воспитывается неродной матерью, еще 2 – имеют  отчимов.

   В классе имеются учащиеся с девиантным поведением: 7 учеников состоят на внутришкольном контроле, 3 ученика состоят на учете в ПДН.

   В связи с вышеперечисленным, более половины учеников 8 «Б» класса испытывает на себе материальные трудности в семье, дефицит родительского внимания и воспитания, безотцовщину, плохое знание русского языка. Кроме того,  многие дети имеют проблемы со здоровьем, требуют к себе особого индивидуального подхода.

   В результате в классе слабая успеваемость, обусловленная условиями в семье, слабым здоровьем, недостаточным контролем со стороны родителей. Кроме того, в классе существуют проблемы с дисциплиной на уроках, связанные с психологическими особенностями этих детей и их общей невоспитанностью.

Имеют место частые пропуски уроков по неуважительным причинам у некоторых учеников, а также пропуски по болезни.

   Вместе с тем, нужно отметить положительные характеристики 8 «Б».

В классе сформирован коллектив. Отношения между ребятами доброжелательные, конфликты случаются редко. Отсутствует бытовой национализм, у ребят сформированы навыки толерантного отношения к представителям других национальностей. Многие ребята отзывчивы, активны в классных и школьных мероприятиях, особенно спортивных. В классе отсутствуют вредные привычки.

   В работе с таким сложным классом очень важны продуманные, слаженные, совместные усилия учителей, классного руководителя, социального педагога и психолога. И такая работа в нашей школе проводится. Вот, лишь некоторые направления единой системы работы школы с «трудными» детьми:

   1. В классе регулярно проводятся профилактические беседы с отдельными учениками, классом в целом и родителями силами классного руководителя, учителей, социального педагога.

2. Проводятся малые педсоветы по отдельным сложным ученикам.

3. Ведется индивидуальная работа с семьями  неблагополучных учеников, состоящих на внутришкольном контроле.

4. Ведется работа с родителями на родительских собраниях с целью повышения внимания к их родительским обязанностям, воспитанию, развитию и образованию их детей.

5. Ведется работа по организации досуга и занятости детей во внеурочное время (более половины детей занято в спортивных секциях и кружках, в т.ч. в нашей школе).

6. Проводятся экскурсии, направленные на повышение культурного уровня учащихся, развитие их кругозора.

7. Регулярно проводятся тематические классные часы, например «Заповеди нашего класса, «Наше самоуправление», классные часы посвященные памятным датам, толерантности.

8. Совместно с психологической службой района «Коньково» еженедельно проводятся тренинги, направленные на повышение ответственности учащихся, улучшение их дисциплины и успеваемости.

   Хочу подробнее остановиться на двух направлениях, которые, на мой взгляд, наиболее эффективно позволяют улучшить успеваемость и нивелировать отклонения в поведении «трудных» подростков.

   Первое направление – это проектная деятельность. Ребята на протяжении нескольких лет принимали участие в конкурсе «Ярмарка идей на Юго-западе». Наиболее интересными были проекты «История освещения Москвы» и «Карнавальные традиции в России и мире», с которыми ребята выступали на районных и окружных этапах конкурса.

   Очень важно, что в подготовке данных проектов участвовало большое количество детей. Проект «История освещения Москвы» готовили пять учащихся, проект «Карнавальные традиции в России и мире» - семь. Вовлечение значительного количества детей в подготовку проекта, способствует, прежде всего, созданию дружного классного коллектива, повышению ответственности ребят за общее дело.

   Для создания первого проекта потребовалось посещение музея «Огни Москвы», создание фотографий, коллекции осветительных приборов, поиск информации в книгах и Интернете, художественное оформление проекта. Для детей «группы риска», такая работа не просто повышает интерес к учебе, дисциплинирует, но и позволяет впервые прикоснуться к настоящей научной деятельности.

   Проект «Карнавальные традиции в России и мире» задумывался и осуществлялся как совместный по истории и  итальянскому языку. Целью данного проекта было повышение толерантности и интереса к изучению иностранных языков. В результате был подготовлен мини-спектакль на итальянском языке, выполнены макеты, создана компьютерная презентация. И хотя данные проекты не заняли никаких призовых мест, важно, что ребята почувствовали себя настоящими творцами, исследователями и артистами.

   Второе направление, которое эффективно используется в нашей школе – это театр. Уже много лет у нас проводится фестиваль «Театральные каникулы», в котором принимают участие все классы школы с первого по одиннадцатый. Постановки осуществляются на определенную тему, как правило, по мотивам литературных произведений. В этом году – на тему Победы в Великой Отечественной войне. Но особенно важно вовлечение в театральную деятельность именно «трудных подростков». Важно не существование театральной студии для особо одаренных детей, а участие в постановках практически всех. Театральная деятельность позволяет ребятам раскрепоститься, заговорить даже тем, кто молчит на уроках. Улучшается речь, тренируется память, развиваются творческие способности, повышается дисциплина, возникает интерес к литературным произведениям, которые обычно читать не заставишь.

   Конечно это очень сложная и длительная работа, рассчитанная не на один год. И бывает так, что результаты кажутся очень скромными. Ведь проекты и спектакли, выполненные такими детьми, редко могут претендовать на победу. Но победа здесь в другом, в возможности слабому ученику ощутить успех и стать успешным в будущем. Ради этого стоит работать!