Работа классного руководителя с учащимися С(К)К по формированию здорового образа жизни.
проект (9 класс) на тему

Моисеева Галина Андреевна

Работа классного руководителя с учащимися С(К)К по формированию здорового образа жизни.

Актуальность работы в этом направлении вижу в том, как трудно современному подростку, девушке, юноше, жить в наше непростое время. Ко всем прочим трудностям сегодня прибавляется ещё и опасность попасть в сети наркозависимости, оказаться рабом страшной привычки. Подростки в той или иной мере обсуждают свои страхи в своей же компании и выходы из трудных ситуаций ищут, исходя из своего, далеко не всегда полноценного и адекватного представления о человеке, его психических особенностях и закономерностях функционирования его организма. Особенно, я считаю, эта проблема касается учащихся коррекционных классов, так как эти дети отличаются от учащихся общеобразовательных классов не только умственными способностями, но и поведением в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotoe_yabloko_2013_g._moiseeva_g.a.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Направление «Система профилактической работы в образовательном учреждении».

                                                                             Моисеева Галина Андреевна,

                                                                              классный руководитель 9 С(К)К

                                                                             МОУ Юговской СОШ

                                                                             Пермского района.

Работа классного руководителя с учащимися С(К)К по формированию здорового образа жизни.

Я хочу поделиться работой классного руководителя в рамках реализации программы «Путешествие во времени» в 7 - 9 С(К)К Юговской средней общеобразовательной школы. В основу программы, по которой я работаю, положена программа «Жизнь без наркотиков», разработанная на базе Кемеровского областного центра профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения (Министерство образования  и науки Российской Федерации. Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие.»  им. Л.С. Выготского. Составители: д-р мед. наук С.М. Чечельницкая, канд. пед. наук В.А. Родионов).

Актуальность работы в этом направлении вижу в том, как трудно современному подростку, девушке, юноше, жить в наше непростое время. Ко всем прочим трудностям сегодня прибавляется ещё и опасность попасть в сети наркозависимости, оказаться рабом страшной привычки. Подростки в той или иной мере обсуждают свои страхи в своей же компании и выходы из трудных ситуаций ищут, исходя из своего, далеко не всегда полноценного и адекватного представления о человеке, его психических особенностях и закономерностях функционирования его организма. Особенно, я считаю, эта проблема касается учащихся коррекционных классов, так как эти дети отличаются от учащихся общеобразовательных классов не только умственными способностями, но и поведением в социуме. Эти дети «ведомые».  Им трудно уйти от соблазнов в жизни. У них нарушены психические процессы и процессы торможения.

Мне представляется целесообразной такая организация работы с подростками и старшими школьниками в коррекционном классе, в рамках которой они могут не только делиться друг с другом собственными соображениями, но и просто получать дополнительную информацию о человеке и его жизни, приобретать новый, более эффективный опыт в общении между  собой и с другими людьми. Именно такого рода работу в форме серии занятий и предполагает  моя программа «Путешествие во времени».

На занятиях с детьми использую триаду позиций в общении и обсуждении проблем:

  • «так думает человечество»;
  • «так думаю я»;
  • «так думаете Вы».

Содержательные аспекты работы в программе «Путешествие во времени».

Работа по программе «Путешествие во времени» предполагает цикл из 10 групповых занятий (20 часов), объединённых общей тематикой и направленных на достижение определённых целей, значимых и принимаемых самими подростками – участниками групповых занятий.

Цели программы:

  • помочь подросткам осознать временную перспективу жизни, осознать эмоциональную привлекательность будущего без зависимостей, осмыслить своё настоящее через призму будущего;
  • создать условия, способствующие приобретению подростками нового положительного социального опыта для личностного развития в процессе группового содержательного общения.

Данные цели достигаются мной через решение серии задач, связанных с приобретением  моими воспитанниками навыков общения в группе сверстников, самостоятельного преодоления опасных привычек; освоением подростками эффективных способов удовлетворения потребностей (без обращения к психоактивным веществам), умением противостоять внешнему социальному и психологическому давлению; осознанием подростком своих возможностей, способностей и интересов в целях саморазвития и самосовершенствования.

Теоретической основой для разработки содержания, форм и методов работы на моих занятиях по программе «Путешествие во времени» послужили положения о роли потребностей в поведении и деятельности человека, о возрастных особенностях подросткового личностного самоопределения, в частности, его ориентированность на будущее. Существенное внимание уделяю таким понятиям, как временная перспектива, эмоции, эмоциональная сфера, потребности, цели и смысл жизни. Мой опыт проведения занятий показал, что представления подростков, старших школьников об этих понятиях весьма ограничены, и обсуждение этих тем вызывает у участников группы живой интерес. В связи с этим мне, как ведущей группы, необходимо иметь достаточно чёткие собственные взгляды  на эти вопросы. Немаловажное значение имеет и моё мировоззрение, оптимизм, конструктивное начало, уверенность в будущем. При общении в группе подростки часто высказываются критически, с юношеским максимализмом, а иногда и с элементами цинизма. Поэтому для меня важно постоянно отслеживать, рефлексировать этические, моральные аспекты совместных размышлений о будущем и смысле жизни.

Обращение к такому явлению, как «временная перспектива»,  предполагает рассмотрение прошлого (с психологической точки зрения), как опыта. Будущего – как проекта. Настоящего – как действительность. Психологически будущее по отношению к настоящему мотивирует и придаёт ценность или обессмысливает и обесценивает существующую в виде настоящего действительность.

В содержательном плане обращаю внимание на вопросы психологии эмоций: дифференцирую понятия «эмоции», «эмоциональные состояния», «чувства», «аффекты». Практика моей работы показала, что обсуждение этих понятий полезно начинать с краткого информирования участников группы о психологических подходах к рассмотрению этих явлений, поскольку большинство умственно отсталых подростков и старших школьников практически не в состоянии на начальном этапе определить и высказать, что понимается под «эмоциями», «чувствами». Считаю, что важным моментом является обращение к проблемам потребностей, неудовлетворённость которых может явиться причиной возникновения зависимостей. Рассматриваю такие потребности, как эмоциональные, социальные, духовные, физические, интеллектуальные.

На занятиях с воспитанниками определяемся с понятиями «зависимость» и «вредные привычки», поскольку последние являются поведенческими признаками и проявлениями разного рода зависимостей. Подросткам не всегда понятно, чем зависимость отличается от дурной привычки. В ходе работы приходится обращаться к различного рода зависимостям: химическим (алкоголь, чай, кофе, сигареты) и эмоциональным (стремление к риску, азарт, постоянное желание спать, откладывание всего на потом, желание грызть ногти). Умственно отсталым учащимся особенно не понятна разница между эмоциональными зависимостями и вредными привычками. Поэтому приходится объяснять, что вредные привычки являются внешними поведенческими проявлениями той или иной зависимости. Вредная привычка как поведенческий стереотип взаимосвязана с какой-либо неудовлетворённой потребностью, для удовлетворения которой личность приобрела неадекватный способ компенсации.

При организации и проведении занятий по данному курсу я также учитываю некоторые важные особенности форм и методов проведения занятий. Выбираю основную форму работы – групповые занятия. Оптимальное число участников группы – 5-6 человек. Возраст участников – 13-15 лет. Продолжительность одного занятия – 1-2 академических часа. Продолжительность и частота встреч варьируются в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности участников, комплектую группы смешанные по половому признаку. Если для мальчиков более значимы практические, деловые и конкретные обстоятельства обсуждаемых вопросов (цели и смысл жизни, отношения с людьми, собственные увлечения и хобби, будущая профессиональная деятельность как жизненная перспектива) и менее понятны и значимы эмоциональные аспекты, то для девочек - скорее эмоциональные проблемы, взаимопонимание между людьми более понятны и значимы.

Я принимаю во внимание и тот факт, что девочки, участницы группы, расположены к более доверительному стилю общения, в то время как мальчики требуют к себе особого внимания как в плане организации, так и в плане установления контактов внутри группы. Известно, что внешняя агрессивность поведения мальчиков вполне сочетается с чувствительным отношением к нелицеприятным, критическим или грубоватым оценкам  в свой адрес со стороны окружающих, может болезненно ранить их, стать причиной замкнутости, нежелания участвовать в работе группы.

По окончании каждого занятия проводим «круглый стол», на котором обсуждаем вопросы о практической значимости занятий для воспитанников, их впечатления и ощущения, подводим итоги. Каждый участник рефлексирует своё состояние до и после проведения занятия, осознаёт новый опыт и свои личностные приобретения в результате работы в группе.

При проведении групповых занятий использую методы:

  • групповая дискуссия,
  • игры,
  • упражнения,
  • творческие задания,
  • ролевые ситуации,
  • мозговой штурм,
  • диалогические беседы.

Структурные компоненты занятий.

Занятия в рамках программы по содержанию и формам работы разнообразны. Особенности каждого занятия обусловлены мною как проблемами и темами, которые рассматриваются, так и характером группы и личностными особенностями, эмоциональным состоянием его участников.

Использую следующие компоненты занятий:

  •  Адаптационный компонент. Провожу в начале каждого занятия упражнения – разминки, направленные на снятие эмоциональной напряжённости и способствующие физическому раскрепощению участников занятий.
  •  Целеполагающий компонент. Формируем (совместно с группой или самим ведущим) цели и задачи занятия. Начиная с пятого-шестого занятия, провожу с учащимися дискуссии по целям и задачам очередного занятия. Это помогает мне активизировать мотивацию участников, создать ощущение личностной причастности ко всему тому, что происходит на занятиях.
  •  Конструктивно-практический компонент. Коллективно обсуждаем вопросы, ситуации; использую игровые технологии, отрабатываем поведенческие навыки, формируем личностные позиции участников группы по теме (проблеме) занятия через высказывания, формулирование собственных мнений.
  •  Рефлексивный компонент. Включаю в работу оценивание продуктивности каждого занятия «голосованием» с помощью карточек, просмотр и прослушивание видео – и аудиоматериалов и их обсуждение, высказывание собственной позиции за «круглым столом».
  •  Эмоционально – завершающий компонент. Заканчиваем каждое занятие ритуальным упражнением, которое выбирают участники из нескольких вариантов. Назначение и смысл данного компонента –  создание эмоционально положительного впечатления от занятия, а также развитие у участников навыков гуманного, культурного общения с окружающими. Данный компонент придаёт завершённость конкретному занятию и предполагает дальнейшую встречу её участников.

Уже второй год, организуя и проводя занятия в рамках реализации данной программы, я ориентируюсь,  прежде всего, на общекультурные гуманистические ценности, создаю в группе атмосферу доверия, уважения и совместного поиска. Успех проведения занятий существенно зависит оттого, насколько хорошо в процессе занятий узнаю личные особенности подростков, понимаю проблемы, интересы и их личные устремления. Мне это позволяет более органично включаться в работу и, может быть, в какой-то мере избавиться от излишне авторитарного стиля ведения занятий, поскольку я перестаю быть транслятором абстрактных истин, а пользуюсь своей собственной системой ценностей.

В целом мой опыт работы по программе «Путешествие во времени» показал, что такого рода занятия существенно помогают подросткам разобраться в себе, своих проблемах, в отношении цели и смысла жизни, понять причины появления зависимостей и приобрести опыт по их предотвращению.

В результате такой работы мои воспитанники коррекционного класса стали активнее участвовать в общественной жизни класса и школы, за 2012 – 2013 учебный год они приняли участие в различных конкурсах как районного и краевого уровня, так и Всероссийского. В этом моя гордость и небольшая, но победа...

Вот они, наши результаты:

  • Диплом III степени за участие в I Всероссийском конкурсе «Мы за здоровое поколение», ноябрь 2012 года. Образовательный портал «Школа 21 века»;
  • сертификаты участников за победу в фотоконкурсе «Воспоминания о лете»,  проводимом на портале «Образование 2.0», ноябрь 2012 года;
  • Диплом III степени за достигнутые успехи в I Всероссийском творческом конкурсе для школьников и молодёжи «Молодёжь выбирает ЗОЖ!»,  ноябрь 2012 года. Образовательный портал «Школа 21 века»;
  • сертификаты участников Всероссийского конкурса экологических проектов «Твой след на планете» в номинации «Экологическая презентация», декабрь 2012 года. Федеральное государственное образовательное учреждение Всероссийский детский центр «Орлёнок»;
  • Диплом III степени по итогам Первого открытого виртуального творческого конкурса  детей с ограниченными возможностями здоровья: «Чудо-чудо, Новый год!». Международный Институт Развития «ЭкоПро», январь 2013 года;
  • Диплом за I место в конкурсе электронных презентаций и буклетов «Переступить черту…» в старшей возрастной категории районного фестиваля, посвящённого пропаганде здорового образа жизни «Альтернатива», апрель 2013 года;
  • сертификат участника конкурса школьных изданий «Прыткопишущее перо - 2013». МАОУДО ДЮЦ «Импульс».

Я считаю, что внеклассная работа по программе «Путешествие во времени» оказала большое влияние на поведение моих воспитанников. Они по-другому стали смотреть на жизнь, у некоторых ребят изменился характер, меняются и привычки. Дети становятся добрее и внимательнее по отношению к окружающим, друг к другу. Они стали доверять мне свои секреты, советоваться со мной по сложным жизненным ситуациям, зная, что я никому ничего не расскажу, помогу выйти из трудной ситуации. Конечно, я не думаю, что всё так просто можно изменить в жизни моих учеников. Но одно я знаю точно, что после таких занятий дети меняются, становятся более разговорчивыми, думающими людьми, начинают занимать активную жизненную позицию, что очень даже немаловажно, начинают задумываться о своём будущем.

МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.

В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Описание работы классного руководителя  по формированию здорового образа жизни...

Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни учащихся

Воспитание детей и молодежи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненног...

Доклад на общешкольном родительском собрании "Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся"

Система работы классного руководителяпо формированию   здорового образа жизни  обучающихся.«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он дел...

Система работы школы по правовому воспитанию, по профилактике вредных привычек, формированию здорового образа жизни.»

Система работы школы по правовому воспитанию, по профилактике вредных привычек, формированию здорового образа жизни.»...

Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни учащихся

Система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ....