Я- гражданин России
методическая разработка (5 класс) на тему

Сазонова Марина Валентиновна

Материал предназначен для проведения классного часа в форме устного журнала . Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся знаний о создании  государственной символики, символики своей малой Родины, родной школы, на воспитание уважительного отношения к могуществу своей страны, гордости за свою Родину

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_grazhdanin_rossii.rar608.97 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Стекляннорадицкая средняя общеобразовательная школа

241560 Брянская область, Брянский район, п.Стеклянная Радица, ул.Комсомольская д.58а            т. 948530

устный журнал

« Я – гражданин России »

Сазонова Марина Валентиновна,

классный руководитель 5 класса

2010 год

Пояснительная записка

       Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, который  имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

       Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .

Именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

          Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся знаний истории создания государственной символики, символики своей малой родины, родной школы, на воспитание уважительного отношения к могуществу своей страны, гордости за свою Родину.

Устный журнал  « Я – гражданин России » рассчитан на учащихся 5 –го класса.

Цели:

  • Воспитание  патриотизма и гражданственности учащихся;  
  • Изучение учащимися истории государственной символики России, Брянской области, Стекляннорадицкой школы;
  • Популяризация государственных символов Российской Федерации

Задачи:

  • Расширение исторических знаний и представлений обучающихся об истории появления государственной символики, истории символов Брянской области, Стекляннорадицкой школы.
  • развивать гражданственность и патриотизм  учащихся

Оборудование:  компьютер ,  проектор, экран, диск с записью гимнов, слайды с изображением государственной символики, символики Брянской области, Стекляннорадицкой школы, истории их создания.

В подготовительный период проводится сбор информации об истории создания государственных символов, проводится подбор стихотворений о Родине, России.  В роли ведущих на мероприятии могут выступать старшеклассники.

Сценарный план

  1. Вступительное слово учителя.
  2. История создания государственного флага, герба, гимна Российской Федерации.
  3. Символы Брянской области.
  4. Символы Стекляннорадицкой средней школы.
  5. Викторина.
  6. Подведение итогов.

Ход мероприятия.

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о нашей России, о том, что значит быть её гражданином, гражданином своей страны. Гражданственность, патриотизм, любовь к родине – важные чувства для каждого человека. Гордость за свою страну, понимание  её величия, её культурных традиций играет огромную роль в формировании личности человека. Чувство собственного достоинства и уверенности в себе невозможны без уважения к своей родине, своему краю, к истории своей страны.  Историю своего государства создавали наши предки , они формировали наше государство, по крупицам собирали земли, преумножали культуру, боролись за свою независимость, отстаивали право называться великой державой. То, что нам досталось от наших предков , добыто трудом, кровью миллионов людей. И мы с вами должны сохранять и уважать наше наследие.

Ученик: . За ясные зори, умытые росами,

                 За русское поле с колосьями рослыми,

                 За реки разливные в пламени синем,

                 Тебя по – славянски назвали РОССИЕЙ.

                  Россия… Россия… Раздолье. Равнины.

                  Березы босые, седые осины. Всё дорого с детства.

                  Все памятно с детства.

             И все же не можем никак наглядеться.

Звучит гимн России.

Учитель: Как и любое государство в мире Россия имеет свои государственные символы. Первый из них, о котором мы будем говорить сегодня – гимн.

Ведущий1: Гимн в переводе с греческого - торжественная песнь.

Гимны чрезвычайно разнообразны - государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя. В музыкальной энциклопедии гимн трактуется как особое музыкальное произведение, отличающейся образностью литературного текста, широкой, легко запоминающейся мелодией, размеренным маршевым ритмом, величавостью музыки. Каждый новый день в нашей стране начинается с мелодии гимна России, который звучит по радио в 6 часов утра по местному времени. Мелодия гимна - величественная, торжественная. Люди издавна любили гордые и смелые песни. С древних времен существовали торжественные песнопения.

В них славилась красота родной земли, ее богатства, подвиги героев.

 Из поколения в поколение передавались представления людей о Родине

и счастье, о добре и зле. Государственный гимн звучит в особо торжественных

случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных

 собраний. Во время исполнения гимна все присутствующие встают.

Этим они выражают свое уважение к стране. Гимн страны исполняется и

во время спортивных состязаний в честь победителей.

Ведущий 2: В XVII–XVIII веках многие страны Европы  использовали  мелодию  английского  гимна  «Боже,  храни  Короля!». Именно на мелодию этого гимна в 1814 году пишет стихотворение «Боже, Царя храни!» Василий Андреевич Жуковский. Но для страны – победительницы Наполеона и освободительницы Европы был необходим собственный гимн, его музыку написал Алексей Федорович Львов. Впервые этот первый российский гимн был исполнен в Санкт-Петербурге в 1834 году при открытии монумента, названного позднее Александрийским столпом.

 В феврале 1917 года гимном России стала французская «Марсельеза», а в ноябре того же года в качестве гимна был утвержден «Интернационал». В декабре 1943 года, в переломный период Великой Отечественной войны, был создан новый Государственный гимн СССР: музыку написал Александр Александров (приложение 1), текст – поэты Сергей Михалков ( приложение 2)  и Гарольд Эль-Регистан. Этот гимн был впервые исполнен в новогоднюю ночь 1944 года. В 1977 году с принятием новой Конституции СССР на ту же мелодию написан новый текст.

                                  (Звучит гимн 1977 года.)

Ведущий 3: В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А. В. Александрова и стихи С. В. Михалкова.

При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.

Немного – о создателях Государственного гимна Российской Федерации.

Александр Васильевич АЛЕКСАНДРОВ  родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии, умер 8 августа 1946 года в Берлине. Начальное музыкальное образование получил в регентских классах Придворной певческой капеллы, затем обучался в Петербургской консерватории по классу композиции, в Московской консерватории по классу композиции (окончил в 1913 году) и пения (окончил в 1916 году). Параллельно с учебой работал хормейстером в Твери и основал там музыкальную школу. С 1918 года преподавал в Московской консерватории. В 1928 году возглавил Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне носящий его имя), завоевавший огромную популярность и в СССР, и за рубежом. А. В. Александров был удостоен звания народного артиста СССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, являлся лауреатом Государственных премий. Написал большое количество разнообразных музыкальных произведений, к высшим достижениям песенного творчества принадлежат «Священная война», ставшая музыкальным символом Великой Отечественной войны, и Государственный гимн Советского Союза.

 Сергей Владимирович МИХАЛКОВ  родился в 1913, умер в 2009году. Поэт и писатель, автор произведений для детей. «Дядя Степа» – цикл книг об этом знаменитом герое знают все дети. Михалков – автор многих драматических произведений и киносценариев, басен и сатирических комедий, книг, статей «Все начинается с детства» и «Приметы времени». Герой Социалистического Труда, пятикратный лауреат Государственных премий, много лет возглавлял Союз писателей РСФСР, был депутатом Верховного Совета СССР, создал сатирический киножурнал «Фитиль», является автором поэтических текстов Государственных гимнов СССР

(в редакциях 1944 и 1977 годов).

Ученик .                                  Берегите Россию –

                                              Нет России другой.

                                              Берегите её тишину и покой,

                                            Это небо и солнце,

                                        Это хлеб на столе

                                        И родное оконце

                                        В позабытом селе…

                                     Берегите Россию –

                                     Без неё нам не жить.

                                     Берегите её,

                                     Чтобы вечно ей быть!

Ведущий 1.На уроках « введение в историю» вы знакомились с наукой , которая изучает историю создания гербов. Вы помните её название?

Ученики отвечают.

Ведущий 1. Правильно , геральдика. В геральдике символы нашего герба

( приложение 3) имеют следующее значение:

а) красный цвет – неустрашимость, великодушие, любовь, огонь;

б) золото – сила, богатство, могущество, справедливость;

в) орел – власть, прозорливость, великодушие;

г) двуглавый орел – охрана своих владений на западе и на востоке, в Европе и Азии;

д) короны на гербе являются не только символами монархии (это значение они имели в царской России), сейчас их можно трактовать как символы трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной;

е) скипетр – это символ защиты суверенитета;

ж) держава – символ единства, целостности государства;

з) на груди орла – древнейший герб Москвы, всадник, поражающий змея, – это символ победы добра над злом.

 Использование герба не может быть произвольным. Он помещается на паспортах граждан России или на документах, заменяющих паспорт; на основных пограничных столбах и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, на знаменах и флагах, на форменной одежде, на денежных знаках, орденах и медалях Российской Федерации.

Ведущий 2: Впервые двуглавый орел появился на российском гербе в XV веке, когда Московский князь Иван III Васильевич ( приложение 4), женившись на византийской царевне, племяннице последнего византийского императора, Софье Палеолог ( приложение 4), принял этот символ как знак преемственности религиозных и государственных ценностей Великого Рима и Византии( приложение 5)  Именно в это время произошло объединение русских земель вокруг Москвы, присоединение к великому Московскому княжеству Новгородского, Владимирского, Тверского и других русских княжеств, а также было свергнуто татаро-монгольское иго. Независимость, силу и мощь нового государства и символизировал новый герб – черный двуглавый орел

Ведущий 3:  Детали герба со временем изменялись. При Иване IV Грозном на гербе была одна корона с православным крестом, а на груди орла появился древний московский герб – всадник, поражающий копьем змея ( приложение 6 ) При первом царе династии Романовых, Михаиле Федоровиче, в герб внесли три короны. При Алексее Михайловиче орел расправил крылья, а в его лапах появились символы власти – скипетр и держава( приложение 7) . При Петре I на красном фоне был помещен золотой орел  . При Екатерине I орел снова стал черного цвета, но помещен на золотом фоне. Позднее на крыльях орла появились гербы российских земель. После Февральской революции символом России был размещенный в круге белый орел с опущенными крыльями. После Октябрьской революции двуглавый орел как государственный герб был отменен и появился снова уже в 90-е годы.

Ведущий 1:  В июле 1918 года была принята Конституция РСФСР, в которой было записано: «Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотого серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом колосьев с надписями: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика; б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Первый государственный герб СССР был принят в 1923 году, вот его описание: «Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Наверху герба имеется пятиконечная звезда». ( приложение 8) .

Ученик :  Россия – родина святая.

                Люблю тебя я всей душой.

                 Россия – ты обитель рая

                Горжусь Великою страной.

                От Запада до Поднебесной

                С сияньем северных ночей

               Природа красоты чудесной

                Земля родная, нет милей.

                Народ России мудрый, честный,

                Веками доблесть доказал.

                В суровых битвах – Победитель,

               Дух, силу, волю показал.

               Многострадальная Отчизна,

               Грааль духовной чистоты,

               Великодушна, не капризна,

               Культуры цвет и доброты.

                Россия – Родина святая.

              Люблю тебя я всей душой.

                 Россия – ты обитель рая,

              Горжусь Великою страной.

Ведущий 2. Ребята , а вы знаете, как называется наука о флагах ?

Ученики отвечают.

Ведущий 2. Совершенно верно, вексилология. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3».

( приложение 9 )

Флаг является символом объединения. Геральдические значения цветов флага таковы: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.

Ведущий 3: Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.

Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Ведущий 1:  В древности флаги или стяги использовались, чтобы объединять (стягивать) войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В Оружейной палате Московского Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552 году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексея Михайловича.

Ведущий 1: Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в XVII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага ( приложение 11).

17 июня 1918 года ВЦИК утвердил образец изображения флага РСФСР, разработанный по поручению НКИД художником-графиком Сергеем Васильевичем Чехониным. Флаг представлял собой красное прямоугольное полотнище, в верхнем углу которого, у древка, была помещена надпись «РСФСР» золотыми буквами, стилизованными под славянские; эта надпись от остальной части полотнища с двух сторон была отделена золотыми полосками, образующими прямоугольник ( приложение 10)

В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.

Ведущий 2. Сейчас в нашем устном журнале время для проведения викторины.

1. Что означает слово «гимн»?

2. Когда был впервые исполнен гимн на музыку А. В. Александрова?

3. Как называется сатирический киножурнал, возглавляемый

С. В.   Михалковым?

4. Как называется наука о гербах?

5. Когда на гербе русских князей появилось изображение орла?

6. Что держит орел в своих лапах на гербе России?

7. Как называется наука о флагах?

8. Когда впервые появился на Руси бело-сине-красный флаг (триколор)?

9. Как назывался корабль, над которым впервые был поднят российский  

  триколор?

Ведущими определяется победитель викторины.

Ведущий 3. Герб Брянской области ( приложение 12 ) представляет собой французский щит синего цвета. Синий - принятый в геральдике цвет славянского единства. В нижней части щита из одной точки расходятся три золотых луча, делящие его на три части, каждая из которых является символом единства России, Украины и Белоруссии; этот же элемент указывает на историческое геополитическое положение Брянщины на стыке трех славянских государств. Расположенное в верхней части щита стилизованное изображение золотой ели с трехярусной кроной - символ Брянского леса. В центре щита - герб стольного города области Брянска. Дубовый венок, окаймляющий герб, определяет статус области как субъекта РФ. Правая сторона венка переплетена лентой ордена Ленина, которым область награждена в 1967 г., левая - лентой медали "Партизан Великой отечественной войны". Серп и молот в разрыве венка над центром гербового щита символизирует не только нерушимый союз рабочих и крестьян, но и то, что область - территориальное образование, созданное при Советской власти.

Ведущий 1. Флаг Брянской области  ( приложение 13)представляет собой красное полотнище, в центре которого размещен герб области.

 Ребята, вы все помните и знаете гимн нашей области. Мы исполняем его , когда в школе проходят торжественные мероприятия, приезжают гости.

Ученики отвечают. Звучит гимн Брянской области.

Ведущий 1.Символика Брянской области утверждена в 1998 году  в законе Брянской области.

 Ведущий 2. В 2007 году в нашей школе был объявлен конкурс на тему

« Символика нашей школы ».Свои проекты представили классные коллективы, мы все дружно решали , что должно быть изображено на нашем школьном гербе, флаге, какой будет гимн нашей школы. В нашем выборе мы учитывали приоритеты нашей школы. Символика Стекляннорадицкой школы утверждена протоколом № 3 общего собрания  от 02 .04 . 2007года.

Ведущий 3. Герб школы  ( приложение  14)– опознавательно-правовой отличительный знак школы имеет форму круга – символ вечности.

В круге вечности единство прошлого- герб рода Мальцовых,   настоящего - „Лесное диво – Радица”, будущего – на фоне голубого неба, в лучах солнца аист, несущий в клюве малыша - символ школы будущего, наполненной многочисленными счастливыми детскими  голосами.

Ведущий 1. Флаг школы (приложение 15) представляет собой прямоугольное полотнище желтого цвета с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кружками, что означает единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности. Данная символика отвечает главному направлению  работы школы: опираясь в ходе поисково-исследовательской работы на прошлое, успешно реализуем задачи образования сегодня, что позволяет с уверенностью смотреть в будущее. Желтый цвет-символ духовного богатства и чистоты. Отношение ширины флага к его длине 2-3.

Ведущий 2. Мы гордимся тем, что гимном нашей школы стала песня , которую мы представляли на конкурс выбора школьной символики. Я предлагаю исполнить гимн нашей школы.

Исполняется гимн школы.

Учитель. Подошёл к концу  наш устный журнал. Бережное отношение к прошлому , к труду, таланту многих поколений, к тому , что создаёте вы сами своими руками , свидетельствует о том, что вы будете беречь то, что именуется ёмким словом  -  Родина. Помните о том, что уважая наши святыни, проявляя свою любовь к своему дому, к месту , где родился, к своей стране, только тогда можно с гордостью сказать : « Я – гражданин своей страны, я – патриот ».

                                         Заключение.

В соответствии с возрастными особенностями учащихся этого возраста именно в этот период происходит сознательное усвоение ценностей. Они становятся  восприимчивыми к усвоению норм,  ценностей и способов поведения, существующим в мире взрослых и их отношениях. Сформировать личность гражданина и  патриота своей страны невозможно без знаний истоков своей страны, её истории, символов, законов. Данное мероприятие является началом формирования у учащихся соответствующих знаний о правовых нормах как регулятора поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Список литературы.

Н.И.Дереклеева, М.Ю. Савченко  « Справочник классного руководителя »

    Москва, « Вако». 2007 год

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.  www.KM.ru

Википедия.

Russianarod.ru. Стихи, песни о Родине.

Geraldika.ru

www.bryanskayaobl.ru

             

                               Картинка 3 из 14187

Иван III Васильевич

София Палеолог

                

        


        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

Внеклассное мероприятие по обществознанию.Гражданин России.

Презентация. Целевая аудитория-обучающиеся коррекционных школ VIII вида. Направление: формирование основ правового и нравственного воспитания. Материал можно использовать при проведении тематических м...

Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"

Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека  к здоровью ребёнка. Реализация проекта  - это комплекс ме...

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.

Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...

Я – гражданин России

"Я – гражданин России"- это пропедевтический курс по потреотическому воспитанию обучающихся, начиная с первого класса....

Праздник "Мы -граждане России" + буклет "Я - гражданин России"

Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности....