Главные вкладки

    Программа воспитания и социализации учащихся (новые стандарты)
    материал (9 класс) на тему

    Лазарева Ольга Сергеевна

    Программа воспитания и социализации учащихся (5-9 класс)

    Пояснительная записка

    Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

    Задачи воспитания

     

    Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

    Мониторинг результатов

    Направления деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx63.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа воспитания и социализации учащихся

    Лазарева Ольга Сергеевна

    Пояснительная записка.

    Актуальность. В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

    Конституция Российской Федерации гласит:

    «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества. . .»

    В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

    В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

    Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

    Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

     Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному,  духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

    Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

    Нормативно-правовая база:

    1. Конституция Российской Федерации
    2. Закон «Об образовании» Российской Федерации
    3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

    Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

    • преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
    • духовно_нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;
    • внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

    Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества

    его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

    Современный национальный воспитательный идеал определяется:

    • в соответствии с национальным приоритетом;
    • исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
    • согласно Конституции Российской Федерации;
    • согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

    Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей

    страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    Государственная политика

    Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка

    становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

    В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

    • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
    • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
    • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
    • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
    • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
    • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
    • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
    • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
    • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
    • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
    • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
    • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

    В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

    • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
    • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
    • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
    • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
    • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
    • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
    • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
    • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
    • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

    В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

    • формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
    • укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
    • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
    • повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
    • укреплению национальной безопасности.

    Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

    Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии.

    Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

    Базовые национальные ценности:

    патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

    социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

    гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

    семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

    труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

    наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

    традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

    искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

    природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

    человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

    Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

    Для решения поставленных задач следует разработать программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.

    Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

    Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

    В области формирования личностной культуры:

    • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

    • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

    • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

    • формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;

    • формирование морали - осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

    • усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

    • укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

    • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    • развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

    • развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

    • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

    • формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

    • формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

    • осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

    • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

    В области формирования социальной культуры:

    • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

    • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

    • развитие патриотизма и гражданской солидарности;

    • развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

    • формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;

    • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

    • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

    • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

    • усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

    • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

    В области формирования семейной культуры:

    • укрепление отношения к семье как основе российского общества;

    • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

    • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

    • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

    • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

    • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

    Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (национального воспитательного идеала) с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

    Задачи воспитания:

    • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и    обязанностям человека

    • воспитание социальной ответственности и компетентности

    • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания 

    • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 

           • воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии 

    • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание 

    Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

    Принцип ориентации на идеал. 

    Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

    Аксиологический принцип. 

    Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.

    Принцип следования нравственному примеру. 

    Следование примеру - ведущий метод воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим». Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

    Принцип диалогического общения со значимыми другими.

    В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

    Принцип идентификации.

     Идентификация - устойчивое отождеств-ление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм - происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть - нравственную рефлексию личности, мораль - способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность - готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

    Принцип полисубъектности воспитания и социализации.

     В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодей-ствие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.

    Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.

    Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание - это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

    Принцип системно-деятельностной организации воспитания. 

    Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

    • общеобразовательных дисциплин;

    • произведений искусства;

    • периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

    • духовной культуры и фольклора народов России;

    • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

    • жизненного опыта своих родителей и прародителей;

    • общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

    • других источников информации и научного знания.

    Мониторинг результатов:

    Задачи

    Критерии (оценка)

    Сроки проведения

    Диагностический инструментарий

    1

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек

    Сформированность нравственного потенциала

    Октябрь-ноябрь

    Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щуркова

    Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности

    -  Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности уч-ся.

    -   Методика Дембо

    -  Педагогическое наблюдение

    - Уровень сформированности толерантности у школьников ( методика Степанова П.В. на основе методики Г. Айзенка и Г. Вильсона)

    - Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

    2

    воспитание социальной ответственности и компетентности

    Сформированность социальной ответственности и познавательного потенциала личности учащегося

    Ноябрь-декабрь

    -Методика №2: Диагностика этики поведения.

    - Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

    - Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

    3

    воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания 

    Сформированность

    нравственных

    чувств, убеждений, этического сознания личности учащегося

    Январь-февраль

    - Диагностика нравственной воспитанности

    Тест 2 «Умеете ли вы слушать?»

    - Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

    4

    воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 

    Сформированность

    экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 

    Апрель-май

    - статистический медицинский анализ состояния здоровья

    - выполнение контрольных нормативов

    - Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

    5

    воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии 

    Сформированность

    физического потенциала личности выпускника 

    Удолетвореность учащихся жизнедеятельность в школе

    Февраль-март

    Методика “Социально-психологическая самоаттестация коллектива”

    Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления.».

    -  Методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия

    Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся  школьной жизнью

    6

    воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание 

    Сформированность эстетического потенциала личности выпускника

    Сентябрь-октябрь

    Апрель-май

    - Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

    - Педагогическое наблюдение

    Название направления

    Ценности

    Содержание направления

    Виды и формы деятельности

    Планируемые результаты

    Совместная деятельность

    1

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

    Любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов

    Общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

     системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

    понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

     осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

    системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

    негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

    Изучение Конституцию Российской Федерации,

    Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина. Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России,

    Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина.

    Участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

    Получение опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни 

    Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

    Ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

    • знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

    • системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;

    • представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;

    • понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

    • уважительное отношение к органам охраны правопорядка;

    • знание национальных героев и важнейших событий истории России;

    • знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

    2

    воспитание социальной ответственности и компетентности

    правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны

    осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

     усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

     освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

     приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

     осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

    - социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

    - социальные роли в классе: лидер - ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

    - социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

    формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

    Активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.

    Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

    Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).

    Приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.

    Активно участвуют в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролируют выполнение обучающимися основных прав и обязанностей; защищают права обучающихся на всех уровнях управления школой и т. д.

    Разрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных социальных проектов - проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему школы, городского или сельского поселения.

    Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.

    позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;

    • умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;

    • первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;

    • сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;

    • знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;

    • умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;

    • умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;

    • умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;

    • ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.

    3

    воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания  

     нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности

    сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

     любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

    понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;

     понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;

     понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

     умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

     понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;

     отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.

    Знакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед.

    Участие в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю.

    Принятие добровольного участия в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

    Расширение положительного опыта общения со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях.

    Получение системных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемст-венность между поколениями).

    Знакомство с деятельностью традиционных религиозных организаций.

    • ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

    • чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;

    • умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

    • уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

    • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

    • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;

    • понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;

    • готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;

    • готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

    • потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;

    • умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;

    • понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;

    • понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие.

    • понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.

    4

    воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 

     жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой

    присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;

    • умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

    • понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;

    · осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;

    • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

    • представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;

    • способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;

    • опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;

    • осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;

    • знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;

    • овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;

    • профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;

    • развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;

    • устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;

    • опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;

    • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);

    • отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.

    Получение представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья. Участие в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни - проводят беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Просмотр и обсуждают фильмы, посвящённые разным формам оздоровления. Обучение экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде: организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных. Участие в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических и туристических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю.

    Получение представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Приобретение навыка противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ. Участие на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций, мероприятиях, проводимых общественными экологическими организациями.

    ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

    • осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

    • начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;

    • умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

    • знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;

    • знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;

    • знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;

    • знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;

    • знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;

    • умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;

    • умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;

    • умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;

    • умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;

    • знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;

    • формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;

    • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

    • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;

    • отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;

    • умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;

    • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;

    • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

    • умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;

    • проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

    • формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;

    • овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;

    • опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

    5

    воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии 

     научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии

     понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

     осознание нравственных основ образования;

     осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

     осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

    умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

     сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;

     готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);

     бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;

     общее знакомство с трудовым законодательством;

    нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.

    Ведение дневников экскурсий, походов, наблюдений по оценке окружающей среды.

    Участие в олимпиадах по учебным предметам, изготавливают учебные пособия для школьных кабинетов, руководят техническими и предметными кружками, познавательными играми обучающихся младших классов.

    Участие в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями.

    Знакомство с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд нашей семьи».

    Участие в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.

    Приобретение умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

    Обучение творчески и критически работать с информацией: целенаправленный сбор информации, её структурирование, анализ и обобщение из разных источников 

    понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

    • понимание нравственных основ образования;

    • начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;

    • умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;

    • самоопределение в области своих познавательных интересов;

    • умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;

    • начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;

    • понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

    • осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;

    • знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

    • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

    • начальный опыт участия в общественно значимых делах;

    • навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;

    • знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;

    • сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;

    • общие представления о трудовом законодательстве.

    6

    воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание 

    красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности

    ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

    эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

     представление об искусстве народов России.

    Получение представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России. Знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.

    Знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдают за их работой, участвуют в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др., обсуждают прочитанные книги, художественные фильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания.

    Получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования.

    Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

    Участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремятся внести красоту в домашний быт.

    ценностное отношение к прекрасному;

    • понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;

    • способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

    • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

    • представление об искусстве народов России;

    • опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

    • интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;

    • опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;

    • опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"

    Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...

    Рабочая программа воспитания и социализации учащихся 5а и 7а классов "Мы вместе"

    Наименование программыШкольная программа воспитания и социализации  учащихся 5 А и 7 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представит...

    Программа воспитания и социализации учащихся ФГОС

    Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включ...

    Программа воспитания и социализации учащихся 6 класса "Познай самого cебя и других"

    Данная программа воспитания и социализации обучающихсяпостроена на основе базовых национальных ценностей российскогообщества, таких, как патриотизм, социальная солидарность,гражданственность, семья, з...

    Программа воспитания и социализации учащихся 6 "Б" класса

    Программа воспитания и социализации учащихся 6 Б класса...

    Программа воспитания и социализации учащихся

    Содержит основные принципы работы с учащимися...

    Программа воспитания и социализации учащихся

    Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных и...