Любовь как основа супружеских отношений
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Францева Татьяна Владимировна

В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. Все это важно, но при нынешнем темпе жизни “естественный” механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому необходимо целенаправленно заниматься с подростком, подготавливая его к будущей семейной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov_kak_osnova_supruzheskikh_otnosheniy.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь как основа супружеских отношений

«Любить – это не значит смотреть друг на друга,

а смотреть вместе в одном направлении»

А. Сент-Экзюпери

Цели:

  • обучающая: раскрыть нравственную сущность и силу чувства любви; рассмотреть разновидности любви и показать ее связь с нравственно-этической культурой личности;  
  • развивающая: развивать умения работать в группе, вести дискуссию;
  • воспитывающая: способствовать формированию бережного отношения к юношеской любви.

Оборудование: презентация, подборка «Поэты и писатели о любви»

План занятия

I. Вступительное слово        

II. Метод «Незаконченное предложение»

III. Любовь – совокупность влечений

IV. Практическая работа «Определение видов любви»

 V. Упражнение «Выбор своей позиции»

        

Ход занятия

I. В подростковом возрасте проявляет себя величайшая из потребностей всего живого – потребность продолжения рода. Если у животных она сводится к половому влечению, сексуальным отношениям, то у человека она проявляется во всем диапазоне его культурных качеств – интеллектуальных, этических и эстетических.

Этот комплекс влечений – тела, ума и души – составляет любовь – важнейшее из всех высших чувств человека, соединяющее в себе счастье и мучения, наслаждение и страдание, воплощающее в значительной мере смысл жизни.

II. Закончите предложение «Любовь – это …»

III. Физическое влечение в нашем социальном окружении неотделимо от образования семьи, рождения детей, реализует потребность в продолжении рода. Но кроме физического влечения, у человека есть еще потребность в общении, обмене мыслями, убеждениями – интеллектуальное влечение. Отождествление любимого человека с идеалом, божеством – признак влечения души – высочайшего романтического чувства, возвеличивающего любимого, наделяющего его уникальными качествами и талантами.

Влечение душ порождает дружбу.

Влечение ума порождает уважение.

Влечение тела порождает желание.

Соединение трех влечений

Порождает любовь.

                               «Ветка персика»

                       (Индия, III в. До н.э.)

В зависимости от сочетания в чувстве любви разных влечений можно выделить следующие ее виды.

  • Физическая любовь, основанная на физическом, сексуальном влечении (эрос) и соответственно проявляющаяся в сильном сексуальном притяжении. Эротическая любовь легко возникает и также легко гаснет. Для глубоких и прочных отношений ее недостаточно.

Мысли мудрых:

  • Физическое влечение (либидо) – изначальная суть любой любви (З. Фрейд).
  • Любовников на свете гораздо больше, нежели влюбленных (М. Сафир).
  • Платоническая любовь, в которой преобладает неосознанное влечение душ, включающее этос – сердечность отношений и привязанность друг к другу на основе общности взглядов, и эстос – влечение к эстетическому образу и романтическому представлению о предмете любви. Это любовь без физической близости, которая выдерживает любые испытания.
  • Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу (Д. Юм).
  • Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня. Но ты люби, я постараюсь быть лучше себя (М. Пришвин).
  • Страстная любовь – очень сильное, бурное, всепоглащающее, порой граничащее с безумием чувство, в котором сексуальное переплетаетс с ромнтическим (эрос + этос + эстос). Такая любовь способна преодолеть непреодолимые преграды, совершить подвиг, пожертвовать жизнью ради любимого.
  • В любви теряют рассудок, в браке же замечают эту потерю (М. Сафир).
  • Практичная любовь (рацио), возникающая на основе сознательного выбора партнера, исходя из продуманных требований к нему. Эта любовь может переходить в привязанность, развиваться в сильное и глубокое чувство.
  • Лучший вид любви – привязанность; для нее нет срока: всегда можно любить, пока сердце живо (Н. Карамзин).
  • Равенство – самая прочная основа любви (Г. Лессинг).
  • Самодостаточная любовь – основана на уважении, долге, на традиционно-религиозном подходе, согласно которому любовь дается свыше, ничего не должна требовать взамен; она добра, терпелива, постоянна. Это любовь-родство, любовь матери к ребенку, воина к Родине и самая высшая ее форма – любовь Христа ко всем людям.
  • Любить – это находить в счастье другого свое собственное счастье (Г. Лейбниц).
  • Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом (А. Дюма-сын).

IV. Используя поэтическое описание (приложение), определить виды  любви.

V. Индивидуальные качества личности, сила чувств, социальные условности порождают большое разнообразие оттенков и внешних форм проявления любви. Выберите вид любви, желательный для вас и защитите свою точку зрения (участники делятся на пять групп).

Изначальней всего остального – любовь,
                           В песне юности первое слово – любовь.
                           О, несведующий в мире любви горемыка,
                           Знай, что всей нашей жизни основа – любовь.

                                     Омар Хайям



ПРИЛОЖЕНИЕ

Поэты о любви

Не брани меня, родная,

Что я так люблю его.

Скучно, грустно, дорогая,

Жить одной мне без него.

Сжалься, сжалься же, родная,

Перестань меня бранить,

Знать, судьба моя такая,

Что должна его любить.

А. Разоренов

Верь в великую силу любви!..

Свято верь в ее крест побеждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий

Мир, погрязший в грязи и крови,

Верь в великую силу любви!

С. Надсон

Я болен, я влюблен; но, мучась и любя, -

О, слушай! О, пойми! – я страсти не скрываю,

И я хочу сказать, что я люблю тебя –

Тебя, одну тебя люблю я и желаю!

А. Фет

А потом, когда стали бичами

Это женское тело терзать,

Вся в крови поднята палачами,

«Я люблю», - ты хотела сказать.

В. Брюсов

Да, ты такой, каким тебя люблю:

Порывистый, настойчивый, не лгущий,

Подобно скороходу кораблю,

Навстречу шторму и ветрам идущий.

Как нелегко и как легко с тобой!

В тебе всечасно вижу перемены,

Но то не мыслей пестрый разнобой,

Не чувств игра, не вспыльчивость измены,

А щедрая способность воплощать

 В себе черты стремительного века,

в себе самом и в людях не прощать

Того, что недостойно человека!

Л. Татьяничева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные основы семейных отношений

Нравственные основы семейных отношений. Материал может быть использован для родительских собраний, МО классных руководителей...

Нравственные основы семейных отношений

Нравственные основы семейных отношений. Материал может быть использован для родительских собраний, МО классных руководителей...

Реферат по дисциплине Семейное консультирование на тему: «Супружеские отношения. Особенности характеров супругов и проблемы в браке»

Реферат по дисциплине Семейное консультирование на тему: «Супружеские отношения. Особенности характеров супругов и проблемы в браке»...

Сценарий познавательного мероприятия в рамках месячника «Толерантность – основа добрых отношений между народами нашей страны» тема: «Мы – большая семья»

             Сценарий познавательного мероприятия в рамках месячника «Толерантность – основа добрых отношений между народами нашей страны»...

на тему: «Любовь и верность – основа супружеского счастья» для обучающихся 8-9 классов

Классныйчас на тему "Любовь и верность -основа супружеского счастья" , с опорой на исследование фактов из жизни святых Петра и Февронии Муромских.Нравственное воспитание  школькниов на ...

Статья "Любовь как основа воспитания ребенка"

Беседа педагога-психолога с родителями по вопросам воспитания ребенка (детско-родительские отношения)....