Главные вкладки

    Разработка Классных часов
    классный час на тему

    Бойко Алла Яковлевна

    Обучение детей бережливости, понятию взаимопомощи, сопереживания, соучастия. Прививание правил, норм поведения в тех или иных ситуациях. Пропаганда здорового образа жизни.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Его величество Хлеб

    Предварительная работа.

    Классному часу может предшествовать предварительная работа с детьми по сбору материала о хлебе: стихи, загадки, поговорки, песни. Можно провести исследования по отношению к хлебу в школьной столовой, по выпекаемым сортам хлеба на местной пекарни, сбору рецептов по использованию чёрствого хлеба, снять видеофильм по выпечке хлеба.

    Оформление.

    Иллюстрации с изображением хлеба, рисунки детей, фотографии детей, заснятых в ходе сбора материалов к классному часу

    Ход классного часа

    Загадка:

    Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и чёрный, он и белый,
    А бывает подгорелый. (Хлеб)

    Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – это хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?

    Ученые полагают, свыше 15 тысяч. Правда, они оговариваются, что хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы.

    В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

    На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки. (Предлагается детям назвать продукты питания в приготовлении которых используется мука)

    С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

    Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе?

    (Можно предложить детям назвать профессии, которые имеют отношения к хлебу – пекарь, мельник, шофер, комбайнер, агроном, селекционер)

    Святое дело – вырастить хлеб. Булки на деревьях и впрямь не растут… Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода. В лабораториях ученых – селекционеров, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, - здесь начало всех начал. Только потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, - чтобы выпекли из нее румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки – таким приходит хлеб на наш стол.

    Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

    (Предлагается выступить ученикам с понравившимися стихами, поговорками, статистическими данными о хлебе, рецепты по использованию чёрствого хлеба и т.п.)

    Пословицы и поговорки.

    Хлеб – батюшка, вода – матушка.

    Хлеб хлебу брат.

    Худ обед, когда хлеба нет.

    Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

    Хлеб да вода – мужицкая еда.

    Хлебушко – калач дедушка.

    У голодного хлеб на уме.

    Хлеба нет – корочка в честь.

    Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

     

    Человек хлебом живет, а не промыслом.

    Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

    Без хлеба, без соли худая беседа.

    Палата бела, а без хлеба в ней беда.

    Плевать на обед коли хлеба нет.

    Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

    Хлеб да соль, и обед пошел.

    Без хлеба, без соли никто не обедает.

    Не в пору и обед, коли хлеба нет.

    Хлеб черствый – обед честный.

    Стихотворения

    Хлеб

    ***

    Кто землю сам пахал, тот за столом
    Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
    Стянув на свежей скатерти узлом
    Во дни страды исхоженные стежки.

    Минуту я запомнил ту
    Из детства озорного.
    Вдруг скучно сделалось во рту
    От хлеба аржаного.

    Я тоже в поле вырос и окреп,
    Шел не прохожим по родному краю,
    И по тому, как люди ценят хлеб,
    Себе друзей в дорогу выбираю. (Николай Рыленков)

    И бросил наземь я кусок
    От дедушки украдкой.
    И наступил я на кусок
    Босой чумазой пяткой.

    И растоптал. И весь как был
    Зарылся носом в пыль я.
    А раньше дед меня не бил.
    И вообще не били. (Вл. Солоухон)


     

    Зернышко

    Перед этой пашнею
    Шапку скинь, сынок:
    Видишь, пробивается
    Хлебный стебелек.

    Теплится ли в зернышке
    Хлебная душа?

    Для него, для зернышка,
    Через всю страну
    Комсомольцы ехали
    Жить на целину.

    Сколько в это зернышко
    Вложено труда,
    Знает только солнышко,
    Ветер да вода.

    А потом с тревогою
    Весь народ весной
    Замирал над сводками
    Трудной посевной.
    Зернышко проклюнулось,
    Зернышко растет!
    Значит булки белые
    Будет есть народ. (Г. Граубин)

    Перед ним, малюсеньким,
    Крошечным зерном
    Долго думу трудную
    Думал агроном.
    Наклоняя голову,
    Слушал, не дыша,

    Особой ценой

    ***

    Утрами хлебный запах льется.
    Бегут буханки по лоткам.
    Я знаю, как тот хлеб дается
    Рабочим праведным рукам.
    Его формуют на рассвете,
    Чтоб он в духу румяно креп.
    Нет хлеба легкого на свете,
    Во все века
    Был трудным хлеб.
    Он труден летом и зимою,
    То сев, то жатва, то помол.
    Тот хлеб особою ценою
    Ложится пахарю на стол.
    Ему, как прежде,
    Так и ныне,
    Всегда была цена одна.
    Она не та, что в магазине,
    А та,
    Что во поле, цена. (Алексей Мишин)

    На поле, и в шахте, и в небе
    От милой отчизны вдали
    Немыслима жизнь без хлеба,
    Без хлеба родимой земли.
    В лазоревых лентах колосья
    Венчают державный наш герб,
    Хлеб – радость, и счастье, и гордость.
    Могущество Родины – хлеб! (Н. Медведев)

    Булка

    Три паренька по переулку
    Играя будто бы в футбол,
    Туда – сюда гоняли булку
    И забивали ею гол.
    Шел мимо незнакомый дядя,
    Остановился и вздохнул,
    И, на ребят почти не глядя,
    К той булке руку протянул.
    Потом, насупившись сердито,
    Он долго пыль с нее сдувал
    И вдруг спокойно и открыто
    При всех ее поцеловал.
    - Вы кто такой? – спросили дети,
    Забыв на время про футбол.
    - Я пекарь! – человек ответил,
    И с булкой медленно ушел.
    И это слово пахло хлебом
    И той особой теплотой,
    Которой налиты под небом
    Моря пшеницы золотой. (С. Михалков)

    Слово о хлебе

    Работают эпохи жернова,
    Меняет жизнь привычное теченье,
    Утрачивая прежнее значенье,
    Уходят устаревшие слова.

    Но есть слова, чей смысл так велик
    Что время обойтись без них не может,
    О них еще немало песен сложит
    О них серьезней думать повелит.

    Хочу сказать о добром слове “ХЛЕБ”,
    Которое весомее с годами,
    Судьбе его, просоленной слезами,
    Впечатавший в историю свой след…

    Тот след не зарастает ковылем…
    Под грозные военные раскаты
    И хлеб пошел с винтовкою в солдаты,
    Отстаивая землю под огнем…

    Но битва продолжается за хлеб.
    Еще сегодня гибнут на планете
    Не знающие вкуса хлеба дети,
    А кто-то к их страданьям глух и слеп.

    За словом “хлеб” - волнение и труд,
    Дожди, неурожаи, суховеи,
    Величие целинной эпопеи
    И времени пристрастие – строгий суд. (Ирина Набиева)

    Литература.

    1. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля том 2. М., 1984 г.
    2. Старинные русские пословицы и поговорки. М., 1983 г.



    Предварительный просмотр:

    Классный час "Здоровый образ жизни"

    Учитель: Бойко А.Я.

    Классный час на тему: « Здоровый образ жизни»

    Цели: 

    • формировать убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье, как самой главной ценности;
    • развивать у детей умение вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения;
    • формирование здорового образа жизни посредством правильного питания, учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
    • развивать познавательные интересы, поисковую активность детей, творческие способности, речь; воспитывать любовь к себе, к людям, к жизни.


    Ход классного часа:

                                                            Эпиграф:

                                                             Когда нет здоровья, молчит мудрость, не

                                                     может расцвести искусство, не играют силы,

                                                      бесполезно богатство и бессилен разум.                              /Древнегреческий историк, «отец истории» Геродот/


    1. Орг. момент. 


            Здравствуйте, дорогие ребята, гости! Закройте глаза и прислушайтесь

            Представьте, что мы с вами на острове, где сбываются мечты. Каждый из вас может выбрать из списка только одну мечту: Любовь, Дружба, Здоровье, Богатство, Слава, Семья, Счастье. Выбор за вами! (ребята по очереди говорят, что они выбирают). Подводится итог, что и сколько выбрали ребята.

           Большинство из вас не выбрали Здоровье. А без здоровья не может быть ни славы, ни любви, ни богатства, ни счастья.

            Мы при встрече говорим друг другу «здравствуйте». Это значит, что мы всем желаем здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о

     здоровье только тогда, когда его теряем.

    Здоровье – это самое замечательное состояние нашего организма. Когда мы с вами здоровы, чувствуем себя хорошо, мы спокойны. Мы легко занимаемся спортом и с радостью развлекаемся. Когда мы с вами здоровы, все органы нашего тела прекрасно функционируют, организм легко справляется с различными неблагоприятными влияниями окружающей среды. Какие вы знаете пословицы и поговорки о здоровье?

    (ученики приводят примеры, их можно также записать на доске)

    «Здоровье – всему голова»

    «Здоровому – всё здорово!»

    «Здоровье дороже денег!»

    «Здоров будешь – всего добудешь!»

    «Крепок телом, богат делом»                        Русские пословицы

    • Я вам предлагаю внимательно послушать одну сказку, и ответить на некоторые вопросы? 
      СКАЗКА Проблемная ситуация 
      В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя - сыновья часто и подолгу болели.
      Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались… 
      Что сказали мудрецы, мы узнаем попозже, а пока вы мне скажите: 
      - Как вы думаете, почему люди болеют? 
      (не занимаются спортом, не закаливаются, неправильно питаются, не ведут активный образ жизни, не ведут активный образ жизни, вредные привычки)

    ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ А сейчас вопрос ко всем: какие вредные привычки негативно сказываются на нашем здоровье? (курение, алкоголизм, наркомания)

    • Никотин влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм. Табачные смолы засоряют лёгкие.
    • Алкоголь опасен в любом возрасте, особенно в детском и подростковом возрасте. Он делает человека зависимым, к нему быстро привыкают. Организм постепенно разрушается. Разрушается печень, она перестаёт очищать кровь от вредных веществ.

    А теперь послушаем, что ответили правителю мудрецы.

    Самый старый из них сказал: «Здоровье человека зависит от его образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях». Выслушал правитель мудреца и приказал построить дом  здоровья для всех детей своей страны.


    - Как вы думаете, что было в этой школе здоровья, какие факторы здоровья в ней соблюдались? движение, закаливание, питание, режим, занятия спортом.

    - Что нужно сделать для того, чтобы быть здоровым?

             ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ Одной из составляющей здорового образа жизни является здоровое питание. Попробуем составить меню на один день.

    Разделите продукты питания на две группы: полезные и вредные.

    Полезные продукты                                Вредные  продукты

    Рыба, кефир, чипсы, геркулес, пепси, фанта, подсолнечное масло, жирное мясо, морковь, торты, лук, капуста, «Сникерс», яблоки, груши, шоколад, «Кириешки».

             Да, вы правы, нельзя есть чипсы, пить газированную воду, так как это все продукты, содержащие различные химические соединения, разрушающие наш организм. Что бы быть здоровым нужно питаться правильно, есть продукты, содержащие витамины, минеральные вещества, кальций, йод и т.д.

    А сейчас мы с вами  проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.

    ТЕСТ

    1. У меня часто плохой аппетит.

    2. После нескольких часов работы у меня  начинает болеть голова.

    3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

    4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

    5. Я почти не занимаюсь спортом.

    6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

    7. У меня часто кружится голова.

    8. В настоящее время я курю.

    9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

    10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

    За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

    Результаты.

    1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

    3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

    7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно свои привычки, иначе…

    Посмотрите результаты и сделайте для себя выводы.

    Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.

    КРОССВОРД Чтобы все наши мечты сбылись, нам всем необходимо то, что спряталось в кроссворде.

    Кроссворд «Здоровье»

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    1.

    Утром раньше поднимайся.

    Прыгай, бегай, отжимайся.

    Для здоровья, для порядка

    Людям всем нужна... (Зарядка.)

    2.

    Дождик теплый и густой,

    Это дождик не простой:

    Он без туч, без облаков

    Целый день идти готов. (Душ.)

    3.  

    Хочешь ты побить рекорд?

    Так тебе поможет ... (Спорт.)

    4.

    Он с тобою и со мною

    Шел лесными стежками,

    Друг походный за спиною

    На ремнях с застежками. (Рюкзак.)

    5.

    В новой стене,

    В круглом окне

    Днем стекло пробито,

    На ночь вставлено. (Прорубь.)

    6.

    Ясным утром вдоль дороги

    На траве блестит роса.

    По дороге едут ноги

    И бегут два колеса.

    У загадки есть ответ

    Это мой ... (Велосипед.)

    7.

     Есть, ребята, у меня

    Два серебряных коня.

    Езжу сразу на обоих -

    Что за кони у меня? (Коньки.)

    8.

    Чтоб большим спортсменом стать,

    Нужно очень много знать.

    И поможет здесь сноровка

    И, конечно,... (Тренировка.)

             На пересечение слов получилось слово здоровье. И это неслучайно, ведь итогом здорового образа жизни будет крепкое здоровье, которое поможет справиться со многими неприятностями жизни.

    МИНУТКА ОТДЫХА: Устали? Давайте отдохнем! Ребята, вам нужно сказать «Да» или «Нет»

    Вопросы:

    1. Зарядка - это источник бодрости и здоровья (да)
    2. Жвачка сохраняет зубы (нет)
    3. Кактусы снимают излучение от компьютера (нет)
    4. От курения ежегодно погибает более 10 тысяч человек (да)
    5. Бананы поднимают настроение (да)
    6. Морковь замедляет процесс старения организма (да)
    7. Есть безвредные наркотики (нет)
    8. Отказаться от курения легко (нет)
    9. Молоко полезнее йогурта (нет)
    10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги и руки (да)
    11. Недостаток солнца вызывает депрессию (да)
    12. Летом можно запастись витаминами на целый год (нет)
    13. Ежедневно надо выпивать два стакана молока   (да)
    14. Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой (да)

                      15 Ребенку достаточно спать ночью 8 часов (нет)

     А мне хочется познакомить вас с самым лучшим рецептом здоровья и счастья:

     «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути»

    Желаю вам крепкого здоровья!

    Берегите себя и своих близких!



    Предварительный просмотр:

    Разработка классного часа на тему "Что такое дружба?"

    Форма проведения классного часа – деловая игра.

    Цель – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу. В результате занятия участники смогут:

    • сформулировать понятие «дружба»,
    • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
    • приобретут навыки работы в сотрудничестве
    • поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

    Необходимые материалы:

    • скотч и ножницы в каждую группу,
    • 40 человечков, вырезанных из цветной бумаги, одинакового размера,
    • цветные карандаши или фломастеры,
    • белые листы бумаги А-4,
    • шесть маленьких рисунков солнышка, шесть маленьких рисунков облака, шесть малньких рисунков цветов, шесть маленьких рисунков сердец и один рисунок грозовой тучи.

    Блок – схема занятия.

    1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию». - 9 мин.
    2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. - 1 мин
    3. Мозговой штурм «Дружба – это …» - 5 мин.
    4. Игровое упражнение «Найди себе подобного». - 5 мин.
    5. Интерактивное упражнение «Моделирование дружбы». - 20 мин.
    6. Подведение итогов занятия. - 5 мин.

    Ход занятия.

    Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».(9 мин).

    С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.

    Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. (1 мин.).

    Мозговой штурм «Дружба – это …». (5 мин).

    1. Работа над понятием «дружба». «Дружба – это …». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
    2. Работа над понятием «зачем дружба нужна людям?».

    Игровое упражнение. (5 мин.).

    Для закрепления темы используется игровое упражнение «Найди себе подобного».

    • Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
    • Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
    • Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.
    • Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

    Обсуждение.

    • Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
    • Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
    • Какой рисунок у вас на спине?

    Моделирование дружбы в классе. (20 мин).

    Участникам предлагается смоделировать дружный коллектив класса.

    Ход выполнения интерактивного упражнения:

    Каждой группе дается свое собственное задание, и работать они будут в группе различными способами.

    Критерии оценки:

    • участники смоделировали дружбу в классе;
    • участники придерживались правила, работать дружно (за каждое нарушение вычитается 2 балла);
    • коллектив дружный;
    • участники использовали всех человечков.

    Если команда работала шумно, и члены команды постоянно ругались между собой, то это повлечет за собой снятие с команды баллов.

    Каждой группе раздаются по 10 человечков, вырезанных из цветной бумаги; ножницы; скотч.

    По истечении времени каждая группа должна:

    1. изложить логику дружбы в их коллективе;
    2. объяснить правила, по которым они работали, а так же поощрить активных и сообразительных детей.

    Осмотр проектов.

    Перед обсуждением участники осматривают проекты и голосуют за лучший.

    Командам задаются следующие вопросы.

    • Понравилось ли вам работать в данной команде?
    • У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему?
    • Какая группа хорошо справилась с задачей? Почему?
    • Какая группа не справилась с заданием? Почему?
    • Какая группа более всех довольна своим созданным коллективом?
    • Можно задать и дополнительные вопросы:
    • В какой группе был лидер?
    • Результат изменится или останется прежним, если поменять лидера?
    • Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?

    Подведение итогов занятия. (5 мин.)

    Учитель вместе с детьми подводит итог классного часа:

    • Что вы сегодня делали на уроке?
    • Каковы результаты работы?
    • Как вы чувствовали себя во время работы?
    • Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?
    • Что нового о дружбе узнали в процессе работы?
    • Можно ли назвать наш класс дружным?

    Окончание классного часа в школе на тему "Что такое настоящая дружба?"



    Предварительный просмотр:

    ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА

    Организационный момент

    1. Вступительная беседа

    -Дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Проведём его в форме устного журнала. У любого журнала есть странички, мы их будем открывать, и путешествовать по ним. Прежде чем, мы откроем 1 страничку, послушайте загадку и скажите, о чём пойдёт речь на уроке.

                                Круглый, а не колесо,

                                Горячий, а не солнце,

                                Не пирог, а есть можно. (БЛИН)

    Речь  пойдёт не о блинах, а о празднике Масленица.

    И журнал наш назовём « ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»  

    Открываем 1 страницу. А называется «МАСЛЕНИЦА – ПЕРЕЛОМНАЯ ПОРА».

    Масленица – переломная пора. Проводы зимы и встреча весны. Прощание со старым и радостное ожидание нового. В жизни природы и в жизни людей.

    - На что похож блин?

    Светит яркое солнце и пробуждается природа от долгого зимнего сна.

    « Блин румян, блин красивый,

    Словно солнышко весной

    Пар такой – всем сразу видно,

    Что весна идёт во двор».

     «На Руси блин считали символом солнца, знаком щедрого лета. Блин круглый как настоящее солнце». Блин по своей форме и цвету напоминает красное солнце. Блины пекли пшеничные, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста, 1 блин отдавали нищим – поминать умерших.

                         

    Тётушка Варвара, меня тётушка Матрёна послала. Дай сковородушку, мучки да подмазочки. Вода в печи, хочет блины печи. Где блины, тут и мы.

    Блины на Масленицу пекли каждый день.

    1-блины,2-блины,3-блинцы,4-блинчики,5-блинки,6-блиночки,7-царские .

    Открываем 2 страницу «КАЛЕНДАРИК МАСЛЕНИЦЫ»

    На этой странице мы узнаем, что главное в каждом праздничном дне Масленицы.

    Масленица, приходи 2 раза

    Радость нам с собой принеси.

    В понедельник мы встречаем,

    В воскресенье провожаем.

    Празднуем тебя мы все.

    (ВЫНОСЯТ МАСЛЕНИЦУ)

    -Вот и Масленица с нами!

    Понедельник - встреча

    Вторник - заигрыши

    Среда - лакомка

    Четверг - разгул, перелом , широкий четверг.

    Пятница - тёщины вечёрки

    Суббота  -золовкины посиделки

    Воскресенье - проводы, прощание, целовник, прощёный день.

    -Давайте расскажем о каждом дне.

    1день – ВСТРЕЧА

    Народ начинал встречу Масленицы с посещения родных. К 1 дню сооружались общественные горки, качели, столы со сладостями. Дети устраивали снежные горки,  ходили по домам и кричали « Подайте на Масленицу, на Великий пост». Кричали пока хозяева не выносили им старое тряпьё. Насобирают всякой всячины и выносят всё это на высокое место и жгли костры. Такой костёр называли «МАСЛЁНКОЙ»

    2 день - ЗАИГРЫШИ.

    Парни приглашали девушек кататься с гор, ходили в гости, ели блины, приглядывали невест, водили хороводы.

    -Давайте и мы сыграем в хоровод.

    -Княгини, мы да вас пришли. Молодые, мы да вас пришли?

    -Бояре, вы зачем пришли? Молодые, вы зачем пришли?

    -Княгине, мы невест выбирать? Молодые, мы невест выбирать?

    -А кто знает в какие игры играли на Масленицу?

    (Перетягивание каната, ходули, силовые состязания, катание на лошадях, прыжки в мешках)

     

    -На Масленицу, чтобы было весело можно выдумывать шутливые конкурсы и забавы.

    -Послушайте, в какие игры можно играть.

    А) «Кто быстрее на метле»

    (Пробежать верхом на метле змейкой и сбить кегли)

    Б) «Брось метлу»

    (Кто бросит дальше, тот и победит)

    В) «Русская баня»

    (Банным сухим веником «попарить» противника, кто быстрее обобьёт об него веник)

    Г) «Снежные горки»

    (Кто дальше всех съедят с горы)

    Д) «Кулачные бои»

    Е) «Бой мешками»

    (Сбить соломенным мешком с места соперника)

    Ё) Пели частушки, кто кого перепоёт «Хочешь победить подружку, спой весёлую частушку»).

    Ж) Нарисовать с завязанными глазами Масленицу.

    З) Перетягивание каната.

    -Давайте и мы поиграем.

    А) Кто быстрее съест блин, развернутый на тарелке, не прибегая к помощи рук.

    Б) Нарисовать Масленицу с завязанными глазами.

    Среда – 3 день  - ЛАКОМКА

    Ходили в гости друг к другу и накрывали стол с обильными угощениями. На столе было от  10 до 15 блюд.

    Четверг- РАЗГУЛ, ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ.

    Начинался масленичный разгул. Катание на лошадях, разные обряды и кулачные бои.

    Широкая Масленица

    Мы тобою хвалимся,

    На горках катаемся,

    Блинами объедаемся,

    Без блинов не Масленица

    Без пирогов не именины.

    С четверга Масленицу – чучело провозят на санях по деревне. Поют песни под гармошку. Катание на лошадях - необходимое развлечение на Масленицу.  Чем больше кто катается на лошадях, тем длиннее у того уродится лён в наступающем лете. Часто парни катаются с девушками  за которыми ухаживают. Гривы лошадей, сбрую украшали Ленточками, бубенчиками, колокольчиками. Масленица – гудит, шумит. Гуляющие едут в соседние деревни и всех поздравляют. Гуляния продолжаются до вечера.

    Пятница – ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ

    В этот день зетья угощали тёщ (мать жены) блинами. Зять приглашал тёщу в свой дом и совершался целый ритуал со своими традициями, передававшиеся из поколения в поколения. Тёща накануне вечером отсылала в дом зятю утварь; сковородку, плошку, котёл для замеса теста и зять должен сам замесить опару и испечь блины. Молодые звали в гости не просто так, на угощенья, но и для того, чтобы поучится уму разуму у старших, выслушать полезные советы и добрые напутствия, которые пригодятся молодым для дальнейшей жизни.

    Суббота - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

    Молодая невеста приглашала в гости всех родных. А те смотрели, какая она хозяйка. Невестка дарила всем подарочки (особенно сестре мужа – золовке). Неженатые парни и девушки строили снежные города и отвоёвывали их друг у друга. В субботу объявлялась родительская. Ходили на кладбище и поминали умерших. Блинами вскармливали  скот «Чтоб велась – не перевелась скотина»

    Воскресение – ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ. ПРОЩЁННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ МАСЛЕНИЦЫ.

    Сжигали соломенную Маслёну. Этим самым люди прогоняли зиму, и звали весну. Пепел рассеивали по полям, чтобы дать силу будущему урожаю.

    Прощай , Масленица!

    Прощай, голубушка!

    Пересмешница!

    Прощай, Дунюшка!

    А на тот год опять приезжай!

    Вечером с низким поклоном и поцелуями просили друг у друга прощенья. Принято было всех также прощать. Вся семья приходила в дом к старшему в роду. При этом говорили «Прости меня, пожалуйста, если всем виноват перед тобой. Блины пекли из пресного теста – тужили по Масленице, т.к. считали их не такие вкусные.

    - Так исстари весело, карнавально с выдумкой, с обильными угощениями и всепрощением провожали народ зиму, встречая весну, словно желая отгуляться и отвеселиться на весь Великий пост.

    -Мы закрываем 2 страницу и открываем 3 страницу.

    3 страница «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О МАСЛЕНИЦЕ»

    (Объяснить их значение)

    Блин не клин, брюхо не расколи.

    Масленица семь дней гуляет.

    Масленица объедуха, деньгами приберуха.

    Это Масленица идёт, блин да мёд несёт.

    Блин – брюху не порча.

    Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.

    Зять на двор, пирог на стол.



    Предварительный просмотр:

    Классный час  по правилам дорожного движения:

                                                    «Я – пешеход!»

                                                 Подготовила и провела:

                                          учитель технологии

                                                                       Бойко А.Я.

    Классный час  по правилам дорожного движения

    «Я – пешеход!»

    Цель: Закрепить знания учащихся о дорожных знаках, о правилах дорожного движения, правила безопасного подхода к школе; воспитывать культуру общения и поведения.

    Орг. момент

    - Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришел Незнайка. Он на уроке по ПДД получил «2», и просит помочь ему исправить эту оценку. Поможем Незнайке? Покажете  нашему гостю, как вы знаете правила дорожного движения? мы будем играть, разгадывать загадки, решать дорожные задачи, повторяя правила дорожного движения. За правильные ответы вы будете получать дорожные знаки. А Незнайка будет внимательно слушать, и учиться у вас.

    1. Отгадайте загадки:

    Встало с краю улицы в длинном сапоге

    Чучело трехглазое на одной ноге.

    Где машины движутся,

    Где сошлись пути,

    Помогает людям дорогу перейти.  (Светофор)

    Неживая, а идет,

    Неподвижна, а ведет. (Дорога)

    Что за «зебра»  на дороге?

    Все стоят, разинув рот.

    Ждут, когда мигнет зеленый,

    Значит это… (Переход)

    В школе вы - ученики,

    А в театре – зрители,

    А в музее, в зоопарке-

    Все мы посетители.

    Коль на улицу ты вышел,

    Знай приятель, наперед:

    Всех названий стал ты выше,

    Стал ты сразу… (Пешеход)

    -Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете  правила дорожного движения.

    1. Игра «Найди правильный ответ»

    - Каждой команде я раздам конверт с картинками. Вы должны внимательно рассмотреть картинки,  обсудите  и дайте правильный  ответ по ситуации. (В конверте лежат картинки , изображающие правильные и неправильные действия детей при переходе проезжей части и т. д.)

    1. Игра на внимание « Светофор»

    Если свет зажегся красный,

    Значит двигаться…( опасно)

    Свет зеленый говорит:

    «Проходите, путь…(открыт)

    Желтый свет- предупрежденье-

    Жди сигнала для …(движенья)

    -Объясняю правила игры:   я читаю предложение, а вы договариваете последнее слово.

    4. Конкурс « Угадай-ка»

    -  У  каждой команды есть картинки со  знаками дорожного движения. Я говорю вам загадку, а вы должны угадать,  о каком знаке   загадка.

    5 Конкурс «Собери дорожный знак»

    Командам раздаются разрезанные картинки с изображением дорожных знаков. Нужно правильно собрать знак и объяснить, что этот знак обозначает.

    6. Конкурс «Эта непростая задачка»

    -Я буду читать истории, а вы найдите ошибки, которые допустили герои

    1) Вини – пуху исполнилось 9 лет. На день рождения ему подарили велосипед. Вини обрадовался, сел на него и покатил. Он объехал 3 раза вокруг своего домика, проехал по двору 5 раз и выехал на дорогу, направляясь к дому Пятачка. Все правильно сделал Вини – Пух?

    2) Незнайка опаздывал на поезд. Красная Шапочка торопилась в аптеку, у нее заболела бабушка. Они увидели мальчика, который катался на велосипеде и  стали просить его подвезти. Кого подвез мальчик? (никого нельзя катать на велосипеде).

    7. Конкурс «Автомульти»

    - Ребята, вы любите мультфильмы? Тогда ответе на мои вопросы.

    На чем Емеля ехал к царю во дворец? (на печке)

    Во что превратила добрая фея  тыкву Золушки? (в карету)

    Любимый двухколесный транспорт Печкина? (велосипед)

    Личный транспорт Бабы Яги? (ступа)

    Ехали медведи на велосипеде,

    А за ним комарики ….. На чем? (на воздушном шарике)

    Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (велосипед)

    8 конкурс «Разрешается - запрещается»

    -Я задаю вопрос, а команды по очереди говорят, разрешается или запрещается.

    Играть на мостовой…. Запрещается.

    Переходить улицу на зеленый сигнал  светофора…. разрешается.

    Выбегать на проезжую часть……запрещается.

    Переходить улицу по подземному переходу… разрешается.

    Помогать старикам и старушкам переходить улицу…разрешается.

    Болтать и громко смеяться в транспорте…запрещается.

    Играть во дворе на специально отведенных площадках…разрешается.

    Кататься на велосипеде, не держась,  за руль…запрещается.

    Идти по тротуару слева…запрещается.

    Уступить место в транспорте пожилым людям…разрешается.

    Катать на велосипеде своих друзей…запрещается.

    Соблюдать правила дорожного движения…разрешается.

    Подведение итогов

    - Молодцы ребята! Вы все очень дружно работали и помогали друг другу. Я думаю, что Незнайка многому у вас научился. Спасибо за участие!



    Предварительный просмотр:

    Классный час "Этикет".

    Цели:

    1. Познакомить учащихся с кратким сводом правил поведения человека в современном обществе.
    2. Оценить уровень знаний учащихся в области этикета и скорректировать план индивидуальной и общеклассной работы с целью развития гуманистических начал добра, любви, уважения, милосердия.

    Ход занятия:

    Раздел 1

    Учитель: тема нашей сегодняшней беседы – этикет. Вы теперь уже взрослые и знаете, что это свод правил поведения, принятых в обществе. А как вы думаете, для чего нужны все эти правила, условности и ограничения? Может быть, проще и лучше прожить без них?

    Ответы детей и обсуждение.

    Учитель: проблема этикета волновала людей с давних времён. Человеческое общество в процессе своего развития создавало всё новые и новые кодексы поведения в попытке отыскать самый полный и совершенный. Давайте заглянем в прошлое и узнаем, каким был этикет раньше.

    Сообщения учащихся:

    • Возникновение в Японии в 1185 г. Сословия самураев обусловило появление «Бусидо» - так называемого кодекса рыцарской чести. Основными его правилами были: отказ от мирских благ и удовольствий, обязанность полного подчинения своему господину Сегуну, презрение к страданиям. А если самурай допускал неподчинение или другие проступки, то, согласно кодексу «Бусидо», он должен был смыть бесчестье и неудачи, покончив жизнь мучительным самоубийством «харакири».
    • В древнем Китае в 551 г. до н.э. жил мудрец Конфуций, создавший своё философское учение об этикете. В соответствии с ним отношения людей должны определяться следующими правилами: плати добром за добро, уважай старших по возрасту и общественному положению, проявляй заботу о младших, соблюдай семейные традиции.
    • В древнем Риме в среде знатных и богатых господ общепринятыми канонами поведения были: жизнь ради собственного удовольствия, стремление к роскоши, презрение к рабам, которых не считали за людей и которых разрешалось даже лишать жизни по прихоти хозяина.
    • Христианская религия проповедовала смирение, всепрощение, покаяние, покорность судьбе и отречение от земных благ. 

    Учитель: о том, какие правила поведения приняты в обществе в наши дни, мы побеседуем в конце нашего классного часа. А сейчас я прочитаю вам басню, которая называется «Пир». Прослушайте её внимательно, затем мы обменяемся мнениями и выясним, какие ошибки с точки зрения этикета допустили герои.

    (Можно заранее с детьми поставить басню)

    Раздел 2.

    Однажды Лев затеял пир честной
    И множество гостей он позднею весной
    Созвал из всех своих владений.
    Чтоб уберечь от нравственных падений,
    Войну пресечь и помирить их всех,
    Он приготовил множество потех
    Для светских времяпровождений.
    В лесу большой накрыт был стол,
    Чтоб каждый из возможных зол и бед,
    Мог выбрать меньшую – обед.

    На праздник сей сошлись друзья,
    Пестрейшая компания:
    Лев – царь с златой роскошной гривой
    Сидел с осанкой горделивой,
    И взгляд, что молнии метал,
    В душе у каждого читал.
    Лисичка, рыжая краса,
    По лапу правую сидела,
    На всех хозяйкою глядела,
    За Львом следила искоса
    И вытворяла чудеса:
    - Ах, гости! Будьте здесь как дома,
    Не забывая, что в гостях!
    Порядок всё же не пустяк.
    Вам положение знакомо.
    Всё нынче дорого, и всяк
    В еде свою пусть меру знает,
    Ведёт себя, как подобает!
    Ну что ж, преступим без стесненья, -
    И молвила без промедленья,
    Склонясь ко Льву и снизив тон:
    - Ах, милый! В пору выйти вон!
    Ведь с головы и до хвоста
    Все гости – серость, беднота!
    А мы с тобой другого круга:
    Ты – Царь, а я – Твоя подруга!
    А здесь Осёл, Козёл и пёс.
    Рога, копыта, мокрый нос.
    И, Боже! Что же вижу я?!
    Да это, кажется, Свинья!
    - Проголодавшись не на шутку
    Не по звонку, а по желудку
    Я припожаловала к вам.
    И сидя здесь, нет, лучше там! –
    Прохрюкала Свинья, пошла
    И чьё-то место заняла,
    Явившись в зал без приглашенья
    И без законного решенья.

    Медведь, устав от важных дел,
    Пришёл последним в свой удел.
    Поприветствовал сердечно.
    Видит, время быстротечно,
    И полон яств зелёный дом,
    Да места нету за столом.
    - Кто не успел, тот опоздал! –
    Запальчиво Козёл сказал.
    Вот он едва лишь слово вставил,
    Как Пёс его уже облаял!
    - Но ты, Козёл, нельзя ли тише!
    Ведь я сильней и рангом выше,
    И то молчу! – заметил Пёс,
    Задравши гордо кверху нос.
    - Да это свинство! Знаю я! –
    Сурово хрюкнула Свинья.
    А Осёл, взглянув сердито,
    Поднял уши, вздёрнул хвост:
    - Не корректен ваш вопрос! –
    Он заметил деловито, -
    Медведь совсем неладно скроен
    И приглашенья не достоин!
    - Столько ест он, столько пьёт!
    Прахом весь доход пойдёт! –
    Тихо взвизгнула Лиса,
    Выдирая волоса.
    - Мог бы я вас всех задрать!!! –
    Гнев стараясь удержать,
    Молвил им Медведь в ответ, -
    Но я-то знаю этикет!
    Сказать ещё что – не нашёл.
    Попрощавшись, он ушёл.
    Лапой Лев прикрыл глаза,
    Что-то вякнула Коза,
    Стих даже писк лесных Мышей.
    Все покраснели до ушей.

    Мораль сей басни такова:
    Чтоб за себя не стало стыдно,
    И чтобы не было обидно
    Другим за грубые слова,
    Здесь есть один простой секрет –
    Соблюдайте этикет!!!

    Раздел 3

    Учитель: вот и всё. А теперь попрошу каждого высказать своё мнение. Насколько верным было поведение героев басни? Кто, на ваш взгляд, вёл себя более прилично и почему? Как вы думаете, какой должна быть реакция Льва в этой ситуации?

    Раздел 4

    Учитель: теперь, когда мы обменялись мнениями, подведём итог нашей беседы. Какими правилами должен руководствоваться человек, знающий этикет?

    Ответы детей можно записать на доске.

    • Быть точным и аккуратным
    • Уметь владеть собой, не «срывать зло» на окружающих
    • Воспитанный человек никогда не даст слова, если твёрдо не уверен в возможности его выполнения.
    • Он внимательно слушает собеседника, не перебивая его, пока тот не закончит рассказ. Даже в соре никогда не повышает голоса.
    • Необходимо избегать назойливости: если ваше присутствие неприятно человеку – оставьте его.
    • В гостях нужно вести себя так, чтобы ваше присутствие было приятно и для хозяев, и для гостей.
    • Гостей надо встречать приветливо. Если хозяин чем-то огорчён, он должен вести себя так, чтобы гости этого не заметили.
    • За проявленное к вам внимание, заботу, за любую услугу следует поблагодарить и ответить взаимной услугой и вниманием.
    • За причиненное неудобство нужно сразу же попросить прощения.

    Это лишь часть правил хорошего тона, но применение даже этой малой части облегчит вашу жизнь, потому что хорошие манеры необходимы каждому. Но для того, чтобы стать культурным человеком, мало знать этикет, нужно следовать этим правилам всегда. В этом секрет успеха!

    Использованная литература:

    1. «Краткий словарь по философии». Под ред. И.В. Блауберга и И.К. Пантина.
    2. «Словарь по этике». Под ред. И.С. Кона.
    3. Д.С. Лихачёв «Письма о добром».
    4. «Азбука для несовершеннолетних». Сост. А.Алексеева, А. Стреляный.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка классного часа для старшеклассников по ППБ "Огонь. Друг или враг?"

    Классный час "Огонь. Друг или враг? " разработан с использованием активных методов обучения.  Цель классного часа: создание условий для формирования активной гражданской позиции,формирования умения а...

    Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

    Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

    Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»

    Пояснительная записка (для педагога)Автор материала (ФИО)Майгорова  Дарига СанзасбаевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель-дефектологОбразовательное учреждениеГосударственное Б...

    Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

    Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

    Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

    Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

    Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

    План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

    Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

    В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...