Классный час по правам ребёнка 7 класс
классный час (7 класс) на тему

Вашлаева Наталья Ивановна

Классный час "Конвенция о правах ребёнка" был проведён в 7 Б классе в предверии дня правовой помощи детям. Информация изложена доступно и с занимательными моментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konwenzia.rar14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 19.11.2014

Класс: 7

Тема:  "Изучаем Конвенцию о правах ребенка"

Форма: Классный час

Цель: 

  • познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции; обобщить знания школьников об основных правах ребёнка; способствовать осознанию ответственности за свои права;
  • развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
  • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам, формировать положительное отношение к правам других.

Слово учителя. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

Уч: Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе со взрослыми для серьёзного разговора.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!

 1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

3-й ученик. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

4-й ученик. Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

 1-й ученик. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН «О правах ребенка». Конвенция «О правах ребенка» вступила в силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года (Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955).

2-й ученик. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

3-й ученик. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

4-й ученик В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея  ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180. Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Наше государство тоже подписало этот документ. Это произошло в ноябре 1990 г.

В Конвенции о правах ребенка  речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

Конвенция- это достаточно большой документ, перечислим основные положения:

Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.

Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.

Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.

Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

Ребёнок имеет право на образование.

Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Учитель:

Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)

Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Проблема защиты детства чрезвычайно остра.

- Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)

Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?

Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:

Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться  теми, кто его подписал.

 (На доске вывешиваются слова: Конвенция, права.)

Подумай и запиши 6 прав, которыми по твоему мнению, должен обладать ребёнок.

• Имя
• Гражданство
• Надлежащее питание
• Жилище
• Медицинское обслуживание
• Здоровый рост и развитие
• Защиту от жестокости
• Выражение своих мыслей и др.

Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64), зачитываются самые известные статьи :

Статья 20: каждый имеет право на жизнь
Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность
Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания
Статья 31: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митинги
Статья 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностей
Статья 40: каждый имеет право на жилище
Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Статья 43: каждый имеет право на образование

Но учтите:

1. Непременным условием реализации прав является то, что эти права не должны нарушать прав других людей
2. Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от самого себя

Учитель:

Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

(Обратить внимание на вопросы, которые даны на доске.)

Можно ли не допускать ссор?

В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?

Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

Разыгрывается сценка.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

 Учитель. А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни.

Сценка «чужое письмо»

На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их.

Нина. А ты не пойдешь на физкультуру?

Ира. Нет, я освобождена.

Все уходят, кроме Иры. Она садится и начинает рисовать.

И р а. Ой, стерки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю.

Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Нина.

Н и на. Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Ира. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

Учащиеся высказывают свое мнение.

— А теперь рассмотрим другую ситуацию.

Сценка «Громкая музыка»

— Тихим воскресным утром Степа пришел в гости к своему приятелю Коле.

Коля. Заходи! Мне папа подарил новый музыкальный диск, песни классные! Давай послушаем.

Степа. А давай лучше поставим колонки на подоконник и включим погромче — пусть все послушают!

Мальчики ставят магнитофон на подоконник и включают его погромче.

Коля. Ой, я совсем забыл, ведь папа мне еще и игру новую подарил. Пойдем в другую комнату, поиграем.

Ребята уходят, забыв выключить магнитофон.

(Изображение нескольких окон в доме:

— женщина с завязанной головой;

— женщина, укладывающая ребенка;

— мужчина, работающий с документами, сидя за столом.)

Учитель. Я хочу услышать ваше мнение: имеет ли право Коля включать так громко музыку, даже если он считает, что таким образом он проводит свой  досуг? (Обсуждение.)

— Сегодня мы с вами поговорили не только о правах, но и о некоторых обязанностях граждан по отношению к другим гражданам.

Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность? Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения/

Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего? (Спросить родителей)

А какие обязанности у учеников?

А откуда вы это знаете? /Устав школы/

Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника( учащиеся называют, взрослый фиксирует на доске)

Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/.

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

Право на свободу вступление в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

На доске анаграммы:

Н О К Е В Н И Ц Я

Р Д О Т И Е И Л , Г О У С А Р Д Т С О В

И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.

Вопросы:

Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

Какие основные права вам известны?

В каком международном документе записаны права детей?

Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?

В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

Слово учителя:

Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

В Конвенции каждый найдет
На вопрос ответ. Помни!
Ребёнком считают того,
Кто не достиг 18 лет.
Сколько бы ни было в мире детишек

Чёрных и белых, девчонок, мальчишек.

Все их права и ценны и равны
Взрослые – Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны – это ТЫ!

Должен любой президент понимать,

Лишь там превращаются в правду мечты
Где детям готовы всё лучшее дать.

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Иришки.

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки

Пользуются с первых дней правами своими

– ведь с пелёнок человек получает имя!

Помни! Куда бы ты ни пришел, любой государственный дядя.

Дела иные отложит в стол твоих интересов радию

Я расту на радость маме, но приходится признать,

Чтоб я вырос лучшим самым

Как мне много нужно знать.

ПРАВА СВОИ ЗНАЙТЕ! ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества....

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

КЛАССНЫЙ ЧАС «ВАШИ ПРАВА», 5 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3796522","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 239px; width: 240px;"}}]]          ...

Классный час о правах ребёнка

Классный час с элементами игры и практичскими заданиями в группах...

План-конспект классного часа "Права ребёнка - права человека".

Ознакомить обучащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»,спобствовать формированию у подростков правовой культ...

Методическая разработка классного часа "«О правах ребёнка – во весь голос!» для учащихся 6 класса

Методическая разработка классного часа "«О правах ребёнка – во весь голос!» для учащихся 6 класса....

Конспект классного часа "Мои права". (5 класс)

Цель урока: познакомить пятиклассников с правами ребёнка...