Главные вкладки

    Методическая разработка классного часа "«О правах ребёнка – во весь голос!» для учащихся 6 класса
    классный час (6 класс) на тему

    Данилова Анастасия Михайловна

    Методическая разработка классного часа "«О правах ребёнка – во весь голос!» для учащихся 6 класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Классный час в 6  классе «О правах ребёнка – во весь голос!»

    Цели:

    • Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни
    •  соотнести права и обязанности детей;
    • способствовать осознанию ответственности за свои права;
    • формировать положительное отношение к правам других.

    Задачи:

    • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
    • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

    Ход мероприятия: (Презентация слайд 1)

    Учитель:

    Знают все, как дважды два,

    У ребенка есть права:

    Руки мыть и уши,

    Много каши кушать,

    Утром заправлять кровать,

    По хозяйству помогать,

    Хорошо учиться, 

    Рано спать ложиться,

    Слово данное держать,

    Никого не обижать,

    Не грубить, не драться,

    Спортом заниматься,

    Вежливым и добрым быть,

    Маму с папою любить!

    И скажу вам по секрету:

    Лучше прав на свете нету. 

    1-й ученик: Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

    2-й ученик: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войн, чтоб никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

    3-й ученик: Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали его права.

    Учитель: (слайд 2)

    А случилось это 20 ноября 1989 года. Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о правах ребенка. На территории РФ Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребенка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить детям все государства - участники Конвенции. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

    В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. И все взрослые должны иметь одинаковые обязанности. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны имели бы с точки зрения соблюдения прав ребенка как можно более широкие возможности. Ни один ребенок не должен страдать из-за того, что он родился не в той стране, в которой он сейчас живет. (слайд 3)

    О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?
             На столах ребята  у вас лежат листы, на которых перечислены основные права детей –  основные статьи из Конвенции о правах ребенка. Ознакомьтесь с ними. (
    Приложение № 1)

    Путь к Конвенции о правах ребенка был очень долгим. С 10 декабря 1948 по 20 ноября 1989 гг. Одна из статей Конвенции гласит, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Все взрослые любой страны обязаны обеспечивать жизнь, здоровье и развитие детей. Вам покажется, что это само собой разумеется. Да, это должно быть само собой разумеющимся, но, к сожалению, бывает и приблизительно так...

    Инсценировка сказки «Морозко» (слайд 4)

    Сказочник. Жил-был дед (выходит дед, садится на скамеечку), да с другой женой (выходит жена, садится рядом с дедом). У деда была дочка (выходит дочка, садится между дедом и бабой), и у бабы была дочка (выходит, садится рядом с матерью). Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита (падчерица подправляет что-то в туалете мачехи) и недовернешься - бита (девочки изображают сценку). А родная дочь что ни сделает - за все гладят ее по голове: умница (мачеха гладит по голове свою дочь).

    Все, кроме падчерицы, грызут семечки; падчерица работает.

    Сказочник. Падчерица дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до света... (Старуха сидит с недовольным видом.)

    Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить...

    Мачеха. Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

    Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспорить.

    Старик. Собирайся, милая дочь.

    Уходят.

    Слово учителя: Ребята, какое право нарушала мачеха в сказке «Морозко»?

     Правильно ребята. Эта жестокая женщина нарушила права ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности.

    А теперь давайте проверим, внимательно ли вы изучили статьи из Конвенции.

    «Литературно-правовая викторина» (Слайд 5 - 14)
    (назвать, какое право нарушено в каждой сказке)

    1. Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)
    2. Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)
    3. Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)
    4. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)
    5. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
    6. Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Право быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети)
    7. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает? (Право на личную жизнь, тайну корреспонденции)
    8. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)
    9. Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища) 
    10. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)

    Сценка из школьной жизни. 
    (На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).
    Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру?
    Оля. Нет, я освобождена.
    (Все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать.)
    Оля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Наташи возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа)
    Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?
    Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
    Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?
    (Учащиеся высказывают свое мнение).

    Физкультминутка. (слайд 15)

    Игра «Если в школу ты идешь»

    А какие же вещи можно приносить в школу? Предлагаю выйти из-за парт. Я буду читать стихотворение. А вы хлопайте в ладоши, если такие вещи в школе нужны; не нужны – приседайте.

    Если в школу ты идёшь,

    То в портфель с собой берёшь:

    - В клеточку тетрадку?

    - Новую рогатку?

    - Веник для уборки?

    - Дневник для пятёрки?

    - Альбом и краски?

    - Карнавальные маски?

    - Азбуку в картинках?

    - Рваные ботинки?

    - Фломастеры и ручку?

    - Гвоздиков кучку?

    - Карандаши цветные?

    - Матрасы надувные?

    Музыкальная викторина:

    (надо  прослушать несколько песен и определить о каком праве поется в песне.)

    1. «Песня бременских музыкантов» – Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.
    2. «Чему учат в школе» – Право на образование.
    3. «Песенка мамонтенка» – Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки желанию. Право жить и воспитываться родителями.
    4. «Чунга-Чанга» – Право на отдых. Право пользоваться благами. 
    5. «В каждом маленьком ребенке» – Право на всестороннее развитие. 

    Слово учителя: Конвенция написана как бы навырост. Человек растет, крепнет, обретает жизненный опыт. Он как бы поднимается по ступеням, и для каждой новой ступени в Конвенции можно найти необходимые права и гарантии.

    Но у детей существуют еще и обязанности. Есть ли они у вас? Давайте, посмотрим, знаете ли вы их?

    «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ» (слайд 16)

    (распределить права и обязанности школьников)

    1. Бесплатное образование
    2. Активность в приобретении знаний
    3. Уважать мнение всех учащихся и учителей
    4. Удобное рабочее место
    5. Посещать школу в предназначенное для этого время
    6. Защита личной собственности
    7. Посещение школьных мероприятий
    8. Не пропускать учебные занятия без уважительной причины
    9. Вести себя корректно на переменах и на уроках
    10. Деловое сотрудничество с учителем
    11. Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности
    12. Беречь школьное имущество

    (Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10  Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12)

    Вывод. Мы сегодня с Вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.
    - Какие документы защищают ваши права? 
    - Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? 
    Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

    Давайте с вами нарисуем общий плакат, отображающий права и обязанности ребёнка.

    Этап Рефлексия (смайлики)

    На партах у вас находятся смайлики: гарусный и весёлый.

    Вам предстоит выбрать тот смайлик, который отображает ваше настроение.

    Учитель: Закончить бы хотелось словами Василия Александровича Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (слайд 17)

    Ученик:  Над миром пролетают годы,

    Приходит лето за весной,

    Мы все – как дети у природы

    И что же нам делить с тобой?

    Пускай, различны цветом кожи,

    Поем на разных языках,        

    Но дети мы, и тем похожи.

    И мир – у нас с тобой в руках.

    Пусть будет мир на всей планете

    И в каждой маленькой стране.

    Пусть весело смеются дети

    И все забудут о войне.

    Играет песня «Пусть всегда будет солнце»

    Приложение №1.

    Перечень прав ребёнка из «Конвенции о правах ребёнка»

    Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
    Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
    Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
    Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
    Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
    Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
    Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
    Статья 14. Право исповедовать любую религию.
    Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
    Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
    Статья 17. Право на доступ к информации.
    Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
    Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. 
    Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
    Статья 28. Право на образование.
    Статья 31. Право на отдых и досуг.
    Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
    Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
    Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
    Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка классного часа "Ты - женщина, и этим ты права"

    Методическая разработка классного часа "Ты женщина и этим ты права" предназначена для проведения мероприятия посвященному празднованию Международного женского дня 8 марта. Реализоывается в начальном п...

    Методическая разработка классного часа "Правила поведения в школе"

    Классный час проводится в 5 классе см целью ознакомит учащихся с правилами поведения в школе...

    Методическая разработка классного часа «Здоровые дети –в здоровой семье» для 6-8 классов

    Задачи: 1. Напомнить основные правила здорового образа жизни. 2. Мотивировать обучающихся к ведению здорового образа жизни. 3. Развивать внимание, мышление, речь, умение обучающихся работать ...

    Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

    В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

    Методическая разработка классного часа на тему: «Защита от нападения» для учащихся 6-7 классов.

    Данная методическая разработка посвящена вопросам безопасности жизнедеятельности подростков, нахожению путей выхода из трудных жизненных ситуаций, психологическим основам самозащиты....