Тематический классный час ЭТИКЕТ ДЛЯ МЕНЯ
классный час на тему

Цыганкова Инна Анатольевна

«Все начинается с детства». Как необходимо вовремя повлиять на формирование лучших качеств души ребенка и помочь родителям воспитать доброго, отзывчивого, чуткого и честного человека, сохраняющего приобретенные навыки на всю жизнь.

В наше время, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что среди детей много юных снобов и тех, кто хочет жить легко и бездумно. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы с любовью и терпением научить детей умению общаться с людьми, сделать их более организованными, приятными и красивыми, чтобы в них сочетались нравственные и эстетические качества.

Обучением этикету, своду правил, регулирующих внешние формы поведения, необходимо заниматься не от случая к случаю, и одна-две беседы с проведением яркого «воспитательного часа» не дает сразу ожидаемых результатов. Просто научить Такту нельзя, а развить его, безусловно, можно. Опирайтесь на мир чувств ребенка, чтобы приобретенные понятия он соотносил с опытом своего поведения.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми: Для чего нужны хорошие манеры, которые должны стать внутренней потребностью? Влияют ли взаимоотношения с людьми на настроение? Надо ли учитывать при общении психологический склад и внутренний мир человека? Как воспитать и развить свои достоинства, деликатность и такт?

Основные понятия:

Этика — одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности), которая помогает выработать свою жизненную ориентацию и дает возможность оценить поступки свои и окружающих людей.

Этикет — соглашение между людьми о том, что принято, и что не принято в обществе, что является правильным и неправильным, рассматривает главным образом поведение людей в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket_dlya_menya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ЭТИКЕТ ДЛЯ МЕНЯ»

Рекомендации:

«Все начинается с детства». Как необходимо вовремя повлиять на формирование лучших качеств души ребенка и помочь родителям воспитать доброго, отзывчивого, чуткого и честного человека, сохраняющего приобретенные навыки на всю жизнь.

В наше время, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что среди детей много юных снобов и тех, кто хочет жить легко и бездумно. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы с любовью и терпением научить детей умению общаться с людьми, сделать их более организованными, приятными и красивыми, чтобы в них сочетались нравственные и эстетические качества.

Обучением этикету, своду правил, регулирующих внешние формы поведения, необходимо заниматься не от случая к случаю, и одна-две беседы с проведением яркого «воспитательного часа» не дает сразу ожидаемых результатов. Просто научить Такту нельзя, а развить его, безусловно, можно. Опирайтесь на мир чувств ребенка, чтобы приобретенные понятия он соотносил с опытом своего поведения.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

  • Для чего нужны хорошие манеры, которые должны стать внутренней потребностью?
  • Влияют ли взаимоотношения с людьми на настроение?
  • Надо ли учитывать при общении психологический склад и внутренний мир человека?
  • Как воспитать и развить свои достоинства, деликатность и такт?

Основные понятия:

Этика — одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности), которая помогает выработать свою жизненную ориентацию и дает возможность оценить поступки свои и окружающих людей.

Этикет — соглашение между людьми о том, что принято, и что не принято в обществе, что является правильным и неправильным, рассматривает главным образом поведение людей в повседневной жизни.

Подготовительный этап: эпиграф, написанный на плакате, музыка, зонтик для Мэри Поппинс, волшебная коробочка, цветные карточки, плащ и корона для девочки Улыбки, звезды желтого цвета.

Алгоритм деятельности:

Вступление, введение в тему.

Ш Эпиграфом сегодняшней встречи будут слова народной пословицы: «Посеешь Поступок — пожнешь Привычку, посеешь Привычку — пожнешь Характер, посеешь Характер — пожнешь Судьбу». Как вы думаете, почему так происходит? Предполагаемые ответы:

  • Думаю, что то, как поступает человек, какие привычки он имеет, многое значит в его жизни.
  • Характер человека воспитывается его поступками, и от того, каким он будет, зависит его будущее. Правильно оценивая свое поведение, можно избежать неприятностей.

(Пусть больше детей выскажут свое мнение.)

Воспитанный человек всегда вежлив, деликатен, доброжелателен по отношению к окружающим людям и, конечно, ему присуща тактичность.

Неожиданный стук в дверь. Появляется красивая девушка (ее роль может исполнять старшеклассница), со вкусом одетая, в платье гувернантки, с зонтиком.

— Добрый день, дорогие дети! Вы заметили, какой сегодня замечательный день? Разрешите поприсутствовать на вашей беседе? Вы, конечно, меня "узнали? Да, я ваша любимая Мэри Поппинс, которая решила непременно встретиться со своими любимыми детьми и помочь им овладеть хорошими манерами. Итак, улыбнитесь мне и друг другу, начнем первое занятие.

(Мэри Поппинс открывает свой волшебный зонтик, звучит музыка... и в ее руках оказывается волшебная коробочка.)

—        Посмотрите сюда, дети. Открыв крышку этой волшебной коробочки, вы станете свидетелями удивительных превращений, которые иногда бывают на вашей Земле благодаря нам, волшебникам. Знаю, что вы любите игры. Поэтому хочу поиграть с вами на нашем первом занятии в логическую игру «Закончи фразу» и узнать, кто же мой достойный ученик. И так, я начну предложение, а вы должны его продолжить:

(Мэри Поппинс достает из коробочки звезды, окрашенные в ярко-желтый цвет, на которых написаны фразы.)

—        иметь опрятный, чистый внешний вид нужно, потому что ...

(правильно ответившему вручается право повесить звезду на доске)

—нельзя ходить злым и раздражительным, так. как ...

  • говоря бабушке, что она ничего не понимает, это свидетельствует о ...
  • если во время завтрака и обеда ты набрасываешься на еду, выбирая самые большие и лучшие куски, тебя сочтут ...
  • будет неплохо, если ты позаботишься о своих сестренке или братишке, потому что ...
  • деликатность может удержать человека от ...
  • здороваться первым, значит ...

—если ты хочешь что-то спросить, нужно ...

—        предложить женщине или старшему тебя место, значит ...

Какими же качествами нужно руководствоваться?

(На обратной стороне звезд написаны понятия: культура поведения, такт, вежливость, деликатность, обходительность, порядочность, благодарность, учтивость, обходительность.)

Вот видите, мои дорогие дети, благодаря вашим правильным ответам мои волшебные звезды высвечивают важные понятия, которые должны стать вашими верными спутниками в жизни.

(Мэри Поппинс вновь открывает зонтик, вновь звучит музыка...)

А теперь наше второе занятие. Часто мы спрашиваем друг у друга: какое у тебя настроение? И это не случайно. Наверное, вы и сами замечали, что когда настроение хорошее, то многие вещи нам нравятся, дела все ладятся, все получается, а когда плохое — то все окрашено как бы в черный цвет, и люди почему-то кругом какие-то злые, а хорошего

мы просто не замечаем. Постарайтесь вовремя оценить свое настроение. Это совсем нетрудно. Сначала приучите себя наблюдать за собой и ставить в своей записной книжке соответствующие знаки, узнаваемые только вами. Например, ваше настроение сегодня грустное — пометьте это синей тучкой, вот такой, а если настроение спокойное, то это снежинка; если восторженное, радостное — нарисуйте солнышко.

Конечно, вы можете придумать свои символы настроения, главное, чтобы вы хотели этим заниматься, потому что в будущем такая работа над собой приведет к хорошим результатам. Вы убедитесь, что когда вы находитесь в доброжелательном настроении, все вам хочется выполнять как можно лучше, быть вежливее. Вы станете чутче не только к себе, а обязательно и к другим, окружающим. Это повлияет на ваши отношения с друзьями, родными и просто знакомыми. Каждую неделю просматривайте сбои рисунки-символы. Каких окажется больше? Как вы думаете, если будет больше хмурых, легко ли иметь дело с человеком, который скисает от любой неприятности, не умеет противостоять трудностям, огорчается по пустякам? Что же делать, спросите вы? Простой рецепт на все случаи жизни, конечно, дать трудно. Но... я знаю, что вы ждете от меня превращений, которые я обещала... Секундочку...

(Мэри Поппинс подходит к одной из девочек, с которой заранее была оговорена роль помощницы. Произносятся слова волшебного заклинания, девочка забегает за зонтик Мэри Поппинс и быстро надевает плащ и корону, на которой написано «Улыбка».)

А вот моя помощница — Волшебная Улыбка. Это она помогает «растопить» сердца и совершать благородные поступки.

Девочка Улыбка: У меня много чудесных свойств, это доказывают серьезные научные исследования психологов и физиологов. Во-первых, я поднимаю настроение, даже если бываю искусственной. Во-вторых, располагаю к себе окружающих, вызываю ответные положительные эмоции. В-третьих, подтягиваются все мышцы лица, а это позволяет выглядеть мило. Я творю настроение!

Советую вам следовать моим упражнениям. По мнению психологов, они очень эффективны.

Упражнение № 1. Когда вы одни в комнате, поставьте перед собой зеркало и внимательно посмотрите на свое изображение. Приветливо ли вы смотрите? Улыбнитесь! Какая у вас улыбка? Приветливая? Натянутая? Смущенная? Неуверенная? Неискренняя? Повторите упражнение несколько раз и выберите для себя ту, которая вам поможет в общении с людьми.

Упражнение № 2. Сильно наморщите лоб, представьте себе, как кожа собирается в гармошку, как будто вы очень сильно чем-то недовольны, потом резко расслабьте мышцы лица так, чтобы лоб абсолютно разгладился. Повторите упражнение несколько раз. Главное — запомните то ощущение расслабления и покоя, которое при этом возникает.

Мои советы помогут вам успокоиться и создать настроение!

А ведь настроение — вещь тонкая и деликатная.

А теперь наше третье занятие «Мелочи жизни».

Мэри Поппинс: Существуют ли на самом деле мелочи жизни? Как вы считаете? Сейчас моя Волшебная Улыбка раздаст каждому из вас сигнальные карточки, на мои вопросы вы будете отвечать поднятием одной из них. Если вы считаете поступок, о котором я вам скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете — зеленую. Приготовились?

* Входит в комнату человек, со всеми здоровается—это ...

* Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает — это ...

* Говорить спокойным, ровным голосом — это ...

* Плакать по пустякам — это ...

* Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами — это ...

* Сердиться, если не попал на просмотр фильма—        это ...

* Глотать наспех завтрак в буфете — это ...

* Вы обещали позвонить по телефону и забыли— это ...

* Вы опоздали на запланированную встречу—это ...

Каких же карточек вы поднимали больше? Получается, что вы, мои благородные воспитанники, правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо.

Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку.

А делать комплименты и искренне радоваться успехам товарищей — это мелочи жизни? Давайте потренируемся, как надо говорить добрые слова друг Другу. В моей волшебной коробочке есть задания, выполняя которые вы станете любезными и галантными. Вот - и будет еще одно превращение.

Приглашаются двое детей, они достают карточку и читают задание. Один читает другой отвечает, потом наоборот.

1.Я тебя сегодня нечаянно толкнул. (Извини, пожалуйста. Я постараюсь в следующий раз быть внимательнее.)

  1. Твой друг стал победителем спортивных соревнований. Что ты ему скажешь?
  2. Твоя подруга достала для тебя книгу, которую ты очень хотела почитать. Какие слова благодарности ты найдешь?
  3. Тебе подарили вещь, о приобретении которой ты давно мечтал. Как ты проявишь чувство удовольствия?
  4. Тебя пропустили вперед при входе в помещение. Как ты поблагодаришь?
  5. Ты забыл на урок принести чистую тетрадь, а тебя выручил одноклассник. Твои действия.
  6. Тебя в ссоре обидели, но ты не хочешь портить отношения. Что ты скажешь?
  7. Тебе не ответили на письмо, ответ на которое ты ждешь. Что ты напишешь снова?

Мэри Поппинс: Дети, постарайтесь быть терпимыми к недостаткам других людей. Все еще можно изменить с помощью Улыбки, и Такта, и Настроения.

Мои благовоспитанные дети! Мне, к сожалению, пора улетать... Вот и настала пора прощаться. Но вам обо мне будут напоминать мои волшебные Звезды-понятия. Мне немного грустно от расставания, но знаю, что обязательно еще прилечу к вам. До встречи! Всего хорошего! Будьте счастливы и удачливы!

Заключительную часть берет на себя классный руководитель.

— В основе хорошего поведения всегда лежит умение правильно владеть собой. А советы, хоть и очень хорошие, не должны применяться всегда одинаково. В одних случаях их придерживаются строго, в других — менее точно. Во всякой обстановке следует найти правильную меру, чтобы не походить на безжизненных истуканов или кукол. Будьте всегда искренними в своих поступках. Следуйте правилам хорошего тона не только при исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни.

Расскажите о сегодняшней нашей беседе мамам и папам, поделитесь с ними своими впечатлениями, они обязательно порадуются вашим наблюдениям и размышлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЦЕННО

Самое трудное познать себя. Известная мысль древнего философа Фалеса особенно актуальна для современной школы. Обязательные школьные программы перенасыщены всякого рода информацией и не всегда дают во...

Классный час "Какой у меня интеллект?"

На этом занятии вводится понятие " интеллектуальное развитие", " коэффициент интеллекта". Задача- привлечь внимание детей к вопросам самовоспитания, саморазвития, усилить мотивацию к учебе....

Классный час на тему "Меня не понимают родители. Что делать?"

Хочу предоставить вам,проведенный мною,классный час задачей которого было способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми....

Игровое занятие "Этикет для меня"

Данное занятие проведено в рамках программы "Нравственные основы". Оно направлено на формирование у детей правильного поведения при общении....

Классный час "Какой у меня интеллект"

Конспект классного часа с презентацией "Своя игра"...