Работа классного руководителя по профориентации учащихся
методическая разработка (9 класс) на тему

Маслова Светлана Михайловна

В данной работе обобщен опыт работы классного руководителя по  профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_klassnogo_ruk._po_proforientatsii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя по профориентации учащихся

     Одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя является профориентационная работа с учащимися. В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе. В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии.

Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности:  уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное -  свои способности и склонности. Для детей с отклонениями в развитии выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди  школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

      В этом учебном году мною была выбрана ВСК «Азбука профессий» с целью формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и с учетом требований рынка труда, оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

       .

Этапы реализации ВСК

1 этап – подготовительный: 

 Сентябрь

- подготовка материала, установление связей с социумом, консультации специалистов, сбор информации;

2 этап – информационный:

Октябрь - ноябрь

- максимально полное информирование о возможных вариантах образовательного маршрута после 9 класса;

-  как правильно выбрать профессию;

- знакомство в доступной форме с профессиограммами наиболее популярных среди учащихся профессий;

- знакомство учащихся с содержанием понятий «интересы», «потребности», «способности»;

- совместно с психологом изучение интересов, потребностей и склонностей учащихся;

- диагностика свойств личности;

- диагностика возможностей;

- знакомство с  профессиональным учреждением города (ПЛ-68).

3 этап – аналитический:

Декабрь - январь

- анализ результатов диагностики интересов и возможностей;

- анализ мнения родителей.

4 этап – обобщающий:

Февраль - март

- индивидуальные беседы с учащимися;

- индивидуальные беседы с родителями;

5 этап – заключительный. Этап принятия решений.

Апрель - май

МОГУ + ХОЧУ + НАДО + ВАРИАНТЫ ВЫБОРА

                    Формы работы по реализации воспитательной системы класса

Дни отрытых дверей, беседы, диспуты, ролевые игры, конкурсы, викторины, тематические кл. часы, экскурсии на предприятия, ЦЗН, техникум строительства и предпринимательства (ПЛ-68),  просмотр видеоматериалов, учебных фильмов, тренинги, анкетирование родителей, взаимодействие с учителями трудового обучения, консультации специалистов.

              Важное значение в профориентационной  работе с учащимися играет  ежедневное выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Именно от классного руководителя зависит насколько он сможет способствовать формированию этих качеств личности ребёнка. Важно точно определить круг постоянных обязанностей и поручений, найти и выделить повседневные дела, которые должен выполнять ученик (цветовод ухаживает за цветами, отв. за мебель следит за ее состоянием, если надо -  организует ремонт совместно с учителем труда, главный дежурный – за ежедневной уборкой классной комнаты и т.д.).
             Профессиональная ориентация в деятельности классного руководителя
- не только отдельные мероприятия, но целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых он выполняет направляющую и координирующую роль. Педагог осуществляет координацию действий учителей, работающих в классе, специалистов школы, администрации, родителей, представителей учреждений профессионального образования.
           Изучая ребёнка путём психолого-педагогического наблюдения и отдельных экспериментальных проб, классный руководитель выделяет положительные и отрицательные проявления трудовых качеств учащихся.  Эффективность проф. работы повышают межпредметные связи. Например, на уроках письма учащиеся пишут сочинение по теме профессионального определения, которое используется классным руководителем как источник сведений о его воспитанниках, их мечтах, стремлениях, сомнениях, склонностях. Материалы сочинений используются на родительских собраниях для изучения профессиональных интересов, анализа трудностей детей.

            Первостепенное значение имеет взаимодействие классного руководителя и учителя трудового обучения. Это сотрудничество даёт возможность проследить адаптацию учащегося к предложенному трудовому профилю и внести необходимые коррективы в процесс обучения. Традиционным в нашей школе стала организация и проведение классным руководителем и учителем труда «Дня открытых дверей» для родителей учащихся, где им предоставляется возможность посетить мастерские, присутствовать на уроках, познакомиться с условиями труда и обучения своих детей. Задача педагогов - продемонстрировать достижения детей, показать значимость приобретаемых ребёнком профессионально-трудовых навыков в стенах учебного заведения.
         В вопросе оказания помощи школьнику при выборе профессии важнейшая задача классного руководителя- формирование у него склонностей и интересов к определённому виду труда. Это, в первую очередь, достигается привлечением к кружковой работе. Рекомендуя тот или иной кружок, педагог соотносит преобладающие у него интересы с одним из типов профессиональной деятельности. Широкий выбор кружков и секций в нашей школе предоставляет возможность каждому учащемуся реализовывать свои способности.  

              Одна из главных задач воспитательной и профориентационной работы- умелая организация общественно-полезного и профессионального труда. Классный руководитель приобщает школьников к посильному участию в труде, организует деятельность в трудовых делах школы:

 - разведение цветов в классе;
- уход за клумбами;
- уборка школьных территорий;
- летняя трудовая практика;  
- участие в ремонте школьных помещений;
- работа в КУМах г. Арзамаса.
Летняя трудовая практика- это одна из лучших и полезных школьных традиций, это живое творческое дело, в котором проявляются лучшие качества личности учащегося. Она включает в себя ремонт помещений, благоустройство территории школы. При распределении поручений классный руководитель старается учесть не только умения ребят, но и состояние здоровья ребёнка. Тот, кто не может выполнять ремонтные работы, помогает приводить в порядок книжный фонд в школьной библиотеке, моет и чистит кабинеты и другие школьные помещения, осуществляет уход за цветами на школьной клумбе и т.д. Каждый классный руководитель трудится вместе с ребятами на своём участке работы. Так проявляется личная и коллективная ответственность за результаты своего труда, неподдельное чувство товарищества и взаимовыручки во имя общего дела. Все эти качества играют важное значение в дальнейшем профессиональном самоопределении выпускников коррекционной школы.

                Одной из форм профориентационной работы в среднем и старшем звене
является организация просмотра видеоматериалов, имеющихся в школе, телепередач, таких как «Квартирный вопрос», «Школа ремонта», организация выставок изделий, изготовленных ребятами на уроках трудового обучения.            

          Для формирования практических представлений о профессиях немаловажное значение для детей с нарушением интеллекта приобретают профессиональные экскурсии и профессиональные встречи, на которых ребята получают объективную информацию от людей представленных профессий. Для учащихся старших классов организуются экскурсии за пределы образовательного учреждения - на промышленные предприятия, учреждения службы быта, обслуживания и социальной сферы. Большое количество экскурсий проводится на уроках СБО, трудового обучения. Задача классного руководителя - провести предварительную работу перед экскурсией, дать обязательное обоснование- зачем это нужно, с какой целью мы идём на экскурсию, можно дать учащимся задание. Например, это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии. Педагог обязательно должен найти время для подведения итогов экскурсии и проверки выполнения заданий. После такого рода экскурсии учащиеся могут выполнить письменный отчет, ответить на заранее поставленные вопросы ((например, чем тебе понравилась эта профессия, хотел бы ты работать на этом предприятии и т.д.), принять участие в деловой игре и пр.
          Традиционно учащиеся выпускных классов нашей школы посещают Центр занятости населения г. Арзамаса. Специалисты центра подробно знакомят школьников с рынком труда города, рассказывают о наиболее востребованных рабочих специальностях, о возможности трудоустройства после окончания школы и ПЛ-68, об условиях труда, предъявляемых требованиях к работнику, проводят тестирование учащихся, помогают определиться в выборе профессии. По итогам экскурсии на классном часе проводим диспут, на уроках письма учащиеся пишут сочинение, педагог-психолог тестирует детей. Результаты тестирования обсуждаются с родителями на собрании, помогают классному руководителю наметить дальнейший план работы по профессиональному просвещению воспитанников.
           Особое внимание хочется уделить сотрудничеству классных руководителей с педагогическим коллективом ПЛ - 68
. Совместная профориентационная деятельность позволяет максимально полно знакомить учащихся с рабочими профессиями, воздействовать на процесс их профессионального самоопределения. При посещении лицея учащиеся знакомятся с традициями учреждения, с жизнью их сверстников, условиями учёбы, труда, отдыха. Мастера производственного обучения - частые гости  в нашей школе. Проведение совместных консилиумов, где педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители представляют характеристику личностных качеств, социальный статус будущего учащегося лицея, дают рекомендации по организации индивидуального подхода помогает мастерам производственного обучения, преподавателям лицея наладить взаимоотношения с ребятами, использовать те или иные качества для повышения эффективности процесса обучения, а ребятам быстрее  адаптироваться к новым условиям.            

          Одной из основных форм профессионального просвещения и пропаганды являются классные часы, на которых классный руководитель в доступной форме знакомит учеников с определённой профессией, её социальной значимостью, престижем, перспективой трудоустройства, условиями труда и приёма в учебные заведения, даёт обоснованный, квалифицированный совет о целесообразности выбора учащимися конкретной профессии. («Профессии моих родителей», «Азбука профессий», «Хочу. Могу. Надо»).    Одним из условий, способствующих совершенствованию профориентационной работы,  является сотрудничество семьи и школы. Работа классного руководителя ведётся по двум направлениям:
- подготовка родителей к оказанию помощи детям при выборе профессии;
- привлечение родителей как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях, организаций экскурсий на производство и т.д.
Формы и методы могут быть самые разнообразные:
- участие родителей в выставках;
- классные родительские собрания;
- индивидуальные и групповые беседы;
           В целях обеспечения объективного, динамического изучения профессиональных качеств учащихся, определения профессиональных возможностей ведётся учёт результатов изучения каждого ребёнка. Результаты наблюдений фиксируются в картах индивидуального психолого-педагогического сопровождения, картах индивидуального развития, картах личностных характеристик качеств учащихся
 ведущихся классными руководителями в течение всего периода обучения. В них отражается динамика развития личности ученика. Данные, зафиксированные в них, оказываются весьма полезными для проведения  профориентационной работы.          

        Классный руководитель    поддерживает связь с выпускниками школы. Большая часть ребят успешно овладевает не только профессией штукатура- маляра, но и сторожа,  водителя, продавца, трудоустраивается на производстве, в строительстве, на транспорте, в торговле, в дошкольных и медицинских учреждениях (помощник воспитателя, санитарка).  Всё это служит подтверждением того, что работа классного руководителя, направленная на формирование готовности к достойной ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения , оказывается эффективной.