Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся.
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Работа с семьей является одним из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя. Как организовать работу с родителями в современных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся

Валеева Эльмира Баязитовна, учитель истории МБОУ «Гимназия № 1» г.Менделеевск Республика Татарстан

Казалось бы, о роли семьи в воспитании личности сказано многое. Но, будучи классным руководителем, приходится порой ощущать недостаток знаний педагогики.

Прежде всего, надо заметить, что современная семья не похожа на семью двадцатилетней давности и, даже, десятилетней давности. Меняется общество и вместе с ней меняется семья.

Особенности современной семьи.

Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свои отражения в семье. Но в отличие от других социальных коллективов – производственных, профессиональных, политических – семья не подвергается прямой перестройке. Современная семья претерпевает ряд изменений. К особенностям современной семьи относятся:

- специфика социального уклада городской и сельской семьи. Например, отношения в сельской местности складываются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под строгим контролем односельчан. С одной стороны это явление положительное, но с другой стороны такой социальный контроль может носить угнетающий личность характер. В городе, тем более большом, такой контроль практически отсутствует. Нередки случаи, когда взрослые не знают детей, проживающих не только в одном с ними доме, но и в одном подъезде.

- существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их  дети в школе. Современные родители – это активно работающие люди и воспитание детей возлагается чаще всего на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значительно ниже. Нередко в семье сталкиваются разные системы воспитания детей дедушек и бабушек и молодых родителей. Учителю, желающему разобраться в тонкостях семейного воспитания необходимо иметь ввиду данную особенность;

- происходящие в обществе расслоения населения по степени материального достатка определяет различия в семенном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми. Как правило, на детей затрачивается от 25% до 50% семейного дохода. В семье с большим материальным доходом при появлении педагогической слепоты не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.).

- уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей. Типичной для города и для села является семья, воспитывающая одного – двух детей. Причины сокращения рождаемости многообразны и сложны: занятость родителей на работе; недостаточность обеспечения дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребенка; большая перегрузка женщины – матери, неблагоприятные жилищно-бытовые условия семьи; эгоистическое стремление родителей «пожить для себя» и др. Сокращение рождаемости выдвигает новую педагогическую проблему: изучение и разработку воспитания в малодетной семье;

- увеличение числа разводов. Нужно иметь ввиду, что не всякий развод плохо, так как устраняется источник негативного воздействия на психику ребенка. До 90% разводов попадает на супружеские пары первого года жизни. Они происходят вследствие неподготовленности супругов к семейной жизни, неустроенности быта.

- увеличение числа однодетных семей. Однодетная семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятельности.

Учитывая тенденции развития современной семьи, переходим к установлению контактов.

Вся работа с семьей  делится на 2 группы форм – коллективные и индивидуальные.

К коллективным относится педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и другие.

К индивидуальным относятся посещение семьи, педагогическое поручение, педагогические консультации.

Но в работе необходимо соблюдать следующие правила.

Правило первое. В основе работы школы и классного руководителя с  семьёй и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный,  назидательный, категоричный  тон нетерпим в работе классного руководителя и может стать источником обид, раздражения, неловкости. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение.

Правило второе. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Правило третье.  Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь. Классный руководитель –лицо официальное. Но по роду своей деятельности должен касаться интимных сторон жизни семьи. Нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются.

Правило четвертое. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Одно из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. Посещение должно осуществляться по приглашению. По данным статистики более 90% семьи воспитываются сегодня в семьях, где отец и мать работают. Следовательно, не всякое время удобно для визита учителя. Внезапное посещение учителя может вызвать смущение, замешательство родителей, занятых теми или иными делами, нарушить временно порядок, уют. В это время могут оказаться родственники, гости, нередко случается так, что учитель не застает дома родителей или того из них, с кем планировалась беседа.  Ряд исследователей семейного воспитания отмечают, что использование этого правила - посещения по приглашению - меняет радикально отношение учащихся к посещению семьи классным руководителем от негативного до активного, положительного. К посещению нужно готовиться. Эта подготовка заключается в определении самого интересного, положительного в своих питомцах. Но это ценное нужно осмыслить и оценить так, чтобы похвала прозвучала психологически тонко и педагогически правильно.

Педагогические консультации ценны тем, что можно сказать о самом наболевшем, сокровенном, поделиться тем, о чем по тем или иным причинам неудобно говорить на собрании. Консультации не дают должного эффекта, если родители выступают в роли пассивных слушателей. Педагог должен вести консультацию в форме совета, вместе с родителями искать пути устранения ошибок, недостатков. «Давайте посоветуемся…», «А как вы думаете?», «Каково ваше мнение…»

Другая форма установления контактов с родителями – педагогические поручения.  Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственную работу с детьми, -  руководство кружком по интересам, спортивной секцией, организация встреч, участие в оборудовании кабинетов, помощь в ремонтных работах и др.

Среди коллективных форм можно выделить педагогический лекторий, университеты родительских знаний, день открытых дверей в школе.

 Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Университеты педагогических знаний для родителей в сравнении с лекторием предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предполагают семинарские занятия.

Классные родительские собрания. Первая встреча классного руководителя с родителями происходит на первом родительском собрании. Родительскому собранию предшествует большая предварительная работа. Необходимо определить тематику собрания, предусмотреть примерные вопросы.

В качестве вывода хочу сказать, что все формы взаимосвязаны между собойи укладываются в единую систему.

Правовые основы современного семейного воспитания.

Международные документы, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ о роли семьи в воспитании детей.

В Конституции РФ говорится о том, что граждане должны заботиться о воспитании детей, готовить их к жизни в разных сферах. Семейный кодекс содержит правовые нормы, которые влияют на регулирование семейных отношений, конкретизируют их по следующим направлениям:

- общие положения (семейное законодательство, осуществление и защита семейных прав);

- заключение и прекращение брака (условия и порядок заключения брака, прекращение и недействительность брака);

- права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, ответственность супругов по обязательствам и др.);

- права и обязанности родителей и детей (права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);

- алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, других членов семьи);

- формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья).

Данные источники права должен знать каждый классный руководитель и на классных собраниях говорить об ответственности родителей в деле воспитания детей.

Использованная литература.

  1. В.А. Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. Педагогика. Москва, «Академия», 2008
  2. Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. Педагогика и психология: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001
  3. Педагогика. Под ред. Профессора П.И.Пидкасистого. Москва. Высшее образование. 2006


Предварительный просмотр:

                                                         

                                                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение



Рассмотрено на заседании                      «Согласовано»                 «Утверждение

ШМО учителей                                   зам. директора по УР       приказ №______

___________________________  ___________________            от_______________

ФИО         ФИО                     директор

Протокол №_____                                                          ____________200                 _____________                                                                            

От____________200          ФИО

                

Рабочая программа

По_______________________________ 

_________________________________________

Ф.И.О. учителя

На 200___-201____учебный год

Составлено на основе

Программы_________________________

________________________________

_____________________________________

        Название, автор, год издания

г. Менделеевск, 20___г.

        

                                                                          Пояснительная записка

В 5 классе история как самостоятельный предмет изучается впервые. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широком плане – основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Структурно курс разделен на четыре части:

  1. Жизнь и открытия первобытных людей.
  2. Древний Восток.
  3. Древняя Греция
  4. Древний Рим.

На изучение истории учебным планом предусматривается  70 ч – из расчета 2 часа в неделю. Программа содержит  5  тем.  Отдельный урок составляет «Введение»..  На первое полугодие  32  ч, на второе полугодие  38 ч.

Учебно-тематический план.

  1. Что изучает история. ( 10 ч.)

Учащиеся получают представлении об истории как науке, о вещественных и письменных источниках. Изучают государственные символы страны и их значение.

  1. Первобытный мир. ( 5 ч.)

Материал дает представление о начальном развитии человеческого общества, о переходе к скотоводству и земледелию, о развитии орудийной деятельности людей, открытии керамики, возникновении родоплеменного строя и его разложении.

  1. Древний Восток (19 ч)

У учащихся формируются первые представления об особенностях и закономерностях развития древневосточных стран. Получают представление: а) обо всем ареале распространения цивилизаций древнего Востока.; б) причинах и особенностях возникновения на земле первых цивилизаций; в) о влиянии географического фактора на истрическое развитие общества; г)о значении строительства ирригационных сооружений, о преобразовании речных долин в результате трудовой деятельности людей; г) о появлении имущественного неравенства между людьми, о формировании государственной организации, о праве как атрибуте государственности, о возникновении письменности.

Основные понятия и термины: государство, страна, ирригационные сооружения, государственная власть и управление, фараон, закон, иероглиф, клинопись

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», : карта «Древний Восток. Индия и Китай», карта «Рост территорий государств в древности», учебный диск «Древний мир» (Уроки Кирилла и Мефодия

  1. Древняя Греция и эллинистический мир (17 ч)

Учащиеся знакомятся с особенностями геогрфического положения и природных условий Древней Греции и о.Крит, с археологическими памятниками и данными мифологии, с сюжетным содержанием поэм Гомера и религией Древних греков.

Опорные понятия: мифология и религия, аристократия.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция», учебный диск «Древний мир» (Уроки Кирилла и Мефодия)

  1. Древний Рим (19 ч)

Учащиеся узнают: а) о местоположении и природных условиях Италии (в сравнении с Грецией); б) о возникновении Рима и его развитии в царский период; в) об установлении республики и ее аристократическом характере г) о завоевании Италии и организации ее управления под властью Рима. Углубляется понятие «государство».

Опорные понятия и термины: республика, патриции, плебеи, сенат, консул.

Учебное оборудование: карта «Древняя Италия», учебный диск «Древний мир» (Уроки Кирилла и Мефодия)

Содержание курса.

Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Историческое летоисчисление. Историческая карта. История Отечества – часть всемирной истории[1].

История Древнего мира

Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Занятия жителей. Возникновение государств. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока.

Древняя Греция. Легенды о людях и богах. Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции.

Древний Рим. Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Войны Рима. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.

УМК

Учебник___________________________________________________________

Учебная литература.

1.Годер Г.И.Преподавание истории в 5 классе. Методическое пособие для учителя.М, 2000г

2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. Пособие для учителя. М.1996

Хрестоматия по истории Древнего мира. Пособие для учителя. Сост. К.А.М, 1991

Смирнов Задачник по истории Древнего мира.

Дополнительная литература:

  1. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М,1996
  2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М, 1992

Учебно— тематическое планирование



Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Контроль, л/р, п/р и т. д.

1

 Что изучает история.

10 ч

 

2

Первобытный мир.

5

3

Древний Восток

Древняя Греция и эллинистический мир

19

Древний Рим

19

Календарно –тематическое планирование по истории Древнего мира для 5  класса.

тема

Учеб

Вре

мя

Обязательный минимум

Основные понятия

Требования к уровню подготовки учащ

Вид

Конт

роля

Средства обучения

Нац.рег

.компонент

Дата по плану

Дом

задан

дата

факт

Что изучает история ( 10 ч)

1

 Что изучает история?

1

Что изучает история. Вспомогательные исторические дисциплины.

Археология

Этнография

Нумизматика

геральдика

Уметь:

-объяснять значение понятий,

- составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение

3.09

2-3

История родного края

1

Основание менделеевского района. Химический завод Ушкова

Должны узнать историю родного края

8.09

10.09

4

Что такое исторические источники

Письменные исторические источники

1

Что такое письменные источники. Их роль. Разнообразие письменных источников. История письменности. Рождение алфавита.

Письменные источники

Уметь:

_ объяснять значение понятий: иероглифы, клинопись, папирус, палеография, пергамент, берестяные грамоты

- определять различия и сходства между разными видами письменности

Устный опрос

10.09

Сост. рассказ

5

Вещественные исторические источники

1

История вещей и одежды в разные времена

Трапеза

Керамика

Сундук

Гардероб

Туника

кафтан

Уметь:

_ объяснять значение понятий

- описывать и объяснять назначения вещественных источников

Устный опрос

15.09

Сост. Рассказ от имени

6

История на карте

1

Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта и ее значение при изучении истории. Географические значения – свидетели прошлого.

Историческая карта, стороны света, условные знаки.

Уметь:

_ объяснять значение понятий;

-ориентироваться по исторической карте, показывать необходимые объекты на карте;

Анализировать значение географических названий,-находить различия исторической и географической карт

Устный опрос

Карты геогр

И

исторические

Карта Татарстана

17.09

Повторить карту

7

Происхождение имен и фамилий

1

Происхождение имен и фамилий. Значение имени.

Родословная, генеалогическое древо, род, поколение, семья

Уметь:

_ объяснять значение понятий

Сам.

работ

Происхождение татарских имен и фамилий

22.09

Имена в семье. Творческое задание.

8

Моя семья

1

Составлять родословную семьи

Сам.

работ

24.09

Сост. Генеалогическое древо

9-10

Гербы, флаги, гимны государств

1

 Что такое герб, история его возникновения. Флаг страны. Гимн страны.  Российская символика.

Герб, флаг, гимн, штандарт

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий,

- определять значение государственной символики

Знать составляющие элементы государственных символов

Презентация проектов

Гос.

симв

Государственная символика РТ

29.09

1.10

Наизусть гимн России

Первобытный мир (5 ч)

11

Древнейшие люди

1

Расселение древнейшего человечества.

Первые люди на территории Волги и Камы

Первобытный человек

Человеческое стадо

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий

Рассказывать о расселении первых людей.

Устный опрос

Расселение территории Татарстана

6/10

$ 1, чит, пересказ

12

Первобытные собиратели и охотники

1

Влияние природных условий на жизнь первобытных людей

 Орудия труда

Родовая община обиратели

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий

- описывать условия существования древнейших людей

- излагать свое суждение о роли труда в развитии человека

Устный опрос

8/10

$ 2, чит, пересказ

13

Первобытнные земледельцы и скотоводы

1

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Соседская община.

Присваивающее хозяйство

Земледелие

Скотоводство

Соседская община

Неравенство

знать

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий

Анализировать причины появления неравенства

Сравнивать состав, социальное положение, орудия ьруда членов родовой и соседской общины, племени

-

Устный опрос

13/10

Пар. 4, Составить рассказ от имени первобытного человека?

$ 4 чит

14

Культура первобытного человека

1

Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Тотем,

Наскальная живопись,

магия

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий,

Высказывать суждение по вопросу о причинах появлении религии и искусства

Называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей

Устный опрос

диск

15/10

$ 3, чит, пересказ

15

Повторение.

1

тесты

20/10

Творческое задание «Оживить рисунок»

Древний Восток (18 ч)

16

Счет лет в истории

Христианское летоисчисление

Год, век, тысячалетие

22/10

17

Древний Египет

1

Древние историки о Египте. Местоположение, климат, почва страны в долине Нила. Труд и жизнь земледельцев. Оросительные сооружения. Египет становится единым государством. Столица Мемфис.

Папирус

Шадуф

Ремесло вельможи писцы

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий

Описывать условия перехода от первобытности к цивилизации, основные занятия, образ жизни, орудия труда

диск

27/10

$ 6 чит, вопросы устно

18

Как жили вельможи, земледельцы и ремесленники в Египте

1

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий,

Характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп

Устный опрос

диск

29/10

Составить рассказ от имени вельможи, $ 8  чит

19

Жизнь египеского вельможи

1

Колесница, дротики,

Египетское войско, завоевательные похода

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий,

.

диск

10/11

20

Военные походы фараонов

1

Власть фараона. Цели, причины, направления, итоги военных походов египетских фараонов.

Колесница, дротики,

Египетское войско, завоевательные похода

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий,

Раскрывать причины и последствия военных походоф фараонов Древнего Египта,

Показывать на исторической карте пути и направления военных походов, участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов.

Устный опрос

диск

12/11

$ 9 чит, пересказ

21

Религия древних египтян

1

Боги и жрецы, мифы, отражающие природные явления, священные животные, загробное царство

Мифы,

Верования

Религия

Олимпийские боги

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий,

Называть характерные признаки и особенности верований древних египтян,

Извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян

17/11

Рисунок

$ 10  чит, пересказ

22

Культура в Древнем Египте

1

Научные познания древних египтян, письменность, древнеегипетская школа, литература и искусство

Храмы

Пирамиды

Сфинкс

Иероглифы

папирус

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий,

Составлять описания памятников древнеегипетской культуры, архитектуры, скульптуры

Устный опрос

диск

19/11

$ 11 вопрос 1,2,

$ 12, вопрос 3-4

23

Древние государства передней Азии.  Древнее Двуречье

1

Местоположение, природа, климат, население, его занятие

Междуречье или Двуречье,

Шамаш

клинопись

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий,

-показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья,

Сравнивать географическое положении  Египта и Двуречья,

Высказывать суждение о схожих природных условиях и причинах образования государств

Устный опрос

24/11

$ 13  чит, пересказ

24

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Возвышение Вавилона. Объединение Двуречья под властью Вавилона. Законы Хаммураппи

законы

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий,

- высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни Вавилонян и в жизни современных людей

Устный опрос

диск

26/11

$ 14 чит, пересказ

25

Палестина и Финикия

1

Особенности государств. Основании колоний. Достижения финикийцев

Колонии

алфавит

Уметь:

_ показывать на карте расположения государств и пути следования финикийских мореплавателей,

Характеризовать важнейшие открытия в области культуры

Устный опрос

1/12

$ 15 чит, пересказ

26

Религиозные верования

1

Происхождение древних евреев. Библия. 10 заповедей. Создание израильского государства.

Библия, Ветхий Завет,

Предания,

заповеди

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий,

- высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру

минисочинение

3/12

$ 16 вопросы устно

27

Ассирийская держава

1

Ассирийское войско. Завоевательные походы. Путешествие в столицу Ниневию

Бронза,

конница

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий,

Определять причины возникновения и гибели Ассирии

Проверочная работа

диск

8/12

$ 18 вопросы устно

28

Персидская держава «Царя царей»

1

Образование Персидского царства. Завоевательные походы Кира, Камбиза, Дария I,. Управление персидской державой.

Держава

 Уметь показывать на карте , раскрывать особенности государственно-административного устройства персидской державы, сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства.

Устный опрос

диск

10/12

$ 19 вопросы письменно

29

Древняя Индия

1

Природа и люди Древней Индии. Древнейшие города. Хозяйство. Индийские касты.

Джунгли,

Каста,

Брахма,

Жрецы,

Будда

- уметь характеризовать природные и географические условия, занятия,

Устный опрос

Диск

карта

15/12

$ 20-21, чит., индивид. задания

30

Культура Древней Индии

1

Учение Будды – буддизм.

буддизм

Уметь характеризовать религиозные верования жителей Древней Индии

Устный опрос

диск

17/12

Составить рассказ от имени жителя Индии

31

Древний Китай

1

Природа и население. Первый властелин единого Китая. Империя Цинь. Император и подданные

Империя,

Великая Китайская стена

- определять особенности географических и природных условий Китая

Проверочная работа

Диск

карта

22/12

$ 23 чит, пересказ

32

Возникновение религиозно философских учений. Конфуций.

1

Чему учил Конфуций. Философское учение Конфуция

- сравнивать учение Будды и Конфуция

Устный опрос

24/12

$ 22 вопросы устно

33

Повторительно-обобщающий

1

12/01

Составить рассказ от имени жителя Китая

Древняя Греция (17 ч)

34

Древнейшая Греция

1

Природа и население. Занятия населения Греки и критяне.

Ахейцы,

дорийцы

- характеризовать природные и географические условия, основные занятия древних греков и критян, сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта.

Диск

карта

14/01

$ 24 чит, пересказ,

Индивид. задания

35

Древнейшие государства

1

Древнейшие государства: Крит, Микены, Троя

Уметь показывать на карте, характеризовать хозяйство, экономические связи.

Устный опрос

карта

19/01

$ 25 пересказ

36

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1

Гомер и его поэмы. сказание о Троянской войне.

- уметь рассказывать основное содержание поэм Гомера,

Характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки.

Устный опрос

21/01

$ 26-27, пересказ поэмы по выбору

37

Древнегреческая мифология

Религия древних греков

1

Троянская война

Характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа мифа о Троянской войне.

Устный опрос

26/01

Прочитать мифы Древней Греции. Подг. пересказ

38

Развитие земледелия, ремесла и торговли

1

Земледелие. Ремесла в Греции. Внутренняя и внешняя торговля. Порт Пирей.

Знать об уровне развития земледелия, ремесла и торговли.

Устный опрос

28/01

$

39

Афины. Афинская демократия

1

Развитие земледелия и ремесла. Демос и знать. Свободные и рабы. Реформы Солона.

Демократия,

Демос,

Граждане,

Народное собрание,

Ареопаг,

архонты

Уметь:

_ объяснять значение основных понятий,

Раскрывать причины и значение проведения реформ Солона. Называть характерные черты политического управления полисом, положения основных групп населения полиса.

Устный опрос

диск

2/02

$ 30  чит, пересказ

40

Спарта

1

Законодательство Ликурга. Устройство Спартанского полиса. Воспитание детей

Криптии. Лаконичность Герусия. Апелла. Хитон. Спартанцы. Периэки. Илоты.

Уметь сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и афинского государства. Описывать образ жизни спартанцев и илотов. Высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев.

Проверочная работа

Диск «Всеобщая история. 5-6 кл»

4/02

$ 31 чит, пересказ

41

Греческие колонии

Основание греческих колоний. Жизнь в колониях.

колония

Уметь рассказывать об основании греческих колоний

9.02

Пар. 32 пересказ

42

Олимпийские игры в древности

1

Игры в святилище Зевса. Спортивные состязания. Слава победителям

Олимпия, атлеты, пятиборье, ипподром.

Раскрывать причины возникновения олимпийских игр. Описывать ход проведения олимпийских игр. Называть отличия олимпийских игр древности от современных. Называть современных олимпийских чемпионов России и Татарстана.

Устный опрос

Олимпийские чемпионы Татарстана

11.02

$ 33, творческое задание

43

Греко-персидские войны

1

Марафонская битва.

Стратег,

Триера,

Фаланга,

марафон

Раскрывать причины победы в Марафонской битве

Устный опрос

диск

16.02

$ 34 чит, пересказ

44

Нашествие персов на Элладу

1

Битва у Фермопильского ущелья.

Саламинское сражение.

. Последствия победы Афин над персами. Рассказывать о наиболее крупных сражениях.

Устный опрос

диск

18.02

$ 35  чит, пересказ

45

В гаванях афинского порта Пирей

1

Военные и торговые гавани.

Пошлина, граждане

Описать жизнь афинского порта

Устный опрос

25.02

46

В городе богини Афины

1

Внешний облик города. Агора – главная площадь Афин. Гончарное производство в Афинах

Агора, акрополь

Описать как выглядели в Афинах постройки

Устный опрос

1.03

Придумать рассказ от имени путешественника

47

Культурное наследие Древней Греции

1

Афинские школы и гимнасии

Музеи,

Обсерватория,

Фаросский маяк,

Александрийская библиотека

Уметь излагать свое суждение о вкладе древнегреческих ученых в мировую культуру. Раскрывать значение распространения греческой культуры в страны Древнего востока.

Устный опрос

3.03

Индивидуальные задания

48

В театре Диониса

1

Зарождение театра в Греции. Аристофан. Софокл.

Театр,

Скене,

Трагедия, комедия

Уметь раскрывать значение возникновения театра и его роль в жизни древних греков. Рассказывать основное содержание трагедий и комедий древнегреческих поэтов.

Устный опрос

Театры Казани.

10.03

$ 39 пересказ по выбору

49

Афинская демократия при Перикле

1

Особенности демократии. Перикл.

демократия

Уметь характеризовать признаки демократии

15.03

50

Возвышение Македонии

1

Потеря Грецией независимости

Устный опрос

Диск

карта

17.03

$ 41 чит, пересказ

51

Завоевания Александра Македонского и его держава

1

Походы Александра Македонского. Держава Александра Македонского и его распад.

Междоусобные войны,

Осадные башни

Уметь раскрывать причины подчинения Эллады Македонии. Показывать на карте походы А.Македонского. Давать оценку личности царя Филиппа и А. Македонскому.едонского. оды А.Маодчинения Эллады Македонии. устройство Спарты и афинского гносударства. тва персидской державы, сравнива    

Устный опрос

карта

22.03

$ 42 чит, пересказ

52

Повторение

1

24.03

Мини сочинение

Древний Рим (20 ч)

53

Древняя Италия

1

Природа и население Древней Италии, занятие и положение населения Легенда о возникновении Рима

Патриции и плебеи

Уметь показывать на карт е местоположение Италии. Объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий.

карта

5.04

$ 44 чит, пересказ

54

Завоевание Римом Италии

1

Римская республика. Господство Рима над Италией.

Консулы, галлы

Уметь определять даты основных событий. Характеризовать войско римлян и галльских племен.

Устный опрос

карта

7.04

$ 45 чит, пересказ

55

Возникновение Римской республики

1

Управление римской республикой. Римское войско.

Республика,

Народные трибуны, консулы, форум, легион

Уметь объяснять основные понятия и термины, сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике.

Устный опрос

карта

12.04

$ 46 чит, пересказ

56

Войны Рима с Карфагеном

1

Войны Рима с Карфагеном. Создание военного флота.

Пуническая война

Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия. Давать характеристику полководцам Ганнибалу Сципиону.

Устный опрос

диск

14.04

$ 47 чит, пересказ

57

Господство Рима в Средиземноморье

1

Установление господства Рима в Восточном средиземноморье

Триумф, император

Уметь рассказывать о рисских завоеваниях в восточной части средиземноморья. Раскрывать последствия, итоги завоевания Римом восточной части Средиземноморья.

Устный опрос

диск

19.04

$ 48 чит, пересказ

58

Рабство в Древнем Риме

1

Положения рабов. Гладиаторские бои. Восстания рабов.

Раб, рабство, амфитеатр, гладиатор

Уметь описывать положения рабов в Древнем Риме. Рассказывать о гладиаторских боях.

Устный опрос

диск

21.04

$ 49 составить рассказ от имени гладиатора

59

Гражданские войны

1

Земельные реформы братьев Гракхов

Гражданская война

Раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов

Устный опрос

диск

26.04

$ 50 чит, пересказ

60

Восстание Спартака

1

Причины, ход, результаты, значение восстания Спартака

Раскрыть причины восстания

28.04

Пар. 51 пересказ

61

Гай Юлий Цезарь

1

Установление императорской власти. Кризис управления Цезаря.

Уметь объяснять суть диктатуры Цезаря, раскрывать причины возвышения Цезаря, анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима.

Устный опрос

диск

3.05

$ 52 чит, пересказ

62

Римская империя: установление, территория, управление

1

Территория римской империи. Управление империей.

империя

Показывать на карте территорию Римской империи, описывать жизнь соседей Римской империи, анализировать деятельность Октавиана, раскрывать особенности его правления.

Устный опрос

карта

5/05

$ 53 чит, пересказ

63

Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.

1

Зарождение и распространение христианства. Первые христиане. Их учение.

Иисус, апостолы, Евангелие.

Рассказывать о жизни и деятельности христиан. Объяснять суть христианского учения, сравнивать учение христианства с другими религиями.

Устный опрос

10/05

$ 56 чит, пересказ

64

Расцвет империи во II веке

Правление Траяна

Колон,

раб

Охарактеризовать время правления Траяна как расцвет Римской империи

12/05

Пар. 57 пересказ

65

Культурное наследие Древнего Рима

1

Расцвет Римской империи во втором веке. Колизей. Пантеон. Термы. Литература. Театр. Достижения римлян.

Уметь анализировать культурное политическое развитие Древнего Рима. Описывать основные памятники культуры. Сравнивать цивилизации Греции и Рима.

Тесты

диск

17/05

$ 57-58, индивид. задания

66

Римская империя при Константине

1

Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя.

епископ

Характеризовать деятельность Константина. Рассказывать о переменах положения христиан. Раскрывать причины переноса столицы Рима на восток.

Тесты

диск

19/05

$ 59 чит, пересказ

67

Взятие Рима варварами

1

Распад Римской империи. Вторжение готов в Италию. Падение римской империи.

Готы, вандалы

Рассказывать о борьбе римлян с варварами. Объяснять причины распада Римской империи.

Устный опрос

карта

24/05

$ 60 чит, пересказ

68

повторение

1

26/05

Творческое задание

69

70

Наследие Древнего мира – фундамент современной цивилизаци

2

Сравнивать древние мировые цивилизации. Определять общее и различия.

31/05

                                                                                         

К теме «Древняя Греция»

Покажите на карте три части Греции и остров Крит.

  1. Что такое полис и когда он возник? Чем греческий полис отличался от государства Древнего Востока?
  2. Каковы причины греческой колонизации? Покажите на карте ее основные направления.
  3. Что такое демократия? Докажите, что в Афинах была демократия, а в Спарте ее не было?
  4. С какими событиями в истории Греции связаны имена Мильтиад, Фемистокл, Перикл, Демосфен, Алкивиад?
  5. Покажите на карте направление похода Александра македонского на восток и места важнейших сражений.
  6. Назовите знаменитых греческих ученых, писателей, скульпторов.
  7. В чем состоит вклад древних греков в мировую культуру?

К теме «Древний Рим».

  1. Почему в центре Рима стояла статуя волчицы? Какие легенды древних римлян вам известны?
  2. В чем состояли последствия римских завоеваний II века до н.э..?
  3. С какими событиями в истории Рима связаны имена Ромул, Тарквиний Гордый, Ганнибал, Тиберий и Гай Гракхи, Сулла, Спартак, Цезарь, Август, Нерон, Траян, Константин, Аларих?
  4. В чем причины падения республики в Риме?
  5. Сравните власть Августа и Константина Великого?
  6. Почему Западная Римская империя погибла, а Восточная  - нет?
  7. В чем состоит вклад римлян в мировую культуру?

Ко всему курсу.

1.Кого называют «отцом истории» и почему?

2. Какие вы помните древние государства в Африке, в Азии, в Европе?

3. Какие древние города вам известны, покажите их на карте.

4. Объясните слова и выражения: восточная деспотия, демократия, олигархия, республика, империя. Где существовали эти государственные формы?

5. Перечислите знаменитые сооружения древности.

6. Назовите основные культурные достижения древних народов?

7. С какими событиями связаны выражения: со щитом или на щите, гуси Рим спасли, пиррова победа, перейти Рубикон?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы классного руководителя по формированию у учащихся ответственного отношения к учебе

Данная презентация - обощение опыта работы по организации работы класса в направлении улучшения успеваемости....

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Формы и методы работы классного руководителя с родителями разнообразны. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями, и привлечение родителей к ...

Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их рабо...

Формы и методы работы классного руководителя с родителями.

Методическая разработка по работе с родителями классного руководителя(формы и методы)...

Формы и методы работы классного руководителя с родителями, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации

В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи....

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях школы - интерната"

laquo;Какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необ...