Главные вкладки

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
    рабочая программа по теме

    Горяинова Наталья Викторовна

     Формы и методы работы классного руководителя с родителями разнообразны. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями, и привлечение родителей к непосредственной работе с детьми, и пропаганда педагогических знаний среди родителей. Но классный руководитель должен понимать, что много­образие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех рабо­ты. Определяющим, наряду с содержанием и методами воспи­тательной деятельности, является стиль отношений, который скла­дывается между учителем и родителями школьников.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_uchashchikhsya.doc163.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

    СТИЛЬ ОТНОШЕНИЙ  УЧИТЕЛЯ  С  РОДИТЕЛЯМИ

      Формы и методы работы классного руководителя с родителями разнообразны. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями, и привлечение родителей к непосредственной работе с детьми, и пропаганда педагогических знаний среди родителей. Но классный руководитель должен понимать, что многообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Определяющим, наряду с содержанием и методами воспитательной деятельности, является стиль отношений, который складывается между учителем и родителями школьников.

      Ведущую роль в отношениях «учитель — родители» играет педагог, для него воспитание является профессией. Он имеет специальную подготовку и владеет арсеналом воспитательных средств, которые умело использует в различных педагогических ситуациях.      

      Работая с родителями, классный руководитель постоянно оценивает ребёнка, его поступки, успехи и неудачи в учении, отношение к своим обязанностям и т. д. Взаимопонимание с родителями во многом достигается тем, насколько учитель соблюдает меру в положительных и отрицательных оценках. Здесь педагогу всегда надо иметь в виду следующее: оценивать конкретный поступок школьника, а не личность ребёнка в целом, обязательно вместе с родителями находить пути улучшения или исправления создавшегося положения. И второе. Отрицательно оценивая ребёнка, учитель тем самым, вольно или невольно, оценивает родителей. Причём
    отец и мать оцениваются и как личности и как воспитатели. Правильное требование, правильная оценка учителем ребёнка и воспитательных воздействий родителей должны быть облечены в педагогически целесообразную, тактичную форму, только в этом случае будут достигнуты правильные отношения между педагогом и родителями.        

     К сожалению, нередко можно наблюдать на родительских собраниях или просто в короткой беседе с отцом или матерью ученика, что учитель спешит изложить всё, чем он недоволен, что его раздражает в ребёнке. Это стремление учителя понятно: не располагая временем, он хочет обратить внимание родителей, как ему кажется, на самое главное, трудное в воспитании. А у родителей впечатление получается от такого общения грустное, они думают: «Неужели учитель не разглядел, не увидел в моем сыне (в моей дочери), что он очень живой, любознательный, тянется к товарищам». В результате контакт не устанавливается, родители недоверчиво начинают относиться к учителю. Поэтому не удивительно, что в школу чаще и охотнее приходят родители благополучных учеников, нежели тех детей, которые требуют больших забот.

    Только заинтересованность учителя в судьбе ученика, его доброжелательный тон, стремление увидеть в  родителях  союзника помогут найти с ними общий язык.  Учителю необходимо всегда говорить родителям о сильных сторонах личности ребёнка. Такой  подход в работе с родителями поможет учителю легче установить контакт   с   ними,   определить   направление   воспитательных   воздействий.

    Учитель не столько утверждает, сколько советует, договаривается с родителями, как они вместе будут действовать по отношению к ребёнку. Необходимо, чтобы родители знали обо всех успехах и продвижении ученика, будет ли это касаться успехов в учении, в поведении или в отношениях с товарищами. Таким образом, родители будут убеждаться в том, что общие усилия дают положительный результат.

    Стиль отношения педагога к родителям представляет собой устойчивую систему методов и средств работы, основанную на определённых принципах воспитательных воздействий на ребёнка. И педагогу и родителям необходимо подходить к каждому школьнику с оптимистической верой в то положительное, что в нём есть, что можно развить. Помочь ребёнку поверить в свои силы — задача учителя и родителей. Эта вера в себя и делает школьника субъектом воспитания, когда он сам постепенно начинает ставить перед собой различные задачи и находить средства их решения.

    Характерной чертой гуманистического стиля отношений педагога и родителей является полное доверие друг другу и искренность. Родители должны быть уверены, что любое их сомнение, тревога или оценка поведения и наклонностей ребёнка, высказанные учителю, не будут использованы во вред их сыну или дочери. И учитель, и родители должны уметь хранить тайны, доверенные им детьми.

    В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей ОУ к проблемам воспитания. Результаты проведённых исследований убеждают в том, что родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребёнка.

    Современная российская семья имеет свои особенности:

    1. В основе создания семьи – любовь как высшее человеческое чувство (однако, проблематичным является сохранение этого чувства в браке).
    2. Преимущественное преобладание гражданских браков.
    3. Равноправие мужчины и женщины в браке, защита прав всех членов семьи законодательно (правда, в связи с изменяющимися условиями политической, экономической, социальной жизни общества очевидно несовершенство законодательства о семье).
    4. Свобода заключения и расторжения брака.
    5. Тенденция демократизации семейно – брачных отношений, экономическая и нравственная раскрепощённость всех членов семьи.
    6. Семьи, в основном, одно- и двухдетные, многодетных мало.

    И мы наблюдаем в последнее время появление термина «кризис семьи». Очевидно, следует признать, что частичные признаки его действительно наблюдаются: расширение безнадзорности, появление беспризорности, детская подростковая преступность, употребление алкоголя, табакокурение, наркомания, токсикомания, феномен бродяжничества, резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой.

    К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врождённые способность и умение, то есть навык. Но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения и врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания». Такими знаниями должен обладать учитель.

    Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся являются родительские собрания. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция  усилий школы и семьи в воспитании личности ребёнка. (О тематике и формах проведения классных собраний.)

    Самое сложное в работе педагога – установить контакт с семьями детей девиантного поведения. (Формы и методы работы с детьми девиантного поведения.)

    Индивидуальная работа с семьями учащихся. (Привлечение педагога - психолога.)

    Оказание родителям психолого – педагогической помощи в решении проблем семейного воспитания, разрешение противоречий подросткового возраста, преодоление трудностей воспитания мальчиков и девочек, профилактика формирования вредных привычек – вот далеко не полный перечень того, что может осуществить педагог – психолог совместно с классным руководителем. (Используются результаты анкетирования и тестирования родителей.)

    Результаты анкетирования родителей

    на тему  «Методы воспитания в семье»

    (Всего приняло участие 158 родителей 5,8,9, классов)

    5 класс  (%)

    8 класс (%)

    9 класс  (%)

    Вывод

           Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают особенность каждой и стремятся творчески соединить свои усилия в совместной педагогической деятельности.

         Из результатов видно: чем младше подросток, тем легче  родителям применить  разнообразные методы, принципы и формы воспитания. Возникает небольшое противоречие в воспитании в семьях, чьи дети учатся в 8 классах. Это объясняется возрастными особенностями личности. Уже к девятому классу показатели меняются, родители выбирают тот стиль воспитания, который отвечает фактическому возрасту ребенка.

    Результаты анкетирования родителей

    на тему  «Какой вы родитель»

    (Всего приняло участие 158 родителей 5,8,9, классов)

    Обобщенные результаты

    (%)

    Вывод

           Воспитательная роль семьи не определяется, естественно, формальным показателем ее стабильности. Семью как социальный институт, нужно изучать. Из результатов тестирования видно, что 43% опрошенных родителей живут со своими детьми комфортно. Вызывают тревогу семьи, в которых существует недоверие между ребенком и родителем. Это семьи асоциальные и опекаемые.  

           Родители и семья в целом, отражают современность, и в ней ребенок приобретает начальные навыки социального общения, закладываются основы его характера, во многом определяющие его последующее воспитание.

    Классификация типов родителей

    Позитивно ориентированные: стремятся к взаимодействию, пониманию, объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет в том, что некоторые вещи они не знают. Гибко перестраиваются. Если они большие оптимисты, то не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Возможно, они иногда проявляют вспыльчивость, тревожность, даже эгоизм, но у них есть три важных качества: они умеют слушать и слышать; стремятся к самосовершенствованию и умеют быть благодарными. Общение с ними всегда приятно.

    Союзники: своего рода организация помощи педагогу. Мнение педагога для них всегда авторитетно. Часто выступают в роли «посредника» между педагогом и другими родителями, педагогом и детьми, пытаются снизить уровень напряженности во время родительских встреч, готовы идти на компромисс, сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают. В случае возникновения противоречий они всегда принимают сторону педагога.

    Манипуляторы: их большинство. Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабые стороны людей, чтобы побудить их делать то, что им необходимо. Если же манипулятор не может добиться своего, то он начинает испытывать дискомфорт, чувство неполноценности; он начинает страдать, при этом обычно усиливая свои манипуляции: давление на вас своим положением в обществе, деньгами, подарками, «хлопанье дверьми», внесение смуты в родительский коллектив и т. п.

    Равнодушные: скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем мешают конструктивному взаимодействию. Однако именно на них удается проверить прочность любого нововведения, идею, предложение или свою позицию. Для них значим признанный авторитет, в том числе и ваш.

    Творческие: склонны к игре, импровизации, действиям не по правилам, ориентированы на новые впечатления. Спонтанны в своем поведении, независимы в суждениях. Энтузиасты, которые стремятся действовать, а не только размышлять. Все обыденное и посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, что делают что-то значимое. Увлеченные чем-то, они могут не заметить уже сделанного и внести хаос в организованный процесс, но они всегда ориентированы на качество.

          Деструктивные: для них характерно отрицательное мотивационное воздействие на личность, поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликтность. Они нарушают общую работу, и их проявление может быть следующим:

    • Блокирование - родитель не согласен и отторгает усилия педагога,
      демонстрируя бессмысленность этой работы;
    • Агрессия - критикует и обвиняет других, снижает самооценку окружающих, чтобы возвысить свой собственный статус;
    • Стремление к признанию - привлекает к себе внимание, «тянет
      одеяло на себя», говорит громко, часто хвалится своими достижениями,
      демонстрирует необыкновенное поведение «не от мира сего»;

    Уход - уходит от проблем, проявляет безразличие, мечтателен или хмур;

    Доминирование - настаивает на собственной правоте, прерывает других, указывает, направляет, требует;

    Стремление исповедоваться - использует других в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли.

    Причины такого поведения могут быть связаны с проблемой идентичности (кто я?), власти, контроля и влияния, с проблемой доверия окружающим и т. п.

    (А. Ю. Монахова  Психолог и семья: активные методы взаимодействия) (Примеры из собственной педагогической практики.)

    Дети учатся жить у жизни.

    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

    • проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях; оказывать поддержку во всём;
    • создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье;
    • проявлять постоянную заинтересованность в ребёнке, заботу о нём;
    • предпочитать требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчуждённости,
    • снимать авторитарные позиции в общении с детьми;
    • уметь признавать свои ошибки.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

    Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно ...

    Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся.

    Работа с семьей является одним из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя. Как организовать работу с родителями в современных условиях....

    Формы и методы работы классного руководителя по формированию у учащихся ответственного отношения к учебе

    Данная презентация - обощение опыта работы по организации работы класса в направлении улучшения успеваемости....

    Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся

    Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их рабо...

    Формы и методы работы классного руководителя с родителями.

    Методическая разработка по работе с родителями классного руководителя(формы и методы)...

    Формы и методы работы классного руководителя с родителями, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации

    В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи....