Формы и методы работы классного руководителя с родителями.
методическая разработка на тему

Чеменко Ирина Владимировна

Методическая разработка по работе с родителями классного руководителя(формы и методы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы работы классного руководителя с родителями.

  • Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  
  •    Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
  •     Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» (Сухомлинский)

Главными задачами

классного руководителя

в этом направлении являются:

  • способствование  единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,
  • созданию комфортных условий для ребенка в семье,

а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка

  • Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
  • Оптимизация детско-родительских отношений
  • Поддержка и повышение социального статуса семей
  • Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
  • Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
  • В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. 

Основные направления сотрудничества
классного руководителя с родителями
 :

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей  (родительские университеты;
  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские собрания и другие)
  • Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс  
  • ( дни открытых дверей;
  • дни творчества детей
  • и их родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
  • шефская помощь)

Участие родителей   в управлении   учебно-воспитательным процессом  :

  • (участие родителей класса в работе совета школы;
  • участие родителей класса в работе родительского комитета;
  • участие в работе общественного совета содействия семье и школе)
  • Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.
  • Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.
  • Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.

Посещение семей :

  • При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика.
  • Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
  • После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося.

      Открытые уроки:

  • Организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
  • Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. 
  • Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в школе.

Родительские собрания

  • Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания -  2 раза в год.
  •  Классные родительские собрания – 4-5 раз в год.
  • На классных родительских собраниях обсуждаются:
  • задачи учебно-воспитательной работы класса,
  • планирование воспитательной работы в классе,
  • намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой,
  • подводятся итоги работы.

Виды собраний:

  • организационные,
  • собрания по плану психолого- педагогического просвещения,
  • тематические,
  • собрания-диспуты,

итоговые (четвертные)

Тематика собраний

должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например:

  • Возрастные особенности школьников»,
  • «Режим дня школьника»,
  • «Игра в обучении ребенка»,
  • «Ребенок и природа» и др.

Родительский комитет:

  • В начале года проводятся собрания для родителей вновь поступивших детей, их знакомят с общей организацией учебного, и воспитательного  обучения в школе.
  • Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы.
  • Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и  подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
  • Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса.
  • В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного( экскурсии, мероприятия на воспитательные темы) плана.
  • Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей в семье и школе.
  • «Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми».(Макаренко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся.

Работа с семьей является одним из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя. Как организовать работу с родителями в современных условиях....

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Формы и методы работы классного руководителя с родителями разнообразны. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями, и привлечение родителей к ...

Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их рабо...

Формы и методы работы классного руководителя с родителями, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации

В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи....

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях школы - интерната"

laquo;Какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необ...