Здоровое питание
учебно-методический материал на тему

Глазырин Михаил Анатольевич

Здоровое питание - это не просто красивые слова, - это почти что - закон каждого человека, желающего быть счастливым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovoe_pitanie.docx50.93 КБ

Предварительный просмотр:

Первый урок второй четверти

2010-2011у.г.

тема

«Здоровое питание»

Учитель информатики

МОУ COШ № 10

М.А. Глазырин

2009г.


Рациональное питание является одним из наиболее важных и необходимых условий для сохранения жизни и здоровья человека.

Наш организм постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой и чрезвычайно подвержен ее влияниям. Питание является основным фактором этой среды, оказывающим самое непосредственное влияние на жизнедеятельность живого организма.

Особенно важна роль питания в детском возрасте. Это обусловлено рядом причин. Детский организм отличается от организма взрослого человека бурно протекающими процессами роста и развития, формированием и становлением структуры многих органов и систем, совершенствованием их функций, большой двигательной активностью, развитием высшей нервной деятельности.

Пища является единственным источником, из которого ребенок получает необходимые вещества для роста и пополнения энергии. Правильная организация питания ребенка обеспечивает его гормональное развитие, хорошую сопротивляемость инфекционным заболеваниям, повышает устойчивость организма к различным неблагоприятным влияниям окружающей среды. Питание оказывает определяющее влияние на развитие мозга, интеллект ребенка и функциональное состояние его центральной нервной системы. Над проблемами усовершенствования детского питания, создания новых биологически полноценных продуктов для питания детей различных возрастных групп трудятся многие научные коллективы как в нашей стране, так и в ряде других стран. Особое внимание уделяется вопросам рационализации питания.

Определенное внимание уделено вопросам правильного приготовления пищи для ребенка, способам тепловой обработки пищевых продуктов, обеспечивающим максимальное сохранение необходимых ребенку полезных веществ, проблемам правильного хранения продуктов.

Из всех многочисленных пищевых веществ особое место в питании растущего организма занимают белки. Белки являются главным пластическим материалом для любого живого организма. Они идут на построение всех его органов и тканей, принимают активное участие в процессах кроветворения, в выработке защитных факторов, обеспечивающих сопротивляемость организма к различным заболеваниям, входят в состав различных гормонов, ферментов. Даже при самом небольшом дефиците белка ребенок медленно растет. У него запаздывает формирование иммунной системы, нарушается функционирование многих органов, задерживается психологическое развитие. Особенно необходимо достаточное поступление белков в период интенсивного роста и развития детского организма.

Жиры также имеют очень важное значение для детского организма. Они обладают высокой энергетической ценностью - «сгорание» 1 г жира в организме дает 9,3 ккал, в то время как «сгорание» 1 г белка или углевода - всего 4,1 ккал. Жиры принимают участие в обмене веществ, оказывают влияние на состояние сердечнососудистой и центральной нервной системы, процессы пищеварения, способствуют выработке иммунитета к различным инфекциям, обеспечивают основные энергетические траты организма. Кроме того, жиры являются источниками ряда жирорастворимых витаминов (A, D, К, Е ) и полинена- сыщенных жирных кислот. Жиры способствуют лучшему использованию организмом белков, витаминов, минеральных веществ.

По своему происхождению жиры так же делятся на животные и растительные. Последние являются основными носителями полиненасыщенных жирных кислот, которые в организме не образуются и поступают только с пищей. Вместе с тем они очень важны для организма, так как обеспечивают формирование жизненно важных структур.

Жиры содержаться во многих продуктах растительного и животного происхождения. Основными источниками жиров являются сливочное и растительные масла.

Углеводы являются основным и легкоусвояемым источником энергии, необходимой организму для его жизнедеятельности. Наряду с белками и жирами они также входят в состав всех клеток и тканей, принимают участие в обмене веществ, способствуют лучшему усвоению белков и жиров. Если в питании ребенка длительное время ограничивается потребление углеводов, то для выработки необходимого количества энергии начинают расходоваться сначала запасы жира, затем собственные жиры и белки тканей, развивается истощение.

Основными источниками углеводов являются: сахар, хлеб, различные крупы, кондитерские изделия, а также фрукты и овощи.

Минеральные вещества входят в состав всех клеток и тканей организма. Они обеспечивают правильный рост и развитие костной системы, мышц, нервной ткани, участвует в процессах кроветворения, выработке фермен тов и гормонов. Минеральные вещества активно участвуют в процессах обмена веществ, играют главную роль в поддержании осмотического давления крови, являются одними из основных регуляторов важнейших физиологических процессов в организме. С одной стороны, при недостаточном поступлении с пищей тех или иных минеральных веществ возникают различные нарушения обмена веществ, иногда достаточно тяжелые. С другой стороны, избыток некоторых минералов отрицательно сказывается на состоянии здоровья ребенка.

Минеральные вещества подразделяются на макроэлементы, которые находятся в организме в относительно больших количествах (кальций, фосфор, магний, натрий, калий, хлор) и микроэлементы, представленные в очень малых величинах (железо, медь, кобальт, фтор, йод, цинк и др.).

Кальций является одной из составных основных частей костного скелета и ткани зубов, входит в состав всех клеточных оболочек, необходим для правильной деятельности нервной и мышечной систем, участвуют в процессах свертывания крови. При недостатке кальция нарушается нормальное формиро


вание костей, отмечается повышенная их ломкость, развивается кариес зубов. Дефицит кальция у грудного ребенка приводит к развитию рахита. На усвояемость кальция большое влияние оказывает витамин D. Для правильного обмена и усвоения кальция необходимо его правильное соотношение к фосфору, которое должно составлять - Са: Р как 1,2:1.

Основными источниками кальция являются молочные продукты, особенно творог и сыр, а так же рыба, яйца; из растительных - зернобобовые.

фосфор также необходим для нормального роста костной ткани, регулирования мышечной деятельности. Он входит в состав ферментов, обеспечивающих работу головного мозга, печени, почек и других органов, принимает активное участие в обмене белков и жиров, играет определенную роль в процессах кроветворения.

Фосфор содержится в яичном желтке, мясе, птице, рыбе, твороге, сыре, а также в таких крупах, как овсяная, перловая, ячневая, гречневая, в бобовых (соя, фасоль, горох). Однако из животных продуктов фосфор усваивается значительно лучше, чем из растительных.

Магний, наряду с кальцием и фосфором, участвуют в образовании костей и зубов, обмене белков и углеводов, повышает активность ферментов, стимулирует работу нервной системы и сердечной мышцы. Обладая противосудо- рожным сосудорасширяющим свойствами, магний стимулирует перистальтику кишечника, повышает желчевыделение. При недостатке магния ухудшается усвоение пищи, снижается иммунитет, могут возникнуть трофические нарушения кожи. Значительный дефицит магния может привести к судорогам.

Основными источниками магния являются многие крупы и бобовые, а также некоторые фрукты и овощи.

Калий и натрий участвуют в регуляции водно-соленого обмена, поддерживают на постоянном уровне кислотно-щелочное равновесие организма, осмотическое давление в биологических жидкостях, участвуют в образовании соляной кислоты желудочнбого сока.

При недостатке калия в организме развивается мышечная слабость, нарушается сердечная деятельность, страдает моторная функция кишечника. Дефицит калия может развиться не только из-за недостаточного поступления его с пищей, но и при нарушении деятельности желудочно-кишечного тракта - рвоте, поносе.

Натрий в натуральных продуктах содержится в незначительных количествах, поступает в организм, в основном, за счет поваренной соли.

Железо играет ведущую роль в процессах кроветворения, так как является основной составной частью гемоглобина, который переносит кислород к клеткам и тканям организма. Кроме того, железо участвует в окислительно- восстановительных процессах, особенно интенсивно протекающих в растущем организме ребенка. При недостаточном поступлении железа у детей, особенно раннего возраста, развивается малокровие.

Железо содержится во многих продуктах животного и растительного происхождения. Особенно богаты им субпродукты, мясо, яйца, бобовые, многие фрукты, овощи, ягоды.

Медь принимает участие в процессах кроветворения, регулирует снабжение клеток кислородом, способствует образованию гемоглобина. Она также участвует в обмене веществ, содействуя более полному использованию организмом белков и углеводов.

Медь оказывает влияние на выработку иммунитета, обладает способностью связывать микробные токсины и усиливать действие антибиотиков. Недостаточное поступление меди замедляет превращение аминокислот в белки, снижает содержание гемоглобина в крови.

Наиболее богаты медью субпродукты, рыба, продукты моря, яичные желтки, сыр, некоторые крупы, хлеб.

Кобальт в комплексе с железом и медью участвуют в процессах кроветворения, формирование костной ткани, способствует образованию гемоглобина и созреванию эритроцитов, активизирует дебйствия ряда ферментов.

Кобальт хорошо распространен в природе. Он содержится в молоке ( особенно в молочной сыворотке), говядине, свинине, субпродуктах (печень, почки), курином мясе, яйцах, рыбе, а также в ряде растительных продуктов (свекла, красный перец, салат, шпинат, виноград, черная смородина, клюква и др.).

Фтор участвует в образовании костной ткани и зубной эмали. При недостаточном его поступлении в организм развивается кариес зубов, при избыточном поступлении - флюороз, при котором зубы становятся хрупкими и легко крошатся.

Фтор содержится в мясе, рыбе, морепродуктах, молоке, ржаном хлебе, зелени петрушки, сухих овощах и фруктах. Главным источником фтора является питьевая вода (в местах с пониженной концентрацией фтора в природной питьевой воде водопроводную воду фторируют, доводя содержание фтора до 1,5мг на 1л).

Иод входит в состав гормона щитовидной железы. Недостаточное его поступление в организм ведет к задержке умственного развития и роста детей, а иногда - к формированию эндемического зоба, что возможно на терри ториях, где вода, почва и произрастающие на ней растения содержат мало йода. На таких территориях рекомендуется использование йодированной соли.

Наиболее богаты йодом продукты моря (морская капуста, креветки, кальмары, мидии), некоторые виды морских рыб (пикша, треска, морской окунь).

Цинк входит в состав эритроцитов, многих ферментов, гормопов(в том числе гормона поджелудочной железы- инсулина), способствует процессам кроветворения, регулирует углеводный обмен в организме. При недостаточном поступлении цинка нарушаются процессы роста.

Основными источниками цинка являются такие крупы как овсяная, кукурузная и гречневая. Богаты цинком пшеничные отруби. Цинк содержится также в бобовых, кукурузе, грибах, дрожжах, субпродуктах, говядине, свинине; мясе кролика, кур, во многих овощах и фруктах (картофель, капуста, свекла, морковь, яблоки, груши, вишни, сливы и др.).

Селен - важный микроэлемент, входящий в состав отдельных ферментов, повышающих сопротивляемость организма воздействию экстремальных ситуаций, положительно влияет на состояние иммунитета.

Основными источниками селена являются высокобелковые продукты. У детей, получающих низкобелковое питание, развивается недостаточность селена, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям.

Витамины, как и минеральные вещества, являются важными и незаменимыми компонентами пищи. Это - биологически активные вещества, играющие огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма, особенно в период его активного роста и развития. Они регулируют обменные процессы, участвуют в кроветворении, образовании ферментов и гормонов, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, воздействия токсинов, радионуклидов, низких или высоких температур и других вредных факторов. Витамины практически не синтезируются в организме и должны поступать извне, с пищей. Только некоторые витамины группы В могут частично синтезироваться в кишечнике в результате жизнедеятельности обитающих там микроорганизмов, а витамин D образуется в коже человека под воздействием солнечных лучей. Основными источниками витаминов являются различные продукты питания.

При недостаточном поступлении в организм витаминов развивается их недостаточность- гиповитаминоз, главными признаками которого являются повышенная утомляемость, вялость, снижение работоспособности, частные заболевания, особенно острыми респираторными инфекциями. Дефицит витаминов усиливает отрицательное воздействие на организм ребенка вредных экологических факторов, повышенного рационального фона, увеличивает риск онкологических заболеваний. Состояние гиповитаминоза увеличивается при любых заболеваниях, особенно при болезнях желудочно-кишечного тракта, печени и почек, когда нарушается всасывание и усвоение витаминов.

У детей гиповитаминозы развивается в связи с недостаточным потреблением свежих овощей и фруктов, при дефицитном питании, в результате ряда заболеваний, нарушений общего режима. Еще одна причина витаминной недостаточности - нарушение технологии приготовления пищи, неправильная подготовка продуктов, излишняя термическая обработка.

Все витамины подразделяются на две группы: водорастворимые, к которым в первую очередь относятся витамины С, РР и группы В, и жирорас творимые (A, D, Е и др.).

Витамин С (аскорбиновая кислота) имеет очень большое значение для организма, так как участвует во всех видах обмена веществ, окислительно - восстановительных процессах, активизирует действие многих ферментов и гормонов, способствует росту клеток и тканей, повышает устойчивость организма заболеваниям и воздействию многих вредных факторов внешней среды. При недостаточном поступлении в организм витамина С возникает вялость, сонливость или раздражительность, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям. При значительном и длительном дефиците витамина С повышается проницаемость и усиливается ломкость сосудов, появляются кровоизлияния на коже и слизистых оболочках, расшатываются зубы, появляется кровоточивость десен, наблюдается синюшность ушных раковин, кистей рук, ногтей.

Недостаток витамина С иногда возникает при повышенной потребности организма в этом витамине. Это наблюдается при тяжелой физической нагрузке, стрессах, при многих заболеваниях.

Основными источниками витамина С являются свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень, а также картофель, занимающий значительное место в детском рационе. Однако, следует подчеркнуть, что, к сожалению, витамин С очень нестоек, он легко разрушается под воздействием кислорода воздуха, солнечного света, высоких температур, а также при длительном хранении овощей и фруктов. Так, в картофеле после 6 месяцев хранения количество витамина С уменьшается в два раза по сравнению со свежеубранным. Лучше сохраняется витамин С в кислой среде (квашенная капуста), а также в консервированных продуктах, хранящихся без доступа воздуха в темном месте (консервированные соки, фруктовое пюре, варенье, джемы, соленые овощи, зелень).

Витамин В1 (тиамин) играет важную роль в белковом, жировом и, особенно, углеводном обмене, оказывает влияние на содержание перераспределение микроэлементов в различных органах и тканях, обеспечивает нормальное функционирование пищеварительной и центральной нервной систем. При недостаточном поступлении витамина В1 возникают изменения со стороны мышечной и нервной систем: по ходу нервов появляются болевые ощущения, покалывания, онемение, иногда снижение кожной чувствительности. Нередко отмечается повышенная утомляемость, мышечная слабость, раздражительность, ухудшение аппетита, снижается сопротивляемость к заболеваниям, нарушается пищеварение. У детей до 1 года могут возникнуть срыгивания, вздутие живота, запоры.

Основными источниками витамина В1 являются различные крупы, хлеб, бобовые, мясные продукты, субпродукты, пивные и пекарские дрожжи.

Витамин В2 (рибофлавин) участвует во всех видах обмена веществ, особенно в углеводном, способствует выработке энергии, улучшает усвоение пищи. При недостаточном поступлении этого витамина у детей ухудшается аппетит, отмечается остановка или даже падение массы тела, роста, быстрая утомляемость, общая слабость, наблюдается выпадение волос, возникают изменения состоянии кожи и слизистых оболочек - кожа становиться сухой, шелушащейся, в углах рта появляются так называемые «заеды». При выраженном дефиците витамина В2 может развиться воспаление слизистой оболочки (конъюнктивит), рта (стоматит).

Основными источниками витамина В2 являются продукты животного происхождения - молоко, творог, мясо, печень, яйца; из растительных продуктов им более богаты гречневая крупа, горох, соя. Большое количество этого'витамина в пекарских и сухих пивных дрожжах.

Витамин В6 (пиридоксин) наряду с другими витаминами группы В принимает участие в белковом обмене, оказывает положительное влияние на деятельность центральной нервной системы, поддерживает нормальное состояние кожных покровов и слизистых оболочек, участвуют в процессах кроветворения, оказывает действие на жировой обмен, кислотообразующую функцию желудка, способствует лучшему усвоению пищи. При недостатке витамина В6 отмечается задержка роста, пониженная сопротивляемость к инфекциям дыхательных путей, нервно- психические нарушения, вялость, снижение гемоглобина в крови, ухудшение аппетита, иногда, наоборот, появляется раздражительность, повышенная возбудимость и даже судорожный синдром. Нередко на коже появляются изменения в виде шелушения, сухой экземы. Витамин В6 содержится в мясе, рыбе, яичном желтке, субпродуктах, в зеленых частях растений, им богаты пекарские и пивные дрожжи.

Витамин В12 (цианкобаламин) играют большую роль в процессах кроветворения, белковом обмене, в частности в обмене метионина, благодаря чему предупреждает жировое перерождение печени, участвует в процессах роста и развития детского организма. При недостатке этого витамина могул развиться явления тяжелого малокровия, нарушение со стороны желудочно-кишечного тракта. Витамин В12 частично синтезируется микрофлорой кишечника, но, в основном, должен поступать с пищей.

Витамин В12 содержится в мясе, яичном желтке, молочных продуктах.

Витамин РР (ниацин, никотиновая кислота) входит в состав многих ферментов, стимулирующих процессы клеточного обмена, усиливает окислительные реакции, улучшает углеводный обмен, оказывает влияние на кроветворение, деятельность центральной нервной системы, обладает сосудорасширяющим действием. При недостатке витамина РР отмечаются нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, а также центральной нервной системы (повышенная раздражительность, беспокойство, плохой сон), часто возникают воспалительные изменения на слизистой рта, языке, покраснения и шелушение кожи.

Витамин РР содержится в мясе, субпродуктах, пшеничном хлебе, гречневой и ячневой крупе, особенно им богаты пшеничные отруби и дрожжи.

Витамин А (ретинол) принимает непосредственное участие в образовании в сетчатке глаз зрительного анализатора, оказывает влияние на состояние кожных покровов, слизистых оболочек, обеспечивая их защиту. Витамин А способствует синтезу белков, обмену жиров, поддерживает процессы роста, повышает устойчивость организма к инфекциям, особенно необходим для поддержания нормального зрения. При недостаточном поступлении витамина А снижается острота зрения в сумерках, развивается так называемая «куриная слепота». Недостаток витамина А у детей приводит к сухости кожи, волос, слизистых оболочек, замедлению роста, снижению сопротивляемости к инфекционным заболеваниям. При выраженном гиповитаминозе А развиваются воспалительные изменения кожных покровов и слизистых оболочек, воспаление роговицы, бронхиты.

Витамин А (в активной форме) содержится в рыбьем жире, субпродуктах, сливочном масле, яичном желтке, сметане, сливках. Растительные продукты содержат предшественник витамина А - бета-каротин, из которого в организме вырабатывается активный витамин А, чему способствует наличие в пищи дос-

таточного количества белков и витамина С. Каротин содержится в значительных количествах зеленых частей растений, в овощах и фруктах оранжевого и красного цвета.

Витамин D (кальциферрол) оказывает влияние на обмен кальция и фосфора, способствует росту костной ткани, регулирует всасывание солей кальция и фосфора в тонком кишечнике и отложение их в костях. При недостатке витамина D нарушается образование костной ткани, происходит искривление костей, развивается рахит. Ребенок становится раздражительным, нарушается сон, задерживается прорезывание зубов, снижается сопротивляемость к заболеваниям. В то же время, при избытке витамина D (особенно при излишнем использование его препаратов) возникают явление гипервитаминоза, наблюдаются симптомы интоксикации (снижается аппетит, нарушается сон, ребенок теряет в весе, в тяжелых случаях возникают патологические изменения в почках).

Витамин D содержится в продуктах животного происхождения - в сливочном масле, сыре, яичном желтке, некоторых видах рыб (кета, нототения, треска, сельдь атлантическая). Витамин D также образуется коже человека под воздействием солнечного света.

Витамин Е (токоферол) способствует процессам усвоебния организмом жиров, витамина А. Он обладает противоокислительным действием, замедляя разрушение в организме витамина А, каротина и витамина С.

Витамин Е играет важную роль в деятельности центральной нервной системы, оказывает нормализующее влияние на мышечную систему. Недостаток витамина Е проявляется в развитии мышечной слабости, вялости, малокровии.

Витамин Е содержится в зеленых частях растений. Он имеется также в мясе, яйцах, печени, молоке, растительном и сливочном масле.

Молоко - уникальный, созданный самой природой продукт питания «эликсир жизни», как называли его еще врачи древности. Человек употребляет молоко на протяжении своей жизни - с первых и до последних дней.

В молоке содержатся все основные пищевые вещества, необходимые растущему организму. При этом они находятся в оптимальных, правильных соотношениях очень легко усваиваются детским организмом.

Важнейшей составной частью молока являются белки, большая часть которых представлена козеином и в меньшей степени альбумином. Белки молока содержат все незаменимые аминокислоты, без которых замедляются процессы роста, нарушается кровообращение, страдает функция печени. Особенно богаты аминокислотами сывороточные белки, являющиеся еще и носителями специальных защитных факторов - иммуноглобулинов, которые участвуют в выработке антител против болезнетворных микробов и вирусов. Белки молока легко перевариваются и усваиваются, так как под воздействием пищеварительных соков свертываются мелкими хлопьями. Особенно хорошо усваиваются сывороточные белки.

Жиры молока особенно полезны растущего организму, так как содержат незаменимые жирные кислоты и другие сложные жироподобные соединения (фосфатиды, холин и др.), участвующие в регулировании жирового и холести- /' ринового обмена. Молочный жир представляет собой взвешенные в воде мельчайшие жировые шарики и поэтому прекрасно усваивается еще несовершенным детским организмом. Этому способствует и тот факт, что молочный жир относится к легкоплавким жирам, температура его плавления на несколько градусов ниже температуры тела человека.

Углеводы в молоке представлены молочным сахаром (лактозой), которая по сравнению с сахарозой медленнее расщепляется, всасывается, поэтому дольше находится в кишечнике и служит хорошей средой для развития полезной микрофлоры, препятствующей росту гнилостных и болезнетворных микроорганизмов.

Лактоза легко усваивается и служит основным источником энергии. Лактоза в 5-6 раз менее сладкая, чем сахароза, поэтому молоко не обладает выраженным сладким вкусом.

Молоко содержит много минеральных солей, в первую очередь таких, как кальций и фосфор, особенно необходимых для детей раннего возраста, в период быстрого роста и формирования костной ткани и зубов. Минеральные соли представлены, в основном, в виде лимоннокислых солей и белковых образований, соединений, легко усваиваемых детским организмом.

В молоке содержатся практически все водо - и жирорастворимые витамины. И хотя их не так уж много, но при регулярном включении молока в рацион ребенка его организм получит эти вещества в необходимом количестве.

Кроме перечисленных веществ, в молоке содержится ряд ферментов (липаза, расщепляющая молочный жир, фосфатаза, регулирующая обмен фосфора, каталаза, способствующая процессам кроветворения), гормонов (инсулин, тироксин, и др.). В свежем молоке содержится ряд антимикробных, факторов.

Молоко, являясь само по себе прекрасным продуктом питания, кроме того, служит сырьем для приготовления ряда высококачественных молочных продуктов. В первую очередь - это кисломолочные продукты, сливки, сметана, творог, сыр.

Ценным молочным продуктом детского питания является творог, богатый солями кальция, калия и фосфора при относительно низком содержании натрия и калия, которые удаляются вместе с сывороткой. В нем также достаточно высокое содержание железа, витаминов В1 и РР. Однако белок творога более грубый, так как, в основном, состоит из казеина, а сывороточные белки удаляются вместе с сывороткой.

Примерно такими же качествами обладает другой высокобелковый и высокожировой молочный продукт- сыр (в отдельных сортах сыра количество белка доходит до 25-30%, жира- до 30-32%). Сыр богат солями кальция фосфора, но содержит много поваренной соли. В процессе приготовления сыра, его созревания, содержащиеся в нем соли кальция и фосфора переходят в легкоусвояемые соединения, а под воздействием полезных микроорганизмов в нем накапливаются витамины группы В.

Мясо является одним из наиболее ценных высокобелковых продуктов. Оно содержит все незаменимые аминокислоты, необходимые для растущего организма ребенка, а также много солей фосфора, калия, магния. Многие виды мяса богаты железом. Наиболее богато белками мясо говядины, телятины, поросят, кролика, кур, цыплят. Количество белков в мясе колеблется в пределах 12-20%. Однако во всех видах мяса присутствует определенное количество соединительной ткани (сухожилия, пленки, суставные сумки и др.), которая плохо усваивается и обладает невысокой пищевой ценностью.

Жиры мяса относятся к тугоплавким жирам. Они содержат, в основном, насыщенные жирные кислоты, которые плохо перевариваются и усваиваются, особенно детьми раннего возраста. В детском питании лучше использовать мясо использовать с небольшим количеством жира (4-9%). Однако в очень гощем мясе (жирности до 2%) много соединительной ткани, что снижает его пищевую ценность.

Общее количество минеральных веществ в мясе составляет около 1%. В нем относительно много калия (до 350мг в 100г), фосфора (около 200мг в 100г), магния (25-27мг в 100г). Такие виды мяса, как говядина, телятина, кролик богаты железом (доЗмг в 100г), еще больше его в печени (в говяжьей- около 7мг, в свиной- 20мг в 100г). Важно, что содержащиеся в мясе железо усваивается организмом значительно лучше, чем в овощах и фруктах (на 20% против 3-5%).

Мясо птицы (куры, цыплята) является ценным пищевым продуктом для детского питания. Куриное мясо содержит более полноценные и лучше усвояемые белки, чем мясо говядины. Количество жира в мясе кур и цыплят, хотя и относительно велико (16-18%), но усваивается он легче, так как имеет более низкую температуру плавления. Куриное мясо содержит необходимый набор минеральных веществ и витаминов.

Рыба, как и мясо, богата белками животного происхождения. Белки рыбы отличаются низким содержанием соединительной ткани, что обеспечивает их легкую усвояемость (до 98%). При этом белки рыбы содержит весь необходимый набор незаменимых аминокислот, как метионин. Поэтому белки рыбы являются столь же полноценными, как и белки мяса, яиц, молочных продуктов.

Количество белка в рыбе зависит от ее вида. Такая рыба, как треска, хек, камбала, карп, минтай, содержит около 16% белка, сайда- 19%, тунец- 24%, а макрурус- всего 7%.

Все виды рыб богаты такими минеральными веществами, как калий, магний и, особенно, фосфор (например, в 100г камбалы содержится до 400мг фосфора). Морские виды рыб богаты такими редкими элементами, как йод и фтор. Рыбы также богаты витаминами A,D, Е, группы В.

Яйца являются полноценным источником всех основных пищевых веществ, необходимых для растущего организма ребенка. Однако в питании детей разрешается использовать только куриные яйца.

Куриные яйца богаты наиболее полноценным животным белком, содержащим все незаменимые аминокислоты, и практически полностью усваиваются организмом. Жир куриного яйца содержит высокий процент лецитина, оказывающего благоприятное действие на обмен холестерина. Яйца богаты минеральными веществами (фосфор, сера, железо, цинк), имеют достаточное количество жирорастворимых витаминов А и D, а также витаминов группы В.

Следует отметить, что почти все важные минеральные вещества яйца, а также большинство витаминов, в том числе витамины А и D, сосредоточены в желтке и находятся в легкоусвояемый форме. Поэтому желток яйца начинают давать детям с 6-месячного возраста.

Растительные масла являются ценным продуктом детского питания. Они отличаются высоким содержанием жира (99,9%), который очень бог ат по- линенасыщенными жирными кислотами, витамином Е й фосфатидами, особенно необходимыми растущему детскому организму. Их доля в рационах питания детей должна составлять 15-20% от общего количества жира. Однако не все растительные масла обладают одинаковой пищевой ценностью. Наиболее ценно подсолнечное масло, а также кукурузное, соевое и оливковое.

Крупы, мука, хлеб, мучные изделия широко используются в питании детей различных возрастных групп, они обеспечивают организм ребенка растительными белками, углеводами, многими минеральными веществами и витаминами группы В.

Крупы вырабатываются из разных зерновых культур. Их пищевая и биологическая ценность зависит от химического состава исходного сырья и способа его технологической обработки.

Гречневая крупа обладает наибольшей пищевой ценностью. Она богата растительными белками, калием, фосфором, магнием, железом, витаминами группы В. Гречневая крупа выпускается в виде ядрицы (очищенные от оболочек целые зерна гречихи) и продела (дробленые зерна). По пищевой ценности ядрица превосходит продел, хотя последний усваивается легче.

На втором месте по пищевой ценности стоит овсяная крупа, которая также богата растительными белками, содержит достаточное количество солей калия, фосфора, магния, железа, витаминов группы В. Овсяная крупа чаще всего вырабатывается в виде овсяных хлопьев «Геркулес», которые обладают высокой усвояемостью и поэтому чаще используется в питании детей раннего возраста.

Рис, по сравнению с другими крупами, наиболее богат крахмалом, но содержит относительно мало растительного белка, минеральных веществ и витаминов. Однако из-за низкого содержания клетчатки рис очень легко переваривается и усваивается, что позволяет широко его использовать при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Из пшеницы вырабатывают манную крупу, также относящуюся к легкоусвояемым и высококалорийным продуктом. Она достаточно богата растительным белком, содержит много крахмала, но относительно бедна минеральными веществами и витаминами.

Кукурузная крупа богата крахмалом, но содержит относительно мало минеральных солей и витаминов. Эта крупа требует длительной варки, но в хорошо разваренном виде легко усваивается организмом. Из кукурузы вырабатывают кукурузные хлопья, представляющие собой высококалорийный и легкоусвояемый продукт достаточно биологической ценности.

Хлеб является высококалорийным продуктом, содержащим большинство необходимых человеку пищевых веществ. Более ценным являются белки ржаного хлеба, так как содержат значительное количество лизина- важной незаменимой аминокислоты. Жиры хлеба богаты полиненасыщенными жирными кислотами. Количество углеводов в разных сортах хлеба достигает 35-50%. Хлеб является ценным источником витаминов группы В. Особенно много их содержится в хлебе из муки грубого помола. В хлебе содержится достаточно минеральных веществ- калия, фосфора, магния, железа и др. Причем их содержание выше в сортах из муки грубого помола.

Сахар представляет собой «чистый» углевод (сахарозу)высокой энергетической ценности (в 100г содержится 379ккал). Сахароза в организме очень быстро расщепляется на глюкозу и фруктозу, которые через несколько минут превращаются в источник энергии. Каждый грамм сахара при усвоении ( «сгорании») в организме дает 1,4 г тепла. Однако биологическая ценность сахара не велика. Его называют носителем «пустых » калорий и используют при приготовлении пищи, как необходимая углеводная добавка. Давать детям сахар строго в определенных количествах, так как избыточное потребление сахара может привести к развитию ожирения и других нарушениям в организме.

Овощи, фрукты, ягоды и другие растительные продукты являются богатейшим источником целого ряда необходимого для растущего детского организма пищевых веществ. В них входит широкий набор минеральных веществ, витаминов, углеводов, пищевых волокон и других соединений. Углеводы в растительных продуктах представлены, в основном, простыми сахарами (глюкозой, фруктозой), а также крахмалом. Овощи содержат крахмала больше, чем фрукты. Самым богатым носителем крахмала является картофель (15%), а из фруктов - бананы (2%).

В овощах и фруктах представлен широкий набор минеральных веществ и витаминов, что обуславливает такое важное значение этих продуктов в детском питании. Фрукты являются богатыми источниками железа в котором детский организм часто испытывает недостаток. Из микроэлементов, находящихся во фруктах и овощах, особое значение придается меди, которая принимает активное участие в кроветворении.

Овощи и фрукты являются естественными витаминоносителями. В них много каротина (провитамина А), а также витамина С. Потребность в этих витаминах, в основном, покрывается за счет растительных продуктов.

Одним из достоинств овощей, фруктов, ягод и других растительных продуктов является наличие в них пищевых волокон - не усвояемых организмом пектиновых веществ и клетчатки, которые оказывают благотворное действие на процессы пищеварения. Пектиновые вещества обладают обволакивающим действием, предохраняя слизистую оболочку желудка и кишечника от воздействия различных вредных веществ. Клетчатка способствует продвижению пищи по кишечному тракту. В последнее время показано, что пищевые волокна способны очищать кишечник от токсических веществ, обеспечивать рост полезной микрофлоры.

Продукты растительного происхождения содержат еще целый ряд полезных для организма веществ, которые отсутствуют или находятся в незначительных количествах в животных продуктах. Это- разнообразные органические кислоты, эфирные масла, дубильные, ароматические, красящие вещества, фитонциды.

И наконец, овощи, фрукты, ягоды являются источником экологически чистой воды. В некоторых плодах ее количество доходит до 90-95%. Широкое потребление этих продуктов обеспечивает детский организм необходим им количеством жидкости, снижает жажду, исключает излишнюю нагрузку простой водой.

Следует остановиться на характеристике наиболее часто используемых в детском питании растительных продуктов.

Картофель очень богат крахмалом, калием, является ценным источником витамина С, а также группы В и бета - каротина.

Капуста содержит большое количество сахаров при относительно низком содержании крахмала, она богата солями калия, фосфора, железа (особенно цветная и брюссельская).

Морковь является основным источником каротина- провитамина А, относительно богата витамином С, калием и железом.

Свекла богата углеводами, клетчаткой, органическими кислотами, красящими веществами, содержит достаточное количество солей калия, кальция, кобальта, железа, магния.

Репа, редька, редис содержит большое количество клетчатки.

Огурцы обладают специфическим вкусом и запахом, усиливающим деятельность пищеварительных желез. Тартроновая кислота, содержащаяся в огурцах, оказывает влияние на жировой обмен. Кроме того, в огурцах содержатся ферменты, способствующие усвоению белков животного происхождения, что является основанием для сочетания их с мясными блюдами как в свежем, так и консервированном виде.

Баклажаны содержат много сахаров, клетчатки, пектиновых веществ, солей и калия. Баклажаны можно давать детям в возрасте старше года в печеном, жареном и тушеном виде.

Томаты (помидоры) обладают прекрасными вкусовыми качествами, богаты калием, железом, медью, витамином С, каротином, содержат много органических кислот, пектиновых веществ, относительно мало клетчатки.

Сладкий перец очень богат аскорбиновой кислотой и каротином, особенно красный, содержащий в 100г 250мг витамина С и 2мг бета - каротина. Он содержит также достаточное количество витаминов 1руппы В и солей калия.

Лук, чеснок отличаются высоким содержанием фитонцидов, эфирных масел, придающих им сильный аромат, богаты углеводами. Фитонциды, содержащиеся в луке и чесноке, обладают, кроме того, противомикробным и противовирусным действием.

Кабачки имеют в своем составе много солей калия, обладают способностью выводить из организма воду.

". Груши по содержанию и составу сахаров близки к яблокам, но содержание витаминов и солей калия в них несколько ниже.

Бананы, по сравнению с другими плодами, более богаты растительным белком, крахмалом и сахарами. Они также богаты калием, витаминами С и РР.

Черная смородина- одна из наиболее богатых витамином С ягод (содержание этого витамина в 100г составляет 200мг). Она богата также железом, калием, органическими кислотами, пектиновыми веществами, сахарами. Отличительной особенностью черной смородины является отсутствие в ней особого фермента - аскорбиназы, разрушающей аскорбиновую кислоту, что значительно повышает ее ценность.

Земляника, клубника, малина богаты сахарами, содержат довольно много витамина С.

Быстрая еда

Все продукты быстрого приготовления содержат различные консерванты, добавки. Такие добавки кодируются буквой Е - от названия Европа, так как европейская комиссия занимается проверкой всех добавок, после которой указывается числовой код. Данная кодировка затрудняет выявление вредных и безвредных добавок. Таким образом, человек сам не знает, что он потребляет.

Быстрая еда вредна, так как на нее тратится не более 15 мину т, а между тем в нашем мозгу есть так называемый центр насыщения, который включает через 20 минут после приема пищи. Если в течение 20 минут есть торопливо, можно проглотить много продуктов и переесть.

Например, гамбургеры и другие продукты питания, богатые маслом, содержат окисленный холестерол. Эта форма холестерола очень опасна для сердечно-сосудистой системы.

Об оплате питания

Сами ребята предпочитают по своему усмотрению тратить деньги, выданные им на школьные завтраки или обеды, и довольствуются перекусом наскоро. Результатом этого становятся заболевания желудочно-кишечного тракта.

Многие родители считают, что правильное питание ребенка требует больших материальных затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Здоровое питание и нездоровое питание

Урок английского языка в 5-ом классе по теме "Здоровое и нездоровое питание"...

Программа по совершенствованию организации питания учащихся МБОУ «СОШ № 25» «Школа здорового питания»

«Здоровье это еще не все, но все без здоровья – ничто»,- гласит известный афоризм. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – одно из главных направлений национального проекта «Образование...

Конспект внеклассного занятия по здоровье-сберегающим технологиям проведённого в 9 «б» классе – «Планета здоровья». Здоровое питание(закрепление)

Тема занятия: Здоровое питание.(ЗАКРЕПЛЕНИЕ) Цель: • Формировать отношение к правильному питанию, как основной части здорового образа жизни. Задачи: • углублять знания детей о рациональном питании...

Дополнительная образовательная программа по формированию культуры здорового питания обучающихся «Культура питания»

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с первых этапов обучения ребе...

Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»

Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных ком...