Значение совместной деятельности педагогов и родителей в формировании трудовой мотивации учащихся с ослабленными способностями к волевым усилиям
методическая разработка (5 класс) на тему

В работе представлены рекомендации классному руководителю по формированию трудовых навыков у учащихся 5-11 классов школ VIII вида, система работы с родителями, а также, на примере учащегося одного класса, представлен итог такой деятельности педагога совместно с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_ub_-statya_dlya_nsportal.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Последнее время в общественной жизни страны появляется много критических высказываний в адрес современной школы по разным вопросам, в частности, насколько законным является привлечение  детей к дежурству по классу. Реформы педагогической системы, начавшиеся в 1991г., привели к ослаблению воспитательной функции школы. Сейчас утраченные позиции постепенно восстанавливаются. Привлечение учащихся к общественно-полезному труду развивает в подрастающем поколении ответственность, прилежность, терпение, аккуратность и уважение к трудовой деятельности других людей, формирует навыки ведения хозяйства и развивает чувство коллективизма и взаимопомощи. Я хочу поделиться своим опытом организации совместной деятельности педагогов и родителей в формировании трудовой мотивации учащихся.

        Учитывая специфику школы VIII вида, то, что подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности, социальная адаптация, является одной из наиболее важных задач обучения, классный руководитель совместно с воспитателем должны добиваться ежедневного, по установленному графику, дежурства по классу.

        При обсуждении проблемы ежедневной уборки классов детям было предложено несколько вариантов ее решения :

  • Нанять уборщицу (оплату труда которой будут производить родители);
  • Уборку класса делают родители дежурных учеников после работы;
  • Ребята сами по очереди дежурят в классе.

        Каждый мог выбрать для себя подходящий вариант. После раздумий и в ходе обсуждения, ребята пришли к мысли, что не стоит тратить семейные деньги на то, что они в состоянии делать сами.

        На очередном классном часе ребята обсуждали следующие вопросы:

  • Можно ли обойтись дома, в школе без мытья посуды, уборки – всего того, что многие из нас не любят делать?
  • Каким образом некоторые люди ухитряются избежать этих видов деятельности?
  • И почему это плохо, если кто-то уклоняется от работы?

        В результате был сформулирован совместный вывод о том, что если кто-то уклоняется от своей части работы, то ее приходится делать самому.

        Совместно с ребятами было проведено обсуждение и приняты:

  • График и порядок дежурства в классе;
  • Санкции, которые будут применяться по отношению к нарушителям коллективного договора;
  • Обязанности дежурных.

        Роль классного руководителя заключается в том, чтобы научить детей спорить, убеждать, прислушиваться к мнению других, анализировать ситуацию. При обсуждении и принятии санкций, каждый говорил о своем согласии принять их. Был разработан следующий вариант:

«Если дежурный не выполнил свои обязанности один раз, то он дежурит еще один дополнительный день, если два – то дежурит всю неделю». Организация в классе дежурства - это небольшая часть работы по формированию у учащихся трудовой мотивации. На родительском собрании  была предложена для обсуждения проблема уборки классов. Большинство родителей были за то, чтобы сохранить традицию самообслуживания детей в школе и дома как условие для воспитания. Они также согласились с тем, что необходимо  соблюдать единую линию с педагогами в требованиях к детям. Говорим о том, что форм деятельности много, и заранее  нельзя сказать, решить, где человек принесет наибольшую пользу лично себе, своей семье, обществу.

        При прохождении ежегодной трудовой практики на территории парка им. Горького были заполнены трудовые паспорта с последующей оценкой совместно с дирекцией парка, в трудовых паспортах поставлены печати парка, что учит детей ответственному отношению к своему труду и документам. Родители ежедневно проверяли трудовые паспорта, обсуждали с детьми причины той или иной оценки их труда. Наши дети своим подходом к работе, дисциплинированностью, отношением к труду выгодно отличались от подростков, направленных на работу сюда же центром занятости, что и было отмечено дирекцией парка.

        Активно работа над формированием трудовой мотивации с переменным успехом начала формироваться в 5 классе, однако не все родители сумели придать этому значение, а мы (в том числе и в силу объективных причин) не смогли их заставить, убедить делать это, и сейчас, накануне выпуска из 9 класса, не у всех учащихся значение трудовой деятельности в жизни приобрело истинный смысл. Большую негативную роль в этом сыграли родители своей некомпетентностью в проблемах детей с нарушением интеллекта, незнанием их особенностей. Сейчас перед окончанием 9 класса, в связи с тем, что у детей не сформирована трудовая мотивация, ни о какой трудовой деятельности после окончания 9 класса речи быть не может в силу незрелости детей, неготовности их к производственным отношениям ни физически, ни морально, ни психологически. Большую надежду мы возлагаем на период обучения в 10-11 классе,  когда на производственной практике у них будут формироваться эти навыки, а уроки трудового обучения,  обществознания, элементов математики в быту и на производстве, этики и психологии семейной жизни будут иметь огромное прикладное значение. Сейчас работа с родителями по формированию навыков компетентности в выпускных классах момент несколько уже запоздалый. Поэтому хочу порекомендовать всем, кто берет 5 класс, во всех видах работ, при формировании каких-либо навыков, мотиваций начинать работу с родителей.

В процессе проводимой работы выявляются три яркие группы подростков:

  1. выполняют поручения добросовестно и охотно;
  2. выполняют поручения без особого желания, нуждаются в контроле (пассивность);
  3. не умеют и не желают выполнять то, что просят педагоги, требует школьный режим, не способные управлять своим поведением, активно противопоставляющие себя первой группе.

        Именно с детьми из третьей группы и их родителями приходится работать большую часть времени, и взаимодействие с родителями представляет наибольшую сложность в силу ряда причин:

  1. Педагогическая непросвещенность ;
  2. Занятость родителей;
  3. Несогласованность между родителями в воспитательных подходах к ребенку;
  4. Утрата родителями авторитета;
  5. Безразличное отношение родителей к детям;
  6. Отсутствие контакта с педагогами;
  7. Попустительство, вседозволенность, либо, наоборот, гиперопека;
  8. Отрицательный пример родителей (проявление жестокости, нравственной нечистоплотности);
  9. Сознательное формирование родителями или другими родственниками отрицательных взглядов и привычек у подростков.

        Классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах  т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка.  На родительских собраниях убеждаем родителей в необходимости наличия постоянных обязанностей по дому и требовании в ежедневном выполнении их.

Немецкий гуманист XV века С. Брант:

        Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему…

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

         В семейном воспитании нужен личный пример родителей, т.к. особенностью восприятия у.о. ребенком окружающей действительности является «копирующее поведение», он неосознанно ведет себя так же, как родители, другого не понимает, т.к. увидел и скопировал образец их поведения. Убеждаем, что на уровне совместной деятельности в школе и дома необходимо включаться в процесс осуществления трудовой деятельности по дому, в быту, тогда можно ожидать положительный эффект.  При этом труд не должно осуществлять со стыдом, как нечто низшее, недостойное. Сами моют (чистят, …), и дети должны помогать, видя, что это не стыдно, не зазорно.  При работе с родителями иногда встречаем сопротивление, желание уйти от проблемы, не видеть ее. Во многих случаях родители не справляются с детьми. Здесь приходится напоминать об обязанностях родителей, необходимости контроля за ребенком. По совету психолога школы, социального педагога в отдельных случаях  оговариваем с родителями обязанности ребенка по дому, заводим особую тетрадь – ежедневный дневник наблюдений за ребенком,  где записываем, поручения, как прошел день в школе, а в ответ родители записывают, что он сделал дома, что они с ним обсудили, исправили. Через какое-то время необходимость в ежедневном контроле отпадает.

        В работе   с родителями я учитываю факторы, препятствующие успешности в работе, как-то  несоответствующий настрой, неверие, асоциальное поведение, думаю, как повлиять на родителей. Требования должны быть адекватные, не завышенные. Работа с родителями – процесс долгий, осуществляемый на протяжении всех лет обучения ребенка, зачастую родители не верят в то, что можно что-либо изменить в поведении ребенка («Ну он у меня такой, ничего с этим не поделаешь!»). Когда рассказываешь им о положительных сдвигах в состоянии их сына, дочери – «Да, с ним что-то произошло, он и дома стал другим, спокойнее».  Те родители, которые хотят помощи, сами проявляют инициативу, обращаясь к педагогам со своими проблемами, позднее сами же мне и помогают в моей работе, откликаются на малейшие просьбы, предлагают свое сотрудничество.  Огромную роль играет добрая воля родителя, желание принять помощь, сотрудничать.

Как пример, можно привести  изменения в поведении, мироощущении Николая Н., с которым с 6 класса (времени его прихода в нашу школу) были большие проблемы, он состоял на учете в группе риска, и, проводимая с ним работа, казалось, не давала ощутимых результатов, мы думали о том, как бы довести его до 9 класса и выпустить. Мальчик пропускал уроки, демонстративно, напоказ нарушал дисциплину, не умел и не желал контролировать свои поступки, проявлял агрессию к другим детям, при этом считал себя правым всегда. При работе с мамой мы встретили огромное сопротивление, нежелание что-либо менять и меняться самой (самим). И сейчас нельзя сказать, что все проблемы с Колей решены, т.к. коллектив живет, события происходят и всякое бывает. Однако мальчик стал прислушиваться к мнению авторитетных для него взрослых – педагогов,  задумался и своих перспективах – обучение в 10 классе, стал более терпим к сверстникам.

 «Дорогая А.Г. и Т.Г., от всей души поздравляю вас с великим праздником – День Учителя! Желаю Вам всего наилучшего, будьте счастливы, пусть у вас всегда будет красивая улыбка! Но я вам больше всего желаю, чтобы вы жили хорошо, чтобы Вам было на душе всегда тепло. Но я хочу Вам сказать «Простите меня, я знаю, что я вам сделал за эти годы. Простите за то, что вам грубил, оскорблял. Простите меня за все. Вы для меня самые дорогие учителя, и я горжусь, что я в 9 А! И я буду любить Вас как Учителей!!! От Коли с 9 А класса» - надпись на открытке, выполненной Колей лично ко Дню Учителя.

Последующие годы обучения показали, что именно в этой области – помощь в уборке помещений, переноске какого-либо груза, уборке пришкольной территории, работы на субботнике, на трудовой практике некоторые из детей, недостаточно успешных в учебе, могут почувствовать собственную значимость, ощутить себя нужным, увидеть свое место в коллективе. Дети получают некий опыт трудовой деятельности, сознательно осуществляют посильную помощь работникам школы, что дает свои положительные результаты  в итогах  общешкольного соревнования.

Родители к 10 классу поменяли мировоззрение, активно идут на сотрудничество, поняли, какую роль в жизни детей играет школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса....

Конспект совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. Воспит...

Конспект совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. Воспит...

Выступление на родительском собрании по теме: "Роль родителей в формировании учебной мотивации учащихся"

Материалы для выступления на родительском собрании собержат информацию о причинах спада учебной мотивации, видах мотивов учебной деятельности и рекомендации родителям о способах формирования и развити...

Программа совместной деятельности педагога и родителей по правовому просвещению школьников " Я и закон"

Программа совместной деятельности педагога и родителей по правовому просвещению школьников " Я и закон"...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и их родителей в условиях пришкольного интерната

При организации совместного творчества воспитателя, воспитанников и их родителей в процессе совместной деятельности у всех сторон происходит формирование положительной установки на совместное творчест...