Классный час "Малоизвестные памятники воинской славы России - Блокадная парта"
презентация к уроку по теме

Мочалова Марина Владимировна

Презентация содержит материал для проведения классного часа "Малоизвестные памятники воинской славы России". В нем рассказывается о малоизвестном памятнике "Блокадная парта", который находится на Пискаревском мемориале. Классный час может быть проведен к юбилею Дня Победы 9 мая или к годовщине прорыва/снятия блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatnik_blok_parta.ppsx2.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Малоизвестные памятники воинской славы России Автор: Мочалова Марина Владимировна, ГБОУ лицей №144 Санкт-Петербург, 2014

Слайд 2

Содержание : Была война, была блокада.. Работа школ в блокадном городе Воспоминания учеников-блокадников Работа группы «Поиск» гимназии №144 «Блокадные книги» гимназии №144 Проект «Блокадная парта» 6.1. Идея создания памятной плиты 6.2. Финансирование проекта 6.3. Участие во Всероссийском смотре «Я – гражданин России» Открытие памятника «Блокадная парта» Никто не забыт, ничто не забыто! Ссылки

Слайд 3

С первых дней блокады Ленинграда фашисты приступили к варварским обстрелам и бомбардировкам города. 8 сентября на город было сброшено 6327 зажигательных и 48 фугасных бомб, в результате чего в различных районах вспыхнуло 183 пожара. Самый большой пожар в этот день возник на продовольственных складах им. А. Е. Бадаева . Немецко-фашистские варвары стремились уничтожить хлебозаводы, электростанции, водопровод и тем самым парализовать жизнь в городе. Они не скрывали, что задачей обстрелов было «разрушение жилых зданий и истребление жителей Ленинграда». На их картах были отмечены такие «военные» объекты города, как его музеи, дворцы, школы, больницы. Эрмитаж был обозначен как объект № 9, Дворец пионеров — № 192. Только с 4 сентября по 30 ноября 1941 г. город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 ч. Иногда население оставалось в бомбоубежищах сутками .

Слайд 4

Особенно трудным оказалось продовольственное обеспечение войск и населения города. К началу войны Ленинград не располагал значительными запасами продовольствия. Обладая высокоразвитой пищевой промышленностью, город не только обеспечивал свои потребности в продуктах питания, но и снабжал ими другие области. С 20 ноября ленинградцам стали выдавать самую низкую норму хлеба за все время блокады — 250 г по рабочей карточке и 125 г по детской. Кусочек суррогатного хлеба стал с этого времени основным средством поддержания жизни. Из этого кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день. Один-два таких сухарика да кружка горячей воды — вот из чего в основном состояли в самые голодные дни завтрак, обед и ужин населения осажденного города. В январе 1942 г. в большинстве домов вышли из строя водопровод и канализация.

Слайд 5

Жестокий голод усугублялся наступившими сильными холодами, почти полным отсутствием топлива и электроэнергии. В декабре 1941 г. топлива не хватало даже для обеспечения работы важнейших оборонных предприятий, электростанций, госпиталей. Чтобы сократить расходы электроэнергии, в декабре пришлось остановить городской транспорт. Теперь ленинградцы на работу и с работы добирались пешком. Изнурительные переходы выматывали последние силы. Придя домой с работы, люди не имели возможности даже согреться, так как система центрального отопления из-за отсутствия топлива оказалась замороженной. Физическое перенапряжение, холод, отсутствие электричества, воды, канализации и других элементарных бытовых условий еще больше ослабляли организм, понижали его сопротивляемость. Горе пришло в каждую семью. На глазах у матерей и отцов умирали их сыновья и дочери, дети оставались без родителей. Многие семьи вымирали полностью.

Слайд 6

Но город жил, город работал, город учился… В октябре 41 года Ленинградский городской комитет партии и городской Совет депутатов трудящихся приняли решение о необходимости продолжить обучение детей. С 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели более 30 тысяч учащихся. Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Каждый учитель обычно имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проводилось по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

Слайд 8

Школьники не только учились, но и вносили свой посильный вклад в дело защиты любимого города, совмещая общественную работу с учебными занятиями. Каждая школа Ленинграда шефствовала над какой-либо частью. Ребята собирали для бойцов подарки, направляли в подшефные части свои делегации. Осенью 1941 г. ленинградский комсомол послал на фронт более 200 комсомольско-молодежных делегаций, которые вручили бойцам свыше 30 тыс. подарков. По возвращении участники делегаций выполняли поручения солдат и офицеров, развозили письма, посылки, навещали родных. Пионеры и комсомольцы города оказали большую помощь в создании фронтовых библиотек. Зачастую подросткам приходилось работать наравне с взрослыми. Они вставали к станкам на военных заводах, дежурили на крышах домов и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, помогали ловить шпионов и диверсантов.

Слайд 10

Девчонка руки протянула И головой - На край стола. Сначала думали – Уснула, А оказалось - Умерла: Никто не обронил ни слова, Лишь хрипло, Сквозь метельный стон, Учитель, выдавил, что снова Уроки – После похорон. Из-за сокращения учащихся, разрушенного состояния многие школы закрывались. Но в 39 ленинградских школах учеба продолжалась.

Слайд 12

Учащихся школ, продолжавших учебу в зимние месяцы блокады, ленинградцы с любовью и уважением называли «зимовщиками». Им пришлось переносить самые тяжелые условия учебных занятий. Многим учащимся из-за того, что близлежащие школы были разрушены, а движение транспорта было прекращено, приходилось пешком преодолевать по несколько километров. Страшный голод, отсутствие тепла, электричества и воды делали обучение в школах почти невозможным. Это было равносильно подвигу. Однако пульс школьной жизни, хотя и слабо, но продолжал биться. Учителя стали примером стойкости для своих воспитанников: они не давали падать духом, они были всегда рядом. Учителя и ученики вместе добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе, восстанавливали ее неоднократно после очередного обстрела города.

Слайд 14

Уроки начинались вовремя. Каждый урок продолжался 20—25 мин. Больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила. А на переменах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. О детях, совершающих учебный подвиг, взрослые заботились, как могли. Чтобы как-то поддержать силы школьников, в декабре в школе давали по тарелке белкового дрожжевого супа, а на десерт маленькую баночку фруктового желе, за которые не вырезались талоны из продовольственной карточки.

Слайд 16

Школьная атмосфера блокадного города передали в своих стихах поэты-блокадники Юрий Воронов и Анатолий Молчанов: В нетопленном доме дневник отсырел. Чернила расплылись немного. Во вторник на первом уроке – обстрел, На пятом уроке – «Тревога». Суббота запачкана бурым пятном, Подклеены рваные строки. И запись нечеткую видно с трудом: «Обстрел был с утра все уроки».

Слайд 18

В январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. Было принято решение «Об организации детских новогодних елок» во время новогодних каникул с подарками и сытным обедом. Организация елок допускалась лишь в помещениях, обеспеченных бомбоубежищами. 600 елок было привезено в Ленинград. На время проведения елок был включен свет в то время, когда каждый киловатт электроэнергии считался вопросом жизни, а также пустили в ход паровое отопление, чтобы хоть чуть-чуть обогреть здания. Праздники новогодней елки проводились, в основном, в зданиях театров, поскольку они выглядели наиболее праздничными. 6 января 1942 года состоялась общегородская школьная елка. Ребятам показали спектакль «Свадьба в Малиновке», после спектакля в фойе был продолжен праздник с Дедом Морозом и Снегурочкой, которые вовлекали ребят в игры, затеи, танцы. После игр был организован обед в две смены для ребят. Для маленьких ленинградцев это было сказочным, волшебным праздником. Многие предприятия в своих клубах или прямо в цехах организовывали для ребят праздники елки. Например, на заводах «Большевик», им. В.И.Ленина, в трампарке им. Володарского и др. Всюду дети увидели новогодние представления, получили подарки, обеды.

Слайд 20

Из воспоминаний школьников и учителей блокадного города. Вспоминает учитель школы № 239 Ползикова-Рубец: «…зима 1941-1942 года, уроки начинаются в 11 ч, длятся по 30 минут, и заканчиваются к половине второго. Звонков нет, учителя сами сменяют друг друга…Исчезли шпаргалки, никто не подсказывает. И вопросы дисциплины больше не тревожат учителей. В школе непривычно тихо». Отобрать материал для уроков, чтобы заинтересовать детей, было непросто. «Чем труднее жизнь наших учащихся, тем лучше должны быть наши уроки», - так определила задачу учителей блокадного Ленинграда учительница физики одной из школ Приморского района. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не велось никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо было интересно. У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как учителю трудно, тоже было нельзя.

Слайд 22

Вспоминает Анисимова Лидия Павловна: «Во время блокады я пошла в школу №103. В нашей школе учились только девочки. Во время воздушной тревоги нас отводили в бомбоубежище, которое было под школой. Нас, маленьких, учили одевать противогазы, вот так мы и учились. Писать нам было не на чем, потому что бумаги не было, приходилось писать на газетных листах. Чернил тоже не было, разводили краску и писали. На партах стояли чернильницы-непроливайки. Писали мы перьями, которые ставили кляксы. В школе нас кормили обедами». Вспоминает Синева Надежда Григорьевна: «Помню встречу нового 1942 года. Учительница дала мне 2 билета на елку – мне и моей маленькой сестре. На Каменном острове в помещении детского дома (детдом был эвакуирован) была красивая, яркая елка. Было много света (а мы уже привыкли жить с коптилками), но главное – был обед. Мы с сестрой были в восторге! Вспоминает Маркова Зинаида Израйлевна : «Когда мы приходили в школу, очень часто разговоры заходили о еде. Однажды кто-то принес поварскую книгу, старую, растрепанную, ее стали читать вслух. Все слушали и мечтали о еде. Но наши учителя стали пресекать разговоры о еде, этого нельзя было делать».

Слайд 23

Расписание занятий на зимние каникулы 2 января 10.30 В читальне 3 января 10.30 Игры в школе и на улице 4 января 10.30 Катание на санках 5 января 10.30 Елка 6 января 10.30 12.00 Час веселого чтения Исторический кружок План занятий на весенние каникулы 25 марта 11.00 13.00 15.00-17.00 Выборгский ДК, День отдыха пионеров Школьная олимпиада В библиотеке 26 марта 10.00 15.00-17.00 – Кружок выразительного чтения 27 марта 12.00 Выборгский ДК, районная олимпиада 30 марта 10.00 Утро отдыха 31 марта 11.00 Выборгский ДК, встреча с агитаторами, предлагавшими: - уехать в эвакуацию; - идти работать на спичечную фабрику Из школьного ученического дневника 1942-43 учебного года ученицы 4 класса 103 школы Золотухиной Наташи

Слайд 25

18 января 2004 года в канун памятной даты снятия блокады Ленинграда на Пискаревском мемориальном кладбище была открыта памятная плита «Блокадная парта». Она была установлена рядом с монументом Родины-Матери. Памятник создан по инициативе учащихся гимназии №144, ими же были собраны средства на осуществление этого проекта.

Слайд 26

А начиналось все так. В январские дни 1997 года ребята из группы "Поиск " гимназии N144, читая вместе с учителем известную книгу Даниила Гранина о блокаде, решили создать свою "Блокадную книгу", куда можно было бы записать воспоминания родных и близких, жителей микрорайона о военном городе, быте, узнать подробности, которые могут помнить только очевидцы. Вскоре «поисковики» разработали программу "Блокадная книга гимназии". Девизом группы стали слова Ольги Берггольц «Никто не забыт, ничто не забыто!» Изучая историческое прошлое страны и города, ребята стремились узнать правду о "белых" и "черных" пятнах блокады, человеческих судьбах, максимально достоверно зафиксировать воспоминания ленинградцев о военном городе, быте, узнать подробности, которые могут помнить только очевидцы.

Слайд 27

Первый выпуск был представлен в 2000 г. в Центральной городской публичной библиотеке имени В.В. Маяковского на выставке "Книги о Петербурге к юбилею города" в разделе «Редкая книга». Второй выпуск «Блокадной книги» вышел в 2002 г. Он посвящен работе школ во время блокады и содержит воспоминания учителей и школьников блокадного Ленинграда. Третий выпуск «Блокадной книги» (2006 г.) посвящен 60-летию победы в Великой Отечественной войне и 70-летию Калининского района Санкт-Петербурга.

Слайд 28

Затем у ребят родилась мысль увековечить память учителей и школьников, погибших в годы блокады, созданием памятника на Пискаревском мемориале . В 2002 году этот социальный проект на всероссийском смотре «Я – гражданин России» стал победителем в номинации "Память сердца". Акция стала частью масштабного проекта "300 дел в подарок Великому городу".

Слайд 29

В 2002 году группа "Поиск" представила этот социальный проект на всероссийском смотре "Я – гражданин России". Он стал победителем в номинации "Память сердца". Ребята были награждены поездкой во Всероссийский Детский Центр «Орленок». Там ребята рассказали о своей поисковой работе и о проекте по созданию памятника, который увековечил бы подвиг учеников и учителей блокадного Ленинграда. Идея наших «поисковиков» была горячо поддержана участниками смотра. И к нашим ребятам подключились еще 9 команд из 10 регионов - школьники из Адыгеи, Калмыкии, Орла и Орловской области, Ставропольского края, Ульяновска, Самары, Вологодской и Тверской областей. Вот так акция, начавшаяся как инициатива нашей 144-й гимназии, стала всероссийской.

Слайд 30

Деньги на создание памятника ученики 144-й гимназии решили заработать сами. Ребята собирали макулатуру, приводили в порядок дворы и улицы, работали в молодежных трудовых отрядах, расписывали игрушки, устраивали выставки-продажи своих изделий. Отдавали по 50-100 рублей - кто сколько может. Целый класс, например, изготовил своеобразные "памятки для ученика". Продавали их по рублю. В итоге за два года было собрано 28 тысяч рублей. Не остались в стороне и горожане. 300 рублей на благотворительный счет "Блокадной парты" перечислила из своей скромной пенсии блокадница Зинаида Израильевна Маркова. К благородному делу присоединились школы Калининского района, Выборгского и Красносельского районов. Среди учащихся школ города был объявлен конкурс на лучший текст для памятной плиты. Этот конкурс выиграли учащиеся нашей гимназии №144.

Слайд 31

Торжественное право открытия «Блокадной парты» было предоставлено жительнице блокадного Ленинграда Софье Андреевне Сироткиной, которая восемь лет проработала в 144-й гимназии.

Слайд 32

В церемонии приняли участие кадеты, ветераны Великой Отечественной, активисты школьных музеев, залов боевой славы, экспедиционные отряды, члены правительства Санкт-Петербурга.

Слайд 33

Мемориальная плита – «Блокадная парта» – была установлена рядом с монументом Родины-Матери 18 января 2004 г. в памятный день прорыва вражеской блокады.

Слайд 34

В канун Дня Победы учащиеся гимназии №144 всегда стояли в торжественном карауле у мемориальной плиты «Блокадная парта». Эта вахта была для ребят почетной и волнующей, поскольку выбирали самых достойных учеников.

Слайд 35

Сейчас мемориальная плита перенесена на Аллею Памяти Пискаревского мемориала, ее порядковый номер – 56.

Слайд 36

Никто не забыт, ничто не забыто! Дети блокадного города - это не просто слова От артобстрелов и голода… но память о вас жива. Сигналы воздушной тревоги привычными были для вас. И мерзли за партой ноги, и сводки в последний час. Вражеские снаряды крушили Ладоги лед. А город в кольце блокады корочки хлеба ждет. Вы зажигалки тушили, дежурили на чердаке, Последний сухарь делили и за водой шли к реке. Вы не забыты, ребята, и память о вас жива! Надпись «Блокадная парта» - на Пискаревке слова. Данилин Владимир, уч-ся 10Б класса ГБОУ лицей №144

Слайд 37

Ссылки: Блокадная книга гимназии №144. Страницы славы и бессмертия. Выпуск первый. Издательство гимназии №144. «ПОИСК». 2000г. Блокадная книга гимназии №144. Страницы славы и бессмертия. Выпуск второй. Санкт-Петербург. 2002г. Блокадная книга гимназии №144. Страницы славы и бессмертия. Выпуск третий. Санкт-Петербург. 2006г. Блокадная книга. А.Адамович, Д.Гранин . Лениздат . 1984г. http:// www.blokada900.narod.ru http://blokada42.narod.ru http://www.world-war.ru http://lenbat.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час «День воинской славы России» 10.05

методическая разработка классного часа содержит информацию, презентацию и комметтарии к слайдам по теме "День воинской славы России"...

Классный час по теме «Воинская слава России» в основной школе

Классный час по теме «Воинская слава России» , посвященный 200-летию Бородинского сражения в Отечественной  войне 1812  года...

Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».

Урок Мужества нацелен на воспитание патриотизма. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать пред...

Классный час: «День воинской славы России: 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 1853г.».

Классный час проводился с воспитанниками 81 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 185...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....

Разработка классного часа "Дни воинской славы России"

В разработке классного часа "Дни воинской славы России"  применены игровых технологий, групповая работа, в ходе которой дети соединяют название события с описанием, в приложениях предст...