Классный час по теме «Воинская слава России» в основной школе
классный час (8 класс) по теме

Степура Ирина Алексеевна

Классный час по теме «Воинская слава России» , посвященный 200-летию Бородинского сражения в Отечественной  войне 1812  года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

МКОУ Манушкинская СОШ  г. Чехов

«Воинская слава России»

Классный час, посвященный 200-летию Бородинского сражения

в Отечественной  войне 1812  года

Классный руководитель Степура И.А.

г.Чехов

Классный час,

«Воинская слава России», посвященный 200-летию Бородинского сражения

в Отечественной  войне 1812  года, 8 сентября (слайд 1)

Цели и задачи:

  1. расширить представление детей об Отечественной войне 1812 года; показать воинскую доблесть, несгибаемое мужество и стойкость русского народа с использованием регионального компонента и межпредметных связей
  2. формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; священного чувства любви и уважения к Родине и своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам, бережного отношения к своей семье и своему здоровью как великой ценности державы.
  3. побуждать детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Оборудование:

•        компьютер;

•        видеопроектор;

•        проекционный экран;

•        приложение (Презентация Microsoft Power Point)

Ход классного часа:

I.        Вступительное слово  «Русское поле»

Классный руководитель: Русское поле… Привычный мирный пейзаж: холмы, перелески, белые церковки, речушки и озера, заросшие камышом, желтая нива, тихий перезвон кузнечиков и птиц.

А ведь когда-то многие русские поля были аренами крупнейших военных сражений…

Жесткое противостояние огромных масс вооруженных людей, крики и стоны, гром сотен орудий, огонь, дым, изрытая, исковерканная земля, окровавленная груда мертвых тел…

Каждая пядь этой мирной земли буквально полита кровью ее защитников. И бывает, что поле становится национальной гордостью народа, символом ее величия.

В истории России есть 3 поля: Куликово поле, Бородинское поле и Прохоровское.  Великие битвы, подвиг во имя будущего, тяжелый ратный труд….

Куликово поле: Куликовская битва 1380 г. - важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Северо-Восточной Руси от ига Золотой Орды.

Бородинское поле: 7 сентября 1812 года положило начало изгнанию с земли русской французских захватчиков и вошедшее в историю великим подвигом и примером самопожертвования русских воинов.

Прохоровское поле:  КОНТРУДАР в ходе Курской битвы 12 июля 1943 г. под Прохоровкой - самое большое встречное танковое сражение Второй мировой войны, которое было выиграно советскими войсками. 12 июля 1943 г. - переломный день в ожесточенных боях на южном фасе Курской дуги и в целом во всей Курской битве.

На одном из таких полей мы сегодня побываем.

На этом поле два века назад развернулась битва, которую назвали «битвой гигантов». А день этой битвы – 8 сентября – стал Днем воинской славы России. Как вы думаете, о какой битве идет речь?

II. Битва гигантов

Действительно, мы сегодня будем говорить о Бородинской битве. Какие же гиганты в ней участвовали? (Россия и Франция, Кутузов и Наполеон)

Слово «гигант» имеет значение «великан». В чем же можно было увидеть величие этих двух стран  к началу Отечественной войны 1812 года? И что такое Отечество? Гражданин? Патриот? Проблемные вопросы ответы на которые мы дадим в конце нашего классного часа

(Лист с вопросами для письменных ответов)

•        Франция была самой передовой страной Европы, там свершилась революция, которая освободила людей.

•        Франция переживала подъем.

•        В армии Наполеона служили свободные люди, а не крепостные, как в армиях других стран.

•        В армии Наполеона каждый солдат мечтал стать генералом.

•        Наполеон не боялся продвигать талантливых людей, делать их военачальниками.

•        Во многих странах на солдат Наполеона смотрели как на спасителей от местных феодалов.

•        А Россия была отсталой страной.

•        Только по территории можно было назвать ее великой.

•        Ее армия состояла из крепостных, из рабов.

•        В русской армии солдат должен был служить 25 лет, но он так и оставался крепостным.

•        Народ в России не имел никаких прав и свобод, почти все крестьяне были крепостными.

Гигантами называли и двух полководцев, которые стояли во главе обеих армий. Наполеон и Кутузов. Постараемся выяснить, справедливо ли это утверждение?

III.        Наполеон и Кутузов – анкеты полководцев

Классный руководитель: Представим себе, что и Наполеону, и Кутузову приходится отвечать на вопросы анкеты.

Наполеон: Наполеону было 43 года. Он родился в семье мелкого корсиканского дворянина. Учился в Парижской военной академии. Потом самообразование – все свободное время проводил за книгами. Начинал службу во французской армии с чина младшего офицера, в 24 года стал генералом, а в 35 лет – императором Франции.

Для Наполеона солдаты – и свои, и чужие – это пешки на шахматной доске. Он никогда не жалел о погибших. Его войны буквально опустошили Францию и Европу. В результате этих войн погибли 1 млн 200 тыс. французов и 1,5 млн человек в других странах Европы. В Россию он ввел 600-тысячную армию, а вывел из России всего лишь 10 тыс. голодных, больных, обмороженных людей. Но, тем не менее, Наполеон никогда не сожалел о погибших.

Он стремился к мировому господству, упивался своей славой. Наполеон говорил: «Еще три года, и я господин всего света».

Кутузов: Кутузову было 67 лет. Принадлежал к старинному русскому дворянскому роду Голенищевых-Кутузовых.

Михаил Илларионович окончил Дворянскую артиллерийскую школу, был учеником и соратником Суворова. Принимал участие в штурме Измаила, во многих битвах. Дважды был тяжело ранен. Прошел армейскую службу от капитана до генерал-фельдмаршала. Во время Отечественной войны был в опале. Но по требованию армии и народа за 2 недели до Бородинского сражения был назначен главнокомандующим русской армией.

Кутузов всегда берег солдат, поэтому предпочитал отступать. Даже Бородинское сражение он дал потому, что этого ждала русская армия. И Москву он отдал, потому что хотел сохранить армию, солдат.

К власти и чинам Михаил Илларионович никогда не стремился. И слава ему была не нужна. Главное для него было освободить Россию от нашествия. И он выполнил свой долг до конца.

Классный руководитель: Итак, Наполеон и Кутузов – два гиганта – столкнулись на Бородинском поле. Наполеон находился в зените своей славы – вся Европа уже лежала у его ног. Он сын мелкого дворянина сделал головокружительную карьеру – вознесся на самую вершину власти – стал императором Франции. У него была лучшая армия Европы. Кроме французов в ней воевали итальянцы, немцы, поляки, швейцарцы, бельгийцы, голландцы, хорваты. Он мечтал о господстве над миром. Для этого он двинул свою армию к границам России.

Он был уверен в своей гениальности и в непобедимости и считал, что равного ему полководца в России нет. И в самом деле он почти не встретил сопротивления. Русские отступали, не давая генерального сражения. И вот уже армия Наполеона стоит перед самой Москвой. Тут и назначен был главнокомандующим русской армией фельдмаршал Кутузов. Этого назначения требовал весь народ. Наполеон уже предвкушал победу, представляя, как эта дикая, отсталая страна будет восторженно приветствовать его. Но вместо этого произошло сражение, в ходе которого русские дрались не на жизнь, а на смерть. Это сражение буквально сломило моральный дух Наполеона и его армии.

IV.        Репортаж с поля боя

Классный руководитель: Бородинское поле, 124 км от Москвы. Здесь в августе 1812 года выстроились две армии. Силы были приблизительно равными: русские – 112 тыс. солдат и 640 орудий; французы – 130 тыс. солдат и 587 орудий. Давайте мысленно перенесемся в тот день, 26 августа 1812 года, когда над Бородинским полем прогремели первые залпы исторического сражения.

Багратионовы флеши

Ранним утром с первыми залпами орудий началось кровопролитное сражение. Наполеон действовал по привычной схеме. Он решил, что самое слабое место у русских – левый фланг, поэтому главный удар французов был направлен на левый фланг русских. Им командовал любимый ученик А. Суворова, любимец солдат генерал П. Багратион. Его солдаты защищали специальные укрепления, которые назвали Багратионовы флеши.

Наполеон приказал стрелять по позициям русских, потом послал в атаку лучшие свои дивизии. И стал ждать вестей о победе. Вместо этого прискакал гонец с просьбой подкрепления.

Наполеон 8 раз бросал на штурм этих флешей свои русские полки. Но каждый раз атаки были отбиты. Последняя атака длились целый час. Русские дрались врукопашную. В самой гуще наших войск находился генерал П. Багратион. В этом бою он был смертельно ранен. Командование принял другой генерал, и бой продолжался. Багратионовы флеши стоили наполеоновским войскам очень дорого: историки назвали их «могилой французской пехоты».

Батарея Раевского

Одновременно с левым флангом французы атаковали и центральную позицию русского войска. В центре поля был высокий холм, который назывался Курганная высота. Она находилась в центре Бородинского поля. На этой высоте было построено укрепление – батарея Раевского. Это укрепление было ключом ко всей русской обороне.

Батарея Раевского напоминала настоящую крепость. Она была окружена земляной насыпью высотой полтора метра, перед насыпью был ров глубиной более 2 метров. Также  перед батареей была вырыта цепь волчих ям для замедления движения атакующего противника. Все подходы к батарее Раевского простреливались перекрестным огнем. Оборону укрепления возглавил генерал Николай Раевский.

Три жестокие атаки пришлось отразить защитникам батареи. Во время третьей атаки Наполеон бросил на батарею все свои силы: пехоту, конницу, артиллерию. Но русские сражались с отчаянной храбростью и полным презрением к смерти, до последней капли крови. Лишь один раз они отступили и сдали высоту, но потом вновь отбили ее у французов. Французам все-таки удалось захватить батарею, но им достались лишь разбитые пушки да разрушенные укрепления. Почти все защитники батареи Раевского погибли.

Ночь после битвы

Бой продолжался до самой ночи. Но даже усиленная французская канонада не смогла прорвать оборону русского войска. Уменьшенное наполовину, оно стояло также грозно, как и в начале сражения. И это вызывало чувство ужаса у французов. Впервые в своей жизни Наполеон не разбил противника и не продвинулся со своим войском вперед. Он был мрачным, нерешительным, угрюмым. На его глазах гибли лучшие его полки и командиры, но победы все не было.

После боя Бородинское поле представляло собой жуткое зрелище – все были потрясены и подавлены количеством убитых и раненых. Потери в обеих армиях составляли примерно половину войск. Армия Наполеона потеряла 50 тыс. человек. Потери русской армии достигали 44 тыс. человек.

Наполеон потом так скажет об этом сражении: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

Моральный дух французов был сломлен, а русские поверили в свою победу.

Классный руководитель: Итак, что же принесла эта битва Наполеону – победу или поражение? Что ждет его армию в этой загадочной северной стране?

Русская армия отступит и сдаст Москву. Жители покинут столицу. Наполеон будет стоять на Поклонной горе и ждать делегацию с ключами от Москвы. Но ключей он не дождется.

Его армия войдет в Москву и начнет грабить богатые дома. В Москве запылают пожары. Французская армия превратится в сброд.

Наполеон будет предлагать Кутузову перемирие, но не получит ответа. Он побоится зимовать в Москве и поведет свою армию на родину. Ему не удастся повернуть на Калужскую дорогу, где есть продовольствие и свежие лошади. Ему придется вести армию по Смоленской дороге, где деревни и села разорены его же солдатами. На протяжении всего пути его армию будут преследовать партизаны. По дороге французы будут бросать все, что награбили в Москве.

Его доблестные солдаты будут тысячами сдаваться в плен обычным русским мужикам. Российскую границу пересечет только 10 тыс. голодных, замерзших людей – это все, что осталось от 600-тысячной армии. Против него восстанут все завоеванные им народы. Он будет сослан, ненадолго вернет себе власть и бесславно закончит свои дни на острове в Атлантическом океане.

V. Выводы и рефлексия:

Героические будни обычного гражданина - человека своей страны  (обсуждение, вывод о том, что в жизни всегда есть место подвигу

Патриотизм: отношение к Родине, семье, своему здоровью, окружающей семье

Приложение:

ФИ ученика _____________________                        ФИ ученика _____________________

Гражданин – это__________________                        Гражданин – это__________________

_________________________________                        _________________________________

_________________________________                        _________________________________

_________________________________                        _________________________________

Патриот – это _____________________                        Патриот – это _____________________

__________________________________                        __________________________________

__________________________________                        __________________________________

__________________________________                        __________________________________

Приведи пример гражданина:                                Приведи пример гражданина:

___________________________________                        __________________________________

Патриота___________________________                        __________________________________

ФИ ученика _____________________                        ФИ ученика _____________________

Гражданин – это__________________                        Гражданин – это__________________

_________________________________                        _________________________________

_________________________________                        _________________________________

_________________________________                        _________________________________

Патриот – это _____________________                        Патриот – это _____________________

__________________________________                        __________________________________

__________________________________                        __________________________________

__________________________________                        __________________________________

Приведи пример гражданина:                                Приведи пример гражданина:

___________________________________                        __________________________________

Патриота___________________________                        __________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Ледовое побоище - День воинской славы России"

План проведения классного часа  "Ледовое побоище - День воинской славы России"...

Классный час "Малоизвестные памятники воинской славы России - Блокадная парта"

Презентация содержит материал для проведения классного часа "Малоизвестные памятники воинской славы России". В нем рассказывается о малоизвестном памятнике "Блокадная парта", который находится на Писк...

Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».

Урок Мужества нацелен на воспитание патриотизма. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать пред...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....

Классный час , посвящённый Дню воинской славы России «Великого мужества вечный урок»

Цель мероприятия: создание патриотической атмосферы обучающихся школы искусств, изучение славных страниц истории Отечества, воспитание мужества у подрастающего поколения, пропаганда исполнительства на...