День воинской славы России. Сталинградская битва.
методическая разработка (9 класс) на тему

Пирогова Екатерина Викторовна

Методическая разработка классного часа патриатической направленности для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся со Сталинградской битвой, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, соотечественников, вызвать чувство восхищения героизмом солдат, проявленным в Сталинградской битве.                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stalingradskaya_bitva_13.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

День воинской славы России.  Сталинградская битва.                          

 2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в  Сталинградской битве в 1943 году.

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со Сталинградской битвой, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, соотечественников, вызвать чувство восхищения героизмом солдат, проявленным в Сталинградской битве.                                              

Педагогические задачи:  воспитывать у учащихся трепетное отношение к своей Родине, желание её защищать.

 Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание жизненных реалий и  осознание исторического прошлого страны; приобретение школьниками социальных знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: получат представления о ходе Сталинградской битвы, героизме советского народа в годы ВОВ.

Личностные: проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности; проявляют чувство гордости и сопричастности к прошлому своего народа, своей страны.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

- познавательные:  общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной; логические – совершенствуют мыслительные операции;                                -коммуникативные – слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от свое; строят понятные речевые высказывания, делятся своими впечатлениями; - регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, документальный фильм «Сталинградская битва», карта «Сталинградская битва». Выставка книг.

Предварительная работа: Сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (подготовить сообщение о мужестве советских солдат в дни Сталинградской битвы; подобрать стихи о войне, мужестве, героизме); пригласить на мероприятие дедушек и бабушек, ветеранов ВОВ.

Ход занятия

1.        Вступительное слово.

Педагог. В российской истории есть события, золотом горящие на скрижалях её ратной славы. И одно из них – Сталинградская битва (17 июля 1942–2 февраля 1943 гг.), ставшая Каннами XX века.
Гигантское по масштабам сражение ВОВ развернулось во второй половине 1942 года на берегах Волги. На отдельных этапах в нём с обеих сторон участвовало более 2 млн. человек, около 30 тыс. орудий, более 2 тыс. самолётов и такое же количество танков. Бессмертный подвиг советских солдат и офицеров, стоявших на смерть 200 огненных дней и ночей, сказавших себе и другим «За Волгой для нас земли нет», сломавших хребет фашистскому зверю, получил огромный резонанс в мире.

Чтец 1. Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,

Чтец 2. Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.

А. Сурков

2. Основная часть.

Ведущий 1. По характеру боевых действий Сталинградскую битву кратко принято делить на два периода. Это оборонительные операции (17 июля – 18 ноября 1942 г.), и наступательные операции (19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 гг.), которые начались с контрнаступления советских войск.
После провала плана «Барбаросса» и поражения под Москвой гитлеровцы готовились к новому наступлению на Восточном фронте. Сталинград был крупным узлом коммуникаций, связывающим центральные районы страны с Кавказом и Средней Азией. А Волга – важной транспортной артерией по доставке кавказской нефти. Для гитлеровцев этот город имел особое значение не только как важный военно-политический, экономический и транспортный центр: они прекрасно понимали, что город-символ, носящий имя Сталина, играет ключевую роль в патриотическом сознании советского народа. Именно поэтому фашисты с такой яростью обрушили на него бомбы 23 августа 1942 года, а потом атаковали вновь и вновь.

Чтец 3. Он с воздуха разнесен,
Обстрелом с земли изувечен,
Разгромлен... И все-таки он
Незыблем, прекрасен и вечен.

Чтец 5. Мы любим наш город таким —
Суровым, бесстрашным и твердым,
Разбитым, сгоревшим, ночным
И все-таки светлым и гордым.

Чтец 1. Словам не изменим своим,
Пусть бой беспощаден и страшен.
Наш город! Ты будешь таким —
Просторным, прозрачным, живым,
Прекрасным, как в памяти нашей.

Е. Долматовский
Ведущий 2. На этом направлении активно действовала 6-я армия под командованием генерала Ф. Паулюса. Для защиты города советским командованием был образован Сталинградский фронт во главе с маршалом С. К. Тимошенко. Сталинградская битва кратко началась 17 июля, когда в излучине Дона подразделения 62-й армии вступили в бой с авангардом 6-й армии Вермахта. Оборонительные бои на подступах к Сталинграду продолжались 57 дней и ночей. 28 июля нарком обороны И. В. Сталин издал приказ №227, известный больше как «Ни шагу назад!».

Чтец. 2. Как трудно было умирать
Солдатам, помнящим о долге,
В том самом городе на Волге —
Глаза навеки закрывать.

Чтец 3. Как страшно было умирать:
Давно оставлена граница,
А огневая колесница
Чтец 4. Войны
Еще ни шагу вспять...
Как горько было умирать:
"Чем ты подкошена, Россия?
Чужою силой иль бессильем
своим?" — им так хотелось знать.

Чтец 5. А пуще им хотелось знать,
Солдатам, помнящим о долге,
Чем битва кончится на Волге,
Чтоб легче было умирать...

С. Викулов

Ведущий 3. 19 августа стало
чёрной датой Сталинградской битвы – танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки уничтожить образованный войсками противника 8-километровый коридор успехом не увенчались. Хотя советские воины являли примеры удивительного героизма. 33 бойца 87 стрелковой дивизии, оборонявшие высоту в районе Малые Россошки, стали неодолимой твердыней на пути превосходящих сил противника. В течение дня они отчаянно отбивали атаки 70 танков и батальона гитлеровцев, оставив на поле боя 150 убитых солдат и 27 подбитых машин.
23 августа стал самым трагическим в истории Сталинградской битвы. Сталинград подвергся жесточайшей бомбардировке немецкой авиации. Несколько сотен самолётов наносили удары по промышленным и жилым кварталам, превращая их в руины. А немецкое командование продолжало наращивать силы на Сталинградском направлении. К концу сентября в составе группы армий «Б» насчитывалось уже больше 80 дивизий.
На помощь Сталинграду из резерва Ставки Верховного Главнокомандования были направлены 66-я и 24-я армии. 13 сентября штурм центральной части города начали две мощные группировки, поддерживаемые 350 танками. Началась беспримерная по мужеству и напряжённости борьба за город – самый страшный этап Сталинградской битвы
.
Ведущий 4. За каждое здание, за каждую пядь земли бойцы стояли насмерть, обагряя их кровью. Генерал Родимцев назвал бой в здании самым тяжёлым боем. Ведь здесь нет привычных понятий флангов, тыла, за каждым углом может таиться враг. Город беспрерывно подвергался обстрелам и бомбёжкам, горела земля, горела Волга. Из пробитых снарядами нефтяных баков нефть огненными потоками устремлялась в блиндажи и окопы.

Примером беззаветной доблести советских воинов стала почти двухмесячная оборона дома Павлова. Выбив врага из четырёхэтажного здания на улице Пензенской, группа разведчиков во главе с сержантом Я. Ф. Павловым, превратила дом в неприступную крепость.
На штурм города противником было направлено ещё 200 тыс. обученного пополнения, 90 артиллерийских дивизионов, 40 сапёрных батальонов… Гитлер истерично требовал любой ценой взять волжскую «цитадель».
Командир батальона армии Паулюса Г. Вельц впоследствии писал, что вспоминает это как страшный сон. «Утром пять немецких батальонов уходят в атаку и почти никто не возвращается. На следующее утро всё повторяется снова…»

Ведущий 5. Местом самых ожесточённых боёв в Сталинграде стал Мамаев курган. На военных картах он обозначался как высота 102,0. Мамаев курган имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправы через Волгу. Удержать эту высоту для 62-й армии было вопросом жизни и смерти. В середине сентября Мамаев курган переходил из рук в руки. Гитлеровцы по 10-12 раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана. Особенно упорные бои шли за водонапорные баки, расположенные на самой вершине кургана. В октябре противнику удалось захватить их и превратить их в мощные доты. Подходы к ним были заминированы, опутаны колючей проволокой, перед ними был вырыт ров глубиной 2, 5 м. Об ожесточённости боёв на Мамаёвом кургане свидетельствует такой  факт: весной 1943 года на каждый квадратный метр земли приходилось от 500 до 1200 осколков.                

Чтец 1. На Мамаевом кургане возвышается гора,

А под ней лежат ребята, не пришедшие тогда.

Не вернулись сотни деток к матерям родным домой!

Все они легли на поле под родною стороной.

И заплачет мать  - старушка «Где же ты, сынок  родной,

Ты на поле боя сгинул, сыночка мой дорогой!»

На Мамаевом кургане возвышается гора,

Много лет сто ветеранов возвращается сюда.

Эти люди, те солдаты, не погибшие тогда,

Эти люди право жизни заслужили на века

В год от года в то же время возвращаются они,

Чтоб почтить всех павших память, не вернувшихся с войны!

Р. Монахов


Подступы к Сталинграду действительно усеивали трупы солдат и остовы сгоревших танков. Не зря немцы прозвали путь к городу «дорогой смерти»

Чтец 2. Эта битва – лишь начало вьюги:
С севера удар наносим мы.
Нам навстречу движутся на юге
Братья через степи и холмы.

Чтец 3. Лишь вперед! – наш лозунг непреклонный,
Отобьем у коршуна крыло,
Чтобы между Волгою и Доном
Наше солнце красное взошло.
Е. Долматовский.
Ведущий 1. Советским командованием был разработан план «Уран» по
 разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Он состоял в том, чтобы мощными фланговыми ударами отсечь ударную группировку противника от основных сил и, окружив, уничтожить. 19 ноября подразделения Юго-Западного и Донского фронтов, а 20 ноября и Сталинградского – с двух сторон обрушили на расположения немцев  тонны огненного металла. Удар осуществляли под командованием генерал-полковника Н.Ф. Ватутинаи генерал лейтенанта К.К. Рокоссовского. После прорыва вражеской обороны войска стали развивать наступление в оперативной глубине. Встреча советских фронтов произошла на пятый день наступления, 23 ноября, в районе Калач, Советский.

Чтец 4. Каждая минута наступленья
Приближает яростный разгром.
Забирайте немцев в окруженье
С думою о городе родном.
Чтец 5. Бейте их с рассвета до рассвета,
Чтобы фрицы корчились в кругу.
Все страданья нынешнего лета
Отольем сторицею врагу!
Е. Долматовский

Ведущий 2. 201-й день, Сталинградская битва закончена. Фашистский блок потерял в ней убитыми, ранеными, пленёнными и пропавшими без вести около полутора миллионов солдат и офицеров – четвёртую часть своих сил, действующих на советско-германском фронте. Такого поражения фашистские армии ещё не знали. Гитлер объявил в Германии трёхдневный траур. 1 февраля 1943 года в своей ставке он заявил: «Возможности окончания войны на Востоке путём наступления больше не существует…» Весь мир приветствовал победу советских солдат. Победа под Сталинградом вызвала чувство глубокого уважения к советскому народу, ещё выше подняла  международный авторитет Советского народа и его вооружённых сил. Это была победа не только армии, но и всего советского народа. Она совершилась благодаря несгибаемой стойкости, мужеству и массовому героизму на фронте и в тылу. Население многих стран искренне восхищалось героической борьбой советских людей, их подвигом во имя человечества.

Чтец 1. Время придёт – рассеется дым.

Смолкнет военный гром.

Шапку, снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нём :

- Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

А. Сурков

3. Подведение итогов (рефлексия).

 Сколько дней продолжалась Сталинградская битва?  На какие два периода условно делится Сталинградская битва? Почему 23 августа стало самым трагическим днём в истории Сталинградской битвы? Где в Сталинграде был самый ожесточённый бой?

Литература: 

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной Войне в 12 томах. М. «Современник» 1987 г.

А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.

О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.

С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.

Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.

Журнал «Родина». - № 11.- 2005

Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.

Классные часы: 5 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2010.

Клубные часы Проблемно-ценностное общение  5-6 классы / Авт-сост. Г.В.Баженова – Волгоград: Учитель, 2013.                                                                   Л. Кондырев. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1973.

Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Парад 7 ноября 1941 года. // Великая Отечественная война 1941 - 1945: энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985, с. 527.
Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.

Материалы Интернет



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День воинской славы России. Курская битва.

Методическая разработка для учащихся 8-9 классов Основные задачи: воспитывать интерес к истории своей страны, ответственность за её судьбу, уважительное отношение к памяти погибших; воспитывать чувств...

День воинской славы России. Куликовская битва.

Методическач разработка классного часа для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: расширить представление воспитанников о Куликовской битве; развивать чувство патриотизма и гражданственности, гор...

2 февраля День воинской славы России. Сталинградская битва

Классный час, посвящённый   Сталинградской битве...

2 февраля День воинской славы России. Сталинградская битва

Презентация к классному часу по теме: "2 февраля День воинской славы России. Сталинградская битва"....

День воинской славы России "День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год)"

Материал предназнчен для проведения уроков мужества, классныхчасов и других воспитательных мероприятий посвященных  Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943...

Дни воинской славы России «Сталинградская битва»

Данное внеклассное мероприятие разработано согласно плану мероприятий  Дни воинской славы.  Подготовка  и проведение  организованно классным руководителем и учителем истории, совме...