День воинской славы России. Куликовская битва.
методическая разработка (8 класс) на тему

Пирогова Екатерина Викторовна

Методическач разработка классного часа для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: расширить представление воспитанников о Куликовской битве; развивать чувство патриотизма и гражданственности, гордости за историческое прошлое свое страны; воспитывать уважительное отношение к мемориалам славы и памятникам войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulikovskaya_bitva_11.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

День воинской славы России. Куликовская битва.  21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; произошло 8 сентября 1380 года.

Цель деятельности учителя: расширить представление воспитанников о Куликовской битве; развивать чувство патриотизма и гражданственности, гордости за историческое прошлое свое страны; воспитывать уважительное отношение к мемориалам славы и памятникам войны.

Педагогические задачи: формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; побуждать детей к изучению военной истории России.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание социальной реальности, осознание исторического прошлого нашей страны,  приобретение школьниками социальных знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся проявлять чувства гордости за стойкость русского народа в ходе Куликовской битвы.

Личностные: Проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют чувство гордости и сопричастности к прошлому своей страны.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

- познавательные:  общеучебные – учащиеся формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции; - коммуникативные – учащиеся слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, делятся своими впечатлениями; - регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: фотографии и картины с изображением русского поля. Фотографии памятников Куликовской битве. Икона Сергия Радонежского.

Ход занятия.

1. Вступительное слово.

Педагог.  За свою многовековую историю  России не раз пришлось защищать свою независимость, свой суверенитет от иноземных захватчиков. В истории нашего народа много великих побед. С гордостью вспоминаем мы об этом. 21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; произошло 8 сентября 1380 года.  Куликовская битва имела большое историческое значение в борьбе русского и других народов с монголо-татарским игом. Хотя она и не привела к его ликвидации, однако на Куликовом поле был нанесен сильный удар по господству Золотой Орды, ускоривший её последующий распад.

2. Основная часть.

Ведущий 1. Летом 1380 года в Москву пришла грозная весть: могущественный татарский военачальник Мамай угрожает Руси новым нашествием, ставя перед собой цель, сломить возрастающую мощь Руси, усилить её зависимость от Орды

Ученик 1.  Не туча над Русью  всходила востоком,

Не буря готовила гибель земли,

Не горы с Кавказа срывались потоком, -

Под знамя Мамая ордынцы текли.

Стеклися и хлынули в Русское царство!

Но дремлет ли в праздном бессилье орёл,

Когда расстилает сетями коварство,

Готовя великому тесный удел?

Как листья дубравы под вешним дыханьем,

За Доном взвевались знамёна татар;

Осыпаны вечера ярким сияньем,

Доспехи ордынцев горели, как жар.

Ведущий 2. Московский князь Дмитрий обратился ко всем русским князьям с призывом объединить силы для борьбы с монголо-татарами. В храмах шли беспрерывные молебны о даровании победы русским воинам. А сам князь Дмитрий с двоюродным братом Владимиром и ближними боярами отправились к Сергию Радонежскому получить благословение.

 Ученик 2. Как над полем Куликовым

Зори алые встают,

Как над полем Куликовым

Даже птицы не поют!

«Помоги, земля родная,

В тяжкой битве устоять,

За тебя мы все готовы

Свою кровушку отдать!»

И Сергий предсказал ему победу над несметным ордынским войском, благословил его и отправил с ним двух своих иноков-монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Это были не простые монахи, а могучие богатыри, великие мастера рукопашного боя.

За 30 дней собралось многочисленное войско. Войско князя  состояло не только из дружинников, но и из простых людей – крестьян и ремесленников. Все, кто мог держать оружие в руках, поднялись на битву с ордынцами. Под знамёна Дмитрия Ивановича собралось около 150 тысяч конных и пеших воинов. На битву с врагом поднялась вся Русь, чтобы действовать сообща.

Мамай остановил своё войско на широком поле около Дона, отправил посла к Дмитрию и потребовал дань. Московский князь ответил, что  готов нести дань, но умеренную, небольшую, не разоряя земли Русской. Этого ни посол, ни Мамай не могли вынести. Спор должен был решиться в бою. И русское воинство двинулось из Москвы  в сторону Дона, где уже три недели стоял Мамай. Подойдя к светлому Дону, князья стали совещаться: переходить реку или нет. Дмитрий Иванович решил: «Честная смерть лучше позорной жизни».

Ученик 3. Доколь нам, други, пред тираном

Склонять покорную главу

И заодно с презренным ханом

Позорить сильную Москву?

Не нам, не нам страшиться битвы

С толпами грозными врагов:

За нас и Сергия молитвы,

И прах замученных отцов.

Летим – и возвратим народу

Залог блаженства чуждых стран:

Святую праотцев свободу

И древние права граждан.

Туда! За Дон! Настало время!

Надежда наша – Бог и меч!

Сразим монголов и, как бремя,

Ярмо Мамая сбросим с плеч!»

Ведущий 3. Русские войска перешли реку, разобрали после переправы мосты, чтобы каждый воин знал, что отступать некуда  - позади Русь!    Рано утром 8 сентября 1380 года русские войска заныли свои позиции. Дмитрий Иванович сказал: «Положим, братья, головы за землю Русскую, да не завоёваны будут наши города погаными, да не рассеяны будем по лицу всей земли, да не будут наши жёны и дети взяты в плен. В это время князю доставили  послание: Сергий Радонежский советовал не мешкать с битвой.

Князь построил войско на обширном поле на берегу степной реки Непрядвы. Все были при оружии, ветер колыхал княжеские стяги – знамёна, реки вздулись от дождей. Дмитрий Иванович снял с себя княжескую одежду и остался в простых доспехах. Он приказал отнести своё княжеское знамя в середину войска, а сам встал в первом ряду и сказал своим воинам: «Умру - с вами, спасусь – с вами!»

Летописец. Существует легенда, что сражение началось с поединка  двух воинов-богатырей. Выехал из рядов ордынцев богатырь Челубей огромного роста и, посмеиваясь, ждал, когда кто-нибудь  выйдет на него с русской стороны. Наши ряды расступились, и выехал на коне Александр Пересвет. Челубей рассмеялся, увидев не воина, а смиренного монаха. Он не знал, что Пересвет, прежде чем уйти в монастырь, был могучим воином. Сшиблись богатыри на полном скаку – и вдруг увидели, что Челубей валится из седла. Русская сторона возликовала. Но и Пересвет  был смертельно ранен. Когда его боевой конь вернулся, все увидели, что воин мёртв.

Ученик 4. Позади у воинов – Непрядва,

Слева – затуманившийся Дон.

И простор великий только на два,

Только на два стана разделён.

Вот сейчас – не в дальней дали где-то –

Здесь сойдутся, как гроза с грозой…

Грянул поединок Пересвета,

Вышедшего в бой с Темир-Мурзой.

До земли поникли травы луга,

И до неба поднялись дубы:

Всадники несутся друг на друга,

Встретились – и кони на дыбы!

Копья устремив ожесточённо,

Оба пали под ноги коней…

И тогда сошлись полки у Дона –

Кто из них отважней и сильней?

Ведущий 4. Ордынская конница ударила в центр русского войска, где развевалось великокняжеское знамя. Дмитрий Иванович сражался как простой ратник, и под ним трижды  меняли убитых лошадей. Мамай, глядя с Красного холма, увидел, как упало великокняжеское знамя. Он решил, что убит Дмитрий,   и русские сейчас в панике побегут. Ордынцы обрадовались и бросились со всей силой на войско князя. Но русские и не думали бежать, так как великий князь сражался среди них, а его знамя было помещено в центре поля. Русские воины падали под ударами копий и мечей. Князья, находившиеся в засаде, нервничали. Всё поле было усеяно русскими и татарами, мёртвыми и ранеными. Битва продолжалась более 4 часов. Тут Дмитрий Иванович махнул мечом в сторону дубравы: «Ваше время!»

Из-за деревьев, к изумлению ордынцев, которые ждали, что бой вот-вот закончится, ринулись свежие полки. Мамай, стоя на высоком кургане, в ужасе увидел разгром своего войска.

Ученик 5. Как листья дубравы под холод осенний,        

С рассветом ложились без жизни ряды;

Тускнели доспехи под кровью сражений,

И долу клонилося знамя Орды.

Почто ж не любуешься с выси кургана

Воинственным полем, надменный Мамай?

Не зиждешь, как прежде, победного стана?

Бежишь, как безумный, в отеческий край?

Ведущий 5. Русские воины гнали врага до реки Мечи и захватили весь ордынский обоз, оставленный в степи. Протрубили трубы – дали отпор сражению! Но где же князь Дмитрий? В рядах живых его не было. Стали искать среди павших, и,  наконец, нашли оглушённого, в беспамятстве, под деревом. Его окружили воины, он открыл глаза. И все в один голос воскликнули: «Победа!» Князь обнимал всех. Шлем его был разрублен, латы окровавлены. Еле поднялся он на коня, объехал Куликово поле, на котором лежали тысячи трупов. Дмитрий благодарил воинов от имени Отечества и наказал поминать павших  всех  Дмитровскую субботу, доколе существует Русь. За битву на Куликовом поле Дмитрия Ивановича прозвали Донским.

Ученик 6. Как над полем Куликовым

Птицы радостно поют,

Рано солнышко садится,

Вот уж звёздочки видны,

Долго бой кровавый длится,

Много силы у Орды.

Гонит матушка Россия

Заметавшихся врагов –

У неё довольно силы

Защитить своих сынов.

Что Россия победила

В страшной схватке на Дону,

У неё достанет силы

Дать всегда отпор врагу!

Ведущий 6. Семь дней хоронили убитых на Куликовом поле. А некоторых павших воинов, в том числе Пересвета и Ослябю, князь приказал увезти в Москву.

В погожий осенний день Дмитрий Донской с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу  праздновали громко и широко.

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды, хотя враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались, выплачивалась дань, но враги уже избегали мериться с Русью силами в больших сражениях. После Куликовской битвы стало ясно, что господству Орды скоро придёт конец.

8 сентября 1850 года был открыт памятник в виде чугунного столпа, увенчанного крестом. Надпись на нём гласит: «Победителю татар Дмитрию Ивановичу  Донскому  признательное потомство». За победу в Куликовской битве Дмитрий Донской православной церковью был причислен к лику святых.

В начале 20 века на Куликовом поле появился и второй памятник. Им стал храм-памятник - Сергия Радонежского. Величавый храм прекрасно вписался в просторы Куликова поля.

                   

Педагог. Куликовская битва имела большое историческое значение в борьбе русского и других народов с монголо-татарским игом. Хотя она и не привела к его ликвидации, однако на Куликовом поле был нанесен сильный удар по господству Золотой Орды, ускоривший её последующий распад.

Важным следствием битвы было усилие роли Москвы в образовании Русского государства.

Не потому ли и поныне
Еще хранит моя земля
И этот горький дух полыни,
И скорбный шелест ковыля.

Н Старшинов.

         

3. Подведение итогов (рефлексия).

Какие чувства и мысли вызвала у вас победа русичей в Куликовской битве?  Чем важна была эта победа для российского государства? Почему мы должны помнить славные страницы боевого прошлого нашей страны?

Литература: 

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной Войне в 12 томах. М. «Современник» 1987 г.

А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.

О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.

С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.

Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.

Журнал «Родина». - № 11.- 2005

Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.

Классные часы: 5 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2010.

Клубные часы Проблемно-ценностное общение  5-6 классы / Авт-сост. Г.В.Баженова – Волгоград: Учитель, 2013.                                                                   Л. Кондырев. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1973.

Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Парад 7 ноября 1941 года. // Великая Отечественная война 1941 - 1945: энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985, с. 527.
Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.

Материалы Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День воинской славы России. Курская битва.

Методическая разработка для учащихся 8-9 классов Основные задачи: воспитывать интерес к истории своей страны, ответственность за её судьбу, уважительное отношение к памяти погибших; воспитывать чувств...

День воинской славы России. Сталинградская битва.

Методическая разработка классного часа патриатической направленности для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся со Сталинградской битвой, воспитывать чувство патриотизма, гордости...

2 февраля День воинской славы России. Сталинградская битва

Классный час, посвящённый   Сталинградской битве...

2 февраля День воинской славы России. Сталинградская битва

Презентация к классному часу по теме: "2 февраля День воинской славы России. Сталинградская битва"....

День воинской славы России "День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год)"

Материал предназнчен для проведения уроков мужества, классныхчасов и других воспитательных мероприятий посвященных  Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....