Статья "Инновационные формы взаимодействия школы и родителей"
статья на тему

Дмитрук Лариса Евгеньевна

Как часто можно слышать от учителей: «Зачем мне роди­тели? Только настроение портят! Да и попросить ни о чем нельзя — или перепутают что-нибудь, или забудут! Самой про­ще сделать!» А родители? Ведь и они обижены на школу, на учителя: «На родительское собрание хоть и не ходи — учитель­ница только ругает: ваши дети невоспитанные, учиться не хо­тят, все делают плохо...»

Но от взаимопонимания учителя и родителей зависит со­стояние ребенка. Будет ли ему комфортно, или он будет буфе­ром между семьей и школой? Что можно сделать, чтобы жизнь ребенка облегчить? Есть ли возможность сделать учителя и ро­дителей союзниками?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_formy_vzaimodeystviya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы взаимодействия

школы и родителей

Современная социокультурная ситуация обуславливает развитие инновационной деятельности в школе, которая стремится разрешить или ослабить некоторые социальные противоречия, являясь одним из субъектов изменений в жизни общества. Инновационная направленность школы предполагает активный отклик на все новое, поиск нестандартных вариантов решений стоящих перед современной школой проблем. Этим обусловлен поиск новых направлений и форм работы школы с родителями.

     Назовем некоторые принципы организации взаимодействия образовательного учреждения и родителей.

  • Гуманизация взаимодействия — это означает, что все точки зрения должны учитываться в работе школы, необходимо коллективное (педагоги, родители, учащиеся) принятие решений   по   наиболее   важным   вопросам   школьной   жизни. В  центре  образовательного  процесса  —  личность человека и педагог, и школьники должны чувствовать себя в школе достойно. Родители учащихся являются полноправными участниками образовательного процесса. Взгляды, установки и ценностные ориентиры родителей незримо присутствуют в школе опосредованно, но весьма значительно влияют на воздействие педагогов и школьников.
  • Интеграция взаимодействия — означает решение проблем и перспектив развития школы в едином понятийном и смысловом ключе; учитель и родитель реально взаимодействуют, решая действительно общие для всех вопросы. Этот принцип означает, что участники диалога уважают и разделяют ценности друг друга. Все участники процесса вырабатывают основные цели образования, согласуют средства и методы их достижения. Здесь педагоги выступают в качестве профессионалов, которые отвечают за результат своего труда. Родители выражают социальный заказ школе.

     Одна из важнейших задач школы, стремящейся к эффективной работе, — создание открытого сообщества учителей, школьников, родителей, поскольку все они вовлечены в образовательный процесс и заинтересованы в его результатах.

Коллективная творческая деятельность по укреплению союза педагогов,

детей, родителей

Как часто можно слышать от учителей: «Зачем мне родители? Только настроение портят! Да и попросить ни о чем нельзя — или перепутают что-нибудь, или забудут! Самой проще сделать!» А родители? Ведь и они обижены на школу, на учителя: «На родительское собрание хоть и не ходи — учительница только ругает: ваши дети невоспитанные, учиться не хотят, все делают плохо...»

Но от взаимопонимания учителя и родителей зависит состояние ребенка. Будет ли ему комфортно, или он будет буфером между семьей и школой? Что можно сделать, чтобы жизнь ребенка облегчить? Есть ли возможность сделать учителя и родителей союзниками?

Такая возможность есть! Это — коллективная творческая деятельность детей, педагогов и родителей, методические основания которой были разработаны Игорем Петровичем Ивановым. Он опирался на опыт, созданный в коллективах Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского, Шацкого. Игорь Петрович говорил о том, что дело — это проявление заботы об улучшении общей жизни. Оно коллективное, потому что планируется, готовится, проводится и обсуждается воспитанниками и воспитателями. Оно творческое, так как воспитанники вместе с воспитателями ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи.

Можно любить свою работу, очень много знать, быть работоспособным и творческим, но если не складываются отношения с детьми и родителями, то вся работа не имеет смысла и должного результата. Более того, своей излишней активностью (или пассивностью) педагог может навредить детям: ограничить возможности развития их самостоятельности и активности; вызвать появление школьных неврозов. Конечно, установление товарищеских отношений с воспитанниками и родителями требует много сил, пристального наблюдения за ходом коллективной жизни и анализа складывающихся ситуаций во взаимоотношениях. Но именно хорошие отношения с детьми и родителями приносят учителю удовлетворение.

Хороших результатов в обучении и в делах можно добиться разными методами: хорошими чисто внешне, но какой человек при этом вырастает?

Важно внимательное изучение становления детей и родителей как субъектов коллективной творческой деятельности, при этом используются разные методы исследования. Обо всех  учащихся и их семьях постараться знать как можно больше, чтобы это использовать в воспитании. При встрече с родителями обязательно рассказывать что-нибудь интересное о том ребенке, которого учишь, и всегда расспрашивать о других — старших и младших!

На родительских собраниях и в больших компаниях никогда не говорить ничего плохого — ни о взрослых, ни о детях, но очень часто стараться отмечать положительное на общем сборе, на собрании, на празднике. Ничто хорошее не должно пройти незамеченным. Каждое утро, после традиционного приветствия «Здравствуйте, поздравляю вас с новым учебным днем», можно спросить: «Что нового заметили в классе?» И дети отвечают: «Окна чистые — их вымыла мама Насти Р.»; «Появился опять проигрыватель — его починил папа Саши С.»; «Новое оформление стенда — это работа Алининого папы».

Для воспитания человека большое значение имеет личное общение. Совместные  походы, экскурсии,  театры, встречи дома и в классе на праздниках и днях рождения; написание друг другу писем, обмен книгами, интересными впечатлениями...

Как важно никого не обижать! При возникновении какой-то напряженной ситуации попросить родителей сразу обращаться  за разъяснением. Благодаря потребности и умению общаться в коллективе возникают дружеские отношения, которые сохраняются потом на долгие годы.

Нужно  заботиться друг о друге. Если заболевает ребенок из  класса — дети ему звонят, рисуют картинки, пишут письма. Когда заболевает чей-нибудь родитель, узнать, как дела, и постараться помочь; когда болеет учитель — дети готовят ему подарки, а родители звонят, дают советы.

Так все чувствуют себя одной семьей, и общение  доставляет радость.

Воспитание протекает более эффективно, если жизнедеятельность коллектива развивается целенаправленно.

Построение жизни коллектива по тематическим периодам соответствует логике воспитательного процесса. Невозможно прервать воспитание и жизнь в промежутке от одного дела до другого. За осенью следует зима, потом весна. За Новогодним праздником — День защитников Отечества, потом Международный женский день. Поэтому удобно весь учебный год разделить на периоды, которые соответствуют определенной теме как узловому событию в жизни класса, школы, общества, природы.

Например:  1 четверть:   «Здравствуй, школа!»

   «Золотая осень»

  1. четверть:   «Зимушка-зима»
  2. четверть:   «Гайдаровский период»

  «Мамы всякие важны» «Береги природу, человек!»

4        четверть:   «Космический период»

  «Книжкины именины» «Салют, Победа!» «Здравствуй, лето!»

Постараться  определить темы, интересные данному возрасту, соответствующие особенностям класса. Тематический период может длиться от двух недель до двух месяцев. Чем младше дети, тем, как правило, длиннее период, так как больше времени требуется на подготовку главного события тематического периода.

Главным событием может быть КТД (коллективное творческое дело) (например: «Космический период» — КТД «Защита Фантастических Проектов»), праздник как серия КТД. сюрпризов, аттракционов (например: тематический период «Зимушка-зима» — Новогодний праздник), операция (например: тематический период «Гайдаровский» — операция «РМ» — Радость Малышам), поход (например: тематический период «Береги природу, человек!» — поход с наблюдениями весенних изменений в природе).

Работать по тематическим периодам очень удобно, так как учителю не нужно «распыляться» — все, что делается в данное время, подчинено одной теме. Экскурсии, походы, беседы, КТД, праздники, а также учебная деятельность раскрывают содержание данного периода.

В тематическом периоде жизни коллектива есть еще одна особенность. Каждый период — это забота о том, что и кто нас окружает: о школе (период «Здравствуй, школа!»), о родной природе (периоды «Золотая осень», «Береги, природу, человек!»), о родных и близких (период «Мамы всякие важны»), об окружающих людях (периоды «Гайдаровский», «Салют, Победа!»).

В каждом периоде есть дела, которые позволяют ребятам не только получить знания, овладеть умениями, но и применить их на пользу и радость окружающим. Это способствует воспитанию активных, заботливых и деятельных людей.

Тематический период требует от педагога большой отдачи. Он создает условия для того, чтобы дети и родители могли проявить себя, лучше узнать друг друга.

Видя заинтересованность учителя в каждом ребенке, его способность и желание подмечать изменения, которые в детях происходят, ни один родитель не останется равнодушным, а постарается тоже понять, проявить заботу» интерес, способность и желание подмечать изменения, которые происходят в детях. Так решаются многие проблемы, возникающие во взаимоотношениях учителя с родителями. И родитель из пассивного наблюдателя или даже противника превращается в союзника.

Как строится тематический период?

Сначала учитель составляет таблицу характеристику уровня воспитанности членов коллектива и, исходя из этого, определяет темы периода жизни коллектива, формулирует воспитательные задачи; подбирает средства для решения этих задач: экскурсии, беседы, практические занятия, КТД, которые можно предложить на выбор; ребята, вожатые и родители проводят стартовые дела, которые возбуждают интерес к теме периода. Это подготовительная работа учителя и других воспитателей.

Затем детский коллектив вместе со своими старшими товарищами планирует работу. Само планирование идет по микроколлективам («экипажам», «лучикам»). Дети обсуждают, к какому празднику будут готовиться, что проведут на этом празднике, где, когда, с кем вместе, кто будет участвовать. Каждый член микроколлектива высказывает свое мнение, а потом командир микроколлектива высказывает предложения экипажа общему сбору. Общий сбор — это высший орган власти коллектива.

Решение общего сбора — закон для всех, и каждый член коллектива должен стремиться выполнить это решение как можно лучше. После общего сбора Совет Командиров составляет план работы на данный период. Этот план вывешивается в классном уголке.

Классный уголок необходим коллективу. Все, что в классе происходит, сразу появляется в уголке. Уголок начинают создавать сразу после сбора — рождения коллектива. Тогда на стенде появляются заголовок, эмблема и первые рубрики: «Давайте познакомимся» (с фотографиями ребят по экипажам), «Наши поручения» (с эмблемами поручений, которые были выбраны на общем сборе, и с «вертушкой», «штурвальчиком», «солнышком» — с названиями экипажей, чтобы поручения можно было менять). Это рубрики постоянные. Позднее в уголке появляются сменные рубрики: «Наши дела», «Мы соревнуемся», «Поздравляем!», «Любите эти песни!», «Наша летопись» и др.

После общего сбора (сбора-старта) начинается подготовка к центральному событию периода. Это самая длительная часть периода. Именно в это время проходит большая часть запланированных дел. Все микроколлективы по секрету друг от друга готовят свою часть, а учитель, другие старшие друзья коллектива (родители, вожатые, другие учителя) — свои сюрпризы и помогают в подготовке микроколлективам.

И вот наступает день главного события. Основное в нем — радость от содеянного, приподнятое настроение у каждого — это особая забота руководителя коллектива. И, конечно, радостные сюрпризы.

После всякого дела нужно подвести итоги — какую пользу оно принесло коллективу, каждому его члену; что удалось, а что — нет и почему; что нужно учесть на будущее. Итоги можно подводить по-разному: провести анкету, выпустить фотогазету, создать диафильм, подготовить линейку с творческими рапортами... Это — у ребят. А взрослые тоже обсуждают общую работу, тоже думают о том, что получилось, что не получилось, как изменились дети...

На стадии последействия учитель подводит свои итоги. Он анализирует свою деятельность и деятельность родителей, обдумывает, как были решены задачи воспитательной работы,

заполняет новую таблицу-характеристику с учетом того, как изменились дети. Ну, а поскольку воспитание — процесс непрерывный и последняя стадия данного периода является первой стадией (стадией подготовительной работы) нового периода, то учитель ставит новые воспитательные задачи и подбирает новые средства для их решения. Конечно, это — только сухая схема. Но то, что «заполняет» эту схему, никогда не бывает сухим или однообразным. И в каждом новом классе, в каждом новом периоде все получается иначе, чем в предыдущих.

Работа по микроколлективам психологически обоснована. Если педагог хочет «дойти до каждого», ему нужно действовать через микроколлектив. Только там, где собрано пять-семь человек (да еще по дружбе!), есть возможность каждому высказать свое мнение и выполнить роль командира, принять участие и в планировании, и в подведении итогов лично. Различные дела тоже удобнее готовить по маленьким коллективам, тогда на праздниках всегда и всех будут радовать сюрпризы, и не будет таких праздников, на которых все дети знают наизусть слова всего сценария.

Чередование Традиционных Творческих Поручений — это самая действенная забота о своем коллективе, когда всю работу по самообслуживанию в классе ребята берут на себя. Класс сам выбирает, какие поручения в этом году нужны («хозяева», «цветоводы», «санитары», «библиотекари», «дежурные», «игровики» и др.) — по числу микроколлективов; сами определяют, какие действия входят в данное поручение («хозяева» — вытирают пыль, стирают с доски; «цветоводы» — ухаживают за растениями, отмечают погоду и т.д.). Микроколлективы получают эти поручения по жребию, а через неделю происходит смена поручений (их чередование). Выполнение экипажами поручений обсуждается на общем сборе, вместе со сменой поручения меняется и командир экипажа.

Традиционность заключается в том, что данные поручения экипажи по очереди выполняют в течение длительного времени — полгода, год. Но любая традиция в течение времени или развивается, или затухает. Детям становится неинтересно выполнять то, что уже давно всем известно. Поэтому необходимо своевременно наполнять поручения новым содержанием («цветоводы»: 1 класс — ухаживают за растениями; 2 класс — ухаживают за растениями и отмечают погоду; 3 класс — ухаживают за растениями и делают отметки в календаре погоды, проводят викторины и рекомендуют для чтения книги о природе).

Творчество заключается в развитии содержания и организации поручений. Каждый экипаж стремится не только выполнить поручение как можно лучше, но и внести в него что-то новое, в соответствии со своими интересами. Например: «хозяева» однажды испекли к общему сбору печенье, угощали всех, а потом поделились рецептом; через какое-то время это

стало традицией.

Использование наглядности (работа с классным уголком) — еще один принцип работы (и жизни коллектива). Все, что в коллективе происходит, сразу должно быть отражено в уголке, и у детей будет вырабатываться интерес к общим делам. Дети очень любят рассматривать наш классный уголок. Родители, приходя на собрание, первым делом подходят к уголку, чтобы узнать о новостях в коллективе.

Красочность, привлекательность играют важную роль в жизни коллектива.

Применение разнообразных методов изучения воспитанников необходимо, чтобы хорошо знать своих младших товарищей-детей.

Сведения анкеты очень значимы для учителя!

1.        Для работы с классным коллективом нужна информация о дошкольном учреждении, в котором воспитывался ребенок. С одной стороны, можно многое узнать о ребенке у воспитателя (может быть, решатся вопросы, появившиеся у учителя);   с  другой  стороны,   ребенку  важно  чувствовать  себя взрослым, а значит, можно в свой детский сад прийти с концертом, подарками, а заодно и навестить своего воспитателя.

  1. Индекс понадобится, чтобы посылать поздравительные открытки и письма ребенку и всей семье.
  2. Графа о состоянии здоровья ребенка имеет большое значение. К сожалению, часто в медкарте стоит «здоров», в то время как ребенок жалуется на головные боли, часто отвлекается, не может сосредоточиться на предмете... И, оказывается, причина — тяжелые роды, аллергия и другие болезни, которые не указаны в медкарте. Поэтому  важно, что напишет о здоровье ребенка родитель.

В кружки многие дети начинают ходить с 5 лет (в спортивные, языковые, музыкальные), и учителю необходимо знать, чем занимается ребенок. Каждый год нужно дописывать, какие кружки он теперь посещает, таким образом складывается динамика увлечений ребенка.

  1. Графа об интересах и характере ребенка — очень показательная графа: по нескольким родительским словам учитель может определить не только отношение родителя к ребенку, но и взаимоотношения в семье.
  2. Знать материальное положение нужно. Учитель может ходатайствовать об оказании помощи семье (денежной, вещевой), о предоставлении ребенку бесплатных обедов.

6.        Состояние домашних библиотек интересно при организации учебной деятельности. Одна из задач учителя — научить и приучить ребенка читать, и хорошо, если у него дома уже есть своя библиотека. На родительских собраниях нбх рассказывать,  книги каких серий и авторов необходимо иметь дома.

То, что выписывают родители, тоже важный показатель — что выписали ребенку, что выписали себе. И, если родитель подписался на журнал «Семья и школа» или «Педагогический факультет», понятно, что в заседаниях «Родительского клуба решенных и нерешенных проблем» он будет активным участником.

  1. В графе «Данные о родных»  важны не только мама и папа, но и «другие члены семьи». Нужно знать по имени-отчеству бабушек, которые приходят за детьми, младших и старших братишек и сестренок, которые обязательно будут гостями на классных праздниках.
  2. В графе о помощи классному коллективу обычно родители, скромничая, пишут — «по мере возможности». Поэтому нужно попросить их указать, что они любят и умеют делать.

Вот запись в педагогическом дневнике по одному из классов: «Обрабатывая анкету, оказалось, что самому младшему ребенку в классе (Олегу С.) еще 7 лет, а старшему (Саше В.) — уже 10. Живут дети не только в  микрорайоне школы, некоторым добираться до школы нужно минут по 20—30 на транспорте. Здоровыми назвали детей только пятеро родителей, у многих учащихся — целый набор заболеваний: нарушение зрения, слуха, осанки; косолапость, гастрит, избыточный вес, плоскостопие, аллергия; дети наблюдаются у невропатолога, ревматолога, гастроэнтеролога... А в кружках не занималось лишь пять человек; у многих по 2—3 кружка, музыкальная или спортивная школы. В классе — 9 неполных семей. Материальное положение многие характеризуют как среднее или ниже среднего. Двадцать семей живут в коммунальных квартирах и общежитии; только у тринадцати детей (из 29!) есть свое рабочее место, остальные делят его с братом или сестрой или пользуются обеденным столом. Библиотека есть только в шести семьях, у остальных — «легкая детская литература», разрозненные издания, в двух семьях вообще нет книг. В музеях с детьми были 22 родителя, в театрах — 16».

Важно также, какую помощь родители могут оказать классу. Семеро человек ничего не смогли придумать на собрании, остальные предлагали организацию праздников и экскурсий, оформление класса, печатание материалов, шитье, вязание, обучение первой медицинской помощи.

Каждое родительское собрание лучше начинать с рассказов о детях (о каждом — хорошее), с забавных случаев на уроках и переменах — родители приучаются смотреть на весь класс как на  общих детей.

Полезно анализировать творческие работы ребят — их рисунки («Моя семья», «Мой выходной день» и др.), сочинения («Что меня радует и что огорчает», «Мой друг», «Почему я люблю природу?» и т.д.).

В становлении коллектива помогают анкеты (анкета оценки, анкета желаний), социометрия (с определением выбора) по вопросам:

— С кем бы ты хотел быть в одном экипаже?

  • С кем бы ты пошел в поход?
  • С кем бы ты хотел делать сюрприз к празднику?

Результаты этих исследований показывают положение дел в экипажах — насколько там сложились дружеские отношения — и в коллективе в целом.

И еще один важный принцип — творчество во всем. Этот принцип связан с отношением к жизни. Жить должно быть здорово и интересно. И каждый может сделать свою жизнь удивительной, а каждый день — незабываемым.

Всегда необходимо помнить, что творчество — это не одна сплошная импровизация; чтобы творить успешно, надо обладать знаниями, поэтому каждое дело надо тщательно планировать, готовить, продумывать все возможные ситуации и все, что в коллективе происходит, обязательно анализировать.

И еще одно замечание-наблюдение: любить школу может лишь тот родитель, который вложит в нее свои силы, свое время. И чем больше для класса сделает родитель, тем лучше он будет к нему относиться.

Коллективная творческая деятельность дает потрясающие результаты. Даже чужой класс за четыре месяца при правильной организации можно сделать родным, а детей и родителей увлечь совместным поиском интересных дел, направленных на пользу и радость себе, своим близким и окружающим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы взаимодействия школы с родителями"

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат восп...

Программа взаимодействия школы и родителей "Семья и школа: навстречу друг другу"

Данная программа является продуктом дипломной работы "Взаимодействие школы  и родителей, как компонент социального партнерства" по программе "Менеджмент в образовании".В программе представлены ос...

Формы взаимодействия специалистов с родителями дошкольников

В статье раскрыты нетрадиционные формы взаимодействия с семьей....

Основные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся.

Методические разработки при работе с родителями....

«Формы взаимодействия педагогов и родителей»

Выступление на ШМО кл. руководителей ....

Формы взаимодействия педагогов с родителями по развитию речи дошкольников

В презентации представлены современные и эффективные формы взаимодействия с родителями для  привлечения  их интереса к развитию речи детей...

Анкета для родителей «Культура взаимодействия школы и родителей»

Выявляет уровень информированности родителей в вопросах школьной жизни и степень удовлетворенности взаимодействием со школой. З основу взята работа Н.В. Калининой ,  Л.А. Лукьяновой « Удовл...