Формы взаимодействия специалистов с родителями дошкольников
статья на тему

В статье раскрыты нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ayuhanova.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия специалистов с родителями дошкольников

Ни у кого не вызывает сомнения необходимость преемственности в работе детского сада и семьи, а значит и в работе логопеда дошкольного учреждения и родителей воспитанников.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

В статье 18 Закона Р.Ф. «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

На практике доказано, что достижение максимального коррекционного эффекта ОНР возможно только при активном участии близких ребенку взрослых. Для этого необходимо создать у родителей определенную положительную мотивационную направленность на преодоление речевого дефекта. Важнейшим способом решения проблемы мы видим в планировании такой совместной деятельности, когда родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

 Преимущества системного взаимодействия педагогов с родителями многочисленны:

  1. положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
  2. учет индивидуальности ребенка;
  3. родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны;
  4. возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы: 

  • открытость детского сада для семьи;
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Помощь детям с нарушениями речи заключается, прежде всего, в оказании поддержки их родителям. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности в своих силах, обеспечение реальными знаниями, умениями и навыками преодоления речевых нарушений.

Родители, воспитывающие ребенка с нарушениями речи, страдают от недостатка информации по многим вопросам развития и воспитания. Из опыта работы с родителями видно, что их интересуют вопросы домашней коррекции, система работы по исправлению речевых нарушений в условиях детского сада, возможность изучения литературы по вопросу, организация общения и обмена информацией между собой.

Родители самостоятельно без помощи логопеда вряд ли смогут правильно организовать процесс воспитания и коррекции речи ребенка в семье.

Цель работы с родителями – знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями детей с нарушениями речи, причинами возникновения нарушения, влияние неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка, с практическими методами и приемами коррекции речевых недостатков, а также необходимостью закрепления полученных навыков в повседневной жизни ребенка.

Результатом коррекционно-педагогической работы должно стать: знание и понимание ребенка родителями, владение несложными методами коррекции.

Содержание работы с родителями мы предлагаем реализовать через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями:

  • информационно-аналитические;
  • консультационно-просветительские;
  • организационно-практические;
  • наглядно-информационные.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.

Формы работы:

  • составление социального паспорта семьи;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • посещение семьи;
  • индивидуальные беседы;
  • проведение социологических срезов и др.

Консультационно-просветительские формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей.

Формы работы:

  • групповые собрания родителей;
  • консультации, семинары;
  • «круглый стол»;
  • педагогический консилиум с участием родителей;
  • мастер – класс;
  • родительские чтения;
  • организация библиотеки.

Организационно-практические формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей.

Формы работы:

  • тематические развлечения;
  • литературные вечера;
  • праздник правильной речи;
  • фольклорные праздники;
  • ярмарки;
  • КВН;
  • введение речевых традиций;
  • вечер вопросов и ответов;
  • День открытых дверей;
  • логотренинг;
  • семейный клуб.

Наглядно – информационные формы организации направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Формы работы:

  • визитные карточки логопедических групп;
  • речевой уголок;
  • экран звукопроизношения;
  • открытый просмотр занятий и других видов деятельности;
  • видеотека;
  • прайс-листы литературы, развивающих игрушек и т.д.;
  • папки с консультациями специалистов;
  • памятки для родителей;
  • библиотека игр и упражнений;
  • периодические издания;
  • групповые газеты (информация специалистов);
  • тематические речевые газеты (совместно с детьми);
  • информационные стенды;
  • выставки детских работ;
  • фотовыставки.

Все формы работы условно можно подразделить:

  • по форме организации (индивидуальные и групповые);
  • по характеру передачи информации (словесные и наглядные);
  • по содержанию передаваемой информации (тематические и проблемные).

Данная педагогическая разработка позволяет нам решить поставленные проблемы и плавно включает родителей в образовательный процесс как равноправных участников.

Такое сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы взаимодействия школы с родителями"

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат восп...

Статья "Инновационные формы взаимодействия школы и родителей"

Как часто можно слышать от учителей: «Зачем мне роди­тели? Только настроение портят! Да и попросить ни о чем нельзя — или перепутают что-нибудь, или забудут! Самой про­ще сделать!» А родители? Ведь и ...

Основные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся.

Методические разработки при работе с родителями....

«Формы взаимодействия педагогов и родителей»

Выступление на ШМО кл. руководителей ....

Выступление на тему:"Формы работы специалистов с родителями с использованием информационных технологий"

Выступление на тему: "Формы работы специалистов с родителями с использованием информационных технологий"...

Формы взаимодействия педагогов с родителями по развитию речи дошкольников

В презентации представлены современные и эффективные формы взаимодействия с родителями для  привлечения  их интереса к развитию речи детей...