НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИИ
статья на тему

Новак Юлия Викторовна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_tsro.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      … заложен принцип, что необучаемых детей нет.

 Обязательной и единственно

возможной является

специальная индивидуальная программа,

а среда и рабочее место

организуется

 в соответствии с

особенностями развития ребенка

                   В связи с введением ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья переосмысливаются цели и организационные формы специального образования в соответствии с новым социальным заказом, разрабатываются концепции нового содержания специального образования детей с различными отклонениями в развитии.

                   По результатам анализа деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии за последние несколько лет у дошкольников наблюдается увеличение сочетанных дефектов, часто диагностируются задержки психического развития, умственная отсталость, энцефалопатические и резидуально – органические   расстройства, ранний детский аутизм, общее недоразвитие речи, I,  II, III уровень и др.

                  Без специальных коррекционных мероприятий к началу школьного обучения у таких детей оказываются несформированными школьно-значимые функции.

                  Активное включение интеграционных процессов в систему дошкольного образования значительно расширяет спектр услуг (образовательных, социальных и др.), предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья.

                  В нашей группе кратковременного пребывания находятся дети с соматическими, двигательными, генетическими, аутистическими и др. видами нарушений. В связи с этим возникает необходимость в создании предметно-развивающей среды с учетом особенностей этих детей: разнообразием клинической картины заболеваний, вариативностью сопутствующих нарушений (сенсорных, интеллектуальных, психологических),  несоответствием биологического и психологического возраста в дошкольный период и пр.. Разрабатываются программы, направленные на реализацию образовательных, социальных и др. потребностей детей педагогами, специалистами, воспитателями.

                      Наша цель состояла в создании и апробации модели взаимодействия педагогов, родителей, врачей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.

                     Одна из основных задач -  разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, специалистов) учреждения, обусловливающие повышения уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции нарушений.

                   При организации комплексной работы мы исходим из того, что практически у всех детей с ограниченными возможностями здоровья отмечаются недостатки речевого развития.

                   Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка.

                   Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также  самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной среде.

            Учителя  и     воспитатели  закрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую и учебную деятельность) через наблюдение за явлениями природы и общественной жизнью, а также в режимные моменты. Воспитатели также владеют навыками организации безопасной психологической среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

              Музыкальный руководитель осуществляет подбор  музыкальнотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует снятию возбуждения,  созданию музыкального фона в процессе игровой  деятельности, что повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы. На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).  

             Психотерапевт проводит тренинги уверенного поведения, релаксацию, психогимнастику, что учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный эмоциональный тонус, бесконфликтное поведение, благоприятный микроклимат в учреждении и дома, коррекции нарушенных функций, включению компенсаторных и развитию потенциальных возможностей ребенка и др. . Он проводит также занятия по обучению данным методам специалистов, педагогов, родителей  для использования в работе с детьми.

           Взаимосвязь с родителями осуществлялась нами разными методами, но наиболее эффективными были индивидуальные  беседы, которые позволяли родителям получить не только интересующую их информацию, но и сблизиться с педагогами. Родители могут не только присутствовать на занятиях, но и отрабатывать совместно с педагогом и детьми необходимые навыки для коррекции речи и поведения, для установления понимания между родителями и детьми.

            Совместная деятельность, праздники для детей и родителей, анкетирование, родительские сообщества и доклады позволяют повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми.

            На основе взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога разработана программа интегрированных занятий, в которую были включены темы программного материала дошкольных учреждений,  вызывающие у детей с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения.

           Интегрированные занятия объединены общей тематикой и сроками проведения (1-2 раза в месяц). Они дополняют друг друга, расширяют, дают возможность повторения и закрепления пройденного материала.

          Эти занятия проводятся либо совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом, либо отдельно каждым специалистом. Все занятия ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

         Интегрированные занятия значительно улучшают уровень развития познавательных процессов и речи детей об этом  свидетельствуют результаты итоговой диагностики, а также отзывы родителей и педагогов.

        Предложенная и апробированная нами модель взаимодействия специалистов и родителей при коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями  здоровья способствует эффективным и качественным изменениям в развитии детей, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики, возможности построения диагностической и коррекционно-развивающей деятельности на интегрированной основе с учетом индивидуальных возможностей детей, обеспечивает практическую направленность обучения как условие успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,  КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИИ

                     учитель-логопед              Хоменко В.К.

                     учитель-дефектолог        Новак Ю.В.

г.Хабаровск

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Фольклор как средство коррекционного воздействия на психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Гармоничному развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья  и ребенка с норматипичным развитием способствует активное применение фольклора. Фольклор органично вписывается в сис...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» позволяет школе реализовывать образовательные программы разного уровня и профиля. Специальная статья закона (ст. 7...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их успешной социализации в обществе

Одной из самых главных задач  в работе с детьми с ОВЗ является социализация таких детей.Применительно к такому ребенку социализация-это кропотливая работа,результат которой зависит от условий,кот...

Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...

Презентация выступления к городскому онлайн - семинару "Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...