Статья по теме "Формирование и способы развития культурной среды класса"
статья на тему

Алыкова Людмила Вадимовна
В последние годы значительно возрос интерес к исследованию роли среды в жизни человека и ее влияния на развитие личности ребенка. В теории педагогики широко рассматриваются воспитательная и образовательная среды школы. Инновационным сегодня стало исследование феномена культурной среды школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_i_sposoby_razvitiya_kulturnoy_sredy_klassa.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Центр педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского

« Новое образование»

Формирование и способы развития

культурной среды класса.

       

                                                 выполнила : Алыкова Л.В.

                                учитель физики

                                  МБОУ лицей №4

.

Коломна 2014

Формирование и способы развития

культурной среды класса.

В последние годы значительно возрос интерес к исследованию роли среды в жизни человека и ее влияния на развитие личности ребенка. В теории педагогики широко рассматриваются воспитательная и образовательная среды школы. Инновационным сегодня стало исследование феномена культурной среды школы.
     Культурная среда  школы - совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении.

 Культурная среда класса во многом зависит от сложившейся культурной среды школы- той конкретной атмосферы и условий, которые либо способствуют, либо препятствуют развитию культурных сред образовательных систем.
     Провозглашение гуманистических идей, ценностей, целей как базовых в жизнедеятельности класса без их глубинного осознания и принятия со стороны педагогов приводит к развитию атмосферы притворства, цинизма, "двойной морали", усилению недоверия, конфликтов между учениками и учителями, что ведет к утверждению авторитарных методов руководства. При этом создаются формальные как педагогическое, так и ученическое самоуправления, действующие под строгим контролем. В таких образовательных учреждениях не учитываются индивидуальные запросы детей, педагогов и родителей.
       Сущность культурной среды класса заключается в том, что она отражает идеи и ценности современного образования, включает в себя процессы развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры учителей и родителей учащихся, отражает особенности их взаимодействия. Поэтому разработка концепции развития культурной среды и ее проектирования в школе соответствует насущным потребностям современного образования, развивающегося на основе идей демократии и гуманизма.

Культурная среда  класса - это совокупность разнообразных условий (базовых: наличие инноваций, традиций, поддержки и саморазвития; функционально-образующих, информационных,
коммуникативных, интерактивных, духовно-нравственных; предметно-практических: материальных, символических, организационно-управленческих, психолого-педагогических), созданных педагогами и родителями учащихся и влияющих на процесс развития и саморазвития детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения.  
     Формирование культурной среды класса начинается тогда, когда группа лидеров из числа педагогов приходит к осознанию неудовлетворенности существующим положением дел. Здесь определяющим фактором выступают стремление к дальнейшему созиданию, наличие высокого уровня профессионализма и таких личностных качеств,  таких как уверенность в своих силах, любовь к ребенку, способность увлечь коллег идеей преобразования, коммуникативность, оптимизм, доброта, работоспособность. В результате создается инновационное поле, в котором возникают новые управленческие структуры, взрослые, детско-взрослые, ученические сообщества, устанавливаются новые отношения, рождаются традиции, появляются потребности в изменении не только символики (эмблема, гимн, атрибуты, оформление школы), но и материально-предметной и психологической атмосферы школы. Так начинает развиваться культурная среда образовательного учреждения.

Практики часто задаются вопросом: почему авторская модель школы, дающая в одном образовательном учреждении очевидные положительные результаты в воспитании и развитии личности ребенка, при ее "копировании" в другом образовательном учреждении не способствует достижению желаемых успехов? На наш взгляд, причин может быть несколько: несоответствие уровня педагогической культуры учителей уровню поставленных педагогических задач, неудовлетворительное качество их взаимодействия с родителями; особенности детского коллектива и т.п. Общим многих авторских школ (А. Нилла, М. Монтессори, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.) является то, что основным показателем успешности работы педагогов выступает не количество выставленных отличных отметок по предметам, не количество интересных мероприятий, не отдельные формы и методы работы, а успешность ребенка в реализации собственных интересов и способностей, в нравственном развитии и саморазвитии. Дж. Дьюи, А. Нилл и другие приверженцы "свободного воспитания" исследовали "зоны интересов" воспитанников, создавали кружки и секции, совместно с детьми разрабатывали правила жизни, способствовали возникновению как единого коллектива, так и внутри него разных сообществ, обеспечивавших процесс свободного развития творческой личности.
   Объединяющей идеей всех вышеперечисленных авторских концепций обучения и воспитания было то, что они позволяли создавать уникальную образовательную среду, отличающуюся атмосферой оптимизма и защищенности ребенка в образовательном учреждении , в классе. Такой подход позволяет разработать и концепцию культурной среды школы.
    Культурная среда  класса - это совокупность разнообразных условий (базовых: наличие инноваций, традиций, поддержки и саморазвития; функционально-образующих, информационных,
коммуникативных, интерактивных, духовно-нравственных; предметно-практических: материальных, символических, организационно-управленческих, психолого-педагогических), созданных педагогами и родителями учащихся и влияющих на процесс развития и саморазвития детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения.

Процесс развития охватывает собой весь период деятельности учителя с данным классом  и состоит из 4-х этапов:

1)   этап возникновения и установления: создание актива  объединенной на основе определенных интересов развития школы. В актив могут входить  педагоги, учащиеся , родители.

2)   этап активного развития: разработка программы действий по построению модели культурной среды класса ; обобщение всех идей в общий проект, в план конкретных действий. Организация системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей, системы школьных дел, разнообразных детских, детско-взрослых, педагогических и родительских сообществ;

3)   этап формализации (систематизация и обобщение опыта, его трансляция)

4)   этап преобразования: изменение позиций прошлых носителей идей и деятельности.

Далее может следовать  возврат к этапу возникновения и установления (качественно иной уровень развития).

 Существует понятие базовых компонентов культурной среды : ориентация на саморазвитие школьников, использование инноваций в учебном и воспитательном процессе, поддержание сложившихся или складывающихся традиций, совершенствование творческой деятельности, которых должен придерживаться каждый педагог. Тогда ученики, воспринимающие школу как заботливое и поддерживающее окружение, как сообщество, в жизни которого они принимают активное участие, во многом самостоятельно приходят к принятию норм и ценностей данного коллектива. Этому способствуют создание психологически комфортной обстановки, поддержка инициатив по развитию школьной символики, внедрение демократических
способов управления, модернизация материально-предметной сферы в связи с потребностями современной культуросообразной школы (например, компьютеризация, оснащение современным спортивным оборудованием и т.д.).

       Фактором развития культурной среды класса выступает становление и совершенствование педагогической культуры ее носителей (педагогов, родителей).

Педагогическая культура учителя включает следующие компоненты: аксиологический (гуманистические ценности, отраженные в педагогической позиции), методический (освоенные современные методики и технологии обучения и воспитания) и личностно-творческий (личностные качества и способности, значимые в педагогической профессии).

    Одним из способов развития культурной среды школы является создание и функционирование внутришкольной системы
повышения квалификации учителей. В этих целях можно  предпринять следующие шаги:

1. Организовать специальную подготовку учителей-предметников и классных руководителей (для которых можно  проводить семинары посвященные основным сферам их деятельности, семинары по психологии общения и изменению педагогической позиции)


2. Для повышения эффективности работы  на кафедрах  можно организовать обсуждения передового педагогического опыта и интеграции учителей-предметников и классных руководителей с целью реализации научно-исследовательских проектов.

3. Научно-исследовательская деятельность учителей-предметников и классных руководителей должна  ориентироваться на поиск и апробацию перспективных педагогических технологий, определение оптимального объема планируемой работы, фиксацию и осмысление возникших затруднений, разработку программы самообразования, подготовку материалов для обобщения, творческий отчет.

   Данную программу нужном построить  таким образом, чтобы педагоги, повысив свою квалификацию могли эффективно использовать приобретенные знания в практической деятельности, выявлять и обсуждать возникающие проблемы и вести исследовательскую работу. А если подумать , то  многим есть, что менять. Нередко мы транслируем свое мировосприятие, пытамся навязать свой образ жизни. Мы с удовольствием работает с теми, кто соответствует нашим  ожиданиям, поэтому часто не видим тех, кому действительно требуется помощь. Даже заявляя, что я - сторонник гуманистической педагогики, такой учитель на практике реализует не соответствующие ей ценности. Ведущая роль в формировании подлинно гуманистической направленности личности учителя, развитии его профессионального самосознания играет создание у него устойчивой мотивации к совершенствованию своей педагогической деятельности, выступающей, в свою очередь, важнейшей предпосылкой и условием успешности процесса развития педагогической культуры.

Что касается родителей, то развитие их педагогической культуры можно поделить на  два этапа.

 На первом этапе необходимо  осуществить: открытие семейных лекториев по проблемам развития и воспитания детей; обеспечение родителей психолого-педагогической, классической и современной художественной литературой, посвященной семейному воспитанию; создание служб психолого-педагогического консультирования.
   
 Второй этап работы с родителями, целью которого является содействие совместной деятельности семей,  может предусматривать: создание родительских общественных объединений; формирование и развитие системы взаимной помощи семей в воспитании и занятиях с детьми; организацию поездок и экскурсий, проведение семейных праздников.


Программа включает в себя методы диагностики культурной среды. Практика показала, что при должной организации работы эффективными в этом плане могут быть: метод независимой характеристики (со стороны родителей, детей, учителей); экспертная оценка; мониторинг; анализ сочинений-рассуждений: "Моя жизнь в школе - это жизнь среди..." и др. Еще одним эффективным методом диагностики по праву считается анкетирование.

Пересечения культур и субкультур субъектов среды школы создают богатые возможности для проявлений инноваций, благодаря механизмам перекрестного влияния идет становление новых форм культуры. Педагогу необходимо помочь подросткам увидеть разнообразие субкультур, их позитивные и негативные стороны, тем самым поддержать в процессе движения к субкультурам взрослых, как носителям общекультурных ценностей и норм при разности профессиональных, стратовых и иных представлений, терпимостью к инакомыслию и способностью к диалогу.

Система деятельности педагога, базирующаяся на принципе педагогической поддержки и знании им основных типов субкультур и их характеристик, создает культурную среду для развития личности, стимулирует процесс культурного самоопределения школьника, помогает ему увидеть и прочувствовать зону своего ближайшего культурного развития, углубляет самосознание, способствует самореализации потенциала подростка, что влияет на процесс развития культурной среды школы.

В заключение подчеркнем, что определяющим элементом культурной среды класса являются те уникальные отношения между ее субъектами, которые направлены на развитие и саморазвитие личности. Они пронизывают все ее компоненты. Именно эти отношения создают тот особый образ жизни, которому присущи творчество детей и взрослых, инициативность, познавательная активность, взаимопомощь и сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Образ и мысль» на уроках развития речи как способ освоения культурного наследия

В программе по русскому языку в каждом классе много времени отводится специальным урокам по развитию речи, которые готовят к сочинениям по произведениям живописи. Это, пожалуй, наиболее трудный ...

Развитие культурно-гигиенических навыков у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Методические разработки для педагогических работников (по развитию культурно-гигиеничес

Развитие культурно-гигиенических навыков у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Методические разработки для педагогических работников (по развитию культурно-гигиени...

Ресурсы развития культурно-образовательной среды урока географии в условиях введения ФГОС

Одним из ресурсов развития культурно-образовательной среды являются игры. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому ...

Внеклассная работа по русскому языку и литературе как путь создания в школе культурной среды, способствующей целостному гуманистическому развитию личности обучающихся

Информация об индивидуальной, кружковой внеклассной работе. Объединяющие формы работы и формы массовой работы в школе....

«Сохранение духовного и культурного единства народов России, продвижение чтения среди школьников как современные способы развития школьников – важные задачи деятельности педагогических работников в Год литературы»

С докладом «Сохранение духовного и культурного единства народов России, продвижение чтения среди школьников как современные способы развития школьников – важные задачи деятельности педагогических рабо...

Ресурсы развития культурно-образовательной среды урока географии в условиях введения ФГОС

Одним из ресурсов развития культурно-образовательной среды являются игры. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому ...