Главные вкладки

    Статья: Экскурсионная работа и использование аудиовизуальной информации как способы развития культурно-исторической эрудиции у школьников 5 — 11 классов. II Московские методические чтения "Фестиваль методических идей". 2014 г.
    статья по истории на тему

    Опрышко Елена Анатольевна

    Текст выступления на II Московских методических чтениях "Фестиваль методических идей"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл eruditsiya.docx27.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экскурсионная работа и использование аудиовизуальной информации как способы развития культурно-исторической эрудиции у школьников 5 — 11 классов.

    Культурно-историческая эрудиция формируется в процессе воспитания и обучения и в школе, и в семье. Она возникает, когда родители проводят с детьми выходные не в торгово-развлекательных центрах, а в музеях и театрах, на экскурсиях и прогулках по культурно значимым местам. Она возникает, когда в начальной школе учителя не формально подходят к занятиям по москвоведению, музыке, к подготовке праздников к важным историко-культурным датам и т.п Она возникает, когда культура входит естественной и необходимой частью в жизнь школьника. Культурно-историческая эрудиция формируется в течение весьма продолжительного времени и за короткое время недоросля не превратить в культурно развитого человека.

    Существуют, однако, возможности улучшить ситуацию и в средней, и в старшей школе даже если до тех пор этой стороне воспитания и обучения не придавалось особого значения. И важнейший из этих способов — систематическая экскурсионная работа. Именно — систематическая! Учителям истории следует начинать такую работу уже в пятом классе и вести своих воспитанников от экскурсии к экскурсии, от музея к музею. Заинтересовывая, развивая, воспитывая, обучая, превращая историю в увлекательную и интересную часть жизни детей. Наиболее продуктивным представляется долгосрочное планирование экскурсий, когда учитель пятиклассников знает не только, в какой музей и на какую экскурсии пойдут его воспитанники в следующей четверти, но и планирует экскурсии вплоть до 9 класса в рамках методобъединения, во-первых, и согласовывая свою работу учителя-предметника с работой классных руководителей, во-вторых. В этой работе важно соотнести школьный курс и экскурсионную работу.

    Так, если в пятом классе изучается история древнего мира, то ваш музей — Музей Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ). Интересными будут экскурсии в Египетский зал и в зал Троянского золота, экскурсии посвященные искусству и мифам Древней Греции, искусству Древнего Рима. В шестом классе, когда изучается история средневекового русского государства, особенно интересны школьникам будут экскурсии в такие заповедные места средневековой культуры и быта, как «Палаты бояр Романовых» или «Старый Английский двор». И т.п. Такая логика планирования экскурсий представляется наиболее адекватной.

    Примерное планирование экскурсионно-музейной работы в 5 — 9 классах:

    5 класс

    Обзорные экскурсии по Москве, тематические экскурсии в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Мифы Древней Греции, Египетский зал и его экспонаты и т.д.)

    6 класс

    Музей «Палаты бояр Романовых». Музей «Старый Английский двор». Третьяковская галерея (Обзорные экскурсии). Музеи Московского Кремля. В ГМИИ экскурсии по искусству Средних Веков. Музей искусства народов Востока.

    7 класс

    Исторический музей, Третьяковская галерея (шедевры русской живописи) , в ГМИИ экскурсии по искусству Возрождения

    8 класс

    Бородинская панорама, Музей Отечественной войны 1812 года, шедевры живописи русских художников XIX века в Третьяковской галерее.

    9 класс

    Музей обороны Москвы, Музей современной истории (экскурсии по истории до середины ХХ века и после середины ХХ века), Центральный музей Вооруженных Сил, Третьяковская галерея на Крымском валу (искусство ХХ века)

    Если такая работа ведется систематически, а не по принципу «неважно куда, лишь бы на экскурсию», то к старшим классам учащиеся в большинстве своем приобретают навыки культуры посещения музеев, приобщаются к истории и художественной культуре, начинают воспринимать историю и культуру как часть наследия предков и, что особенно важно, как естественную часть своей собственной жизни.

    К старшим классам желание бывать в музеях, знать свой город и историю при таком подходе становится потребностью. И для тех, кто собирается сдавать ЕГЭ по истории, музей должен стать в старших классах местом самостоятельной учебы, местом подготовки к экзамену. Задачей учителя в это время - помощь в организации самостоятельных визитов в музеи.

    Я практикую в подготовке школьников к ЕГЭ такое задание, как самостоятельное посещение музеев в каникулярное (и любое свободное) время. В этом случае школьнику нужно помочь с организацией самостоятельной экскурсии. Во-первых, подготовить полную информацию о времени работы музея, о том, как удобнее добираться и т. п. Предупредить, что утреннее время предпочтительнее для посещения, поскольку посетителей меньше, и меньше вероятность оказаться в очереди. Но самое главное — составление плана экскурсии и подготовка к ней. План — дело учителя. Мы, учителя, знаем музеи достаточно хорошо, чтобы составить маршрут экскурсии и определить, на какие экспонаты и в каких залах следует обратить внимание ученику, чтобы хватило внимания и сил на экскурсию, чтобы посещение музея не стало бессистемным и утомительным хождением по залам.

    Примерно так выглядит план посещения Третьяковской галереи с целью изучения исторической живописи:

    Шедевры исторической живописи в Третьяковской галерее

    Зал 26

    Васнецов В. М. Сказочная живопись

    Зал 27

    Верещагин В.В. «Торжествуют», «Апофеоз войны» и др.

    Зал 28

    Суриков В. И. , «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове»

    Залы 29 и 30

    Репин И. Е., «Иван Грозный и сын его Иван», портрет С. Ю. Витте и др.

    Зал 31

    Ге Н. Н., «Петр I допрашивает царевича Алексея»

    Шедевры иконописи в Третьяковской галерее

    Зал 60

    Андрей Рублев, Дионисий

    Зал 62

    Симон Ушаков

    Храм Николы в Толмачах

    (Проход в Храм с 12-ти часов через цокольный этаж мимо гардероба и магазина сувениров)

    Икона Владимирской Богоматери

    Но взять в руки план посещения музея и пройти с ним через залы недостаточно. Ученик самостоятельно готовится к экскурсии, изучая указанные в плане экскурсии картины, заполняя при этом таблицу, в которую входит информация о событиях, запечатленных художником и об исторических лицах — героях полотна.

    Вот так выглядит подготовка по картинам В.И. Сурикова:

    Художник, годы жизни, стиль, эстетическая позиция

    Название картины

    событие

    Исторические деятели на картине

    Картины в собрании Третьяковской галереи

    В. Суриков (1848 — 1916)

    мастер исторической живописи, передвижник, реализм

    «Утро стрелецкой казни»

    Казнь участников московского стрелецкого бунта 1698 года, для подавления которого Петр прервал участие в Великом посольстве

    Петр I (1682-1725)

    «Боярыня Морозова»

    Церковный раскол XVII века

    Ф. Морозова — боярыня, сподвижница Аввакума

    Картины В.Сурикова, которые находятся в Русском музее в СПб

    «Переход Суворова через Альпы»

    (Русский музей в СПб)

    Эпизод Швейцарского похода 1799 года во время участия России во 2-й антифранцузской коалиции

    А. Суворов

    «Меншиков в Березове»

    А. Меншиков — соратник Петра, верховник, сослан при Петре II

    “Покорение Сибири Ермаком»

    (Русский музей в СПб)

    Поход отряда Ермака против Сибирского ханства (1581-1585) положил начало освоению Сибири

    Ермак Тимофеевич

    Как можно заметить, в таблицу включены не только суриковские шедевры из московского собрания, но и (для более полного изучения мастера исторической живописи) картины, находящиеся в коллекции Русского музея в Петербурге.

    Такая методика организации самостоятельных экскурсий в музеи — план учителя в сочетании с самостоятельной предэкскурсионной подготовкой ученика — подходит и для самостоятельных посещений других музеев.

    Вот список экскурсий, организация которых, с моей точки зрения, наиболее полезна в процессе подготовки старшеклассников к экзаменам:

    - Историческая живопись в Третьяковской галерее;

    - Шедевры русской живописи в собрании Третьяковской галереи;

    - Жемчужины архитектуры Московского Кремля;

    - История России в экспонатах Исторического музея ;

    - История России со второй половины XIX в. до 1941 года в экспозиции Музея современной истории;

    - История России с 1941 до начала XXI века в экспозиции Музея современной истории;

    - Реликвии Отечественной войны в Музее Отечественной войны 1812 года.

    Остановимся еще на одном способе развития историко-культурной эрудиции — использовании в школе аудио-визуальной информации. Проще говоря, как и какие документальные фильмы и аудиозаписи могут помочь в развитии интереса к истории и культуре.

    В наше время доступ к новинкам документального кино на историческую тематику очень прост, выбор очень разнообразен. Это, с одной стороны, упрощает работу по поиску необходимых фильмов и аудиозаписей. С другой стороны, делает поиск невероятно трудоемким. Ведь для того, чтобы подобрать качественный, действительно интересный фильм, учитель должен провести часы и часы за монитором. Многие фильмы с замечательными названиями оказываются скучными, а то и пропагандируют черные мифы истории или альтернативное прочтение событий в духе «новой хронологии».

    При постоянной работе с кино и аудио материалом у учителя складывается обширная фильмотека, позволяющая использовать киноматериал на уроках, классных часах, при проведении недель истории, во время тематических школьных мероприятий, посвященных памятным датам и т.п. Приучая школьников к качественной документалистике, к качественным докудрамам, показывая им видео и аудио исторические источники, мы можем влиять на развитие вкуса, воспитывать людей, которые воспринимают историю не как школьный предмет, а как живую, реальную часть действительности, существовавшей в прошлом их народа, города, семьи.

    Что можно особо выделить из современного документального исторического кино, пригодного для работы со школьниками? На первое место я бы поставила лекции по истории России, которые были прочитаны в 2008 - 2009 для старшеклассников на канале «Бибигон» (сейчас телеканал «Карусель») ведущими преподавателями исторического факультета МГУ и РГГУ — Борисовым Н. С., Данилевским И. Н., Мироненко С. В., Басовской Н. И. Эти лекции охватывают период с IX по начало XX века и посвящены выдающимся деятелям отечественной истории. Невозможно переоценить значение этих лекций (они существуют и в аудио, и в видео форматах) для подготовки старшеклассников к ЕГЭ (в том числе для подготовки задания С-6).

    Очень интересны фильмы, которые снимает студия «Стар-медиа». Многие историки с удовольствием показывают школьникам фильмы из цикла «Великая война» режиссера А. Граждан, снятый в 2011 году. Авторами сценария фильма являются известные специалисты по истории Великой Отечественной войны А. Драбкин и А. Исаев. Исторически корректные, эмоциональные, патриотичные, эти фильмы представляют собой замечательный дополнительный материал для изучения войны. Для многих школьников этот документальный фильм становится настолько любимым, что они смотрят его дома и показывают родителям.

    Другой интересный фильм от «Стар-Медиа» это докудрама 2013 года «Романовы». Этот фильм, на мой взгляд, дает несколько одностороннюю интерпретацию русской истории, но качественная игра актеров, аккуратное обращение с историческими фактами, эмоциональность изложения материала искупают недостатки. Как дополнение к самостоятельной работе по подготовке к экзаменам этот фильм представляет несомненный интерес.

    И еще один исторический цикл, который незаменим в младших классах и при работе с 5 — 6-классниками - «Аты-баты. Истории старого солдата» (2008 - 2010). Цикл посвящен военной истории России и охватывает события от походов Святослава до сражений Великой Отечественной войны. 13-минутные серии с игровыми сценами, с вставками из художественных исторических фильмов, с анимацией можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе.

    Что касается работы с аудиоматерилами, найти необходимые для уроков записи в Интернете достаточно просто. Особого упоминания заслуживает ресурс под названием «Музей русских гимнов» http://www.hymn.ru/ Здесь хранится огромная коллекция всех российских государственных гимнов в различном исполнении со времен императорской России до нашего времени. Кроме того, на сайте собраны различные патриотические песни и марши, коллекция книг и радиопередач об истории гимнов.

    Еще один замечательный ресурс, который дает большой объем интересных аудиоматериалов для работы учителя истории — сайт «Советская музыка» http://sovmusic.ru/

    Здесь собрана огромная коллекция советских песен, маршей, речей государственных и партийных деятелей, музыка советского кино, музыка международного рабочего и коммунистического движения. Материалы сайта грамотно систематизированы, что делает поиск практически любой музыки советского периода легким и удобным.

    Использование в работе учителя истории отрывков речей политических деятелей, записей времен Великой Отечественной войны, музыки, песен, военных маршей различных исторических эпох помогают развить интерес к истории, почувствовать ее реальность, материальность, повлиять на развитие культурно-исторической эрудиции.

    Таким образом, сочетание активной и продуманной экскурсионной работы, тщательный отбор аудио и видеоматериалов к урокам и внеклассным мероприятиям, организация внеклассного чтения приложенные к повседневной работе учителя истории по освоению школьной программы, дают возможность значительно повысить культурно-историческую эрудицию учащихся, помочь в подготовке к экзаменам, воспитать активного и культурного члена общества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционные формы уроков математики как способ развития творческого мышления учащихся 5 – 9 классах

    Одна из важных задач учителя состоит в том, чтобы научить детей жить и действовать в мире, в котором требуются самостоятельно мыслящие, предприимчивые и креативные личности. Темпы происходящих в...

    Перспективы развития культурно-исторической психологии и деятельностного подхода

    Эссе об исторических корнях и возможном будущем культурно-исторической теории и теории деятельности в писхологии...

    "Ансамблевое музицирование, как способ развития мотивации в обучении детей в классе классической гитары".

    Теоретический аспект формирования мотивации.Роль мотивации в учебной деятельности.Игра в ансамбле, как способ развития мотивации в обучении.Некоторые особенности ансамблевой музыкальной техники....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен

                Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...

    Республиканский семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных культурно-исторических традиций и ценностей»: мастер-класс «Я гусли беру золотые»

    Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:·        познакомить уч...

    Использование проектных технологий как способов развития творческих способностей учащихся.

          Метод проектов был известен еще в 20-е годы XX века. Его использование дало возможность реализовать личностную деятельность (В.Давыдов, Ш.Амонашвили) и личностно ориентиров...

    Использование информационных технологий как способ развития познавательной активности учащихся на уроках физики

    Столкнувшись с проблемой понижения качества знаний учащихся, что является следствием того, что на уроках не интересно, я задумалась, каким образом можно «убить» сразу двух зайцев (развить ...