Главные вкладки

    Портфолио обучающегося и группы
    материал на тему

    Земцова Людмила Ивановна

    структура и назначение портфолио обуающегося и группы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл portfolio_obuchayushchegosya_i_gruppy.docx35.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ СПО РО «КТСиА»

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

    Доклад на тему: «Портфолио группы и обучающегося –

     как форма работы классного руководителя»

    Автор: Земцова Л.И.,

    2012 год

    Современный этап развития системы образования в России характеризуется необходимостью модернизации ее структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению, содержанию, формам и методам обучения, а также оценке качества образования. В связи с этим принятие и развитие индивидуально-ориентированного обучения приводит к широкому использованию альтернативных методов оценивания деятельности участников образовательного процесса. Одной из таких оценочных технологий, основанных на использовании компетентностного подхода, стала активно внедряемая в практику образовательных учреждений технология портфолио.

    «Портфолио» – комплект документов, подтверждающих индивидуальные достижения студента по различным направлениям деятельности. Создание портфолио – творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, спортивной, творческой, социальной) за время обучения в ССУЗе.

    Основная цель формирования «портфолио» - накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений обучающегося в процессе его обучения в техникуме. «Портфолио» является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности обучающегося, но и способствует:

    • мотивации к образовательным достижениям;
    • приобретению опыта в деловой конкуренции;
    • обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей;
    • выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей;
    • повышению конкурентоспособности будущего специалиста.

    Портфолио (по-итальянски - «папка с документами») является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимися в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное значение портфолио придает планированию и оцениванию учащимся результатов собственной деятельности.

    Традиционно портфолио представляет собой подборку, или коллекцию, работ, целью которой является демонстрация достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам, портфолио позволяет решить две основные задачи:

    • проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;
    • оценить его достижения и дополнить (заменить) результаты других форм контроля.

    Портфолио не только является эффективной формой оценивания, но и помогает  решать многие важные педагогические задачи, такие как:

    • поощрение активности и самостоятельности учащихся;
    • развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
    • создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.

    Типы портфолио

    «Портфолио документов» портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в диплом и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио. Портфолио  может включать дипломы, грамоты, удостоверения, свидетельства, благодарственные письма  или их копии которые обучающийся получал за весь период жизнедеятельности и в которых, помимо итоговых результатов, содержится информация о его индивидуальной учебной, профессиональной и личностной активности.

    «Портфолио работ» собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

    Примерный вариант записей в «портфолио работ»

    Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций . 

    Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте. 

    Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание. 

    Другие формы творческой активности: участие в КВН, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах. 

    Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его  продолжительности, форме, в которой проходили занятия. 

    Различные практики. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, ее продолжительность. 

    Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат.

     Участие в научных конференциях, учебных семинарах и проектах. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося. 

     Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда. 

    Другое.

    Структура содержания портфолио

    «Введение»

    краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях (фото, резюме)

    «Мои достижения»

    материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных обучающимися своих достижениях, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта

    1.1. «Официальные документы»

    • документы об окончании школы;
    • сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий;
    • документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы;
    • сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах;
    • журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах;
    • список достижений, который, по тем или иным причинам (забыл, потерял, украли) не может быть задокументирован.

    1.2.  «Жизненный опыт»

    • автобиография;
    • эссе «Взгляд в прошлое»;
    • анализ важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, вес в сегодняшней жизни;
    • основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это;
    • газетные, фото, видеодокументы, свидетельства очевидцев;
    • характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц;
    • отзывы с тех мест работы, где работал и т.п.).

    1.3. «Обучение в ССУЗе, предпрофессиональная и профессиональная подготовка»

    •  оценки на всех этапах обучения в ССУЗе, комментарии к ним;
    • любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения;
    • основные периоды и этапы учения;
    • изменения взглядов на свою будущую профессию, ССУз;
    • список курсовых и дипломных работ;
    • отзывы преподавателей руководителей учебных, преддипломных и дипломных практик;
    • список мест прохождения практик и выполненных работ.

    1.4. «Учебно-исследовательская деятельность»

    • список учебно-исследовательских, научных работ;
    • аннотации к своим работам;
    • рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий;
    • отзывы на работы обучающегося;
    • эссе «Об исследовательской деятельности, науке» и т.п.

    1.5. «Курсы по выбору и творческие работы»

    • список дополнительных курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции;
    • список или структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п.

    «Я в мире людей»

    материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п.

    1.1.  «Участие в общественной жизни»

    • характер общественной активности,
    • занимаемые посты,
    • проекты и программы, в которых участвовали, их результативность.

    1.2.  «Друзья», «Любимые люди»

    • близкие друзья в ССУЗе и вне его, сфера их занятий, привлекательные черты характера, образ жизни, разделяемые ценности и т.п.,

    родные и близкие люди, их личные качества, интересы, 

    1.3.  «Мои кумиры»

    • люди: актеры, ученые, писатели спортсмены и т.п., являющиеся для обучающегося, в определенном смысле, эталонами жизни и поведения, их портреты.

    1.4. «Хобби, интересы»

    • сфера свободных интересов, занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности.

    «Взгляд на себя и в будущее»

    материалы, содержащие самооценку обучающимся своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностях, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средствах и времени их осуществления.

    1.1.   «Я»  - взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни.

    1.2.  «Мои ценности и идеалы» - то, что студент ценит, считает важным, к чему стремится, уважает.

    1.3.  «Мир вокруг меня» - оценка студентом событий происходящих в мире и вокруг него, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностей и опасностей

    1.4.  «Мои жизненные планы»  - представление студента о собственной миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения и т.п.

    1.5.  «Мой девиз» - девиз, кредо студента на новом этапе жизни.

    «Заключение для…»

    обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того,    КОМУ  ПРЕДСТАВЛЕН документ, на важнейших особенностях личности обучающегося, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах.

    • Важнейшие аспекты личности
    • Наиболее важные компетенции
    • Важнейшие аспекты опыта
    • Направления взаимодействия с работодателем

    Возможные материалы для портфолио

    • проектные разработки (в том числе, бизнес-планы и др.);
    • дипломы, свидетельства, благодарственные или рекомендательные письма, характеризующие успешную деятельность;
    • список литературы или других источников (например, Internet-сайтов), которые дополнительно используются для самообразования;
    • индивидуальный учебный план и свои собственные комментарии, рассуждения по поводу его использования;
    • описание процесса создания и продвижения любых своих идей и разработок;
    • аналитические статьи и материалы, подготовленные для разных целей (желательно, с комментарием где, кем и как они были использованы);
    • рефлексия надпрофессиональных (по отношению к основной специальности) компетенций, которые появились в результате обучения в программе (например, всё, что связано с управлением собой, людьми, информацией, какие-то особые умения в эмоциональном общении, самопрезентации и др.). Если возможно, описать, как они проявились и были использованы в реальной жизни (учебной, профессиональной, личной).
    • описание планов, связанных с целями и результатами ближайшего и  отдалённого будущего

    Возможные вариативные разделы «портфолио»

    • "Резюме" - представление себя.
    • "Самостоятельные работы" - этот раздел представляет собой собрание текущих самостоятельных, контрольных и зачетных работ, эссе на разные темы, дискуссионные очерки и проекты.
    • Заполненные студентами анкеты (об отношении к какой либо теме, обмен мнениями и т.д).
    • Видеофрагменты.
    • "Это интересно" - этот раздел может включать в себя проблемные вопросы, тезисы и высказывания, затрагивающие актуальные проблемы, изучаемой учебной дисциплины.
    • "Цикада цитат" - в этом разделе собираются высказывания великих людей об изучаемой науке. Важно не торопиться включать сюда только понравившиеся высказывания; может быть, те изречения, с которыми пока трудно согласиться, тоже помогут обосновать собственную точку зрения.
    • "Полезные советы" - в этом разделе собираются полезные советы, которые могут пригодиться в будущем. Материал целесообразно разносить по двум отделам: "Всегда" и "Никогда".
    • "Вредные советы" - в этот раздел, носящий юмористический характер, вкладываются вредные советы (придуманные или собранные).
    • "Графический организатор" - сюда помещаются планы, алгоритмы и модели выполнения заданий, написания различных творческих работ.
    • "Библиография" - в этом разделе собирается собственная библиография прочитанных изданий по изучаемой дисциплине с краткой аннотацией каждого издания.
    • "Справочник" - в этом разделе можно собирать необходимые телефоны, адреса и даты.
    • Самооценка портфолио самим обучающимся

    Изучение теории и ознакомление с реальной практикой использования портфолио в качестве инструмента осознания учеником собственных образовательных целей, личный интерес к данной форме работы и первые попытки введения портфолио как одного из элементов воспитательной работы со студентами привели нас к необходимости ответить на два вопроса: Нужно ли портфолио вообще? А если нужно, то кому и зачем?

    Классному руководителю. Ведь именно он обязан отслеживать пути и этапы становления личности воспитанника, делая промежуточные выводы о развитии ребенка, его адаптации к различным ситуациям и условиям, будь то учеба, общение во дворе, занятия в кружке, посещение театра, взаимоотношения в семье и с товарищами.

    Родителям учащихся. Ведь каждому возрасту присущи свои проблемы, свои нюансы извечного конфликта отцов и детей. Родители идут к классному руководителю за советом, с просьбой о помощи. И когда он может сослаться на результаты тестов с пояснениями лицейского психолога, на записи индивидуальных бесед с учащимися, на всевозможные рейтинговые показатели, на графики уровня личного роста, таблицы взаимоотношений в классном коллективе, анализ участия ученика в делах класса или лицея, родитель начинает более серьезно задумываться о причинах возникающего порой непонимания собственного ребенка, о поисках грамотного выхода из сложившихся ситуаций.

    Обучающемуся (и особенно ему!). Хотя, на наш взгляд, не стоит выставлять портфолио целиком на обозрение учащегося, ведь в каждой профессии есть своя «кухня», куда посторонним вход строго воспрещен. Но таблица, в которой отражено, к примеру, имеющее место снижение успеваемости, общее число отрицательных и положительных выборов в «Рейтинге популярности», показатели повышения или понижения уровня активности, оценки за четверть (полугодие) с выведением среднего балла по каждому предмету - это демонстрационный материал для индивидуальной работы с учеником.

    А еще портфолио необходимо, когда возникает потребность предоставления характеристики, например, в военкомат, для перехода в другое учебное заведение или для поступления в Вуз. Завуч получает информацию об успеваемости, директор - данные о родителях учащихся, а медработник благодарен за сохранность справок и ведение учета заболеваемости учащихся, отслеживание ее причин и проведения профилактических мероприятий.

    Так зачем нужно портфолио? Ответ очевиден. Для каждого человека оно необходимо для различных целей. Например, для строителя – это самый простой и быстрый способ показать и впечатлить своего потенциального работодателя. Для человека, ищущего работу, портфолио жизненно необходимо. Портфолио сразу показывает: что он закончил, где работал, что он умеет и чем владеет. Портфолио – это вроде доказательства умений и профессиональных навыков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио обучающегося (критерии)

    Критерии портфолио учащихся для заполнения. Структура портфеля индивидуальных достижений обучающихся:Портфель индивидуальных достижений состоит из 6 блоков. Результаты фиксируются в сводной...

    Электронные портфолио обучающихся 8 класса

    Представлены варианты электронного портфолио обучающихся...

    Электронное портфолио обучающегося.

    Представлены портфолио обучающихся 8 класса...

    Электронное портфолио обучающегося

    Представлено электронное портфолио обучающегося 8 класса...

    Тактические командные взаимодействия в нападении против зонной защиты, против личного и зонного прессинга, для обучающихся в группе ТГ-4

    Тема данной работы была выбрана не случайно, так как она актуальна в современном юношеском, да и в мужском баскетболе.  Современный юношеский баскетбол предъявляет высокие требования к двиг...

    Разработка спортивно – массового мероприятия (соревнования по ОФП) для обучающихся спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки ДЮСШ «Спортивные надежды».

    Вашему вниманию представлена разработка спортивно – массового мероприятия (соревнования по ОФП) для обучающихся спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки ДЮСШ  «Спортивные наде...

    Портфолио обучающегося начальной, основной и средней школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО, ООО, СОО

                                    Автор статьи: учитель математики и информатики Доманевский И.С.Портфолио обучающе...