Классный час "Толерантность"
классный час (7 класс) по теме

Устинова Валентина Ивановна

Для классного часа использованы различные формы проведения: дискуссия, круглый стол, общее собрание и другие. Научить понимать, прислушиваться к мнению других - одна из главных задач толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_tolerantnost.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Учимся быть терпимыми (толерантность)»

Цели:

  1. Формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;
  2. Учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;
  3. Развивать навыки разрешения конфликтов. 

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «толерантность».

Развивающие: учить учащихся анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения, развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, сплоченности, способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Ход классного часа

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня мы будем учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.

Почему нужно быть терпимыми? (Александрова Е.)

Что вы понимаете под словом терпимость? (Кузьмин А)

Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

– Как поступает терпимый человек? (Серебрякова А.)

Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

Какие синонимы слова  терпимость вы знаете? Толерантность.

– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

Слайд на доске:

tolerancia (испанский) - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) - готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ (арабский) - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

- У слова терпимость есть своя история  (Поповкина С.)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.

Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию): (Жуков Н.,  Селега С.)

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

2. Работа в группе.

Учитель:  – Можно ли жить мирно и не ссориться? – Как это сделать?

– Какие нормы поведения в классе считают толерантными? На парте  у вас есть лепесток. Напишите на нём какая  норма поведения считается толерантной в нашем классе (2 минуты)  А теперь давайте их прочитаем вслух:

• Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами:

великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.

• Не унижай одноклассника, если не хочешь, чтобы он тебя унизил.

• Не делай другому того, от чего больно тебе.

• В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

• Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

• Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

• Считай успех одноклассника своим успехом, а его боль  своей болью.

• Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и

вы с ними.

 На доске формируют ромашку «толерантность»

3. Проведение круглого стола на тему «Толерантность»

Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий. У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

– Какая это сторона?  (Сидельников Д.)

– Какие её формы проявления вы знаете?

Предрассудки, войны, конфликты. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

 (Чукаева Ю) Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я  знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож

на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

– Были ли мудрецы действительно мудрыми? (Сафронов Д.)

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.

Перепишите конец сказки. (Загревская А.)

4. Ток шоу «Точка зрения».

– Из-за чего разгораются конфликты? (ГальцеваВ.)

Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.

– К каким результатам приводят конфликт? (ГалушкаИ, Калашников К.)

Доска: Три результата конфликта

1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.

2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.

3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию.

Можно ли, ребята, управлять конфликтом?

Правила управления конфликтом:

1. Не прерывайте. Слушайте.

2. Не делайте предположений.

3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество

решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

5. Закончите на позитивной ноте.

5. Проведение ролевой игры «Общешкольное собрание».

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает общую инструкцию и специальную для каждой группы.

Общая инструкция.

Администрация города Благовещенска  выделила школе 10 гектаров земли с условием, что школа использует эту землю по своему усмотрению с наибольшей пользой для учащихся. Руководство школы решило провести между тремя звеньями учащихся – младшим, средним и старшим - дебаты относительно использования этой земли с целью достижения компромисса.

Специальные инструкции 3 группам.

1. Вы хотите убедить руководство школы продать эту землю, а на вырученные

деньги ….

2. Вы хотите убедить совет построить на этой земле ….

3. Вы хотите сохранить землю ее в нетронутом виде, потому что …

Каждая группа готовит в течение 5 минут короткое выступление. Учитель наблюдает за процессом и помогает группам. Ученики могут рассмотреть следующие вопросы:

— занятость учащихся,

— красота природы,

— здоровый образ жизни,

— рост престижа школы,

— прямая польза учащимся,

— пожелания родителей,

— количество денег, которые получит школа,

— долгосрочные выгоды.

6. Работа в группе.  Давайте подведём итоги классного часа

-  О чём сегодня мы с вами говорили?

– Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?

Все учащиеся встают в круг и берутся за руки.

– Закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить. Результаты нашего классного часа отразить в бюллетенях, эмблеме толерантности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...


 

Комментарии

Ивлиева Наталия Алексеевна

Тема классного часа очень актуальна. Беру в "методическую копилку"! Спасибо за материал.