"Ребенок-это чудо" (Воспитательная система класса)
статья на тему

Ломако Галина Николаевна

  ... Так давайте же не забывать, что ребёнок – это чудо, и относиться к нему соответственно. Давайте беречь, холить и лелеять, окружать заботой и вниманием. Ведь эта чудесная пора – пора детства – уже никогда не повторится. А так хочется, чтобы в хрусталиках детской души было как можно меньше трещин.

   Не будем забывать, что ребёнок – это великое, может быть единственное, чудо. И он неповторим!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребёнком плохо воспитали.

Побег зелёный выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.(Саади)

   Часто в жизни мы ждем какого-то чуда:  выигрыша в лотерее, карьерного роста, избавления от болезней, проблем.»Мы все спешим за чудесами…», - поёт Юрий Антонов. Что же такое «чудо»? это то, чему можно удивляться, то, что может тебя очаровать, показаться необычным. Но разве нельзя назвать чудом зимнее утро, когда под ногами весело хрустит снег, лёгкий морозец пощипывает тебе лицо, а снежинки медленно кружатся в завораживающем танце, падают тебе на ладонь и растворяются? Разве нельзя назвать чудом бабочку, сидящую на цветке, когда её сложенные крылья вдруг раскрываются, показывая все многообразие своих красок и причудливых узоров? И это  маленькое чудо вспархивает с цветка и начинает свой величественный полёт в поднебесье.

   А появление новой жизни – разве это не чудо? Вот оно, маленькое существо, смотрящее на свет большими глазами, впитывающее в себе все, что происходит вокруг, и проносящее всё это через призму детского сознания. Ребёнок, ваш, мой, твой, каждый,- вот это действительно чудо!  Однако только человек с открытым сердцем может познать всю прелесть этого чуда, распахнуть своё сердце ему навстречу.

   Вот перед нами человек, только что появившийся на свет. Но его маленькое сердечко уже работает во всю свою мощь, он уже знает в женщине, что взяла его на руки и прижала к своей груди, маму, хотя еще не видит её по-настоящему. Каждый шаг в его жизни – это уже чудо. Сегодня он совсем не такой, каким был вчера. Как быстро он растет! Вы взяли его за ручки, подняли на ножки, прошли вместе с ним несколько шагов. Смотришь – он уже сам делает первые шаги.  Проходит время – свободно бегает по комнате. Как быстро он научился этому! Разве это не чудо! Ещё несколько месяцев, и ребёнок не только начинает вас понимать, но и говорить сам. И говорит он правильно, хотя не изучал грамматики. Как это произошло? Чудо!? И вот «чудеса», большеглазые, озорные, смешные, уже идут в детский сад, в школу.

   Мы, взрослые, встречаем их у порога храма науки и порой не задумываемся, что перед нами чудо. Мы требуем, воспитываем, формируем. Желаем, чтобы произошло другое чудо: чтобы ребёнок сразу научился читать, спокойно сидеть на уроке, быстро решать задачи,. Быть аккуратным, внимательным. Мы забываем о «нежном педагоге», о том, что этот маленький человечек имеет хрупкую натуру, нужную душу, хрусталики которой ещё так непрочны. Ребёнок ощущает порой некую раздвоенность; понимая, каким его желают видеть, он «втискивается» в эту роль и играет по правилам взрослых. Где наша любовь и мудрость, присущая взрослому человеку? Где понимание того, что перед нами Дети?

   В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают её дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, , формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе.

   Воспитание – важнейшее явление духовной жизни общества для всех времён и народов. Так что же такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

  • Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели;
  • Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребёнку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование;
  • Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

   Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет также хорошо и уютно, как в семье. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

   Ребёнка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребёнка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Используя слово, дело и наблюдение, классный руководитель создаёт условия, чтобы ребёнок проявил себя. Основная задача классного руководителя – быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребёнок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что его интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место.

   Моя задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности.

   О том, что я буду работать классным руководителем в 8 классе, я узнала летом 2009 года. До этого опыта работы в этом качестве в среднем звене у меня не было. Но я не растерялась. Этих детей я знала ещё с подготовительной группы, они были моими воспитанниками с 1 по 4 класс. Даже перейдя в 5 класс, они оставались со мной. Я наблюдала за ними, помогала им в любых мероприятиях. Они были желанными гостями в моём классе.

   Конечно, я знала их не простые характеры, увлечения, наклонности. Поэтому мой переход в качестве классного руководителя из младшего звена в среднее оказался безболезненным. Работа началась с того, что в конце лета в классе было проведено  первое родительское собрание, где мы все вместе разработали модель воспитательной системы классы, которая помогает мне  более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредоточить усилия на решение наиболее важных педагогических проблем,  согласовывать устремления действий учителя, учащихся и их родителей  при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Я учла возрастные особенности класса, их интересы,  пожелания. Я думаю, что важными качествами личности на современном  этапе становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.  Я разделяю точку зрения Дмитрия Анатольевича Медведева, которую он изложил в «Национальной образовательной инициативе Наша Новая Школа».

   Он отметил: « Главные задачи  современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

   Исходя из этого я определила для себя такие цели воспитательной системы класса:

А) для классного руководителя:

  • Управление процессом развития личности
  • Взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

Б) для учащихся:

  • Формирование коммуникативных  навыков
  • Самореализация
  • Формирование Я- концепции.

В) для родителей:

  • Обучение социальным навыкам
  • Адаптация к социуму

Г) для школы:

  • Включенность класса в воспитательную систему школы в качестве её компонента.

   

Основные направления воспитательной работы:

Я – гражданин.

«Ты тоже родился в России…»

   Реализация этого направления осуществляется через классные часы, диспуты, беседы, игры, помощь ветеранам и работникам тыла, пожилым людям, трудовые десанты, проекты, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, историей своей семьи, села, района, края. Провожу уроки мужества, дискуссии на патриотическую тему. Мои восьмиклассники являются членами военно-патриотического клуба «Память», работающего в школе уже более пяти лет.

В страну знаний.

«Учиться всегда пригодится»

   Важное место в этой работе я отважу регулярным контактам с учителями – предметниками, ежедневно отслеживая оценки учеников, слежу за выполнение графика контрольных работ. Каждую четверть провожу мониторинг успеваемости каждого ученика. Выясняется, по каким предметам снизилась успеваемость, каковы причины этого.

   Причины снижения успеваемости:

  •  Усложнение учебного материала
  • Завышенная самооценка (в начальной школе ребёнок получал высокие оценки, благодаря общему уровню развития, и не привык систематически работать);
  • Заниженная самооценка, комплексы;
  • Ослабление контроля со стороны родителей;
  • Преобладание внешних интересов.

   После выявления причин неудач с ребёнком и его родителями провожу индивидуальную работу. Предлагаю пути устранения этих неудач. С той же целью на родительских собраниях разбираю ситуации, обращаю внимание на возрастные трудности и резервы развития. Я стараюсь прогнозировать ситуацию, видеть завтрашний день. С учениками тоже провожу занятия по культуре учебного труда, развитию памяти, а с родителями обсуждаем вопрос, как помогать ребёнку дома.

Долгожитель.

«В здоров теле – здоровый дух»

   Основная цель этого направления – сохранение и укрепление здоровья ребят класса: формирование стремления  и здоровому образу жизни. С этой целью были проведены мероприятия: валеологические беседы «Здоровые привычки – здоровый образ жизни», «Легенды и мифы о курении и наркомании», турнир знатоков «Курить – здоровью вредить», тематический вечер « СПИД – болезнь души» и другие. У класса укрепляются и множатся традиции, среди которых наиболее значительными выявляются: проведение игры «Зарница», участие в конкурсе патриотической песни, смотр строя и песни, спортивные праздники, кроссы, эстафеты. Очень нравятся детям проведение Дня защиты детей.

Колыбель талантов.

«Ах, как в школе весело сегодня…»

   Это направление реализуется внеклассными мероприятиями, развивающими творческую активности каждого ребёнка и отвечающими их интересам. Мои дети с удовольствием занимаются в вокальном и танцевальном кружках. Проводятся различные конкурсы, уроки творчества, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, экскурсии, совместный отдых на природе, походы. В нашей копилке уже не одно призовое место на районных творческих конкурсах.

Семья.

(Работа с родителями)

«В дружбе взрослых и детей- сила школы и семей»

   Общаясь с родителями моих учеников, я поняла, что они первые помощники, члены классного коллектива. Работа с родителями ведётся по двум направлениям -  повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках этого направления провожу родительские собрания, совместные творческие дела, особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры-беседы «Я помогаю вам, вы помогите мне». Сообща находим решения в трудных ситуациях по воспитанию детей. Родители участвуют во всех наших праздниках. Интересно проходят творческие дела (походы, экскурсии, дни здоровья). Вторник – день открытых дверей. В этот день родители присутствуют на уроках, следят за обстановкой в классе, на уроках, на переменах, видят ребёнка в общении со сверстниками и учителями. Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относится к школе как наблюдатели. Немаловажным фактором при проведение подобных мероприятий является присутствие и матерей, и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности развития детей.

   Повышения уровня психолого-педагогических знаний реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, общешкольные конференции для родителей, встреча с медработником и работниками ОВД .

   Все эти направления не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны. Например, работая по направлению «Колыбель талантов», мы не забываем о родителях. Так совместно с родителями проведены: мастерская общения «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», праздник «Вот и стали мы на год взрослее», «День благодарения», конкурсные семейные программы «Когда мы все вместе», «Семья года», брейн-ринг «Век живи – век учись»,  правовая игра «Мой дом – моя крепость»,  «Последний звонок», «Осенний бал», «День Матери», «День учителя», «Новый год»,  «День Защитника Отечества».

  Работая по направлению «Я - гражданин», мы не забываем о направлении «В страну знаний», так как знания необходимы для молодого поколения страны. Были проведены познавательные классные часы: «Учёба – наш главный труд», «Нужны ли знания?», диспут «Много знать- хорошо или плохо?»

   Моделирование воспитательной системы – это сложный и длительный процесс, так кА происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребёнка требует постоянного внесения коррективов в первоначально созданную модель.

Во всей работе отчётливо реализуется идея сотрудничества, он способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог – ученик», «Ученик – родитель», «Педагог – родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно – воспитательном процессе:

  • Уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе;
  • В классе преобладает атмосфера доброжелательности;
  • Большинство ребят хорошо себя чувствуют в классном коллективе, могут свободно высказывать своё мнение;
  • Восьмиклассники имеют высокую степень удовлетворённости жизнедеятельностью в школе: они любят свою школу, у них есть любимые учителя и любимые предметы.

   Мой 8 класс – это класс моего становления как классного руководителя.  С ними я пережила все трудности и радости формирования дружного коллектива. 8 класс – это моя гордость!  Во всём и всегда я стараюсь идти по жизни со своими учениками. Сколько счастливых мгновений пережито с ними. Не счесть. Каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих учеников, я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.

   Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который приведёт нас к новым высотам. Пусть каждый мой ученик с удовольствием ходит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью,  стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе  и в других человека.

   Мне хочется, чтобы каждый, кто работает с детьми, помнил о чуде. Возможно, учителям – предметникам – физикам, химикам – трудно согласиться с таким мнением, но классный руководитель обязан это понимать. Он вводит ребёнка в жизнь, а для этого необходимо дать ребёнку знания об этом мире, научить его открывать новое, чудесное, интересное в себе, в других людях, в природе. Внушить осознание того, что он не одинок, что его внутренний свет способен озарить и окружающих. Процесс этот должен быть гармоничным, не разрушающим душу, а созидающим.  

   Так давайте же не забывать, что ребёнок – это чудо, и относиться к нему соответственно. Давайте беречь, холить и лелеять, окружать заботой и вниманием. Ведь эта чудесная пора – пора детства – уже никогда не повторится. А так хочется, чтобы в хрусталиках детской души было как можно меньше трещин.

   Не будем забывать, что ребёнок – это великое, может быть единственное, чудо. И он неповторим!

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

Анкета - тест "О правах ребенка" для учащихся 6-11 классов.

Анкета - тест "О правах ребенка" для учащихся 6-11 классов, состоит из 17 вопросов с вариантами ответов....

Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (6 класс)

Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха.6 класс, индивидуальное занятие.Тема: Восприятие, опознавание и различение речевы...

Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (5 класс)

Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха. 5 класс, индивидуальное занятие. Тема: Восприятие, опознавание и разли...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...