Воспитательная система класса.
материал на тему

Олейникова Валентина Александровна

При большой загруженности классного руководителя, моя работа может кому то поможет. Для написания воспитательной системы класса я в своё время затратила уйму времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“Воспитание — великое дело:

 им решается участь человека”.

В.Г. Белинский.

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.

В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу, к рыночной экономике, специфические проблемы вызваны не только экономическими и политическими трудностями, а прежде всего сменой системы ценностей и социальных приоритетов.

Начало XXI отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия:                         « нравственность», « духовность», « патриотизм», « гражданственность».

Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Понимание важнейших приоритетов, целей и задач образования делает необходимым конкретизацию и детализацию на уровне повседневной педагогической деятельности

Необходимые экономические и социальные широкомасштабные реформы требуют главного – заинтересованной и сознательной человеческой поддержки, активного участия всего народа в построении экономически и нравственно состоятельного, свободного, демократического, гражданского общества и правового государства.

В условиях резкого расслоения и небывалой разнородности нашего общества социально значимые ценности отошли на задний план, стали преобладать сословные ценности, связанные с выживанием, личным успехом и благополучием.

Разброс в ценностных ориентирах людей сегодня очень велик.

Б.С. Гершунский, предложил важнейшие приоритеты, имеющие судьбоносное значение для будущего человеческой цивилизации: Человек – Вера – Знание – Воля – Будущее – Жизнь, выделил сферу образования, в которой фокусируются признаки указанных выше приоритетов.

В.А. Караковский выделил приоритетные фундаментальные ценности: Человек - абсолютная ценность; Мир человека – это взаимодействие людей; Семья - структурная начальная единица общества; Труд - основа человеческого бытия; Знания - результат творческого труда; Культура – богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека; Отечество- единственная уникальная для каждого родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков; Земля – общий дом человечества; Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существование Земли, человеческой цивилизации, без этих ценностей нет, и не может быть ни порядочных людей, где бы то ни было, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества.

Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы.

Воспитать такого человека нелегко. Н.И. Лобачевский говорил: « Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и все совершенствовать».

Что такое воспитание?

Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Воспитание - это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия классного руководителя и ученика.

Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком вначале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.. Воспитание происходит и на прошлом, и на устремлённом в будущее.

В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.

Правовой базой для составления программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребёнка.
  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.
  • Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин.образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).
  • Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин.образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).

                             Обоснование актуальности.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школ его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ, классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная задача классного руководителя — быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место.

Моя задача как классного руководителя обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

 Что бы раскрылись способности каждого ребенка нужен не спонтанный подход к этому вопросу, а поэтапно целенаправленная работа в этом направлении, поэтому я и написала программу воспитательной системы «Семь «Я»» 5-9-х классов.

Аналитическая часть.

Информационная справка о классе

*                     Общие сведения о классе и история его формирования

5 класс - общеобразовательный класс школы. Обучается в нем 6 человека, из них трое девочек и трое мальчиков. Постоянный состав начал формироваться еще с первого класса данной школы. В 5 класс не прибыло ни одного ученика.

*               Характеристика успеваемости

Из 6 учащихся класса 4 человека на «отлично»не учится никто, 4 человек на «4» и «5», один человека в классе имеют оценку «3» по одному предметам. Неуспевающие в классе отсутствуют. Есть огромный потенциал, тем более что все ребята стремятся к хорошим и отличным знаниям. Кроме того, мы видим, что есть группа детей, которые требуют дополнительного внимания (поддержки) классного руководителя, родителей и учителей-предметников. Возможности учащихся реализованы не полностью, в этом направлении необходимо работать.

*               Уровень воспитанности учащихся

Уровень воспитанности проверялся по методике Капустиной. Эта методика предполагает проведение трёх опросов. Первый отвечали родители , второй -учителя и третий будут отвечать сами учащиеся. По результатом первого опроса общий уровень воспитанности класса получился ниже среднего, хотя по результатам других тестов уровень воспитанности был выше. Алексеева Ира, Калигина Надя и Нарышкин Саша - имеют средней уровень воспитанности. Вавилов Артём- ниже среднего, а Годухин Сергей и Тодорощян Эмма- низкий уровень воспитанности. Хотя по результатам другого метода опроса Годухин Сергей имел- хороший уровень воспитанности. Исходя, из таких результатов нужно развивать в детях любознательность и прилежание.

*                       Уровень сплоченности и развития классного коллектива

Для определения эталонности общности в восприятии членов классного коллектива, определения его развития в начале учебного года была использована методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива». По результатам диагностики можно констатировать недостаточный уровень сплоченности детского коллектива. Для изучения уровня самоуправления в классе использовалась методика профессора М.И.Рожкова. По итогам диагностики выявлено, что 100% учащихся включены в самоуправленческую деятельность коллектива, 45% - в управленческую деятельность школьного коллектива. Уровень самоуправления в классе средний.

В классе действуют органы самоуправления, ребята не со всей ответственностью относятся к своим "должностям».

Яркого лидера в классе нет. Совершенно равнодушных к делам класса и школы тоже нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.

* Характеристика занятости учащихся во внеурочное время

87% ребят заняты в сфере дополнительного образования. Только 1 человек из класса не занимаются дополнительно. Многие дети записались в несколько кружков, но посещают их не регулярно.

                           КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Рассматривая концептуальные основы становления, функционирования и развития воспитательных систем школы, Л. И. Новикова отмечает следующие характеристики.

• Воспитательная система школы (ВСШ) по своей структуре гетерогенна (разнообразна). Она включает блоки целеполагания, системообразуюшей деятельности, совокупного субъекта воспитания, систему регулируемых отношений в процессе совместной деятельности и общения, часть окружающей школу среды, целенаправленно используемой в рамках воспитательной системы школы и управление «изнутри», осуществляемое как педагогами. так и детьми в процессе самоуправления.

• Воспитательная система не просто совокупность компонентов, образующих ее структуру. Она — результат взаимосвязей, их объединяющих в единое целое, результат интеграционных процессов, где цели определяют характер деятельности, направленной на их реализацию, а организуемая деятельность порождает определенного типа гуманистические отношения. Ученик в такой системе является целью и объектом ее влияния, реализуемого через совместную деятельность и культивируемые отношения. Он и субъект всех этих процессов, т.к. участвует в управлении ими. Он же и результат функционирования и развития всей системы, т.к. под ее влиянием он развивается как личность, превращается в «человека воспитанного».

*Если технология обучения и развития — это процесс запомина-

ния, понимания и применения, то система  воспитания — это

процесс принятия, усвоения внешней социальной действитель-

ности в структуре внутреннего плана сознания (интериоризация).

Система воспитания тогда эффективна, когда она осознанно

принята детьми, когда они становятся активными участниками

этого процесса. Но если воспитательное дело организуется толь-

ко по инициативе классного руководителя, то такая воспитатель-

ная работа проведена впустую, «для галочки».

  В основу разработки воспитательной системы мною была положена концепция разработанная Н.И.Дереклеевой. Она интересна тем, что автором определены приоритетные направления разностороннего направления , которые позволяют каждому ребёнку найти направление в котором он может раскрыться полностью.

Приоритетные направления Дереклеевой в работе классного руководителя:

• «Здоровье» — защита, сохранение и развитие здоровья ребенка. Сотрудничество с медицинским персоналом, родителями, организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физкультуры и спорту.

* «Взаимодействие» — работа по организации общения и взаимоотношений в системе «учитель-ученик». «ученик-ученик», «учитель-ученик-родитель». Изучение с учащимися исторического опыта взаимоотношений людей; обучение конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений; обучение умению проявления этапами, положительной эмоциональной атмосферы общения обучение детей и родителей активным формам общения.

* «Нравственность» — понимание учащимися главного смысла ценности существования своего и других людей. Формирование позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.

* «Интеллект» — развитие в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное — определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном плане. Индивидуальная работа с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности.

* «Досуг» — это создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм внеклассной работы, которые используются как нетрадиционные формы оперативной диагностики. Такие способы работы с учащимися позволяют наблюдать за ними, видеть проявления личностных качеств, которые должен развить у своих воспитанников классный руководитель, это инициатива, самостоятельность, ответственность, открытость и искренность.

* «Семья»- воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Это изучение семьи на основе психолого—педагогической диагностики, установление контактов с наиболее значимыми для ребенка людьми, совместное с родителями проведение досуга, поощрение личной инициативы родителей в жизни класса, сотрудничество с психологической службой школы.

Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как  классному руководителю пятиклассников, решившему выстроить свою воспитательную систему, близка и понятна Концепция Н.И.Дереклеевой системного построения процесса воспитания. Разработчик этой Концепции полагает, что и  в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Однако каждый педагог, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям, что я и попыталась сделать. Именно поэтому воспитательную систему в своем классе я выстраиваю на основе Концепции по формированию созидательного образа жизни.

Конечно, каждый классный руководитель должен понимать, что Концепция не инструкция к обязательному исполнению. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики авторов. И если я вижу смысл в том, чтобы мои воспитанники уже в школьные годы отучались от бездумного существования и эгоизма, точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципами истины, добра и красоты, то именно поэтому  и выстраиваю свою систему, опираясь на Концепцию созидательного образа жизни.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание максимально благоприятных условий для раскрытия развития способностей каждой отдельной личности.

ЗАДАЧИ:

  1. Оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
  2. Оказывать помощь подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
  3. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности , толерантности. Разработана для обучающихся 5 – 9 классов и рассчитана на пять лет.

Программа состоит из трёх ступеней:

I ступень — 5-6класс;

I I ступень — 7-8 класс;

I I I ступень — 9 класс.

Направления воспитательной программы “Семь “Я” ”:

  1. “Здоровый образ жизни”
  2. “Патриот”
  3. “Семья”
  4. “Экологическое”
  5. “Интеллект”
  6. “Досуг”
  7. “Трудовое”

Программа направлена на воспитание следующих интегративных качеств: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить.

Модель воспитательной системы.

Воспитательная система класса — это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания. отражающий специфический способ организации жизнедеятельностью коллектива класса.

Совместная деятельность учителя, учащихся и родителей позволила разработать своеобразную модель воспитательной системы класса. Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся. отвечает их интересам и увлечениям.



Механизм реализации программы.

  • I этап – подготовительный (2009/2010 гг.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели воспитания. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

Аналитико–диагностическая функция реализуется, прежде всего, в процессе :

-изучения  индивидуальных особенностей школьников данного класса. 

-выявление определенных личностных качеств детей, особенности их мышления, восприятия, памяти, речи и другие характеристики.

-при реализации аналитико-диагностической функции важно также выявить коллектив класса, уровень его развития.

-в современных условиях очень важно также определить характер влияния окружающей среды на учащихся .

.

  • II этап – практический (2010/2013 гг.)

Апробация и использование в воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей в школе и семье. Организационно–координирующая функция направлена на непосредственную организацию разнообразных форм внеурочной деятельности школьников.

- организация и проведения увлекательных воспитательных мероприятий, которые способствуют развитию личности ребенка;
- созданий условий для совместной работы семьи и школы;
- обеспечение взаимодействия классного руководителя с учителями-- предметниками для решения проблем учебной деятельности школьников;
- сотрудничество с внешкольными организациями, позволяющее повысить эффективность учебно-воспитательного процесса (музеи, дома культуры, и т.п.);
- тесная связь с органами детского самоуправления ( Совет школы, различные детские организации);
- уборки школьной и пришкольной территории, кабинетов, трудовой практики;

  • III этап – обобщающий (2013/2014 гг.)

Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

.

Содержание деятельности программы.

 1. Условия и средства реализации программы:

                                               

   Программа предполагает реализацию таких форм и методов воспитания, как:

Формы

  • Классные часы
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Игровые тренинги
  • Коммуникативные тренинги
  • Праздники
  • КТД
  • Игровые и конкурсные программы
  • Игры имитационные, деловые, драматизации
  • Викторины, познавательные игры

Методы

  • Беседа (в т.ч. эвристическая)
  • Дискуссия
  • Пример
  • Поощрение
  • Убеждение (самоубеждение)
  • Внушение (самовнушение)
  • Игровые методы
  • Метод самореализации
  • Требование
  • Метод воспитывающих ситуаций
  • Метод соревнования
  • Анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач
  • Создание и анализ проблемных ситуаций
  • Элементы социально-психологического тренинга


Напр

Цель

Задачи.

Методы реализации.

И

Н

Т

Е

Л

Л

Е

К

Т

Цель: оказание помощи учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

  1. определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
  2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
  3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

  1. читательские конференции.
  2. тематические недели.
  3. экскурсии познавательного характера.

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е

использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

  • Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Знакомить учащихся с опытом и традициями

предыдущих поколений по сохранению

физического и психического здоровья

1.спортивные сорев-

нования.

    2.беседа.

    3.весёлые старты

    4.походы.

    5.дни здоровья.

П

А

Т

Р

И

О

Т

И

Ч

Е

С

К

О

Е

формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

развитие у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности;

привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

1.классные часы.

2. беседы.

3. примеры.

4. праздники.

Э

К

О

Л

О

Г

И

Ч

Е

С

К

О

Е

создание оптимальных условий для развития и самореализации учащихся , формирования позитивных жизненных ценностей в процессе экологической деятельности.

  • Расширение знаний по экологии, географии, истории.
  • Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся.
  • Расширение знаний об окружающем мире.
  • Развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
  • укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием.
  • Воспитание патриотизма посредством занятия краеведением.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

1. экскурсии.

2. конкурсы.

3. викторины.

4. игровые программы.

5. познавательные игры.

Т

Р

У

Д

О

В

О

Е

Формируется в процессе подготовки и уборки своих рабочих мест, посадкой растений, подготовки к соревнованиям, выставкам и другим мероприятиям различного уровня.

  • раскрытие творческого потенциала детей;
  • предоставление возможности потенциала детей;
  • получение новых знаний, выработка умений и навыков в выбранном виде деятельности.

1. трудовые десанты.

2. дискуссии.

3. КТД.

Д

О

С

У

Г

создание условий для проявления учащимися объединения инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

  • Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
  • Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
  • Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

1. игровые и кон-

курсные программы.

2. праздники.

3. викторины.

С

Е

М

Ь

Я

Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.

формирование активной педагогической позиции родителей;

вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

активное участие родителей в воспитании детей.

1. родительские СОБРа-

ния.

2. беседы.

3. диспуты.

4. праздники


Классное самоуправление

На становление жизненных позиций школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоу правление. Вслед за ВА. Караковским, мы понимаем самоуправление как, в первую очередь, управление ребенка самим собой. своим поведением, собственной жизнедеятельностью. Нам также близок подход Д.В. Григорьева, определяющего детское самоуправление как режим понимания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий равноправные отношения в детской среде. Создание ученического самоуправления определяет естественное сочетание социальных потребностей ребенка с возможностями образовательного учреждения.

Создавая органы школьного самоуправления, ставили перед собой следующую цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей. Основу данного самоуправления составляют сменные творческие группы - советы дела, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса. Создание и работа с советами дела. чередование коллективных творческих поручений позволяют каждому учащемуся занимать акт ивну ю позицию в построении работы класса, что положительно влияет на формирование их организаторских способностей, умения управлять своим Я, раскрывать и  развивать свои потенциальные и реальные возможности.

      В такой системе задействован весь коллектив, все ученики распределены по секторам с учетом личностных качеств, способностей и предпочтений детей на добровольной основе:

1.Поляна «Мозговик» - деятельность которой заключается:

  • в организации работы по развитию познавательных  интересов;
  • в формировании команд к участию в олимпиадах, викторинах, интеллектуальных марафонах
  • в организации работы над проектами.

2.Поляна «Физкультурия» - отвечает за:

  • участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях класса и школы;
  • подготовку команды к спортивным турнирам, эстафетам.

3.Поляна «Досуг» - отвечает за:

  • общешкольные и внутриклассные праздники;
  • классные «огоньки»;
  • оформительскую работу при подготовки к участию в творческих делах школы и класса, оформление классного уголка или стенда;

4.Поляна «Труд» -  отвечает за:

  • дежурство в классе, столовой;
  • проведение операции «Живи книга»;

Каждая поляна в определенный тематический период может

перемещаться с поляны на поляну, выбирая себе дело по душе.

    Староста класса курирует организацию работы всех секторов самоуправления, помогает классному руководителю и учителям-предметникам, работающим в классе.

   Я считаю, что выбранная система самоуправления делает жизнь детей ярче, интереснее. Каждый ребенок стремится достичь поставленной цели, старается творчески реализовать себя.

   При такой организации работы с учащимися считаю, что каждый ребенок

класса, заканчивая обучение в среднем звене, должен:

  • уметь ставить цель и определять вариативные пути ее достижения;
  • уметь объективно анализировать достигнутые результаты;
  • иметь объективную самооценку своей деятельности;

МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ  КЛАССА.


Класс в воспитательном пространстве школы.

Кадровое обеспечение программы.

                          Изучение эффективности ВС

Технология изучения эффективности воспитательной системы включает в себя следующие компоненты:

Цели и задачи изучения:

Цель: выяснить эффективность функционирования воспитательной системы.

Задачи:

— выявить уровень обученности учащихся;

—- выявить уровень воспитанности учащихся;

— выявить сформированность отдельных качеств учащихся;

— выявить уровень удовлетворенности членов классного сообщества воспитательной работой и жизнедеятельностью классного коллектива;

— выявить уровень активности учащихся в жизнедеятельности школы.

 Критерии эффективности воспитательной системы:

— освоенность образовательных программ;

— освоенность программ дополнительного образования;

— развитость познавательных интересов;

- сформированность учебной деятельности;

- сформированность основных нравственных качеств личности;

- участие учащихся в смотрах, конкурсах, соревнованиях;

- сформированность потребности в здоровом образе жизни;

- поступление выпускников в вузы.

•   Методики изучения эффективности воспитательной системы:

Аспекты изучения

Диагностические средства

Сформированность познавательного потенциала личности

•    Статистический  анализ  текущей  и итоговой успеваемости

•    Методики изучения развития познавательных процессов личности

•    Педагогическое наблюдение

Сформированность нравственного потенциала личности

•    Методика Н.П. Капустина для изучения уровня воспитанности

•   Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

•    Методика СМ. Петровой «Пословицы»

•    Педагогическое наблюдение

Сформированность коммуникативного потенциала личности

•   Анкетирование

•    Оценка педагогов

•    Педагогическое наблюдение

Сформированность эстетического потенциала личности

•    Анкетирование

•    Оценка педагогов

•    Педагогическое набпюдение

Сформированность физического потенциала личности

•    Статистический   анализ   состояния здоровья учащихся

•    Анкетирование

•    Оценка педагогов

•    Педагогическое наблюдение

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе

•    Методика   изучения   удовлетворенности учащихся  школьной жизнью А.А. Андреева

•    Анкетирование

Сформированность классного коллектива

•    Методика Е.Н. Степанова и А.А. Андреева «Ты и твой класс»

•    Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»

Ожидаемые результаты.

Прогнозируемые результаты I ступени:

  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • приобщение к истории своей семьи, школы;
  • повышение уровня социальной комфортности.

Прогнозируемые результаты I I ступени:

  • проявление уважительного отношения к старшим;
  • воспитание чувства гордости, любви к родному селу,
  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  • расширение кругозора;
  • активное участие родителей в жизни класса, школы.

Прогнозируемые результаты I I I ступени:

  • испытание чувства гордости за свою страну;
  • владение методами самовоспитания, самоконтроля;
  • повышение интеллектуального уровня;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.

Прогнозируемая модель ученика класса.

                   Модель личности

  1. Осмысление личной жизни, целеустремленность.
  2. Мировоззрение. Мироощущение.
  3. Интеллектуальное развитие.
  4. Отношение к другу.
  5. Развитие личных  качеств.
  6. Здоровье и здоровый образ жизни.
  7. Семья. Брак. Любовь.
  8. Отношение к природе.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. «Воспитательная система

     школы: от А до Я». – М. «Просвещение», 2006 г.

  1. Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. «Административное управление воспитательным процессом» - Волгоград, «Учитель», 2006 г.
  2. Мисицин С.А., Тарасов С.В. «Воспитание в современном образовательном учреждении» - СПб, 2005 г.
  3. Погодина С. «Как развить способности ребенка» - СПб , «Питер», 1997 г.
  4. Степанов Е.Н. «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности» - М., «Творческий центр», 2004 г.
  5. Степанов Е.Н., Александрова М.А. «Обсуждаем проблемы воспитания» - М.»Творческий центр», 2003 г.
  6. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе» - М., 2003 г.
  7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. «Педагогу о современных подходах и концепция воспитания» - М. «Творческий центр», 2003 г.
  8. Степанов Е.Н. «Педагогический контроль в процессе воспитания» - М., «Творческий центр», 2006 г.
  9. Сериков В.В. «Личностно-ориетированное образование»» - М. «Педагогика», 1994 г.
  10. Хаткевич О.А. «Переходный возраст» - М., «Просвещение», 2006 г.
  11. Хуторский А.В. «Практикум по дидактике и современным методикам обучения» - «Питер», 2004 г.
  12. Цветкова И.В. «Как создать программу воспитательной работы» - М.»Просвещение», 2006 г.
  13. Шилова М.И. «Учителю о воспитанности школьников» - М., 1990 г.

                14.Справочник классного руководителя №№/ , август, 2006 г.



 

Комментарии

Бирюкова Татьяна Александровна

С удовольствием ознакомилась с вашей работе. Спасибо обязательно воспользуюсь советами в своей работе.