Открытое внеклассное мероприятие "Святыни человеческой души"
методическая разработка (11 класс) на тему

Бахмутова Эльза Ильгизовна

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 11 класса нацелено на воспитание духовной личности,  способной к самоопределению в мире культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный семинар заместителей директоров по воспитательной работе

Открытый классный час в 11 классе

"Святыни человеческой души"

Цель:

  • Воспитание духовной личности, гражданина и патриота;
  • Воспитание свободной личности, способной к самоопределению в мире культуры;
  • Воспитание гуманной личности, не способной вредить ни природе, ни людям, ни себе.

Оформление:

Плакаты с  высказываниями поэтов, писателей, афоризмы.

Предварительная подготовка:

Анкетирование, проведенное среди учащихся и учителей МБОУ СОШ№5:

  • Какие понятия, на ваш взгляд, можно отнести к Святыням человеческой души?

Эпиграф:

Зорко одно лишь сердце.

Самого главного глазами не увидишь…

                                Антуан Сент- Экзюпери

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте.

                                А.Чепуров

За все добро расплатимся добротой,

За всю любовь расплатимся любовью.

                                Н. Рубцов

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

                                Н.Рубцов

Содержание классного часа.

Звучит мелодия «Маленький принц»

Вступительное слово классного руководителя:

Шестнадцать лет назад я пришла в нашу школу, чтобы преподавать очень важный и нужный предмет – литературу, предмет, который учит гуманности, добру и любви. И шестнадцать лет назад вы пришли в этот мир, чтобы радоваться жизни, удивляться и любить. И, наверно, так было предопределено свыше, чтобы я встретилась однажды  с моими маленькими принцами и принцессами именно здесь, в любимой нашей школе. Я помню ваши широко распахнутые глаза, вашу любознательность, с которой вы постигали азы школьных премудростей. Прошло семь лет, и вот передо мной не маленькие наивные мальчики и девочки, а взрослые юноши и девушки, которые способны самостоятельно ответить на многие жизненные вопросы.

Мы сегодня поведем серьезный разговор о важных понятиях, составляющих основу человеческой  жизни. Мне бы очень хотелось, чтобы это был диалог не только учителя с учениками, но и взрослых людей, за плечами которых опыт прожитых лет.

Мы поговорим о святынях человеческой души. Начнем, пожалуй, с того, что определим значение ключевых слов, составляющих эту фразу, определим главную мысль.

Беседа с классом:

  • Что такое святыня? (Святыня – это то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым)
  • Каково значение слова «душа»? (Душа- это внутренний, психологический мир человека, его сознание, нематериальное, бессмертное начало в человеке.

Итак, нам предстоит разговор о дорогих, необходимых человеческой душе качествах, которые являются основой духовной жизни человека. Давайте попытаемся из этих понятий, как из кирпичиков, построить храм человеческой души. Вхождение во храм должно быть торжественным, и для этого нам понадобятся хорошие, добрые слова.

(Чтение стихотворения кубанского поэта Кронида Обойщикова «Ищите хорошие слова»:

Хорошее слово-

Как влага в пустыне,

Как спичка,

Когда твоя кровь уже стынет,

Как мост над ущельем,

Спадающим круто,

Как это кольцо

На чехле парашюта.

А слово плохое-

Как брошенный камень:

Его не догонишь,

Не схватишь руками.

Оно разбивает оконные рамы,

Оно оставляет глубокие раны,

Оно на гранату похожим бывает,

Оно убивает,

Людей убивает!

Упрячьте, забудьте жестокое слово.

Ищите хорошее

Снова и снова

И людям дарить его не считайте за труд-

Они его вам

Непременно вернут.

Чтение стихотворения М.Лисянского «Ах, как нам добрые слова нужны»:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может, не слова- дела важны?

Дела – делами, а слова- словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Слова – понятия, без которых мы не представляем человеческой жизни, вы определили, когда мы проводили анкетирование, готовясь к классному часу. (Слова – понятия выписаны на больших листах и прикреплены на доске, из них, как из кирпичиков, в ходе классного часа учащиеся будут выкладывать храм человеческой души)

  • Как вы думаете, какое первое слово- понятие мы положим в основание нашего храма? (ДОБРОТА)
  • Раскройте, пожалуйста, лексическое значение этого понятия. (Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
  • Нужна ли людям доброта?
  • Каковы последствия добрых поступков? (Учащиеся вспоминают примеры из жизни, миф о Прометее, легенду о Данко )
  • Как видим, люди не всегда способны понять и принять добрые намерения. Почему так происходит? (Учащиеся высказывают разные точки зрения, аргументируют)
  • Согласны ли вы с утверждением В.Розова «Доброта – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать»

Чтение стихотворения А.Романова:

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою доброты

И радость помоги найти кому- то.

Выбираем следующий «кирпичик – понятие» для храма души.

Это ЛЮБОВЬ

  • Раскройте значение этого понятия.( Любовь- это чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения)
  • Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
  • Как вы понимаете фразу Льва Толстого: «Если сколько голов – столько умов, то сколько сердец- столько родов любви»
  • Приведите примеры разного проявления этого чувства.
  • Кто может быть объектом любви? ( учащиеся приводят примеры: « Суд царя Соломона»- об истинной материнской любви; «Гранатовый браслет» А.И.Куприна – о безнадежной, неразделенной любви; «Притча о Ветре и Цветке» - о любви – благоговении.

Чтение стихотворения Федора Тютчева «Предопределение»:

Любовь, любовь - гласит преданье-

Союз души с душой родной-

Их съединенье, сочетанье,

И…поединок роковой…

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

Продолжаем воздвигать храм души. Следующий «кирпичик» – понятие – ПОРЯДОЧНОСТЬ

  • Раскройте значение этого слова. (Порядочность – это честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам)
  • Легко ли быть порядочным человеком?
  • Кого из героев русской классики вы назвали бы порядочным человеком? Аргументируйте.

Следующий «кирпичик»– это понятие ОТЗЫВЧИВОСТЬ

  • Как вы понимаете значение этого слова? (Отзывчивость- это способность отзываться на чужие нужды, готовность помочь.
  • Обратимся к эпиграфу, словам Антуана Сент – Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце…Самого главного  глазами не увидишь…
  • Что значит зоркое сердце? (Внимательное, отзывчивое, чуткое; способное понять другого человека, разделить с ним его радость или горе, уметь сострадать, сочувствовать.)
  •  Именно таким человеком был смелый летчик и талантливый писатель А.Сент- Экзюпери, а его сказка «Маленький принц» учит нас терпению и ответственности.

Чтение фрагмента сказки.

- Прощай…сказал Лис.- Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…

-Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай; ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

Слова учителя :

Оказывается, все понятия, которые мы с вами назвали, не так уж однозначны. Жить согласно этим понятиям подчас бывает очень трудно. Но в это- то вся суть. Чтобы стать святым, простому человеку всегда приходилось отказывать себе во многом, жизненный путь праведников отличался смирением, следованием главным заповедям: любви, вере, доброте. Не каждому это под силу, быть святым, и все- таки каждый должен сделать свой выбор:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу

Дьяволу служить или Пророку-

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы.

Каждый выбирает по себе.

Мы живем в трудное, но интересное время. От нас во многом зависит, какой будет наша страна, наша малая Родина – Кубань, по каким законам мы будем жить. И в этом нам помогут Святыни человеческой души. И если эти «кирпичики- понятия» будут заложены в основу вашей взрослой жизни, то никакие сложные обстоятельства вам не страшны.

Давайте прислушаемся к совету мудрого человека- известного поэта, барда –Булата Окуджавы:

Совесть, Благородство и Достоинство-

Вот оно, святое наше воинство,

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь, как человек.

А теперь давайте посмотрим, как понял и проиллюстрировал некоторые понятия наш художник (ученик 11 «А»класса Игорь Черепанов)

Комментарий художника.

  • Ребята! Какие драгоценности человеческого духа возьмете с собой во взрослую жизнь? (Учащиеся  отбирают наиболее важные, необходимые  для них понятия)

Чтение стихотворения Л.Татьяничевой:

Откинув бремя повседневности

В ночной целительной глуши,

Перебираю драгоценности,

Хранимые на дне души.

Их у меня не так уж много,

Но больше и не надо мне.

При подведении итогов

Они не падают в цене.

Подведение итогов.

Вот и подошел к концу наш взрослый  разговор, но мы не будем ставить точку. Впереди целая жизнь, впереди у нас семнадцатая весна, которая принесет новые открытия. Это ваше время, время людей умных, энергичных, целеустремленных, умеющих быть ответственными и за себя, и за  других. Достигайте новых высот духа. Только не забудьте взять с собой во взрослую жизнь прекрасные человеческие качества

Завершает классный час пожелание -  стихотворение классного руководителя:

Святыни человеческой души…

Без них нельзя представить жизни нашей.

Они, как свет, сияющий в ночи,

Помогут избежать нам все несчастья.

И если трудно будет в жизни вам,

Не раскисайте! Помните и знайте:

Любовь и доброта придут на помощь к вам,

Под гордым этим флагом творите и дерзайте.

Все дальше продвигаясь по дороге жизни,

В добро и человечность веру не теряйте.

Не забывайте тех, кто был когда- то рядом с вами

И помогал советом и делами.

Пусть Вам сопутствуют всегда

Достоинство, Порядочность и Честность,

Пусть радостью наполнятся сердца,

А лица озаряет только Счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...

Тема: «Есть любовь в человеческих душах…»

Урок внеклассного чтения в 8-ом классе по рассказу Б.А.Ганаго «Белый носовой платок»...

Величие человеческой души

Цель:1. познакомить учащихся с человеком, жизнь которого является образцом для подражания, образцом самовоспитания (Антон Павлович Чехов);2. выработка умений размышлять о жизни, о сущности человеческо...

Классный час "Семья - Храм человеческой души"

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию Формирование нравственного долга детей перед родителями; определение роли детского участия в заботах по дому и в создании   т...

"Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества"

Урок музыки в 6 классе по программе Д.Кабалевского, четвертая четверть ("В чем сила музыки")....

Поэтический мир природы и человеческой души в рассказе И.А.Бунина “Косцы». 5 класс

Особенности жизни, творчества И.А. Бунина достаточно глубоко уходят корнями в историческое прошлое и настоящее народа. Показать зримую и еле уловимую красоту природы, душу русского человека приз...

Методическая разработка открытого урока: Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.

Комбинированный урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....