«Пейзажи России»
классный час (6 класс) на тему
Сценарий литературно-художественной гостинной, посвященной природе России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Пейзажи России»
(Литературно-художественная гостиная)
г. Губкин 2007
Хороша ты, родина милая,
Даришь всех свой вечною силою
Цели: привить детям любовь к родине; развивать эстетический вкус.
Оборудование: кабинет украшен репродукциями картин русских художников – пейзажистов:
- И.С. Остроухов. Первая зелень.
- И.И. Левитан. Золотая осень. Слободка. Над вечным покоем.
- И.И. Шишкин. Лесные дали. Корабельная роща. Сосны, освещенные солнцем. Этюд.
- В.Д. Поленов. Заросший пруд.
- А.К. Саврасов. Грачи прилетели.
- А.М. Грицай. Подснежники в осиннике.
- В. Серов. Октябрь.
Музыкальное сопровождение: фонограмма музыкальных пьес П.И. Чайковского «Песня жаворонка», «Подснежник» из цикла «Времена года».
Действующие лица
Ведущие.
Ведущий – искусствовед.
Чтецы.
Ученик.
Ученица.
Ход мероприятия
Звучит музыка П.И. Чайковского «Песня жаворонка».
Чтец 1. Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Н. Рыленков
Ведущий 1. Дорогие ребята, сегодня у нас необычный праздник. Двери нашей литературно – художественной гостиной открылись, чтобы мы смогли почувствовать прелесть русской природы, воспетую поэтами и художниками.
Русская природа, сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем – неожиданным, необычным: нет в ней ни эффектных горных вершин в снежных шапках, ни экзотических ярких растений, ни бирюзовых водоемов, ни кипящих горячих ключей, ни кричащих красок. Все краски и звуки как бы приглушены, но таится в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать только любящее сердце.
Сегодня в нашей литературно – художественной гостиной речь пойдет о природе, запечатленной на полотнах великих русских художников и в стихах великих русских поэтов, у которых мы учимся любить свою родину.
Ведущий 2. Осень – любимое время года многих великих русских поэтов. Осень очень любил А.С. Пушкин. Вспомните его незабываемые строки.
Роняет лес багряный свой убор,
Серебрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор…
Чтец 1. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешенной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Чтец 2. Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
Чтец 3. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Ведущий 1. А более ста лет тому назад в эту пору – «время рябиновых костров» - родились замечательные русские поэты Марина Ивановна Цветаева и Сергей Александрович Есенин.
Звучит музыка, появляются ученик и ученица с рябиновой веткой в руках.
Ученица. Красою кистью
Рябина зажглась,
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
М. Цветаева
Ученик. Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.
С. Есенин
Ученица. Август – астры,
Август – звезды,
Август – грозди
Винограда и рябины …
Август! – месяц ливней звездных!
М. Цветаева
Ученик. Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога
Ей сегодня примечталось,
Что совсем - совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
С. Есенин
Ведущий 2. Сергей Есенин родился под Рязанью в селе Константиново. Стихи писать начал с восьми лет. Красота родного края, песни матери и сказки бабушки, духовные стихи странников – все это способствовало рождению в его душе поэтических образов.
Чтец 1. Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки
И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.
Крутит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Чтец 2. Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь,
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Чтец 1. О край дождей и непогоды,
Кочующая тишина,
Ковригой хлебною под сводом
Надломленная луна.
За перепаханною нивой
Малиновая лебеда.
На ветке облака, как слива,
Златится спелая звезда.
Чтец 2. Поет зима – аукает.
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней,
А вьюга с ревом бешенным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная,
Красавица весна.
Ведущий – искусствовед. Художник Валентин Серов очень любил русский неброский пейзаж. Любил ходить по лесу, по полям, проселочным дорогам. В названиях его картин отразилась эта влюбленность в родную природу – «Стог сена», «Баба в телеге», «Октябрь». Давайте задержимся у картины «Октябрь». Над побуревшей травой нависает хмурое небо. На траве сидит пастушок. По выгону разбрелись лошади и овцы. От сей картины веет тихой осенней грустью и раздумьем. Глаз отдыхает на спокойных, приглушенных красках увядающей природы.
Ведущий 1. Когда я смотрю на картину Серова «Октябрь», я вспоминаю слова замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который говорил: «Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата? Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще и за то, что даже небогатые, они для нас прекрасны».
Ведущий 2. Да, с этим нельзя не согласиться. А еще восхищает талант наших художников, поэтов, писателей – прозаиков, так тонко умеющих передать в слове, в красках, волнующую красоту русского пейзажа. Вот послушайте отрывки из произведений Александра Ивановича Куприна и Ивана Алексеевича Бунина.
«Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. Окна в сад открыты, и оттуда веет бодрой, осенней прохладой. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Каждый звук гулко раздается в пустом, сыром и свежем саду». (И.А.Бунин)
Ведущий 1. «Солнце село. Запад пылал целым пожаром ярко-пурпурных и огненно-золотых красок. Немного выше эти горячие тона переходили в дымно-красные, желтые и оранжевые оттенки, и только извилистые края прихотливых облаков отливали расплавленным серебром, еще выше смугло-розовое небо незаметно переходило в нежный, зеленоватый, почти в бирюзовый цвет». (А.И. Куприн)
Ведущий – искусствовед. Когда мы говорим о русском пейзаже, нельзя не вспомнить имя замечательного живописца Василия Дмитриевича Поленова. С весны до поздней осени бродил он с мольбертом по одному из живописнейших мест Средней России, усадьбе Абрамцево, и рисовал с натуры широкие речные разливы Оки, золотые песчаные пляжи, строгую красоту лесов в палитре осенних красок. Всемирной известностью пользуются картины «Золотая осень», «Разлив на Оке», «Осень в Абрамцево», «Ранний снег». Сколько в них русской красоты, сколько поэзии и глубокой правды!
Ведущий 2. Федор Иванович Тютчев был одним из самых одухотворенных русских поэтов. Он любил все земное, все русское: и весеннюю грозу, и сиянье снегов, и таинственную тишину осенних сумерек. Вот послушайте!
Чтец 1. Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно - сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Чтец 2. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, -
Лишь путины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до снежных бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Чтец 1. Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный берег,
Бегут и блещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней!
Ведущий 2. Это стихотворение Ф.И.Тютчева о наступлении весны, без сомнения, знают все. Поэт призывает суетливых людей остановиться и увидеть вокруг себя вечную красоту мироздания. Небо высоко. Поле чисто. Река спокойна и державна. Земля пропитана жизнью, лаской и любовью. Чьи – то слышны голоса, невнятные и тем не менее ясные. Голоса тех, кто одухотворил эту землю. Кто любил, и любовь свою оставил нам, растворив ее в воздухе. Ведущий – искусствовед. В одном из залов Третьяковской галереи висит небольшая скромная картина, но возле нее всегда есть люди, притихшие, задумчивые, просветленные.Написал ее художник Алексей Кондратьевич Саврасов, и называется она «Грачи прилетели». Преуспевающий живописец и академик часто бывал недоволен собою: пейзажи у него получались красивые, гладкие, но не было в них чего – то своего, родного, русского, что до боли в сердце любил Саврасов. Однажды он бросил все и уехал на Волгу, здесь и родился его знаменитый весенний пейзаж. Здесь он искал великую тану русской природы, ее светлую душу. Перед нами все обычное, привычное, даже будничное. Деревянные заборы, старые церковь и колокольня с выщербленными облупленными стенами, тихие неказистые домики, дымок из трубы, грязный сырой снег, даже березы не стройный белоствольные красавицы, а скрюченные, кривые…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/05/picture-432207-1396706040.jpg)
Литературно-художественная гостиная "Пейзажи России"
Цели:привить детям любовь к родине; развивать эстетический вкус. Оборудование: картины русских художественников-пейжажистов: 1. И.С.Остроухов. Первая зелень. 2. И....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/05/picture-432207-1396706040.jpg)
музыкально-литературная композиция"Пейзажи России"
Великие творения русских поэтов, художников и музыкантов объединяет любовь к родине, к жизни, умение в самом простом и привычном находить свет души, открывать его людям, заставляя их вслушиваться и в...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/27/picture-465488-1406482659.jpg)
"Пейзажи России в русской живописи"
Внеклассное мероприятие по искусству. Напечатан уже на сайте http://www.prodlenka.org/Цель данного мероприятия: привить детям любовь к родине; развивать эстетический вкус.Речь пойдет о прир...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/23/picture-636689-1432361112.jpg)
«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе (пейзаж с рекой Колокша)».
Представляю фрагмент методической разработки, занявшей 1место в областном конкурсе методических материалов «Я – профессионал»Разработка содержит методические рекомендации по написанию учащимися ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/19/picture-682129-1445266075.jpg)
Функции пейзажа в рассказе И.А.Бунина "Сны Чанга". Способы создания пейзажа
Разработка урока по анализу художественного текста и развитию речи...
Литературно-художественная гостиная "Пейзажи России"
Интегрированный урок музыки и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/09/picture-24011-1481233652.jpg)
пейзаж большой мир. виды пейзажа
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Виды пейзажа. Превращение пустоты в прострвнство. Организация перспективного пространства в картине. Поэтапное выполнение пейзажа гуашью...