«Пейзажи России»
классный час (6 класс) на тему

Абрамова Елена Алексеевна

Сценарий литературно-художественной гостинной, посвященной природе России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12

с углубленным изучением отдельных предметов»

«Пейзажи России»

(Литературно-художественная гостиная)

                                                                       

г. Губкин 2007                                                                      

                                                                                                 

                                                                                                  Хороша ты, родина милая,

                                                                                                  Даришь всех свой вечною силою

Цели: привить детям любовь к родине; развивать эстетический вкус.

Оборудование: кабинет украшен репродукциями картин русских художников – пейзажистов:

  • И.С. Остроухов. Первая зелень.
  • И.И. Левитан. Золотая осень. Слободка. Над вечным покоем.
  • И.И. Шишкин. Лесные дали. Корабельная роща. Сосны, освещенные солнцем. Этюд.
  • В.Д. Поленов. Заросший пруд.
  • А.К. Саврасов. Грачи прилетели.
  • А.М. Грицай. Подснежники в осиннике.
  • В. Серов. Октябрь.

Музыкальное сопровождение: фонограмма музыкальных пьес П.И. Чайковского «Песня жаворонка», «Подснежник» из цикла «Времена года».

Действующие лица

Ведущие.

Ведущий – искусствовед.

Чтецы.

Ученик.

Ученица.

Ход мероприятия

                       Звучит музыка П.И. Чайковского «Песня жаворонка».

Чтец 1.             Все в тающей  дымке:

                          Холмы, перелески.

                          Здесь краски не ярки

                          И звуки не резки.

                          Здесь медленны реки,

                          Туманны озера,

                          И все ускользает

                          От беглого взора.

                          Здесь мало увидеть,

                          Здесь надо всмотреться,

                          Чтоб ясной любовью

                          Наполнилось сердце.

                          Здесь  мало услышать,

                          Здесь вслушаться нужно,

                          Чтоб в душу созвучья

                          Нахлынули дружно.

                                                      Н. Рыленков

Ведущий 1.  Дорогие ребята, сегодня у нас необычный праздник. Двери нашей литературно – художественной гостиной открылись, чтобы мы смогли почувствовать прелесть русской природы, воспетую поэтами  и художниками.

    Русская природа, сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем – неожиданным, необычным: нет в ней ни эффектных горных вершин в снежных шапках, ни экзотических ярких растений, ни бирюзовых водоемов, ни кипящих горячих ключей, ни кричащих красок. Все краски и звуки как бы приглушены, но таится в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать только любящее сердце.

     Сегодня в нашей литературно – художественной гостиной речь пойдет о природе, запечатленной на полотнах великих русских художников и в стихах великих русских поэтов, у которых мы учимся любить свою родину.

Ведущий 2. Осень – любимое время года многих великих русских поэтов. Осень очень любил А.С. Пушкин. Вспомните его незабываемые строки.

                      Роняет лес багряный свой убор,

                      Серебрит мороз увянувшее поле,

                      Проглянет день как будто поневоле

                      И скроется за край окружных гор…

Чтец 1.           Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

                       Последние листы с нагих своих ветвей;

                       Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

                       Журча еще бежит за мельницу ручей,

                       Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

                       В отъезжие поля с охотою своей,

                       И страждут озими от бешенной забавы,

                       И будит лай собак уснувшие дубравы.

Чтец 2.          Дни поздней осени бранят обыкновенно,

                       Но мне она мила, читатель дорогой,

                       Красою тихою, блистающей смиренно.

                       Так нелюбимое дитя в семье родной

                       К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

                       Из годовых времен я рад лишь ей одной,

                       В ней много доброго; любовник не тщеславный,

                       Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

 

Чтец 3.            Унылая пора! Очей очарованье!

                       Приятна мне твоя прощальная краса –

                       Люблю я пышное природы увяданье,

                       В багрец и золото одетые леса,

                       В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

                       И мглой волнистою покрыты небеса,

                       И редкий солнца луч, и первые морозы,

                       И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий 1.  А более ста лет тому назад в эту пору – «время рябиновых костров» - родились замечательные русские поэты Марина Ивановна Цветаева и Сергей Александрович Есенин.

Звучит музыка, появляются ученик и ученица с рябиновой веткой в руках.

Ученица.        Красою кистью

                         Рябина зажглась,

                         Падали листья.

                         Я родилась.

                         Спорили сотни

                         Колоколов.

                         День был субботний:

                         Иоанн Богослов.

                         Мне и доныне

                         Хочется грызть

                         Жаркой рябины

                         Горькую кисть.

                                             М. Цветаева

 Ученик.         Покраснела рябина,

                         Посинела вода.

                         Месяц, всадник унылый,

                         Уронил повода.

                                            С. Есенин

Ученица.        Август – астры,

                         Август – звезды,

                         Август – грозди

                         Винограда и рябины …

                         Август! – месяц ливней звездных!

                                             М. Цветаева

Ученик.         Нивы сжаты, рощи голы,

                      От воды туман и сырость.

                      Колесом  за сини горы

                      Солнце тихое скатилось.

                      Дремлет взрытая дорога

                      Ей сегодня примечталось,

                      Что совсем - совсем немного

                      Ждать зимы седой осталось.

   

                      Ах, и сам я в чаще звонкой

                      Увидал вчера в тумане:

                      Рыжий месяц жеребенком

                      Запрягался в наши сани.

                                                       С. Есенин

Ведущий 2. Сергей Есенин родился под Рязанью в селе Константиново. Стихи писать начал с восьми лет. Красота родного края, песни матери и сказки бабушки, духовные стихи странников – все это способствовало рождению в его душе поэтических образов.

Чтец 1.         Край любимый! Сердцу снятся      

                      Скирды солнца в водах лонных.

                      Я хотел бы затеряться

                      В зеленях твоих стозвонных.

                      По меже, на переметке,

                      Резеда и риза кашки

                      И вызванивают в четки

                      Ивы – кроткие монашки.

                      Крутит облаком болото,

                      Гарь в небесном коромысле.

                      С тихой тайной для кого-то

                      Затаил я в сердце мысли.

Чтец 2.          Отговорила роща золотая

                       Березовым, веселым языком,

                       И журавли, печально пролетая,

                       Уж не жалеют больше ни о ком.

                       Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

                       Не жаль души сиреневую цветь,

                       В саду горит костер рябины красной,

                       Но никого не может он согреть.

                       Не обгорят рябиновые кисти,

                       От желтизны не пропадет трава,

                       Как дерево роняет тихо листья,

                       Так я роняю грустные слова.

Чтец 1.          О край дождей и непогоды,

                       Кочующая тишина,

                       Ковригой хлебною под сводом

                       Надломленная луна.

                       За перепаханною нивой

                       Малиновая лебеда.

                       На ветке облака, как слива,

                       Златится спелая звезда.

Чтец 2.          Поет зима – аукает.

                       Мохнатый лес баюкает

                       Стозвоном сосняка.

                       Кругом с тоской глубокою

                       Плывут в страну далекую

                       Седые облака.

                       А по двору метелица

                       Ковром шелковым стелется,

                       Но больно холодна.

                       Воробышки игривые,

                       Как детки сиротливые,

                       Прижались у окна.

     

                       Озябли пташки малые,

                       Голодные, усталые,

                       И жмутся поплотней,

                       А вьюга с ревом бешенным

                       Стучит по ставням свешенным

                       И злится все сильней.

                       И дремлют пташки нежные

                       Под эти вихри снежные

                       У мерзлого окна

                       И снится им прекрасная,

                       В улыбках солнца ясная,

                       Красавица весна.

Ведущий – искусствовед. Художник Валентин Серов очень любил русский неброский пейзаж. Любил ходить по лесу, по полям, проселочным дорогам. В названиях его картин отразилась эта влюбленность в родную природу – «Стог сена», «Баба в телеге», «Октябрь». Давайте задержимся у картины «Октябрь». Над побуревшей травой нависает хмурое небо. На траве сидит пастушок. По выгону разбрелись лошади и овцы. От сей картины веет тихой осенней грустью и раздумьем. Глаз отдыхает на спокойных, приглушенных красках увядающей природы.

Ведущий 1. Когда я смотрю на картину Серова «Октябрь», я вспоминаю слова замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который говорил: «Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата? Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще и за то, что даже небогатые, они для нас прекрасны».

Ведущий 2. Да, с этим нельзя не согласиться. А еще восхищает талант наших художников, поэтов, писателей – прозаиков, так тонко умеющих передать в слове, в красках, волнующую красоту русского пейзажа. Вот послушайте отрывки из произведений Александра Ивановича Куприна и Ивана Алексеевича Бунина.

    «Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. Окна в сад открыты, и оттуда веет бодрой, осенней прохладой. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Каждый звук гулко раздается в пустом, сыром и свежем саду». (И.А.Бунин)

Ведущий 1. «Солнце село. Запад пылал целым пожаром ярко-пурпурных и огненно-золотых красок. Немного выше эти горячие тона переходили в дымно-красные, желтые и оранжевые оттенки, и только извилистые края прихотливых облаков отливали расплавленным серебром, еще выше смугло-розовое небо незаметно переходило в нежный, зеленоватый, почти в бирюзовый цвет». (А.И. Куприн)

Ведущий – искусствовед. Когда мы говорим о русском пейзаже, нельзя не вспомнить имя замечательного живописца Василия Дмитриевича Поленова. С весны до поздней осени бродил он с мольбертом по одному из живописнейших мест Средней России, усадьбе Абрамцево, и рисовал с натуры широкие речные разливы Оки, золотые песчаные пляжи, строгую красоту лесов в палитре осенних красок. Всемирной известностью пользуются картины «Золотая осень», «Разлив на Оке», «Осень в Абрамцево», «Ранний снег». Сколько в них русской красоты, сколько поэзии и глубокой правды!

Ведущий 2.  Федор Иванович Тютчев был одним из самых одухотворенных русских поэтов. Он любил все земное, все русское: и весеннюю грозу, и сиянье снегов, и таинственную тишину осенних сумерек. Вот послушайте!

Чтец 1.         Есть в светлости осенних вечеров

                      Умильная, таинственная прелесть!

                      Зловещий блеск и пестрота дерев,

                      Багряных листьев томный, легкий шелест,

                      Туманная и тихая лазурь

                      Над грустно - сиротеющей землею,

                      И, как предчувствие сходящих бурь,

                      Порывистый холодный ветр порою,

                      Ущерб, изнеможенье увяданья,

                      Что в существе разумном мы зовем

                       Божественной стыдливостью страданья!

Чтец 2.          Есть в осени первоначальной

                       Короткая, но дивная пора –

                       Весь день стоит как бы хрустальный,

                       И лучезарны вечера.

                       Где бодрый серп гулял и падал колос,

                       Теперь уж пусто все – простор везде, -

                       Лишь путины тонкий волос

                       Блестит на праздной борозде.

                       Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

                       Но далеко еще до снежных бурь –

                       И льется чистая и теплая лазурь

                       На отдыхающее поле.

Чтец 1.          Еще в полях белеет снег,

                       А воды уж весной шумят,

                       Бегут и будят сонный берег,

                       Бегут и блещут, и гласят.

                       Они гласят во все концы:

                       «Весна идет, весна идет,

                       Мы молодой весны гонцы,

                       Она нас выслала вперед!»

                       Весна идет, весна идет!

                       И тихих, теплых, майских дней

                       Румяный светлый хоровод

                       Толпится весело за ней!

 Ведущий 2.   Это стихотворение Ф.И.Тютчева о наступлении весны, без сомнения, знают все. Поэт призывает суетливых людей остановиться и увидеть вокруг себя вечную красоту мироздания. Небо высоко. Поле чисто. Река спокойна и державна. Земля пропитана жизнью, лаской и любовью. Чьи – то слышны голоса, невнятные и тем не менее ясные. Голоса тех, кто одухотворил эту землю. Кто любил, и любовь свою оставил нам, растворив ее в воздухе. Ведущий – искусствовед.  В одном из залов Третьяковской галереи висит небольшая скромная картина, но возле нее всегда есть люди, притихшие, задумчивые, просветленные.Написал ее художник Алексей Кондратьевич Саврасов, и называется она  «Грачи прилетели». Преуспевающий живописец и академик часто бывал недоволен собою: пейзажи у него получались красивые, гладкие, но не было в них чего – то своего, родного, русского, что до боли в сердце любил  Саврасов. Однажды он бросил все и уехал на Волгу, здесь и родился его знаменитый весенний пейзаж. Здесь он искал великую тану русской природы, ее светлую душу. Перед нами все обычное, привычное, даже будничное. Деревянные заборы, старые церковь и колокольня с выщербленными облупленными стенами, тихие неказистые домики, дымок из трубы, грязный сырой снег, даже березы не стройный белоствольные красавицы, а скрюченные, кривые…              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-художественная гостиная "Пейзажи России"

Цели:привить детям любовь к родине; развивать эстетический вкус.       Оборудование: картины русских художественников-пейжажистов: 1. И.С.Остроухов. Первая зелень. 2. И....

музыкально-литературная композиция"Пейзажи России"

Великие творения русских поэтов, художников и музыкантов объединяет любовь к родине, к жизни, умение в самом простом и привычном находить свет души, открывать его людям, заставляя их вслушиваться и в...

"Пейзажи России в русской живописи"

Внеклассное мероприятие по искусству.  Напечатан уже на сайте http://www.prodlenka.org/Цель данного мероприятия: привить детям любовь к родине; развивать эстетический вкус.Речь пойдет о прир...

«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе (пейзаж с рекой Колокша)».

Представляю  фрагмент методической разработки, занявшей 1место в областном конкурсе методических материалов «Я – профессионал»Разработка содержит методические рекомендации по написанию учащимися ...

Функции пейзажа в рассказе И.А.Бунина "Сны Чанга". Способы создания пейзажа

Разработка урока по анализу художественного текста и развитию речи...

Литературно-художественная гостиная "Пейзажи России"

Интегрированный урок музыки и литературы...

пейзаж большой мир. виды пейзажа

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Виды пейзажа. Превращение пустоты в прострвнство. Организация перспективного пространства в картине. Поэтапное выполнение пейзажа гуашью...