Методическая разработка для классного часа по теме "Народы Нижнего Приамурья".
классный час по теме

Калугина Дарья Сергеевна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

КГБОУ СПО Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический    техникум

Методическая разработка

Классный час

Народы Нижнего Приамурья

Преподаватель

Калугина Д.С.

                        2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

Народы Нижнего Приамурья………..…………………………………………………………...3

Викторина…………………………………………………………………….29

Сикачи-Алян………………………………………………………………....30

Список литературы………………………………………………………….56

Введение

 Методическая разработка классного часа «Народы Нижнего Приамурья» включает в себя презентацию о народах, проживающих в Нижнем Приамурье, викторину и презентацию о музее нанайского народа в Сикачи-Али.

 Основная цель классного часа – это нравственно-патриотическое воспитание студентов, формирование знаний об истории, культуре, традициях народов Нижнего Приамурья, их быте в настоящем и прошлом.

 Данная методическая разработка создана в целях воспитания и формирования разносторонней, эрудированной личности, разбирающейся в истории своей малой Родины. Личности, уважающей историю коренных народов Приамурья, стремящейся овладеть знаниями о своём регионе, крае и городе.

  Разработка выполнена в печатном и электроном виде, что позволит использовать её другими преподавателями для проведения классных часов.

 

 

Викторина на тему: «Народы нижнего Приамурья».

  1. Сколько коренных малочисленных народностей проживает на территории Хабаровского края?

       А) 2; Б) 4; В)8; Г) миллион.

 2.   Традиционное занятие коренных народов:

       А) вязание; Б) пение; В) отдых в ночном клубе; Г) рыболовство.

 3.   Материалы, из которых коренные народы изготовляют одежду, обувь, различные бытовые предметы:

       А) береста; Б) шёлк; В) рыбья кожа; Г) органза.

 4.   Вершиной народного творчества является:

       А) опера; Б) орнамент; В) бальные танцы; Г) вышивание.

 5.    Как переводится слово «нани»?

       А) культурный человек; Б) весёлый человек; В) здешний человек; Г) классный чувак.

 6.   Как переводится слово «удэхэ» (удыгейцы)?

       А) цивилизованные люди; Б) гламурные люди; В) лесные люди; Г) степные люди.

 7.   Как переводится слово «тунгусы» (эвенки)?

       А) кожаные люди; Б) кошачьи люди; В) оленные люди; Г) лесные люди.

 8.   Как называется национальная нанайская обувь?

        А) мокасины; Б) тапки; В) туфли-лодочки; Г) олочи.

 9.    Праздничный женский халат называется…

        А) туника; Б) водолазка; В) амир; Г) амири.

 10.  Национальный суп нанайцев и ульчей называется……..

        А) борщ; Б) каноэ; В) канюйда; Г) ламюйд.

 11.  Каких собак ели нанайцы?

        А) пекинесов; Б) мопсов; В) волкодавов; Г) ездовых собак.

 12.  Лепёшки нанайцев называются….

        А) булочки; Б) сиа; В) самса; Г) сиам.

 13. Из чего народы делали лепёшки?

        А) клубника; Б) черемша; В) кишмиш; Г) черёмуха.

Список литературы

  1. Все о Севере: Сб. основных нормативных правовых документов с комментариями, регламентирующих жизнь и деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях : учеб.- практ. пособ.: В 2 т. / Сост. А.В.Ушакова. - СПб.: Норд-Ост, 2002;: Норма. - 716с.
  2. Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов [Электронный ресурс]: Официальный сайт. – Электрон. текст. и графич. дан-ные. - Режим доступа: http://www.severcom.ru/nations/
  3. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока [Электронный ресурс]: Официальный сайт. – Электрон. текст. и графич. данные. - Режим доступа: http://www.raipon.org
  4. Сервер правительства Хабаровского края [Электронный ресурс] : Официальный сайт. – Электрон. текст. и графич. данные. - Режим доступа: http://www.adm.khv.ru/invest2.nsf/pages/common/narod_ru.htm
  5. http://dkphoto.livejournal.com/14502.html

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народы нижнего Приамурья

Слайд 2

На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены.

Слайд 3

Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями. Основные традиционные занятия: рыболовство, таёжная и морская охота, собирательство.

Слайд 4

В основе мировоззрения аборигенов Приамурья лежат древнейшие представления и верования. Наиболее значимы культ природы и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет.

Слайд 5

Яркий пласт культуры составляет богатое различными видами и формами декоративно-прикладное искусство, тесно связанное с народным бытом и обрядами.

Слайд 6

Украшенная вышивкой праздничная и повседневная одежда из рыбьей и оленьей кожи, различные по функции изделия из бересты, тальника, дерева, кости, меховые ковры – такова обширная область народного искусства Приамурья.

Слайд 7

Вершиной народного творчества является орнамент. Орнамент воплотил народные представления о мире и человеке.

Слайд 8

В наше время особое значение приобрело понятие «экология культуры». Бережное отношение к истокам, сохранение ценных культурных традиций – это забота о настоящем и будущем не только малочисленных народов, но и человечества в целом.

Слайд 9

Нанайцы Самоназвание – нани – «здешний человек». Нанайцы, прежнее название – гольды, народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края по нижнему течению реки Амур. Численность 12017 человек

Слайд 10

Негидальцы Самоназвание – амгун бэйэнин- «амгунский». Негидальцы, народ, проживающий на территории Хабаровского края по рекам Амгунь и Амур. Численность 622 человека.

Слайд 11

Нивхи Самоназвание – нивх – «человек». Нивхи, прежнее название – гиляки, народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края по нижнему течению реки Амур и острове Сахалин. Численность 4673 человека.

Слайд 12

Орочи Самоназвание – орочили. Орочи – народ, роживающий в Приморье и Хабаровском крае по рекам Тумнин и Амур. Численность 915 человек.

Слайд 13

Удэгейцы Самоназвание – удэхэ- «лесные люди». Удэгейцы – народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае. Численность 2011 человек.

Слайд 14

Ульчи Самоназвание – нани – «человек земли». Ульчи, народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края по нижнему течению реки Амур и острове Сахалин. Численность 3233 человека.

Слайд 15

Эвенки Самоназвание – эвэн. Эвенки– прежнее название – тунгусы «оленные люди», народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 30233 человека.

Слайд 16

Эвены Самоназвание –эвен. Эвены, прежнее название – ламуты, народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 17199 человек.

Слайд 17

Декоративное народное искусство нанайцев Лучше и наиболее полно этнические традиции проявились в женском искусстве нанайцев. Традиционным материалом вплоть до середины 20 века являлась рыбья кожа. Кожа кеты давахса шла на изготовление халата, обуви. Кожа щуки гачахса – на обувь и т.д.

Слайд 18

Олочи детские. 30-50-е годы XX века. Кожа кеты, ткань.

Слайд 19

Олочи женские. 30-50-е годы XX века. Кожа кеты.

Слайд 20

Игрушки из костей крупных пород рыб

Слайд 21

Амири – халат женский праздничный. Фрагмент.

Слайд 22

Амири – халат женский праздничный из ткани с аппликацией из рыбьей кожи

Слайд 23

Изделия из бересты. Короб для хранения одежды. Середина XX века. Береста, корни, натуральный краситель.

Слайд 24

Национальная еда нанайцев и ульчей. Рыбная пища составляет основу питания. Самое любимое рыбное блюдо – юкола, его делали из сазана, амура, толстолоба. Также популярен национальный суп – канюйда (морская капуста канюй, юкола, черемша, соль). А также раньше в пищу шло мясо медведей, оленей, уток, мясо ездовых собак.

Слайд 25

Лепёшки сиа из черёмухи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чай пить - приятно жить. Методическая разработка к классному часу. 5-6 кл.

Методическая разработка к одноимённой презентации....

Методическая разработка тематического классного часа «Мы – за здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни и вредные паривычки несовместимы. Пропаганда здорового образа жизни - насущное требование дня.Одним из видов пропаганды факторов,способствующих сохранению здроровья, является пров...

Семья и семейные ценности. Методическая разработка, презентация классного часа. Фотоотчёт.

Семья и семейные ценности. Методическая разработка классного часа в игровой форме, используется групповая работа.Презентация к этому мероприятию. Фотоотчёт....

Методическая разработка (презентация) классного часа

Методическая разработка (презентация) классного часа...

Методическая разработка тематического классного часа "Афганистан живёт в душе моей"

15 февраля - день памяти воинов- интернационалистов. Классный час сопровождается мультимедийной презентацией, видеофильмом, музыкальным оформлением....

Методическая разработка тематического классного часа "День Победы, как он был от нас далёк..."

Данный материал может быть использован как в качестве проведения часа общения, так и для проведения общешкольной линейки, посвященной этому знаменательному событию....