Диагностика классного руководителя (обобщение опыта)
учебно-методический материал (9 класс)

Щукина Наталья Геннадьевна

Через диагностику классный руководитель устанавливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.

Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Центральным звеном деятельности классного руководителя является изучение личности школьника. В исследованиях А.И. Кочетова отмечается: чтобы ответить, что именно надо изучать в конкретном ученике, следует знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей. Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.  Цель воспитания социально обусловлена и в равной мере определяется интересами общества и интересами и особенностями личности.

До сих пор нет четкой формулировки воспитательной цели в законодательных и нормативных документах. Требует серьезного обсуждения и анализа то, в воспитании какой личности заинтересовано государство сегодня. Учеными были проанализированы и систематизированы качества личности, которых во всех справочниках, энциклопедиях и словарях насчитывается 1842. Нравственных качеств, положительных и отрицательных, оказалось 181. Все положительные качества в конечном счете входят в четыре главных (интегративных) качества: коллективизм, гуманность, трудолюбие и честность. Анализ интегративных качеств показывает, что все они связываются воедино как составные части целостной структуры личности. Каждый ребенок имеет отличительные особенности, поэтому надо изучать то, что присуще только ему одному. Кроме индивидуальных качеств , изучается общее в ребенке, это помогает определить его направленность. Знать направленность- значит знать самое главное в ребенке, предвидеть его реакцию на воспитание, предсказать его поведение в создаваемой педагогической ситуации, найти пути перехода от воспитания к самовоспитанию

Цель  диагностической работы:

                     Индивидуальный  подход в обучении и воспитании школьников.

Задачи:

  • Учет отклонений в возрасте.
  • Обобщение   социальной   структуры   семей и привлечение родителей к воспитательной работе.
  • Создание щадящего режима, организация лечения,  специального меднадзора, регулирования нагрузок учащихся.
  • Оказание индивидуальной помощи в обучении школьников, организации  дополнительных занятий, взаимопомощи.
  • Помощь учащимся в организации самовоспитания, в преодолении недостатков характера.
  • Определение  воспитательных задач и индивидуальной работы.
  • Сплочение коллектива, развитие недостающих качеств личности учащихся, поднятие престижа неавторитетных учащихся.
  • Создание  условий развития дарований, организация  полезных контактов с ровесниками.

Диагностика (от греч. diagnostikos - способный распознавать) — это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса.

Через диагностику классный руководитель устанавливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.

Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим выявлено три типа диагностики в работе   классного   руководителя:   начальная,   корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).

Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед определением воспитательных задач, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, классный руководитель изучает уровень воспитанности ученика.  Выявились три  основных варианта начальной    диагностики:    

  • Первый-  когда    коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже не знаком учащимся;
  • второй - когда коллектив не новый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом;
  • третий - когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.

 При первом варианте начальная диагностика  используется для  всестороннего  изучения учеников. При втором - классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую  систему.  Третий  вариант  предоставляет возможность  классному руководителю  провести  выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее. Классному руководителю, который общается с учениками и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, классному руководителю обязательно приходится улавливать изменения и отражать их при планировании своей деятельности.

Текущая (корректирующая) диагностика проводится в самом процессе организации ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает классному руководителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику классный руководитель имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников, тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, классный руководитель не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств индивидуального воздействия. Текущая диагностика выполняет роль экспресс - информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится :

обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она приводит основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

 Изучение коллектива проводится постоянно. Классный коллектив как компонент сложной динамической социальной системы обладает типичными чертами и видовыми отличиями. Классный руководитель диагностирует развитие учеников, изучая качества личности, которые были объектом воспитания, являлись ведущими на данном этапе их развития.

Практически невозможно провести диагностику всех качеств личности. Достаточно уточнить ведущие задачи и в соответствии с этим проследить за их реализацией в процессе формирования соответствующих свойств и качеств школьников. Измерение можно сделать по трем уровням: показатели сильно выражены, недостаточно выражены, не обнаруживаются. Таким образом, учитель  сам определяет показатели, через которые совершит диагностирование учеников.

Содержание диагностики зависит также от возраста учеников. Учитывая специфику возрастного развития учеников и опираясь на сензитивные периоды, соответствующие возрасту, педагог диагностирует ту или иную группу интегративных свойств, характерную для данного возраста.

В качестве эталонных показателей воспитанности используются критерии (от лат. «сравнение»).

  • Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели различных качеств личности. Оформляются они в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваивается оценка, то можно осуществить сравнение и произвести подсчет, выражая уровни воспитанности числом.

Недостатки критериев воспитанности в том, что они не позволяют определить в комплексе все качества личности, можно лишь выявить уровень нравственных ценностей, оценить духовную атмосферу класса, характер взаимоотношений сверстников.

Второе направление диагностики

  • изучение индивидуальных особенностей каждого ученика. Особое внимание нужно обратить на проявление результатов воспитания во внешней форме (суждения, оценки, поступки, действия ребенка) и связанных с явлениями, скрытыми от глаз  педагога  (мотивы, убеждения, планы, ориентации).Важна также оценка поведения окружающими людьми (родителями, учителями-предметниками, сверстниками) и самооценка.

Методы ,

 используемые классным руководителем в  диагностике при планировании воспитательной работы в классе.

Наиболее доступные и популярные методы диагностики представлены следующим образом:

  • Опросы
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Метод анкетирования
  • Метод столкновения взглядов и позиций.
  • Метод ранжирования
  • Метод оценивания
  • Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности.

 Самая большая и популярная группа этих методов - опросы. Они широко представлены в педагогической литературе, с их помощью выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношение к сверстникам, окружающему миру и себе. Соответствующие вопросы подбираются при изучении нравственной, трудовой, эстетической ориентации учеников. Классный руководитель  комбинирует анкету для характеристики всесторонней ценностной ориентации своих учеников. Но тогда вопросы будут более обобщенными, а информация – схематичной, поэтому этот метод эффективнее всего может использоваться на начальном этапе диагностики .

Метод наблюдения - наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для учителя единственным источником изучения качеств ребенка, т.к. оно является односторонним и субъективным. Поэтому следует учитывать результаты наблюдений других людей. Как известно, любое дело включает в себя три основных этапа: подготовку, проведение и анализ результатов.

Метод наблюдения в своей практике я  использую  постоянно при проведении того или иного коллективного , коллективно-творческого дела. При этом я применяю программу наблюдения предложенную  к.п.н. Сергеевой В.П. (Приложение №1.) По этой программе , например , были описаны многие мероприятия проводимые мной с классом, например : « Сила и ловкость» - праздничная программа к 23 февраля (в 7 кл.), «Девчата» -  конкурсно - развлекательный вечер(7 кл.), подготовка к общешкольному походу(10 кл.), выборы президента школы(10кл.)  и т.д. (Приложение №1.1.)

Метод беседы — обязывает классного руководителя прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, сверстников) находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями. Беседы могут быть и тематические , с правильно поставленными актуальными вопросами для обсуждения, например : «Мой друг» (в 5 классе), «Улица полна неожиданностей» - беседа проведенная с детьми в 6 классе, «О товариществе и дружбе» (10 кл.) , через общение, рассуждение  можно побудить детей к размышлениям и эффективно воздействовать на их сознание и чувства.

Метод анкетирования - позволяет выяснить не только мнения ребят по интересующим учителя вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения. Анкетный опрос может быть письменный (иногда и устный). Результативность анкетного опроса зависит от ряда условий: результаты опроса не будут использованы во вред воспитанникам; формулировка вопроса должна быть четкой, ясной, доступной для данного возраста; анкета не должна быть громоздкой. Вопросы могут быть открытого характера (когда ученики сами придумывают ответ), закрытого (когда ребятам предлагается ряд возможных ответов), полуоткрытого (когда к перечню возможных ответов они дописывают свои).

Например, для определения уровня самооценки гуманных чувств : «доброты», «вежливости», «ответственности» я использовала соответствующее анкетирование (Приложение №3),которое позволило выяснить процентный состав «высокого» и «низкого» уровня гуманности моих учеников.

Метод столкновения взглядов, позиций.  Форма данного метода позволяет обращаться  к ученикам, с просьбой  высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.

Например, было проведено следующее занятие: «Как поступить?».

Изучалось  отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность».

1. Описываются школьные ситуации:

а)        Света не  выучила урок математики,  т.к.  ее  на прошлом уроке вызывали отвечать и поставили хорошую оценку. По дороге в школу она об этом рассказала однокласснице Тане. В начале урока учитель спросил о том, кто не подготовился. Все молчали, молчала и Света. Как бы ты поступил на месте Тани?

  б)    Идет контрольная работа.  Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как поступишь?

в)        Ты не можешь решить контрольную работу. Твой товарищ предлагает тебе списать у него.   Как поступишь?

г)        Ты получил «2» по литературе и знаешь, что если родители узнают об этом, то они тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой оценке?

2. Обсуждаются возможные варианты. Устанавливается правильность ответов.

Обработка.

 По результатам решений задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп:

    1   группа — с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат               моральным нормам);

    2   группа —   недостаточно   устойчивое   отношение (школьники готовы отказаться от своего мнения при малейшем давлении);

    3   группа — активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к   компромиссу);

   4   группа — активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор).

|Метод ранжирования — это расположение по значимости (по рангу). Ранжирование можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентации ребят. Например , группе школьников дается список черт характера, состоящий из следующих качеств: трудолюбие, ум, доброта, деловитость, жизнерадостность, практицизм, организаторские способности, верность, целеустремленность, хозяйственность, принципиальность, смелость, коллективизм, любознательность, патриотизм, честность, находчивость, чувство товарищества, общительность, гордость, скромность, сила воли, щедрость. ( Список может быть и другим.) Из них предлагается выбрать восемь наиболее важных, с точки зрения опрашиваемого, после чего ему нужно расположить выбранные качества в порядке важности. Воспитателю полезно знать, какие качества ценят в людях его воспитанники

Большая группа методов, которая используется классным   руководителем, - это   методы   оценивания (рейтинг): взаимные, перекрестные, независимые характеристики, оценки компетентных судей, экспертные оценки, самооценки и т.д. В педагогической практике эти методы имеют большое значение.

Оценивание имеет самые разные варианты. Очень продуктивна анкета «Знаешь ли ты себя и своих товарищей?». Здесь сочетаются оценка и самооценка. Содержание оцениваемых качеств можно менять в зависимости от задачи диагностики.

Лучший вариант — когда каждый дает оценку ученику и оценивает сам себя. Но это занимает большое количество времени, и потому достаточно делать оценки в группах из 5—6 человек. На этой основе устанавливается корреляционная зависимость между оценкой и самооценкой. Кроме того, эта методика используется для проверки достоверности самооценки.

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности.

( Подготовлена проф. Л.В. Байбородовой)

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности._

Ход проведения. Учащимся предлагают определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:

3 - привлекает очень сильно;

2 - привлекает в значительной степени;

1 - привлекает слабо;

0 - не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности?

  1. Интересное дело.
  2. Общение с разными людьми.
  3. Помощь товарищам.
  4. Возможность передать свои знания.
  5. Творчество.
  6. Приобретение новых знаний, умений.
  7. Возможность руководить другими.
  8. Участие в делах своего коллектива.
  9. Вероятность заслужить уважение товарищей,

  1. Сделать доброе дело для других.
  2. Выделиться для других.
  3. Выработать у себя определенные черты характера.

Обработка и интерпретация результатов.

 Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а)        коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

б)        личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

в)        престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы   участия школьников в деятельности.

Все диагностические методики, описанные выше, я применяю в своей педагогической практике. Конечно, их нельзя считать абсолютными и в зависимости от контингента учащихся они корректируются. И только совокупность разных приемов и их комплексное использование позволяет получить более точные результаты.

Приложение №2

Анкета  определения уровня самооценки гуманных чувств

( доброты, вежливости , ответственности)

Дай свое определение:

  • доброта;

  • вежливость;

  • ответственность.


Оцени себя:

  • добр ли ты?

  • вежлив ли ты?

  • ответствен ли ты?

Назови знакомых, друзей, родных, кто из них:

  • добр.

  • вежлив.

  • ответствен.

Нужно ли делать что-нибудь особенное, чтобы человека считали:

•        добрым.

  • вежливым.

  • ответственным.

Обработка.

 Берутся 2 уровня.

«Высокий» — полно, четко определяет понятия, дает себе адекватную оценку, намечает программу действий.

 «Низкий» — в понятиях путается, оценивает себя неадекватно, не может найти выход из положения.

Определяется количество ( в %) высокого и низкого уровня.

Приложение № 1.

Программа

наблюдения коллективно – творческого дела класса.

I. Этап  подготовки.

  • Кого ребята выдвигают официальными организаторами?
  • Как организаторы относятся к порученному делу?
  •  Кто из не выбранных в официальные руководители участвует в подготовке дела?
  •  Кто из ребят проявляет инициативу, предлагает новые идеи?
  • Кто осуществляет координацию, согласование действий?
  •  Кто и как проявляет требовательность к товарищам?

 II. Этап проведения.

  • Как ведут дело организаторы (быстро ли ориентируются в сложных обстоятельствах, точны ли и последовательны в осуществлении плана, на кого опираются в первую очередь)?
  • Как проявляют себя группы ребят и отдельные ученики?
  • Насколько творчески, эрудированно, с учетом эмоциональных сторон дела готовят свою часть программы?
  • Как складываются отношения между ребятами в процессе проведения дела?
  • Представляется ли возможность проявить себя многим или только отдельным ребятам?
  • Как ребята реагируют на выступления товарищей?
  • Каков   общий   настрой   ребят   (доброжелательный, безразличный, отрицательный)?

 III. Этап анализа.

  • Сколько ребят и в какой форме участвуют в обсуждении?
  •  По каким критериям идет оценка сделанного ?
  •  Кто выдвигает эти критерии?
  •  С каким настроением проходит обсуждение (формально или заинтересованно, либерально или требовательно)?
  •  Кто берет на себя функции подведения итогов, обобщает высказанные мнения?

Приложение 1.1.

Описание   наблюдения коллективного  дела

« Выборы в президенты школы»

        На выборы в президенты школы ребята выдвинули 2-е кандидатуры: Литвин Н.и Муцкую Ю. Девочки выбрали свои инициативные группы  для поддержки .Надо заметить , что не все ребята из группы поддержки работали постоянно, целенаправленно и планомерно. Особенно в группе Муцкой Ю.( Рогова О., Купрякова Д., Горчакова К., Новобрицкий М.)Основную координацию и руководящее положение заняли сами кандидаты . Группа поддержки Литвин Н. ( сама Надя, Конст-ва С., Айзельт Ю. и ученицы параллельного класса- Боватова А., Солодкова Ю.) – довольно не многочисленная от нашего класса , неоднократно обращалась ко мне за помощью с различными вопросами: как построить предвыборную программу, с чего начать, какую информацию поместить в листовках кандидата, где распространять эти листовки ,как писать предвыборную программу кандидата в президенты, с просьбой – написать краткую характеристику Нади .Группа поддержки Юли  и сама Юля обратилась только раз с просьбой проверить стилистическую грамотность составления Программы.

Обе группы и их руководители были обстоятельны и последовательны в своих действиях. Хотя большую деятельность развела, конечно, Надя и  особенно её группа поддержки.

В начале подготовки и в период выдвижения кандидатов чувствовалась откровенная неприязнь двух кандидатов от класса. И настрой обеих был не слишком оптимистичным. С классом неоднократно проводились беседы на тему «Выборы  президента в нашей школе», «Ответственность и почет», были даже дискуссии по этому поводу. В целом реакция класса на выдвинутых кандидатов была положительная и оптимистичная. И в последствии, зная кандидатов от других классов , ни кто не сомневался , что  основной претендент в президенты  – Литвин Н. В процессе работы кандидаты значительно сблизились и стали помогать друг другу- вместе проводили предвыборную агитацию, создали агит.газету, придумывали агитационные лозунги.

Остальные члены классного коллектива, не участвующие в группах  поддержки поддерживали своих одноклассниц косвенно (в разговорах на перемене с другими школьниками).

В целом, наблюдая и слегка корректируя деятельность своих школьников, я осталась довольна процессом коллективного дела и конечно его результатом, т.к. победила на «Выборах в президенты школы -2005г.» моя ученица- Литвин Надежда - действительно достойная и целеустремленная  девушка.

 

                                                                                     Кл. руководител     Н.Г. Щукина

2005г.

                                     Беседа на тему

«О  ТОВАРИЩЕСТВЕ И ДРУЖБЕ»

(10 класс)

I.Обсуждение вопросов:

  1. Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?
  2. Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?

3.Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела,   твое благополучие?

  1. Какие проступки ты смог бы простить другу?
  2. Чего не смог бы простить ему?
  3. Всегда ли ты говоришь другу правду?

7.Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты публично выступить против     друга, если тот не прав?

  1. Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?

   9. На чем строится дружба твоих родителей и их    друзей?

  1. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?
  2. В чем, по -вашему, сходство между дружбой и любовью?
  3. Почему дружбу можно назвать школой любви?

II. Задание- дописать предложения:

 «Друг это тот, кто...»,

«Друг и приятель — не совсем одно и то же, так как...»,

  «Самый лучший друг — мама, потому что,..»

 «Мой верный друг — папа, потому что...».

3.Наиболее удачные сочинения и ответы ребят -  прочитать, проводя беседу.

4. Примерный конспект беседы

Товарищество и дружба — удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» Б. И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

Дружба означает близость и взаимное тяготение  людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту, утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Аристотель считал: «Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

Люди еще в далекие времена задавали себе вопрос: «Что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение?» С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны.

Понимание друга как другого «Я» обязательно предполагает принцип сходства: люди, расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно близки.

Многие предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования. Почти столь же желательны совпадение или по крайней мере близость основных ценностных ориентации, интересов и черт характера. Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы — верность, постоянство, честность и т. д.Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям. Известно много ярких примеров дружбы, которая продолжалась всю жизнь. Вспомним дружбу А. С, Пушкина и В. К. Кюхельбекера, А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки:

?  5. Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе?

 «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Друга ищи, а найдешь — береги», «Старый друг лучше новых двух», «Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей — узок, как ладонь», «С другом веселее при удаче, легче в беде», «В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне», «Друзья познаются в беде», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось», «Недруг поддакивает, а друг спорит».

Надежный фундамент дружбы — товарищество. Это благородное чувство.

Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь.

Понятие «товарищество» не всегда имело нынешнее значение. Например, в XVII в. слово «товарищ» означало «боевой соратник». Во все времена особенно высоко ценилось боевое товарищество. В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.

6. Рассказ (зачитывает ученик):

Далее один из учеников может прочитать рассказ писателя В. Россина «Двойной праздник»:

«Февраль сорок третьего года выдался, помню, суровый. Трещали от мороза деревья. Завывал, улюлюкал колючий ветер...В ночь на двадцать третье вызывает меня командир роты.

  • Товарищ Лозовой, — говорит, — не забыл, что у нас завтра?
  • Не забыл, — отвечаю. — День рождения нашей армии.
  • Верно, — кивнул ротный. — Вот и бери своего напарника, напомни гитлеровцам про этот наш праздник.

Вместе с ефрейтором Волошиным, усатым, кряжистым волжанином, мы затаились в снайперской засаде. Место выбрали у подбитого немецкого танка, впереди наших позиций. А надо сказать, опасное это дело. Стоит неосторожно пошевельнуться, как тебя засекут вражеские наблюдатели. И трудное... Выслеживать фашистов приходится в холод, дождь, жару. Рассвело. Лежим, наблюдаем. И вот где-то около полудня Волошин встревожено зашептал:

— Сержант, возня какая-то у мельницы! — и протянул мне бинокль. Отчетливо , будто в нескольких шагах, увидел Я разбитую снарядом мельницу. Из нее выскользнул солдат в белой накидке. Выскользнул и залег у заснеженного куста. Я потянулся было к винтовке, а потом сказал себе: «Спокойно, посмотрим, что будет дальше». Солдат же тот, осмелев, встал на колени и махнул кому-то рукой. Иди, мол, не бойся. В этакую холодину русским не до нас.

Вскоре появился еще один, низенький, толстый, в надвинутой на уши пилотке. За спиной телефонный аппарат. Эге, думаю, наблюдательный пункт у них на мельнице. Не-ет, ничего не выйдет из вашей затеи. Получайте свое! В немецких окопах всполошились. Поняли, что неподалеку засел снайпер, принялись обстреливать подозрительные места. Вокруг нас заухали мины. Пламя, грохот. Ранило меня в ногу. Волошин наложил мне повязку, но кровь сочилась и сочилась. Как быть? Пока не стемнеет, не выберешься, сразу подстрелят. Медленно тянулось время. Волошин увидел, что я мерзну, снял полушубок, укутал меня. Туговато пришлось ему в одном ватнике и маскхалате. Коченеть начал. Кто знает, как бы все обернулось, если бы не поднялась метель. Вокруг — снежная пелена. Ну и обрадовался я той метели! Слов нет, чтоб передать мою радость: уходить можно! Волошин взвалил меня на спину, взял оружие. Каждый шаг по глубокому мягкому снегу давался ему с трудом. Он спотыкался, падал и снова тащился дальше.

        Оставь меня, Коля, — попросил я. — Возьмешь ребят в помощь и тогда... Вот тогда и вернешься... Но Волошин не соглашался.

—        Эх, Дима, Дима! — укоризненно сказал. И что ты такое предлагаешь! А вдруг  гитлеровские солдаты пойдут по нашим следам? Или не найдем тебя в такую вьюгу, и ты замерзнешь? Совсем он из сил выбился, но притащил меня к своим...

Теперь Волошин уже не Коля, а Николай Васильевич, известный на всю область комбайнер. Живет он от меня за сотни километров, но каждый год 23 февраля мы обязательно встречаемся. Ведь это для нас, можно сказать, из праздников праздник, просто двойной праздник».

Академик Д. С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь.Друзья создаются в юности. Помните это! Затем становится все труднее и труднее подружиться. Помните и это».

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в троллейбусе, прийти на помощь старому человеку, даже если очень спешишь по своим делам. Все это проявление порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надежные. Друзья на всю жизнь. Такие, о которых многие мечтают.

Некоторые ребята любят командовать; требуют, чтобы товарищи прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.

7. Стихотворение А. Барто «Требуется друг»:

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: — Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: — Но ты учти —

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной —

Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: — Тысомной

Подружись хоть надень!

 Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать-

 Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

 Говорят: — Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг...

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг!

У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их.

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери,

 Ничком свалился на кровать.

 «А я-то в дружбу нашу верил!..

Но больше дружбы не бывать!

Ах, Колька, Колька —

 что ж ты это?!

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька — так несмело

Вошел с поникшей толовой:

— Прости: уж! сердишься?..

 Задело! Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: — Ну что ж!

-Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь!

                                                           

                                                                                                                             С. Погореловский

Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.

 Ученик  зачитывает  стихотворение Высоцкого «Если друг оказался вдруг…»

Мысль о том, что друзья познаются в беде,

Про сердечный огонь и про тленье

Повторял я, случалось, всегда и везде

Без особого назначенья.

Лишь однажды, упав, я увидел людей

Как со снятою кожурою:

И друзей настоящих, и мнимых друзей

       Кто словами любил, кто душою.

                                                                                       Э. Асадов

Ученики Павлышской школы (на Украине), где работал директором выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, выработали такие «Законы дружбы»:

1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе — значит, делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту — значит нравственно готовить себя к предательству.

2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба

— это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

  1. Дружба — это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
  2. Дружба и эгоизм — несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
  3. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.

6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.   '

7. Быть требовательным: к дружбе — значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Эти законы В. А. Сухомлинский считал большим нравственным достоянием детского коллектива.

«Как научиться дружить?» — этот вопрос часто задают ребята. Ответим им строками из писем таких же ребят, как они сами.

«Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше

уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба. Рая Сырцова из Ставропольского края».

«Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой. Друзья должны понимать друг друга. Люба Смирнова из г. Люберцы Московской области».

«Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную. Тогда у тебя обязательно будут друзья. Друзья на всю жизнь. Витя Самсонов из г. Киева».

Прислушайтесь к этим советам, чтобы не оказаться на месте девочки, которая прислала в редакцию такое письмо: «Помогите мне, я очень несчастна, потому что у меня нет друзей. Мне 16 лет, Я учусь в школе в IX классе, но мне кажется, что я там лишняя. Дорогая редакция, посоветуйте, что мне делать, а то я одна, совсем одна...».

Надо помогать друзьям,

Вместе с ними вырастая,

 И поверьте: сила злая

Не опасна будет вам.

Надо помогать друзьям!

             Другу помоги с душой
            И пекись, как бы о брате,
           Не для выгоды пустой
           Или выигрыша ради.
        Другу помоги с душой!

                                           О. Шестинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Интрументарий педагогической диагностики классного руководителя

Инстументарий педагогической деятельности классного руководителя 7 класса...

Диагностика классного руководителя

Особое место в работе классного рууководителя занимает диагностика  классногоколлектива....

Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»

Презентация  к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...

Презентация к выступлению на ГМО классных руководителей (из опыта работы)

Презентация иллюстрирует конспект по теме "Здоровьесберегающие технологии как ресурс образовательной среды" (из опыта работы)...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. (Из опыта работы Баюновой В.И.)

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса....

Творческий портрет классного руководителя (из опыта работы над классным самоуправлением)

Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для кла...